Научная статья на тему 'ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХРАМ: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В с. СВИНЬИНО ГАЛИЧСКОГО РАЙОНА, КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХРАМ: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В с. СВИНЬИНО ГАЛИЧСКОГО РАЙОНА, КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
377
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
село Свиньино Галичского района / Костромской области / треугольный храм / архитектура / стеновая живопись / village Svinyno / Galichsky district / Kostroma region / three-cornered temple / architecture / wall painting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жигалов Михаил Иванович

Настоящая статья посвящена описанию истории, архитектуры и стеновой живописи храма Рождества Христова с. Свиньино, Галичского района, Костромской области. Его архитектурной особенностью является крайне нестандартная для храмового строительства форма: в своем основании церковь устроена в форме равностороннего треугольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-CORNERED TEMPLE: CHURCH OF THE NATIVITY IN V. SVYNINO GALICH DISTRICT KOSTROMA REGION

This article is devoted to the history, the description of the architecture and wall painting of the Church of the Nativity of the village Svinino of Galich district of the Kostroma region. Its architectural peculiarity is an extremely non-standard form of a temple construction: because of its foundation this church has a form of an equilateral triangle.

Текст научной работы на тему «ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХРАМ: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В с. СВИНЬИНО ГАЛИЧСКОГО РАЙОНА, КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 726.1:281.93

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10209

Жигалов Михаил Иванович, помощник ректора, преподаватель Костромской духовной семинарии e-mail: brfhec2@yandex.ru

ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХРАМ: ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В с. СВИНЬИНО ГАЛИЧСКОГО РАЙОНА, КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящая статья посвящена описанию истории, архитектуры и стеновой живописи храма Рождества Христова с. Свиньино, Галичского района, Костромской области. Его архитектурной особенностью является крайне нестандартная для храмового строительства форма: в своем основании церковь устроена в форме равностороннего треугольника.

Ключевые слова: село Свиньино Галичского района, Костромской области, треугольный храм, архитектура, стеновая живопись. Цитирование: Жигалов М.И. Треугольный храм: церковь Рождества Христова в с. Свиньино Галичского района, Костромской области // Ипатьевский вестник. - 2020. - №2. - С. 122-136.

«В эти камни, в эти колоколенки эти наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни».

А.И. Солженицын

В Центральной России в наши дни есть много мест, где раньше жили люди. Они работали, воспитывали детей, облагораживали свою землю. Сегодня многие села ушли в небытие, и единственное, что напоминает современному человеку о том, что здесь было село или деревня, - это сохранившиеся строения. Доминантой любого дореволюционного города или села всегда был храм, а иногда целый храмовый комплекс. Одним из таких мест является село Свиньино Галичского района Костромской области, в котором стоит уникальный по архитектуре Христо-Рождественский храм.

Село Свиньино по современному административному делению относится к Лопаревскому сельскому поселению Галичского района Костромской

области. В XVII в. село упоминается в составе Тушебина стана Галичского уез-

Михаил Иванович Жигалов

да1. Село получило название по фамилии галичских столбовых дворян Сви-ньиных, которым оно и принадлежало. Род Свиньиных древний, известен с конца XVI века2. Так в 1545 г. в жалованной грамоте Ивана IV упоминаются Василий и Иван - два сына Карандашева, которым царь пожаловал несколько деревень в Тушебином стане. «Се аз князь великий Иван Васильевич, всеа Руси и пожаловал есми Восука да и Ивана Ивановых детей Карандашевых, что мне били челом и сказывали, что де у них в Галичском уезде в Тушеби-не стану... на те-де деревни... была у них отца нашего великого князя Василия жалованная грамота и тое-де у них грамоту взяли казанские татаровя и деревни их воевали и в полон поймали»3. Отмечается, что данный документ хранится при родословной росписи Свиньиных. В Х^Ш-Х1Х веках одна из ветвей разросшегося рода Свиньиных владела имением Ефремово в Галичском уезде, но жила в основном в Петербурге. К этой ветви принадлежали братья Пётр Петрович (1784-1841), тайный советник, сенатор, и Павел Петрович (1787-1839), русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ прото-славянофильских убеждений, собиратель русских древностей, первый издатель журнала «Отечественные записки». Примечательно, что уже обедневший род Свиньиных упоминается Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» в диалоге Чичикова и Коробочки:

— По крайней мере знаете Манилова? — сказал Чичиков.

