Научная статья на тему '«Третий пласт» в архитектуре Юга России в XX веке'

«Третий пласт» в архитектуре Юга России в XX веке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
203
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Есаулов Г. В.

Рассматривая модели архитектурного пространства в истории культуры, А.В. Иконников писал: «...Наследие прошлого образует в городской среде подобие геологических пластов, в синхронном существовании которых отражена смена времен, временное измерение бытия культуры. Присутствие в «тексте» городской среды пластов, связанных с различными периодами исторического времени, делает его воплощением непрерывности человеческой культуры, а связь прошлого, настоящего и будущего одной из главных тем».1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Third Layer in the Architecture of Southern Russia of XX Century

In the article the author analyzed a phenomenon in the history of architecture and called it the third layer. If the first layer is architecture born within stylistic professional creation, the second layer is the national in architecture, then the third one is considered to be architecture without an architect. The hugest spread the third layer acquired during the period of the construction boom of 1900-1910 and also in 1990-2000 in the form of unauthorized construction. In 1990s many people begin to create the interior of their own dwellings and they replaced professionals of this sphere. Later on this replacement transformed from participation in architectural design to the diktat of the client of the first layer architecture.

Текст научной работы на тему ««Третий пласт» в архитектуре Юга России в XX веке»

«Третий пласт» в архитектуре Юга России в XX веке.

Г.В.Есаулов

Рассматривая модели архитектурного пространства в истории культуры, А.В.Иконников писал: «...Наследие прошлого образует в городской среде подобие геологических пластов, в синхронном существовании которых отражена смена времен, временное измерение бытия культуры. Присутствие в «тексте» городской среды пластов, связанных с различными периодами исторического времени, делает его воплощением непрерывности человеческой культуры, а связь прошлого, настоящего и будущего - одной из главных тем».1

Обратим внимание на то, что А.В. Иконников применяет метафорическую трактовку термина «пласт». Тем не менее это дает возможность выделить пласты не только как материальное, застывшее измерение бытия культуры прошлого, но и воспользоваться этим, еще одним обоснованием применения понятия «пласт» к социокультурной характеристике глобальных жанров архитектурной культуры.

Предложение классифицировать архитектурно-градостроительное наследие Юга России по трем глобальным пластам2 может быть отнесено и к наследию XX века, и к актуальной архитектурной культуре.

Первым пластом есть основания считать профессиональное стилевое творчество. Второй пласт представляет народное зодчество. Третий пласт составляет «архитектура без архитектора».

Выявление взаимосвязей истории архитектуры и градостроительного освоения южных территорий России, их обустройства и эволюционного развития способствует раскрытию содержания закономерностей и особенностей процессов зарождения и взаимодействия архитектурных культур в системе «народное зодчество (второй пласт) - стилевое профессиональное творчество (первый пласт) - «архитектура без архитектора» (третий пласт).3 Это территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность объектов как в рамках одного поселения, так и нескольких. Объединение в систему осуществляется на основе временной синхронности всех трех пластов. Рассматриваемое как системное явление на каждом этапе истории единство обладает своими закономерностями и особенностями существования и развития, вплоть до преобладания на определенных этапах одного из компонентов и, наоборот, его полной утраты в изменяющихся социально-экономических и культурно-исторических условиях. Важно подчеркнуть, что именно это триединство и формирует среду жизнедеятельности человека: в виде наследия прошедших эпох и современной рассматриваемому периоду истории строительной практики. Все составляющие взаимосвязаны. На определенных этапах времени они в значительной мере взаи-

1 Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006, с. 104-105.

2 Есаулов Г.В. Архитектурное наследие и экология культуры. «Архитектура и строительство Москвы», № 2-3, 2004, с. 95-97.

3 Термин «третий пласт» введен автором: см. Есаулов Г.В. Архитектурное наследие и экология культуры, с. 95-97.

мообусловлены, но эти обусловленности не имеют прямой связи. Скорее, роль и содержание пластов опосредованы и объясняются социально-экономическими условиями. Из примеров южно-российской архитектуры видно, что в сложении тех или иных форм третьего пласта и стилевого профессионального творчества прослеживаются элементы форм народного зодчества. Третий пласт «как архитектура без архитектора» более других напрямую воплощает взгляды и вкусы, представления и предпочтения различных социальных групп населения в формах и планировках построек, их декоре, убранстве интерьера, садово-парковых композициях.

