Научная статья на тему 'ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ТОЧКИ И ШТРИХИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДА И ВУЗА. ИНТЕРВЬЮ'

ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ТОЧКИ И ШТРИХИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДА И ВУЗА. ИНТЕРВЬЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чуйкина Софья Александровна, Клюев Алексей Константинович, Егорова Анастасия Алексеевна, Петрова Лариса Евгеньевна, Ефремова Екатерина Алексеевна

Избегая риторики патриотизма и третьей миссии, университеты работают с локальным бизнесом, влияют на территорию. Как экономический агент, университет создает рабочие места, социализирует уязвимые группы обучающихся. Самим фактом децентрализации, интервенции в жилые или индустриальные пространства, на окраины городов образовательные институции меняют человеческий капитал местных жителей, реализуют региональную политику. Умная среда - атрибут университетов - может становиться источником изменений в городском партнерстве. Но установка на открытость, практические результаты деятельности, амбиции стать центром социокультурного развития вызывает сопротивление тех, кто придерживается классической версии университета. Имеется риск излишней формализации, если третья (или четвертая, пятая) миссия университета - влияние на общество, работа с окружающей территорией - будет формально обозначена, а это повлечет за собой ряд бюрократических процедур. Пока же не только университетская клиника, но и экологическая ферма, виноградник и крафтовое вино осмысляются как возможные формы университетского локального бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чуйкина Софья Александровна, Клюев Алексей Константинович, Егорова Анастасия Алексеевна, Петрова Лариса Евгеньевна, Ефремова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ТОЧКИ И ШТРИХИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДА И ВУЗА. ИНТЕРВЬЮ»

ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА:

Ттши и щм/шм

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Чуйкина Софья Александровна

Университет Париж 8 (93526, Франция, Сен-Дени, ул. Либерте, 2) и sofia.tchouikina@gmail.com Клюев Алексей Константинович Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) и a.k.kluev@urfu.ru Егорова Анастасия Алексеевна Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и egorova.eaca@gmail.com Петрова Лариса Евгеньевна Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и petrova@eaca.ru Ефремова Екатерина Алексеевна Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и trankusha1984@gmail.com

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чуйкина С.А., Клюев А.К., Егорова А.А., Петрова Л.Е., Ефремова Е.А. Третья миссия университета: точки и штрихи взаимодействия города и вуза // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 96-101.

Французская и российская практики совместного развития городского пространства властями, вузами и сообществами

Избегая риторики патриотизма и третьей миссии, университеты работают с локальным бизнесом, влияют на территорию. Как экономический агент, университет создает рабочие места, социализирует уязвимые группы обучающихся. Самим фактом децентрализации, интервенции в жилые или индустриальные пространства, на окраины городов образовательные институции меняют человеческий капитал местных жителей, реализуют, регионалъную политику.

Умная среда - атрибут университетов - может становиться источником изменений в городском партнерстве. По установка на открытость, практические результаты деятельности, амбиции стать центром социокультурного развития вызывает сопротивление тех, кто придерживается классической версии университета. Имеется риск излишней формализации, если третья (или четвертая, пятая) миссия университета - влияние на общество, работа с окружающей территорией - будет формально обозначена, а это повлечет за собой ряд бюрократических процедур.

Пока же не только университетская клиника, но и экологическая ферма, виноградник и крафто-вое вино осмысляются как возможные формы университетского локального бизнеса.

Ф

Софья Чуйкина,

кандидат социологических наук, доцент кафедры славистики университета Париж VIII Венсен-Сен-Дени.

Лариса Петрова: Софья, симпозиум, который мы проводим, называется «Городской патриотизм». С 2012 года вы работаете в Университете Париж 8 (на фото внизу. — Прим. ред.), который находится в регионе Иль-де-Франс. В этом районе много веселой, активной университетской молодежи. Одним своим видом она формирует имидж территории. Но есть ли в университетах Франции программы реализации своей «третьей миссии» - полноценного соучастия в жизни местного сообщества?