— А кто таков Манилов?

— Помещик, матушка.

— Нет, не слыхивала, нет такого помещика.

— Какие же есть?

— Бобров, Свиньин, Канапатьев, Харпакин, Трепакин, Плешаков.

— Богатые люди или нет?

— Нет, отец, богатьх слишком нет. У кого двадцать душ, у кого тридцать, а таких, чтоб по сотне, таких нет.

Чичиков заметил, что он заехал в порядочную глушь4.

* * *

Одно из первых упоминаний еще о деревянной церкви Рождества Христова в с. Свиньино связано с уплатой дани в патриаршую казну шестнадцати алтын: «... на нынешний 136 г. деньги взято...»5. Из указанной даты, 136 г., очевидно следует, что речь идет о 7136 годе от сотворения мира. Таким об-

1 Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географическо-го словаря Костромской губернии. 1909 г. - С. 51.

2 Калинин Т. Г. О происхождении фамилии Свиньин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - С. 6. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/175007.htm.

3 Акты XIII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества / собр. и изд. Александр Юшков. Ч. 1. - С. 125-126.

4 Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Правда, 1979. - С.41.

5 См.: Холмогоров В. И., прот. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. - С. 48.

разом, путем вычитания известного числа 5508, мы получим, что в 1628 году приход храма села Свиньино уже был действующим и платил дань. Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. также сохранила данные об уплате этим приходом «дани шестнатцать алтын, десятильничих и заезда гривна. И марта в 16 день те деньги взято. Платил десятильник Иван Мядынцов»1. Также сохранились данные об упоминании уплаты дани за 150 (1642), 164 (1656), 184 (1676) и 200 (1692) года2.

В начале XVIII в. на месте старой строится новая деревянная церковь, о чем сохранился документ, который датируется 7 марта 1711 года. Отставной дворянин Василий Ермолаев-Головин в Патриарший Казенный приказ написал письмо следующего содержания: «в прошлом 710 г. (1710 г. - прим. автора) по государеву указу и по благословению преосв. Стефана митр. Ря-занскаго и Муромскаго3, а по моему челобитью и по благословенной грамоте в Галиц. уезде в Тушебине стану в селе Свиньине по обещанию моему построил я церковь приходску во имя Рождества Христова теплую древянную на том же старом церковном месте, и та церковь построена и ко освящению изготовлена, и прошу тоя вышеписанную церковь освятить г. Галича соборному протопопу Иоанну Григорьеву и дать антиминс и о священии тоя церкви к нему протопопу дать освященную грамоту.» 12 апреля 1711 года для нового храма «взял антиминс поп Григорий Виноградов»4. Известно, что в 1723 году приход насчитывал 40 дворов.

В последней четверти XVIII в. село перешло к их родственникам Антипу Федоровичу Булгакову и его жене, имевших здесь усадьбу. В переписи 1780 г. значится: «Село Свиньино с сельцом Горенки (Гора тож) Антипа Федоровича Булгакова, жены его урожденной Ларионовой, в селе 12 дворов. Село по обеим сторонам большой Чухломской дороги, в нем две деревянные церкви во имя Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. Сельцо (усадьба) на суходоле, господский дом деревянный»5. В 1823 году на месте деревянной церкви Рождества Христова на средства прихожан и дворянина Якова Антиповича Булгакова будет построен новый каменный храм, в один из приделов которого был перенесен престол из вышеупомянутого деревянного Никольского храма.

* * *

В издании 1863 г. «Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии», составленном клириком Кафедрального Успенского собора г. Костромы протоиереем Иоанном Стефановичем Беляевым, о Хрис-то-Рождественском храме села Свиньино дается следующая историческая справка:

1 Устинова И.А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 6. // Вестник церковной истории . - 2016. - № 3-4 (43-44). - С. 29.

