Научная статья на тему 'ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ'

ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРГИЙ ТРУБАЧЁВ / ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ / РИТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ануфриева Ольга Вильевна

Музыкальная интонация привносит свои законы развития тематизма, она хранит в себе генетическую память своей изначальной структуры и кристаллизует форму всего произведения. Выразительной музыкальной иллюстрацией этого явления могут послужить три духовных концерта диакона Сергия Трубачёва на тексты апостольских посланий. В складывании музыкальной композиции в одном отразились явления чисто музыкальные - там образовалась трехчастная форма; в двух концертах моделью стало напевное чтение, и в них выстроилась так называемая риторическая форма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE SACRED CONCERTS OF DEACON SERGIUS TRUBACHEV ON THE TEXTS OF THE EPISTLES

Musical intonation brings its own laws of thematic development, it keeps some genetic memory of its original structure and crystallizes the form of the whole work. Three sacred concerts of Deacon Sergius Trubachev on the texts from the Epistles may serve as an expressive musical illustration of this phenomenon. In one musical composition purely musical principles were reflects - there three-part form was established in two other concerts a liturgical recitative became a model, and they lined up a so-called rhetorical form.

Текст научной работы на тему «ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ»

© Ануфриева О. В., 2014

ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ

Музыкальная интонация привносит свои законы развития тематизма, она хранит в себе генетическую память своей изначальной структуры и кристаллизует форму всего произведения. Выразительной музыкальной иллюстрацией этого явления могут послужить три духовных концерта диакона Сергия Трубачёва на тексты апостольских посланий. В складывании музыкальной композиции в одном отразились явления чисто музыкальные - там образовалась трехчастная форма; в двух концертах моделью стало напевное чтение, и в них выстроилась так называемая риторическая форма.

Ключевые слова: Сергий Трубачёв, духовный концерт, риторическая форма, псалмодия

Хоровой духовный концерт в России развивался в рамках богослужебного пения и был связан со священными текстами псалмов или праздничной гимнографии и создавался как устойчивый трёх-четырёхчастный цикл. Переосмысление этого жанра произошло к началу XX века. Это было время открытия отечественного наследия, преемственности художественных традиций, духовных основ творчества. Особую роль сыграло появление трудов по теории и истории гомилетики, в которых прояснялось значение риторической формы для всего древнерусского искусства. В одном из них дано богословское осмысление ключевых положений поэтики «лирики» и «псалмодики» как «субъективной предельности» и «субъективной бесконечности»: «Красота в творчестве требует законченности: где красота там есть границы и есть цельность. <.. .> Субъективная бесконечность, лежащая в основе псалмодики, только одной стороной держит ум и чувство человека в пределах образности, а другой — открывает сферы безгранично возвышенные и перспективы бесконечные» [5, с. 21]. В этих размышлениях открываются интуитивные поиски глубины воплощения в творчестве чувства и мысли, внешнего и внутреннего, прекрасного и величественного. Здесь же заложены перспективы развития образа и построения формы.

Эти идеи увлекли композиторов Нового направления: «самая форма многих духовных композиций новой школы изменилась, <.> прежние «концерты» с их «пропорциями» теперь заменены псалмами в свободной форме, зависящей только от текста» [4, с. 159]. Для возрождаемого национального духовно-музыкального творчества оказалось актуальным соединение интонационного мира древних распевов, принципов сложения музыкальной ткани русской протяжной песни и конструктивных параметров гоми-

лии — проповеди. Появившиеся тогда духовные концерты и авторские богослужебные песнопения в свободной форме «музыкальных псалмов» сохранили традиционный выбор текстов из Псалтири или гимнографии. И только в конце XX века появляются музыкальные воплощения апостольских посланий, в которых получили воплощение конструктивные закономерности «лирики» и «псалмодики».

В противовес музыкальной композиции «золотого сечения», в псалмодике действует логика риторической или «смысловой» формы. Её основные этапы: обращение (почин1), основное содержание (тезис-предложение), нравственный отклик, призыв к духовному подвигу (утверждение истины). «Основой подобного построения является святоотеческий опыт проповедания слова Божия» [7], по этой же логике выделялись пе-рикопы2 Священного Писания, движение мысли в них определяет «повышающий пафос <...> который развивает в сообществе свойства соборности» [3, с. 67]. Похожие закономерности просматриваются в эпических жанрах русского фольклора, которые «"красной нитью" проходят через все жанры. Это — особые формулы зачинов <...>, величальные формулы исходов — слав» [6, с. 10].