В каждый период времени решающим фактором, который определяет представленность пластов в архитектурной культуре, равно как и в реализованных строительством объектах, является социокультурная ситуация.

Как показывает анализ истории архитектурно-градостроительного развития в XIX веке, росту «емкости» третьего пласта способствует усиленная миграция на юг страны. Представляется, что ближе всего к определению сути третьего пласта понятие «повседневность». История «повседневности» рассматривается исследователями как отрасль историческо-

Рис. 1. Архитектура третьего пласта. Фоновая застройка. Ставрополь, XIX - начало ХХ века

го знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.4

К структурам повседневности Ф.Бродель отнес потребности (в жилище, питании, одежде, лечении больных) и возможности их удовлетворения (через технику и технологии).

При тотальном изучении архитектуры третьего пласта важное значение приобретает выяснение того, что является инвариантом пространственной организации жилища определенной эпохи и данной историко-культурной общности. «Повседневность» как категория позволяет соединять образцы архитектуры первого пласта с контекстом (третьим пластом).

Архитектуру, которую мы называем третьим пластом, подобно предложенному В.Д. Конен в определении музыкальной массовой культуры термину «третий пласт», 5 есть основания отнести к жанру массовой.

Становясь фоновой застройкой с точки зрения профессионального творчества, «массовая» архитектура - архитектура третьего пласта - отражает культурные запросы и функциональные потребности определенных категорий населения и является носителем культурных значений, своего рода контекстом профессионального архитектурного творчества, профессиональной архитектурной культуры своего времени.

Соответственно этому подходу при анализе и оценке объектов, относящихся к третьему пласту, принципиально противопоставляемому «народному зодчеству» и профессиональному архитектурному проектированию, предлагается схема параметров (для третьего пласта - ТП, первого пласта - ПП, второго пласта - ВП): «анонимность» ТП - «авторство» ПП, «наличие образца интерпретаций как стимула» ТП - «образец как основа деятельности» ВП, «дискретность» ТП - «непрерывность как преемственность традиций» ВП, «локальность образца» ТП - «универсальность образца» ПП, ВП (в рамках традиций).

Анализ объектов третьего пласта и условий их возникновения дает основания выделить в качестве ведущего принципа их создания аналогию как образ, вернее, аналогичность в интерпретации некоего образца, соответствующего представлениям строящего объект.

Классификацию объектов третьего пласта архитектуры, составляющего значительную часть фоновой (массовой) застройки, предлагается проводить по характерным и для других пластов видам: хронологическая, территориальная, типологическая, конструктивно-техническая, этнологическая, художественно-

образная (раскрывающая истоки и пути формирования и эволюции форм объектов).

Бытование третьего пласта напрямую связано с социальной структурой российского-советского-российского общества, кардинально меняющейся на протяжении ХХ века. Периодизация социально-исторических процессов ХХ века на Юге России - это своего рода ключ к пониманию места третьего пласта в архитектуре региона.

Предварительная классификация выглядит следующим образом:

1900-1919 - строительный бум на Юге; третий пласт развивается в городе и сельской местности в виде объектов индивидуального жилища;

1920-1930 - усиление государственного регулирования, начало типового проектирования, уменьшение роли и объема третьего пласта;

1940-1955 - продолжение сокращения третьего пласта, восстановление жилого фонда, разрушенного во время войны;

Рис. 2. Пример архитектуры первого пласта. Ростовский цирк. Архитекторы Г.А.Петров, А.В.Барулин, 1957 год

4 Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб, 1997.

5 Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994.

Рис. 3. Пласты в застройке ХХ века. Ростов-на-Дону. Третий пласт - первый план. Первый пласт - второй план

3 2009 37

1960-1980 - дачное строительство как ниша третьего пласта;

1990-2000 - третий пласт как ведущая социохарактери-стика дачного и городского жилищного строительства, главное в этот период - собственный личностный интерьер как идеологический стержень третьего пласта.

С начала 1980-х годов перелом в культуре связан с появлением персонального компьютера. Этот факт нередко определяют как появление нового типа письменности, торжество глобальных коммуникаций, невиданных по скорости и широте контактов. «Следует обратить внимание на вид коммуникаций -это торжество не просто масс-медиа, а их определенного типа; это - победа видеопринципа».6 Видеопринцип стал равноправной, если не господствующей составляющей зрелищной индустрии последнего десятилетия, оказывающей влияние на все виды искусств, включая архитектуру.