2 См.: Холмогоров В. И. Указ соч. - С. 48-49.

3 Речь идет о митрополите Стефане Яворском, который в то время был местоблюстителем Патриаршего престола.

4 См.: Холмогоров В. И. Указ соч. - С. 48-49.

5 Цит. по: Степановский сельский совет. [Электронный ресурс]. - URL: http://bekishev.ru/ belorukov/derevni/galich/86.php

Фото 1. Вид с юго-востока. Фасад храма.

«Каменная, без колокольни, построена 1823 года, попечением и иждивением г. Иакова Антонова Булгакова.

Престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь: Божией Матери, празднования Ея Успения, Святителя Николая и преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца.

Причта по штату положено: священник и дьячок, и сверх штата пономарь.

Жалованья штатному причту 96 рублей.

Земли 33 десят. План и межевая книга хранятся при церкви на одну третью часть земли, а остальное количество оной значится на общем плане с смежными владельцами. Прихожан муж. Пола 286, жен. 334, дворов 88. В приходе селений 10, на 7 верстах от церкви; препятствий к сообщению нет. Георгиевская церковь, что на Мостище, в 2, и Николаевская, села Ваганова, в 6 верстах. От Костромы 133 версты»1.

В более позднем издании (1911 г.), составленном преподавателем Костромской духовной семинарии Иваном Васильевичем Баженовым Христо-Рождественская церковь с. Свиньино описывается так: «зданием каменная; построена в 1823 г. на средства двор. Иакова Антонова Булгакова и прихожан; колокольня каменная построена в 1875 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в полуверсте от церкви, окопано рвом и обнесено

1 Беляев И.С, прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству. - СПб, 1863. - С. 102-103

Фото 2. Вид с востока на главный алтарь.

деревянной изгородью. Престолов 3: а) в честь Рождества Христова, б) Успения Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца и преп. Пафнутия, Боровского чудотворца. Достопримечательность церкви - крест с частями св. мощей 27 Киево-печерских угодников Божьих. Расстояние от Костромы 130 в., от Галича. 16 в. Ближайшие церкви: Троицкая, что на Мо-стище в 2 в. и Благовещенская с Ваганова в 5 в»1.

Христо-Рождественская церковь как и многие православные храмы, была закрыта не позднее 1930-х. По всей видимости, тогда же была уничтожена колокольня. Сегодня храмовое здание, частично ру-инированное, стоит заброшенным в полностью обезлюдевшем селе Свиньино (см. фото 1, 2, 3, 4).

Сохранившееся до наших дней храмовое здание во имя Рождества Христова имеет оригинальное, не свойственное церковной архитектуре решение. В своем основании церковь устроена в форме равностороннего треугольника со скругленными углами, в который вписана ротонда (см. рис. 1, фото 5). Следует отметить, что треугольные храмы они достаточно редкое явление2.

Рис. 1. Схема Христо-Рождественского храма

1 Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. -Кострома, 1911. - С. 110.

2 Нам известны: а) церковь Воскресения в с. Ва-луево Чухломского р-на, 1803-08; б) церковь Николая Чудотворца в с. Затока Галичского р-на, 1809;

в) церковь Спаса Нерукотворного в с. Кинтаново Любимского р-на Ярославской обл., 1809;

г) церковь Владимирской иконы Божьей Матери, ус. Виноградово Московской обл., 17721777 гг., - самый ранний известный треугольный храм; д) церковь Святой Троицы, д. Большая Своротва Барановичского р-на Брестской обл. Республики Беларусь.

Фото 3. Вид с юго-востока. Фасад храма.

Фото 4. Вид с юго-запада.

Фото 5. Спутниковая карта Яндекс.

Фото 6. Вид на окрестность из дверей храма. 2015г.

Существующий храм построен в стиле классицизма, отличительной чертой которого является четкость геометрии и простота форм. Также в архитектуре храма прослеживаются элементы русского псевдоготического стиля. Храм стоит на открытом месте, на вершине холма, откуда открывается широкий обзор окрестностей (см. фото 6).