Форма является результатом развития интонации, «кристаллизацией интонирования»: «. в опыте веков оправдавшие себя системы интонирования, несомненно, обладают имманентными свойствами формования» [1, с. 203-204]. Если в мелодике знаменного распева именно «текст способствует отысканию наиболее существенных "опорных" участков напева, естественно совпадающих с определенными усложнениями или кульминациями в рисунке напева» [2, с. 16], тем более тесной является взаимосвязь интонации и формы в напевном чтении — краткой и древнейшей разновидности распева.

На примере трёх духовных концертов диакона Сергия Трубачёва мы проследим логику развития музыкального материала и построения формы в зависимости от ориентации автора на тот или иной интонационный язык. В двух случаях истоком тематизма стало напевное чтение, а в одном — отразились явления чисто музыкальные — стилистика русской протяжной песни и отчасти западноевропейской полифонии.

В концерте «Кто ныразлучит» (Рим 8:35— 39) цельное музыкальное полотно вырастает из самого активного зерна первой темы (1-й такт), которая подтекстовывается разными строками,

при этом текст часто теряется в сложных фактурных переплетениях. Композиция строится в соединении словесной и музыкальной логики — музыка и интерпретирует текст, раскрывая его духовную и эмоциональную глубину, и развивается по законам «лирики». В теме ярко выражена стилистика русской протяжной песни, но отчетливо слышится сходство с темой из баховских «Страстей по Матфею»3. Возможно, поэтому концерт начинается как фугато — тема модулирует в тональность доминанты, определяя тональный ответ, но в нём появляются подголоски, основанные на первом мотиве темы.

С острой, как укол в сердце, синкопы («Скорбь ли») вводится новая тема, словно напоминание о предстоящих страданиях. Она переплетается с активным мотивом первой темы. Перечисление испытаний нагнетает драматическое напряжение, приводящее к первой кульминации на тревожной вопросительной интонации («или беда, или меч?»), которая после короткого

унисонного восхождения останавливается на полууменьшенном септаккорде. Прежде чем ответить на вопрос, Апостол напоминает стих псалма (Пс 43:23), а композитор выделяет ветхозаветную цитату сменой стилистики, тематического материала и фактуры: замирает движение фактуры, и на фоне строгого хорала низких голосов звучит церковная псалмодия:

Мерное речитативное звучание отображает спокойную решимость на жертвенный подвиг, и Апостол далее даёт убедительное основание этой решимости: «Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны». Тема приводит к торжественному, гимничному аккордовому звучанию, но оно затихает при упоминании Христа («Возлюбльшаго ны»). Такой приём встречается во всех трёх концертах — особое духовное чутьё композитора требует сокровенного, внутренне собранного произнесения Имени Иисусова («Братие, сие да мудрствуется»), Божественной любви («Аще языки человеческими»). И в тишине Апостол сообщает об откровении неотчуждаемой любви («известихся бо»), но само откровение победно — плотная аккордовая волна «взлетает» на октаву вверх («ни смерть, ни живот, на Ангели») и, возвращаясь, замирает в ожидании («ниже силы»).

Реприза («ни настоящая, ни грядущая») вариантная — в основной тональности возвращается тема первого раздела. Темп более подвижный, интонации темы звучат с внутренней свободой и уверенностью, в голосах появляется широкая

распевность — словно раскрывается глубокое дыхание. Однако песенная природа тематизма и приёмов его развития определила перевес музыкальных принципов формообразования — в концерте ясно ощущается сложная трехчастная форма с кодой. Кульминация приходится на начало репризы («ни высота, ни глубина»), после этих двух фраз разливается широкая песенность, в которой постепенно угасает динамика. Тихим затаённым отголоском звучит основная тема как погружение в сокровенную глубину души или прощание. Концерт посвящен памяти о. Павла Флоренского, видимо, поэтому в нём так сильно личное лирическое начало.