Софья Чуйкина: Знаете, во Франции крайне редко используют формулировку «третья миссия» применительно к университету. До и слово «патриотизм», между прочим, считается у французов сильно устаревшим и тесно ассоциируется с понятием «консерватизм». Но это, разумеется, не значит, что у граждан нет любви к родным краям, а университетам «до лампочки», где они находятся и что их окружает. Мы используем ряд других

слов, характеризующих городское пространство: «приятное», «увлекающее», «возбуждающее». Часто мы делаем акцент на том, каким образом мы себя в этом пространстве чувствуем. Но возвращаюсь к третьей миссии вуза. Мы действительно редко используем это словосочетание, хотя в Кодексе образования раздел «Миссия университета» значится как раз под номером 3 и в нем говорится о социальной мобильности студентов, их интеграции и влиянии университетов на общество. На практике разговоры о связи университета с территорией (в нашем случае с 93-м департаментом) ведутся постоянно. И в отчетах для министерства образования есть специальный пункт о связи того или иного вузовского проекта с территорией пребывания.

Л.П.: Как это воспринимают преподаватели?

С.Ч.: Неоднозначно. Тренд на понимание университета как предприятия существует годов

с 70-х, но реализовываться он начал только с этого века. При Саркози прошла реформа об автономии университетов, мол, они должны больше сами зарабатывать и, значит, теснее взаимодействовать с местом нахождения. Университет может быть экономическим агентом, который развивает стартапы и создает рабочие места, или он может напрямую оказывать какие-либо услуги территории, или как-то иначе развивать ее в рамках партнерских проектов. Словом, надо больше самостоятельно зарабатывать. Отношение к такой политике скорее негативное, так как это заставляет вузы интересоваться сиюминутной конъюнктурой и отвлекает от более общих - стратегических, фундаментальных - вопросов науки и образования.

Л.П. Может, следует разделить эти задачи...

С.Ч.: К этому все и пришло. Но случился раскол университетского научного сообщества.

Например, в нашем университете начало появляться много полезных магистерских программ, которые готовят студентов к рынку труда - предметно, конкретно, с выходом во внешнюю среду. При этом немало преподавателей искренне считают, что место таким программам скорее в бизнес-школе. Но там студент вынужден платить сам, а денег у многих для этого нет. Таким образом, государство ждет, что университет будет готовить специалистов в прямой привязке к особенностям рынка труда. И одни преподаватели соглашаются в этом участвовать, например, я в их числе, а другие - категорически против. Им нужен классический университет как место об-

мена идеями между профессором и студентами, не более того. Они боятся, что вуз станет частью инфраструктуры рынка труда. Мы же взаимодействуем с миром бизнеса, предприятиями, организуем встречи, отправляем студентов на стажировки. Мы больше вовлечены в мир окружающего вуз социума.

Л.П.: Чем конкретно вы полезны окрестному предпринимательству?

С.Ч.: Для Франции очень важна внешняя торговля, потому что внутренний рынок заполнен. Вузы содействуют малым и средним предприятиям в выводе продукций и услуг на экспорт. Особенно если речь идет об инновационной продук-

Пасека на крыше Университета Париж VIII. Студенты и сотрудники пришли посмотреть, как обживаются новые пчёлы, ведь начиная с 2017 года на крыше университета постоянно находятся уже шесть ульев.