Храм стоит на довольно высоком гладком основании (цоколе), в котором со всех сторон прорезаны маленькие прямоугольные вентиляционные проемы - продухи, оформленные вдавленными рамками. Центральная ротонда завершается куполом, который увенчан маленькой главкой на цилиндрическом барабане, служит завершением всего храма. В скругленные углы храма также вписаны ротонды, а точнее полуротонды, имеющие пониженный объем. В них располагались алтарь и приделы, которые также были отмечены главками. На сегодняшний день сохранился лишь купол центральной ротонды, все угловые своды обрушились. Примечательно, что в одной из угловых полуротонд лежит упавшая главка (купол) с элементами свода и кровли (см. фото 7, 8). Фотографии храма 1999 года свидетельствуют, что этот купол еще находился на месте1. Три основных фасада храма имеют элементы (ризолиты),

1 Памятники архитектуры Костромской области: город Галич и Галичский район. - Кострома, 2001. - Вып. 3. - С. 341.

выступающие за основную линию фасада и идущую во всю высоту здания, и завершены пологими треугольными фронтонами. Каждая из трех сторон храма имеет свой вход, который располагается напротив центрального алтаря или придела. Каждый вход украшен двумя колоннами. Все фасады имеют по одному окну и по одному фальш-окну с каждый стороны от входа. В противоположность фасадам стены угловых полуротонд гладкие, имеют по 3 окна. Стены венчающего храм ротондального объема прорезаны чередующимися между собой прямоугольными и тройными итальянскими окнами (последние по оси основных фасадов) (см. фото 1).

Обозрев храм и убедившись в его треугольной форме, путешественник или исследователь, зайдя внутрь, сразу поймает себя на мысли, что основной внутренний объем храма представляет собой круг -ротонду. Сохранившаяся на стенах клеевая живопись в стиле классицизма выполнена в 1-й пол. 19 в. и прописана маслом во 2-й пол. того же столетия. Каждую из арок-проходов ротонды обрамляют темно-синие колонны с капителями, поддерживающие рисованный кар-

Фото 7. Купол на алтаре храма, фото 2015 г.

Фото 8. Крест с купола, 2003 г.

низ (см. фото 9). В широком поясе между карнизом и окнами ротонды в тонких рисованных рамках, помещены сцены, иллюстрирующие притчу о Страшном Суде: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). В каждом сюжете главным героем становится Сам Иисус Христос. Авторы живописи словно напоминают слова Господа: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40) (см. фото 1013). Сюжетные композиции чередуются с живописными вертикальными восьмигранными

филенками с орнаментом. Между окон ротонды написаны ангелы, в своде в облаках были изображены херувимы и Бог Отец. В колорите росписей преобладают коричнево-сиреневатые тона1 (см. фото 14, 15).

Фото 9. Элементы живописи, 2015.

В заключение настоящей статьи следует сказать несколько слов о символике треугольника в христианстве. Если вновь присмотреться к схеме храма, то вписанный круг в треугольник напомнит достаточно известный символ -Око Провидения - аллегорическое изображение, символизирующее Всеведение Божие. Знак является символом, имеющим свое начало в христианской иконографии, показывая глаз, окруженный лучами от света или славы, и, как правило, заключен в треугольник. Он представляет собой око Божее, наблюдающее за человечеством. Око Провидения символизирует и Святую Троицу. Такое изображение использовалось в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца.

В конце XVII века «Око Провидения» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования

1 Памятники архитектуры Костромской области: город Галич и Галичский район. - Кострома, 2001. - Вып. 3. - С. 340-341.

Фото 10, 11. Фрески на притчу о Страшном Суде, 2003.

Александра I1. Кстати сказать, именно в эпоху царствования императора Александра I был построен Христо-Рожденствен-ский храм в с. Свиньино.

«Используют этот знак и масоны, называя его Оком Великого Архитектора вселенной (правда, под этим наименованием разумеется не Библейский Бог - Творец, а некое «абстрактное божество», по некоторым толкованиям - просто диавол)»2.

Фото 12, 13. Фрески на притчу о Страшном Суде, 2003.