«Похвала любви Божией» (памяти Но-вомучеников Российских (1Кор 13:1-8, 13)). Богослужебное зачало начинается с первого стиха 13-й главы послания, но композитор окружает канонический фрагмент дополнительными строками, предпосылая песнопению расширенный почин (12:31) и завершая его эпилогом (14:1), которые поручены солирующему баритону. Стилистика церковного чтения нараспев с первых звуков создает атмосферу торжественной службы:

Музыка первого стиха перикопы следует симметричной структуре текста, состоящего из трёх элементов. Первый воплощается волевым, сурово-решительным псалмодическим речитативом с подчеркнутым унисонным звучанием и восходящей интонацией. Просветлённая, мягко закругляющаяся мелодическая волна второго элемента — «любве же не имам» — выделена дина-

микой piano, как нечто сокровенное, но именно оно является мерилом состояния души. При его отсутствии душа слышит приговор о своем ничтожестве, который неумолимо озвучивается в третьем элементе строфы с подчеркнутым обостренным пунктирным ритмом и звучанием «пустых» параллельных квинт у басов.

Музыка становится иллюстрацией внутренней жизни души: волевое усилие к правед-

Второй раздел концерта — гимн любви — замечательный художественный образ,

ности, совершаемое без любви, опрокидывается рожденный из интонаций лаврских подобнов. как волна, ударившаяся о камень, — «камень же Текст воплощается в жанре стихиры в её богослу-

есть Христос» (1Кор. 10:4).

жебном исполнении — антифонно с канонархом.

Сначала на каждую строку пения всего хора отвечает как эхо малая группа. Затем на возгласы «канонарха» — солирующего баритона с точной канонической интонацией, весь хор откликается краткими речитативными фразами. Так достигается атмосфера праздника, в кульминацию которого естественно и вдохновенно включаются

строки лаврского самоподобна 6 гласа «Ангель-ския предыдите силы».

Третий раздел — музыкальный синтез двух предыдущих. Три фразы первого стиха возвращают стилистику псалмодии в последовательно возвышающемся звучании, напоминающем манеру протодиаконского чтения с восходящим тоном.

Энергичный подъем приводит к кульминации («Ныне же пребывают вера, надежда, любовь»), в которой величественно звучат интонации лаврского пения.

В эпилоге сольная псалмодическая фраза баритона создает музыкальное обрамление всему

концерту, только если в почине речитатив солиста строился на высоте «соль» и имел минорное наклонение, то заключение закрепляет тонику си бемоль мажора, завершая в светлом победном ключе апостольский текст:

Концерт «Братие, сие да мудрствуется в вас» — последнее законченное сочинение Тру-бачёва, в котором он смог не только отразить мир интонаций канонического пения и чтения, но и создать композицию, полностью соответствующую форме гомилии.

Согласно содержанию текста в музыке можно определить четыре раздела. Первый (почин) — строгая унисонная мелодия с вариантным развитием попевки в объёме трихорда. Второй раздел («еже и во Христе Иисусе») повествует о

воплощении Христа, о Его страдании и крестной смерти. Сдержанно-суровый колорит подчеркнут частыми унисонами. На протяжении этого раздела сохраняется строгая краска натурального минора, тесное расположение, низкий и средний регистр мужских голосов, и только однажды достигается высокая тесситура на словах «не восхищением непщева». Унисоны звучат как напевная речь — назидание наставника и отражают тесноту и скорбь земного пути Богочеловека.

К-«™?■ "я. «срмнИ^

р г Г г г ==

- тн - í. (И -С Л* ЧуЯр-CTtf -CT-Í4 В Uú. И 1 ; J J J i J - ( ■ ч ■ t J J J J i ti—

Ц*Ч f Г Г Г I i — h^-r-r'-P- — ■

И - к - еу

ll-*í № |)С . pt-K fv ли ГиА,

tic nc-m-sp - нн-гн itc - пи

бы- TH pi-BÍW

i1 и ш ш 11 т

Коротким плагальным кадансом («смерти же крестныя»), как приговором, заканчивается второй раздел, оставляя низкий выдержанный тон у басов. На него наслаивается начало третьего раздела, в котором музыкальными средствами решается задача богословского толкования

текста. Низкий звук басов — это отзвук смерти, но через него происходит восхождение к новой жизни, которую открывает образ Вознесения: «Тем же и Бог Его превознесе»: как шествие по облакам звучат параллельные трезвучия у теноров и баритонов.