Возможность и доступность видеопрезентации образа постройки, ее интерьера раскрыли новые возможности для развития третьего пласта. Определенная легкость манипуляций с изображениями подтолкнула большое число неархитекторов к проектированию дач, городских жилищ, а главное, интерьеров собственных квартир. Естественная заинтересованность в этой деятельности побудила многих заказчиков к расширению и углублению своего участия в проектировании, в прямых указаниях архитектору не только в формулировке общих требований, но и в предложении частных элементов и деталей, нередко противоречащих общей стилистике постройки, назначению помещений, конструкциям здания и прочему.

Это привело к тому, что в 1990-е годы архитекторы неоднократно отказывались от авторства по завершении строительства объекта, иногда же требовали исправления технических ошибок, вызванных переносом опор, устройством сомнительных с точки зрения безопасности навесов и балконов. Такие случаи были, но не они определили общую направленность работ, которая лежала в сфере образно-стилевых подходов, вкусовых предпочтений. Вместе с тем «участие» в процессе про-ектно-строительной деятельности расширило амбиции инвесторов в «партиципации» и привело к своего рода «профессиональной маргинализации» ряда проектов, устойчивой тенденции в формировании массива коммерческой архитектуры как материализации подходов третьего пласта, не связанного непосредственно с проектированием, но уже с его идеологией. Таким образом, это уже не «архитектура без архитектора», а архитектура с утрачиваемой ролью архитектора.

Важным вопросом в изучении явления третьего пласта является попытка выяснить, какой социальной функцией он обладает в жизни современного общества. Однако при переводе проблемы в социологическое русло необходимо разграничивать имманентно-архитектурные и внешние, собственно социальные параметры. Третий пласт являет себя в

6 http://journaL.seun.ru/j2000_2r/human/SergeevaIV.htm

широком диапазоне выразительных форм: от гротескно-сатирических до художественно-целостных.

В процессе исследования удалось установить некоторые закономерности третьего пласта:

- его неравномерность в исторической временной ретроспективе;

- зависимость расширения - сужения емкости третьего пласта от общественной оценки профессионального творчества; участие в процессе создания архитектуры третьего пласта способствует как повышению оценки «исторических образцов», так и снижению оценки современного профессионального творчества, снижению порога его понимания, толкования, росту роли заказчика;

- значительная роль в сложении архитектурно-пространственной среды региона принадлежит третьему пласту, возникшему здесь еще в античное время.

Анализ архитектуры Юга России ХХ века дает возможность сделать вывод о взаимосвязи явления «третий пласт» с общественной оценкой архитектуры. Наибольшее распространение третий пласт получил в периоды строительного бума в 1900-1910-е, а также в 1990-2000-е годы. 1990-е годы стали временем обращения целых слоев населения к созданию интерьеров собственных жилищ, минуя профессионального архитектора или дизайнера. Происходила смена личностной самоидентификации с ориентацией на сферу архитектурно-строительной деятельности. Позднее эта замена трансформировалась от «партиципации» в архитектурном проектировании к диктату заказчика в архитектуре «первого пласта».

В каждый период времени архитектура третьего пласта проявлялась в застройке городов и сельских поселений России, в разной мере и по-разному распределяясь, но всегда выражая предпочтения населения, сохраняя в себе живое дыхание культуры эпох, именуемой культурой «повседневности», знаменующей близость каждого человека к великому искусству архитектуры, стремление людей проявить себя в сфере созидательного творчества.

The Third Layer in the Architecture of Southern Russia

of XX Century. By G.V.Yesaulov

In the article the author analyzed a phenomenon in the history of architecture and called it the third layer. If the first layer is architecture born within stylistic professional creation, the second layer is the national in architecture, then the third one is considered to be architecture without an architect. The hugest spread the third layer acquired during the period of the construction boom of 1900-1910 and also in 1990-2000 in the form of unauthorized construction. In 1990s many people begin to create the interior of their own dwellings and they replaced professionals of this sphere. Later on this replacement transformed from participation in architectural design to the diktat of the client of the first layer architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.