ции. Возникают партнерства вузов с отраслевыми деловыми ассоциациями, вернее их отделениями по месту нахождения учебного заведения. Сами предприятия - члены этих ассоциаций приходят в вузы читать лекции о рынках, о корпоративной культуре, о том, как строить карьеру. Они же отмечают лучшие работы студентов грамотами и призами, помогают в трудоустройстве. Крупные компании и их территориальные отделения раз в год организуют вечер, который проходит, как правило, в каком-нибудь знаковом месте. Например, компания Hermes, отреставрировав одно из старых кирпичных зданий, организовала в нем вечер, где присутствовали студенты-лауреаты, претендующие на премии, представители мира бизнеса из нашего округа. Мы вместе обсуждали рыночные тренды, возможные совместные исследования. Подчеркну, что с вузами стремятся взаимодействовать не только гранды, но и маленькие предприятия, зачастую семейные. Например, некий дедушка когда-то изобрел какую-то гайку, сын продавал ее во Франции и Европе, а внук уже хочет выйти на рынки Индии и Китая. Ему нужна помощь в этом. И наши студенты помогают.

Л.П.: А как местная молодежь вовлечена в проекты университета?

С.Ч.: Есть специальные образовательные проекты для тех местных, кому непросто получить диплом, из-за того, что у них не очень хорошая подготовка и не лучшие стартовые условия. Это и социальная политика, и бизнес, потому что университет на этих программах зарабатывает. В целом же в нашем университете есть факультеты, известные на всю страну: истории театра, психоанализа, философии, политических наук. На них поступают студенты со всей

С вузами взаимодействуют не только гранды, но и маленькие семейные предприятия

страны, а цель их - покорение мира. Конечно же, есть студенты, которые выросли в округе региона Иль-де-Франс, учились в местных школах. Среди них очень много людей из небогатых семей или тех, у кого родители были мигрантами. Они из арабских, африканских субкультур. Вы встретите у нас много студентов в хиджабах. Они обучаются, как правило, на факультете французского языка, педагогики, социологии. Поступили они к нам, потому что так принято: школа, вуз, затем работа по месту жительства. Это одна из целевых групп университета.

Л.П.: В России разговоры о третьей миссии университета только начались, они пока довольно абстрактны, полны теории. Хотя еще в советском Свердловске появление пединститута в индустриальном Орджоникидзевском районе на севере города, а не на юго-западе, как изначально предлагалось, имело свою логику: следовало добавить в инженерно-рабочий социальный ландшафт фактор гуманитарного влияния.

С.Ч.: И это правильно. У нас в Париже очень популярна идея децентрализации культурных и образовательных учреждений. Например, самые крупные и авангардные театры вынесены в пригород столицы. Как и крупные научные лаборатории, многие образовательные учреждения. Это напрямую связано с желанием объединить для совместного творческого труда разных людей - и тех, кто живет в недорогом жилье, и тех, кто приезжает работать. Есть практика создания культурных кластеров в пригороде. Это аспект региональной политики - окраины надо развивать.

Л.П.: А готовы ли сами студенты развивать окружающие их территории?

С.Ч.: Есть разные типы социального энтузиазма. К тому же студенчество во Франции традиционно политически активно. Нередко молодые люди хотят изменить мир вообще, а не только в регионе Иль-де-Франс. Они стремятся сделать что-то новаторское для всех, поднимают глобальные темы, такие как феминизм, экология, борьба с капитализмом, с либерализмом, с государственными реформами. Бунтари есть всегда и везде. Но все же большинство студентов из нашего округа ориентированы на личностный рост -получение диплома и устройство на работу. Университет дает для этого самые разные ресурсы. Есть всевозможные организации, ассоциации, студенческие профсоюзы, есть даже бизнес-инкубатор. Если студент имеет желание организовать в округе, скажем, социальный проект, он может попросить как финансовую, так и экспертную поддержку, его даже могут обеспечить помещением. Между прочим, при нашем университете есть ферма, где выращивают экологически чистые продукты, например, производят мед, а затем продают на местных ярмарках.

Л.П.: Стоит отметить, что, работая в прошлом году в университете в Кракове, я была немало удивлена тому факту, что частью университета является виноградник, на котором производят вино! Я часто рассуждаю со студентами про уже ставшую метафорой идею Анри Лефевра, французского социолога про «право на город». Исходя из этого, мой вопрос звучит следу-

ющим образом: во время преподавания делаете ли вы что-то, что учит распоряжаться городом, как общим капиталом, есть ли такой акцент?