Активное движение голосов на crescendo, впервые открывающее мажорную краску, с предощущением радости устремляется вперёд, к кульминации, но автор останавливает его ремаркой «тихо, благоговейно». На piano в полноте диапазона мужского хора фраза «да о Имени Иисусове» звучит как молитва в тишине сердца. Композитор интонирует каждую мысль: так на слове «поклонится» появляется распевный, «кла-

няющийся мотив», после чего верхние голоса взлетают ввысь («небесных и земных»), словно освободившись от земного притяжения, а отпустившие их басы вступают на словах «и преисподних».

В заключительном разделе произведения («И всяк язык исповесть») музыка постепенно приходит к торжественному плотному аккордовому звучанию. Еще раз с произнесением свя-

щенного Имени повторится ситуация смыслового динамического контраста, когда «Яко Господь» — на /, а «Иисус Христос» — с ремаркой «мягче, тише». Финальное кульминационное славление утверждает вселенское ликование в стилистике победоносного лаврского пения.

Музыкальная интонация привносит свои законы развития и складывания материала, сложившиеся в свойственных ей жанрах и формах, то есть сохраняет в себе некую генетическую память своей изначальной структуры. И поэтому художественный образ, с которым интонация родилась и окрепла, неизбежно оставляет свой отпечаток на воплощении любого текста. Так в музыкально-поэтическом произведении при соединении текста и музыки, имеющих различные смысловые истоки, музыкальное начало начинает преобладать над словесным, по-своему интерпретируя содержание и изменяя его композицию. При сохранении единства мысли и её интонирования возникает более органичный художественный результат, и музыка служит более глубокому раскрытию содержания и структуры текста.

Примечания

1 Почйн — обращение или краткая фраза, предваряющая чтение, например, «Братие», «Во время оно».

2 Перикопа, или зачало — фрагмент текста Священного Писания, назначенный к чтению на богослужении.

3 Ария тенора № 26 «Ich will bei meinem Jesu wachen».

Литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. 379 с.

2. Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVII веков. Л.; М., 1949. 102 с.

3. Волков А. А. Курс русской риторики М.: Издательство храма св. мц. Татианы, 2001. 336 с.

4. Никольский А. В. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки // Русская духовная музыка в документах и материалах: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 156-160.

5. Попов А. В. Православные русские акафисты. М.: Изд-во Моск. Патриархии РПЦ, 2013. 656 с.

6. Татаринова Т. Л. Язык повествовательных жанров русского музыкального фольклора // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. №2 (12). С. 10-16.

7. Феодосий (Бильченко) еп. Полоцкий и Глу-бокский. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Автореф. дисс. на соиск. ст. докт. богословия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minds .by/academy/trudy/2/tr2_2. html.

© Медведева Ю. П., 2014

ОПЕРНАЯ СЮЖЕТИКА: К ПРОБЛЕМЕ СПЕЦИФИКИ И ТИПОЛОГИИ

В числе специфических качеств оперных сюжетов в статье выделяются ориентированность на показ человека в поворотный момент его судьбы, наличие ситуаций лирического самовыражения героев, условность происходящего. Автор также предлагает оригинальную классификацию оперных сюжетов.

Ключевые слова: оперный сюжет, мифология, историческая опера, комическая опера

В сознании слушателей по сей день существует представление об «оперных» и «неоперных» сюжетах — представление, опирающееся на сюжетные стереотипы, сложившиеся за четыре века жизни оперного жанра. Из всего многообразия сюжетов в качестве специфически «оперных» выделяются те, которые были многократно и художественно убедительно воплощены: по-видимому, именно они в наибольшей степени отвечают особенностям этого жанра.

Попытки выявить характерные для оперы типы сюжетов не раз предпринимались и самими композиторами (Глюк, Вагнер, Верди, Бузони, Чайковский и т. д.), и музыковедами-исследователями (среди относительно недавних работ, так или иначе затрагивающих эту проблему, назовём, в частности, работы К. Дальхауза, Р. Донингтона, Л. Кириллиной, А. Порфирьевой, Б. Егоровой). И всё же общепринятой и всеобъемлющей типологии оперных сюжетов в настоящее время не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.