Марченко Д. Как отноститься к "масонской символике" в православных храмах [Электронный ресурс]. - URL: https://pravlife.org/ru/ content/kak-otnositsya-k-masonskoy-simvolike-v-pravoslavnyh-hramah Глаз в треугольнике на верху креста // Форум сайта "Азбука.ру" [Электронный ресурс]. - URL: https:// azbyka.ru/forum/threads/glaz-v-treugolnike-na-verxu-kresta.5841/

Фото 14. Под куполом, 2015.

Почему именно такое необычное архитектурное решение для храма принял дворянин И. А. Булгаков, которому в те годы принадлежало село? Вариантов может быть всего два. Первая версия - мода. Поскольку символ «Всевидящее око» тогда был крайне популярен в России, у строителя и возникла идея постройки храма в таком нетрадиционном исполнении. Вторая версия - возможная принадлежность И. А. Булгакова к масонству. Действительно, в первой половине XIX в. в России были популярны различные мистические движения1, среди которых несомненно было и масонство, деятельность которого и сегодня покрыта

1 Знаменский П.В., прот. История Русской Церкви. - М., 2002. - С. 324-325.

Фото 15. Арка, 2003.

ореолом таинственности. Однако, эти движения изначально воспринимались как общества хранителей учения Христова, или даже саму Церковь признавали за центр таких обществ1, позднее это было широко распространено в русском обществе. И, конечно, увлекаясь мистическими идеями, в рядах таких обществ оказывалось и много православных. Какая из этих версий несет в себе истину, мы не знаем, и, наверное, никогда не узнаем, т.к. реальных свидетелей давно нет в живых, души их призвал к себе Бог.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты ХШ-ХУП вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества / собр. и изд. Александр Юшков. Ч. 1. - 416 с.

2. Арсеньев В.С. Воспоминания и дневник. - СПб, 2005. - 568 с.

3. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. - 407 с.

4. Беляев И.С., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству. - СПб, 1863. - 358 с.

5. Глаз в треугольнике на верху креста // Форум сайта «Азбука.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/forum/threads/ glaz-v-treugolnike-na-verxu-kresta.5841/

6. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Правда, 1979. - 360 с.

7. Знаменский П.В., прот. История Русской Церкви. - М., 2002. - 456 с.

8. Калинин Т. Г. О происхождении фамилии Свиньин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/175007.htm.

9 Марченко Д. Как отноститься к «масонской символике» в православных храмах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravlife.org/ru/ content/kak-otnositsya-k-masonskoy-simvolike-v-pravoslavnyh-hramah

10. Памятники архитектуры Костромской области: город Галич и Галич-ский район. - Кострома, 2001. - Вып. 3. - 400 с.

11. Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии. - 1909 г. - 84 с.

12. Степановский сельский совет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bekishev.ru/belorukov/derevni/galich/86.php

13. Устинова И.А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 6. // Вестник церковной истории . - 2016. - № 3-4 (4344). - С. 28-100.

14. Холмогоров В. И., прот. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. - Кострома, 1895. - 404 с.

1 См: Арсеньев В.С. Воспоминания и дневник. - СПб, 2005. - С. 273, 304.

Zhigalov Mikhail Ivanovich, assistant rector, teacher of the Kostroma Theological Seminary e-mail: brfhec2@yandex.ru

THREE-CORNERED TEMPLE: CHURCH OF THE NATIVITY IN V. SVYNINO GALICH DISTRICT KOSTROMA REGION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted to the history, the description of the architecture and wall painting of the Church of the Nativity of the village Svinino of Galich district of the Kostroma region. Its architectural peculiarity is an extremely non-standard form of a temple construction: because of its foundation this church has a form of an equilateral triangle.

Key words: village Svinyno, Galichsky district, Kostroma region, three-cornered temple, architecture, wall painting.

Citation: Zhigalov M.I. Three-cornered temple: Church of the Nativity in v. Svinino, Galich district, Kostroma region // Ipatievsky vestnik. - 2020. -№. 2. - P. 122-136.