С.Ч.: Начнем с того, что французский народ не нужно учить строить баррикады. И таких теоретиков по захвату городского пространства, как Ги Дебор с его психогеографией, Анри Лефевр, разных ситуационистов, разумеется, на факультете социологии изучают. В целом же, мы учим наших студентов чувствовать себя комфортно в разных местах. Дело в том, что во Франции считается, что высокий социальный статус неразрывно связан с освоением широкого пространства. Например, кто осваивает культурную индустрию квартала? В основном это дети и старики - маломобильные люди. Высокомобильный человек поедет в центр города, в другой город, другую страну. Таким образом, чем выше социальный статус, тем выше пространственный охват. Амбиции университета состоят в том, чтобы студенты были социально и географически мобильны, а это непростая задача. Впрочем, студенты, родившиеся и обучавшиеся в школах департамента Сен-Сен-Дени, плохо знают Париж. Изучая культурную индустрию города, они, к сожалению, впервые слышат о многих институциях. И все же мыслим мы себя далеко за пределами Парижа -всемирно, глобально.

N.B.

«Право на город» - концепция, идея которой впервые сформулирована французским социологом и философом Анри Ле-февром в одноимённой книге Le Droit à la ville, вышедшей в свет в 1968 году. Основой идеи является «спрос [предъявляемый жителями города] на обновлённое, расширенное право на доступ к городской жизни».

Россия

Щ

Клюев Алексей Константинович,

заведующий кафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию, директор школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ».

Университет - среда - город

Анастасия Егорова: При каких условиях университет в России успешно реализует «третью миссию»?

А.К.: Университет постоянно расширяет свои функции в обществе, трансформируются и его миссии. Вполне возможно, что появятся и четвертая, и пятая миссии. Вузу тесно в своих рамках, потому что то, что в нем происходит, имеет гораздо больше стейкхолдеров во внешней среде, чем во внутренней. Он интересен территории, городским сообществам, домохозяй-ствам. Это ведет к новым идеям, коммуникациям и миссиям.

А.Е.: Как территории выстроить эффективную коммуникацию с университетом?

А.К.: Есть города, где коммуникация с вузами выстроена лучше, есть города, где она хуже. Но у самих университетов есть избыток энергии, которая ищет своего применения. И если территория восприимчива к этому обстоятельству, то коллабора-ция с университетами вполне успешна.

Важна способность постановки регионом задач перед университетами. Дело в том, что у территорий масса проблем, но привлечь университет к своим задачам - это риски. Ведь процесс перестает быть полностью

управляемым. Многое зависит от широты кругозора руководителей «на местах», степени их открытости. Впрочем, и сами университеты не работают как машины. Их развивают люди с исследовательскими способностями, интеллектуальным потенциалом. Хороший университет собирает таких людей, а они создают разнообразные способы взаимодействия с территориями и сообществами.

И здесь важно обойтись без излишней формализации. Как мы знаем, часто возникает множество интересных идей и проектов, но далеко не все из них, столкнувшись с барьерами формализма и бюрократии, начинают работать, становятся практикой. При этом также верно и то, что если реальные дела не получают разумное документальное подкрепление и формализацию, которая бы их поддерживала, создавала бы более-менее устойчивые механизмы, то это тоже тупик. В этом смысле оптимально, когда активности университета имеют запрос сообществ и власти, поле реализации, а затем договоренности фиксируются в совместном документе.

А.Е.: Кто, помимо государственных структур, является партнером российского университета?

