Научная статья на тему 'Третья Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморазвития человека»'

Третья Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморазвития человека» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третья Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморазвития человека»»

Научная жизнь

оказывать содействие в организации и проведении различных молодежных творческих конкурсов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, работе школьных музеев и инициативам, направленным на увековечивание памяти об участниках войны.

5. Результаты работы конференции отразить в средствах массовой информации и научных периодических изданиях.

По итогам конференции издан сборник материалов.

А. В. Сергеев, кандидат исторических наук,

доцент по кафедре отечественной истории, декан исторического факультета ВятГГУ

ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

5-7 декабря 2011 г. на факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета прошла третья Всероссийская научная конференция с международным участием, направленная на обсуждение существующих и поиск новых подходов к решению актуальных проблем психологии саморазвития человека. Инициатором проведения конференции выступила кафедра практической психологии ВятГГУ. В работе программного комитета конференции приняли участие профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. Ф. Петренко; зав. кафедрой общей и клинической психологии Пермского государственного университета, профессор Е. В. Левченко; директор института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета, профессор В. Г. Маралов; доцент кафедры юридической психологии Минского института управления Е. И. Комкова; ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова О. В. Митина; доцент кафедры общей и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы М. А. Щукина.

С приветствиями к участникам конференции обратились проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, профессор Ю. А. Балыбер-дин и декан факультета психологии, доцент Е. Е. Рудницкая.

На пленарном заседании конференции с докладами выступили А. Ф. Корниенко (г. Казань) - «Процессы сознания и осознавания как основа саморазвития человека», Н. А. Низовских (г. Киров) - «Психосемантический подход в ис-

следовании саморазвития человека», О. В. Митина (г. Москва) - «Саморегуляция личности в исследованиях Юлиуса Куля», Л. А. Мосунова (г. Киров) - «Роль смыслового чтения в саморазвитии личности», Э. В. Бушкова-Шиклина (г. Киров) - «Ценностные индикаторы личности руководителя».

Значимым событием в ходе проведения конференции стала актовая лекция крупнейшего отечественного специалиста в области психологии личности, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова Д. А. Леонтьева на тему «Личностное измерение развития», которая привлекла внимание не только участников конференции, но и многих преподавателей, аспирантов, студентов ВятГГУ и других вузов. Центральная идея лекции заключалась в том, что именно «личностное измерение» развития, несводимое ни к биологической, ни к социальной линиям, предоставляет человеку возможность самосовершенствоваться, жить своей жизнью, состояться. Обсуждение поднятых в лекции вопросов продолжилось на круглом столе с участием Д. А. Леонтьева.

Второй день конференции был представлен работой двух секций: «Саморазвитие на этапах взросления личности, в становлении и развитии профессионала» [доклады: С. В. Кудинова (Киров), А. В. Мозговая (Киров), А. А. Ожегина (Киров), Ю. Л. Скорнякова (Киров), В. А. Ясная (Москва); заочные участники: О. А. Белобрыки-на (Новосибирск), А. А. Бирюк (Киев), О. В. Бо-родачева (Тула), И. В. Иванова (Благовещенск), С. А. Минюрова (Екатеринбург), О. Л. Подлиня-ев (Иркутск), Ю. Е. Сорокина (Тула), М. А. Щукина (Санкт-Петербург)]; «Содействие саморазвитию человека в психологической и образовательной практике» [доклады: М. В. Волков (Киров), О. В. Митина (Москва), Е. А. Ронжин (Киров), В. А. Шиляев (Киров); заочные участники: Е. В. Базарова (Самара), С. М. Буянова (Тула), Е. И. Комкова (Минск), Н. В. Якушова, Б. Ф. Га-ряне (Елгава, Рига), А. И. Горбунова (Ташкент)].

Актовым мероприятием второго дня работы конференции стала лекция ведущего научного сотрудника факультета психологии МГУ, заведующей лабораторией количественной психологии факультета информационных технологий МГППИ О. В. Митиной, в ходе которой слушатели имели возможность познакомиться с проблемой анализа модераторов и медиаторов в исследовании личности, осмыслить и усвоить положение о том, что при проведении корреляционных и других исследований следует применять методы математического анализа, позволяющие учитывать факторы, оказывающие опосредованное влияние на исследуемые свойства личности.

С актуальными психотехниками личностного саморазвития участники конференции полу-

чили возможность познакомиться в трех психологических мастерских: «Самопознание средствами мозартики» (Н. Н. Ершова, В. И. Лыско-ва), «Самопринятие как личностный ресурс» (Е. П. Киселева), «Управление временем жизни» (Е. Н. Клейн).

В третий, заключительный, день работы конференции состоялся семинар на тему «Сознание и саморазвитие», который проходил с участием доцента кафедры общей психологии факультета педагогики и психологии Академии социального образования А. Ф. Корниенко (Казань). Оживленная дискуссия, развернувшаяся в ходе семинара, еще раз позволила убедиться в том, что в понимании роли сознания в саморазвитии еще

очень много нерешенных вопросов, настоятельно требующих исследования.

Конференция завершилась подведением итогов, был сделан вывод о том, что проблемы психологии саморазвития человека в условиях современной социокультурной ситуации являются актуальными, имеют практическую значимость и требуют дальнейшего исследования.

Н. А. Низовских, доктор психологических наук, доцент по кафедре практической психологии

ВятГГУ,

Е. П. Киселева, кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии

ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.