REFERENCES

1. Akty XIII-XVII vv., predstavlenniye v Razryadniy prikaz predstavitelyam I sluzhilykh family posle otmeny mestnichestva [Acts of the XIII - XVII centuries. Represented in the Order by representatives of service names after the abolition of parochialism] / sobr.iizd. Aleksandr Yushkov. CH. 1. - 416 s.

2. Arsen'yev V.S. Vospominaniya i dnevnik [Memories and diary]. - SPb, 2005. - 568 s.

3. Bazhenov I.V. Kratkiye statisticheskiye svedeniya o prikhodskikh tserk-vakh Kostromskoy yeparkhii [Brief statistical information about the parish churches of the Kostroma diocese]. - Kostroma, 1911. - 407 s.

4. Belyayev I.S, prot. Statisticheskoye opisaniye soborov i tserkvey Kostromskoy yeparkhii, sostavlennoye na osnovanii podlinnykh svedeniy, imeyushchikhsya po dukhovnomu vedomstvu [A statistical description of the cathedrals and churches of the Kostroma diocese, compiled on the basis of genuine information available from the spiritual department]. - SPb, 1863. - 358 s.

5. Glaz v treugol'nike na verkhu kresta [The eye in the triangle at the top of the cross] // Forum sayta «Azbuka.ru» [Elektronny resurs]. - Rezhimdostupa: https://azbyka.ru/forum/threads/glaz-v-treugolnike-na-verxu-kresta.5841/

6. Gogol' N.V. Mertvyye dushi [Dead Souls]. - M.: Pravda, 1979. - 360 s.

7. Znamenskiy P.V., prot. Istoriya Russkoy Tserkvi [History of the Russian Church]. - M., 2002. - 456 s.

8. Kalinin T. G. O proiskhozhdenii familii Svin'in [On the origin of the surname Svinin] // Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal «Kontsept». - 2017. -№ 9 [Elektronnyyresurs]. - Rezhimdostupa: http://e-koncept.ru/2017/175007.htm.

9. Marchenko D. Kakotnostit'sya k «masonskoy simvolike» v pravoslavnykh khramakh [How to relate to the «Masonic symbolism» in Orthodox churches] [Ele-

ktronnyresurs]. - Rezhimdostupa: https://pravlife.org/ru/content/kak-otnosit-sya-k-masonskoy-simvolike-v-pravoslavnyh-hramah

10. Pamyatniki arkhitektury Kostromskoy oblasti: gorod Galich i Galichskiy rayon [Monuments of architecture of the Kostroma region: the city of Galich and the Galich district]. - Kostroma, 2001. - Vyp. 3. - 400 s.

11. Starinniye volosti i stany v Kostromskoy storone. Materialy dlya istoriko-geograficheskogo slovarya Kostromskoy gubernii [Ancient volosts and camps in the Kostroma region. Materials for the historical and geographical dictionary of the Kostroma province].- 1909 g. - 84 s.

12. Stepanovskiy sel'skiy sovet [Stepanovsky village council]. [Elektronny-yresurs]. - Rezhimdostupa: http://bekishev.ru/belorukov/derevni/galich/86.php

13. Ustinova I.A. Deloproizvodstvenniye dokumenty Patriarshikh prika-zov 1-oi poloviny XVII v.: Prikhodnaya kniga Patriarshego Kazennogo prikaza 1640/41 g. Chast' 6 [Clerical documents of the Patriarchal orders of the 1st half of the 17th century: Parish book of the Patriarchal Treasury order 1640/41 Part 6.]. // Vestnik tserkovnoy istorii . - 2016. - № 3-4 (43-44). - S. 28-100.

14. Kholmogorov V. I., prot. Materialy dlya istorii Kostromskoy yeparkhii. Vyp. 1: Galichskaya desyatina s prigorody Soligalichem, Sudayem, Unzheyu, Ko-logrivom, Parfen'yevym i Chukhlomoyu zhilykh dannykh tserkvey 1628-1710 i 1722-1746 gg [Materials for the history of the Kostroma diocese. Vol. 1: Galich tithing from the suburbs Soligalich, Suday, Unzha, Kologriv, Parfenyevo and Chukhloma residential data churches 1628-1710 and 1722-1746]. - Kostroma, 1895. - 404 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.