I

А.К.: Абсолютное большинство университетов страны являются государственными, и государство выступает ключевым стейхолдером вузов. Однако, многосубъектность интересантов вузов постоянно расширяется, и мы сюда включаем работодателей, партнерские организации сферы образования и науки, местные сообщества, родителей и т. д. Сейчас мы выстраиваем работу с некоммерческими организациями, потому что необходимость поддержки некоммерческого сектора - организаций, которые работают с социальными потребностями людей, - крайне высока. Мы у себя в школе активно работаем с благотворительными и социокультурными организациями, используя разные механизмы, включаем эту работу в учебный процесс через проектное обучение. В нашем портфеле более 120 проектов, и большая их часть связана как раз с некоммерческими организациями, где много задач и, как правило, мало денег. Дополнительные руки, ноги и головы не будут для них лишними, а если эти головы имеют собственные идеи, то это вообще замечательно.

В последние годы университеты активно участвуют в развитии и улучшении городских пространств. Некоторые инициативы уже сегодня, на мой вз-

гляд, носят федеральный характер. Многие университеты ставят себе задачу улучшения среды не только внутри кампуса, но также и за его пределами. Разумеется, университет не способен навязать свое видение жизни людям. Но он может улучшить коммуникацию, взаимодействие, он может лучше понимать потребности людей и помогать им реализовывать себя. Наше преимущество в том, что практически все наши университеты интегрированы в городское пространство и они имеют гораздо больше возможностей влиять на город, чем, скажем, американские университеты, которые часто обособлены в университетских городах-кампусах.

А.Е.: В чем преимущества университета как стратегического партнера?

А.К.: Университеты по-прежнему остаются теми организациями, в которых собираются наиболее интеллектуально продвинутые люди, и эта умная среда является самоценностью. Университет всегда силен тем, что он постоянно в движении. Даже если он стоит на месте в ключевых показателях своей деятельности, туда постоянно приходят новые люди - новые студенты, и это также создает свою динамику. А если университет амбициозен, если ставит перед собой цели, то в динамичности среды возникает совсем другой градус изменений и трансформаций.

В хорошем университете всегда собираются люди, которые хотят делать что-то большое, крупное: открыть что-то новое, принципиально никому неведомое - новый физический закон, новую планету, новую звезду. На сегодняшний день сильный университет - это университет с крепкой управленческой командой, с амбициозным научно-педагогическим коллективом.

Для пионеров... ...и пенсионеров

вы, российские университеты имеют малую долю контингента взрослых людей в своем пуле обучаемых в сравнении с западной практикой. Так сложилось исторически, есть, наверное, какие-то культурные особенности; безусловно, имеет место влияние рынка труда (у нас он менее динамичен и реже происходит смена компетенций). Все эти факторы в совокупности работают, и наши университеты в общей массе своей пока не стали университетами для всех возрастов. С другой стороны, тот факт, что возникает альтернативное образование, большой сегмент неформального образования, который позволяет людям любого возраста приобрести любую компетенцию, создает новый вызов для университетов. Я думаю, университеты пока не нашли ответов, будут ли они на этот вызов отвечать или пройдут мимо. Данный вопрос актуален, но не решен. Университеты деклариру-

ют в своих стратегиях приверженность концепции образования на протяжении жизни, но это пока только декларация на бумаге. И если мы попросим показать долю взрослого населения в контингенте университета, мы увидим не слишком впечатляющую цифру.

И это тоже ресурс для развития контактов университета с местным сообществом, с горожанами. Ведь мы переходим в другое общество, в котором «корочка» становится просто знаком. Работодателю можно предъявить свои компетенции и без диплома. Функция сертификации перестает быть существенной для университетов и это тоже очень сильный вызов, так как становится важным не столько дипломы выдавать, сколько формировать научно-образовательную и социо-культурную среду как в самих вузах, так и вокруг, вовлекая в нее окружающие университет сообщества и территорию. В этих условиях третья миссия вряд ли останется третьей по значимости для вузов. ■

Каждое лето площадь перед главным корпусом УрФУ на улице Мира, 19 в Екатеринбурге превращается в многодневное царство музыки: здесь проходит Венский фестиваль музыкальных фильмов. Это один из ярких примеров участия вуза в создании масштабного общественного события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.