Научная статья на тему 'Третейское судопроизводство как средство конституционной защиты права собственности'

Третейское судопроизводство как средство конституционной защиты права собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУД / ПРАВОСУДИЕ / ТРЕТЕЙСКИЙ СУД / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / COURT / JUSTICE / INTERMEDIATE COURT / RIGHT ON OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тупиков Николай Владимирович

В статье исследуются конституционные проблемы третейских судов как средства конституционной защиты права собственности, анализируются понятия суда, правосудия, третейского суда и их соотношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arbitration legal proceedings as means of constitutional protection of the property right

The article is devoted to the study of constitutional problems of intermediate court as a constitutional remedy of protecting right on ownership. The author analyses concepts of court, justice, intermediate court and their correlation.

Текст научной работы на тему «Третейское судопроизводство как средство конституционной защиты права собственности»

УДК 347.918:342.739:347.23

Н. В. Тупиков

Третейское судопроизводство как средство конституционной защиты права собственности

В статье исследуются конституционные проблемы третейских судов как средства конституционной защиты права собственности, анализируются понятия суда, правосудия, третейского суда и их соотношение.

The article is devoted to the study of constitutional problems of intermediate court as a constitutional remedy of protecting right on ownership. The author analyses concepts of court, justice, intermediate court and their correlation.

Ключевые слова: суд, правосудие, третейский суд, право собственности.

Key words: court, justice, intermediate court, right on ownership.

В современной России в условиях правового государства происходит постоянное развитие конституционных средств защиты права собственности. Развиваются как правосудие в целом, так и его компоненты. Обновляются также и отдельные институты гражданского общества, играющие роль конституционных средств защиты права собственности. Среди них следует отметить третейское судопроизводство.

Несмотря на то что позитивные конституционно-правовые нормы прямо не выделяют третейское судопроизводство как отдельное конституционное средство правовой защиты, совокупность норм ч. 1, 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, п. 1 ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации»1 свидетельствует о том, что законодатель, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, определяет его таким средством.

© Тупиков Н. В., 2014

1 О третейских судах в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) / Рос. газета. № 137. 27.07.2002; № 266 с. 26.11.2011.

63

Суждения многих исследователей права сводятся к тому, что общественное правосудие (третейское судопроизводство, суд посредников) предшествовало государственному судопроизводству2. Это касается не только западно-европейских правовых систем, но и юрисдикционной системы России, в которой третейское разбирательство споров как форма общественной юрисдикции предшествовало государственной судебной системе. «Судьями были представители того или иного исторического сообщества, разрешавшие возникающие конфликты на основе представлений о добре и зле (морали)»3. «Примирители в условиях борьбы за выживание племени и высокой агрессивности его членов исходили в первую очередь из насущной необходимости восстановить мир и стабильность в племени и

4

лишь во вторую - из своих представлений о должном и справедливом» .

В настоящее время признается, что третейское судопроизводство в России исторически имело недостаточное развитие, поскольку тоталитарный политический режим неизбежно вступал в противоречие с общественным саморегулированием и подавлял его. Как следствие, институты государственного правосудия имели противоречия с институтами гражданского общества в сфере защиты прав и свобод и при этом не имели самостоятельной автономии от исполнительной власти.

На сегодняшний день Россия отказалась от тоталитарных методов управления с принятием Конституции РФ в 1993 г. и признанием принципов социального государства. В этой связи развитие в новом русле диспо-зитивных гражданских правоотношений требует адекватных им конституционных средств защиты прав и свобод. Роль третейских судов в этом значительна, поскольку согласно ч.2 ст.1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений. Указанное позволяет относить третейские суды к конституционным средствам защиты права, в том числе и права собственности, а также судить о том, что общественные отношения, возникающие при

2 Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву: Историко-догматическое рассуждение. М., 1856. С. 3; Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 14; Гамба-ровЮ.С. Гражданское право. Общая часть / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 67-68.

3 Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: учеб. курс: в 3 ч. М., 2004. С. 381.

4 Давыденко Д.Л. Арбитраж и примирение: две стороны одной медали // Третейский суд. 2004. № 1 (31). С. 84.

применении третейских судов, складываются в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и входят в предмет конституционного права.

Реалии современной рыночной экономики и тоталитарного прошлого порождают для третейских судов новые вызовы.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. В.В. Путин отмечает: «Хотел бы обратить внимание еще на одну проблему - механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьезно повысить авторитет третейских судов»5.

Основополагающей проблемой третейских судов как конституционного средства правовой защиты права, в том числе и права собственности, является отсутствие ясности о его месте в системе иных конституционных средств защиты права.

Примечательна в этой связи позиция, отраженная в постановлении Конституционного суда РФ от 26 мая 2011 г. № 10-П6. Конституционный суд РФ, признавая компетенцию третейских судов в рассмотрении споров о собственности, тем не менее не отождествляет понятия «суд» и «третейский суд» в контексте функции отправления правосудия, присущей исключительно государственному суду.

К.В. Арановский, выражая особое мнение к указанному постановлению, указывает, что «право и государство, несмотря на их общность, даже при социально активной государственности не соединяются в слитное целое, т. е. условно обособленны. В обособлении этом отношения между правом и государством таковы, что государство должно праву подчиниться... В итоге необходим тот общий вывод, что право может себя осуществлять не только через институты государственности, но и помимо них».

Третейские суды как институт гражданского общества и как конституционное средство защиты права собственности носят в себе также про-

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Рос. газета. № 282. 13.12.2013.

6 По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего арбитражного суда Российской Федерации: постановление Конституционного суда Российской Федерации № 10 П от 26.05.2011 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114541/ (дата обр.: 11.01.2014).

65

блемы иного характера, имеющие конституционное значение. Само по себе появление вышеуказанного постановления Конституционного суда РФ доказывает очевидный факт того, что арбитражные суды и суды общей юрисдикции до настоящего времени испытывали и испытывают трудности в признании компетенции третейских судов в вопросах признания права собственности на недвижимое имущество. Имеется множество иных частных примеров по вопросам компетенции третейских судов.

В настоящее время Правительством РФ подготовлен проект Федерального закона «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»7. Среди достоинств следует отметить обеспечение транспарентности в третейском судопроизводстве, констатацию очевидного факта о некоммерческой деятельности третейских судов, обеспечение ответственности третейских судей. По нашему мнению, недостаток проекта заключается в попытке Правительства РФ поставить в административную зависимость постоянно действующие третейские суды Министерству юстиции РФ. Представляется, что положения, устанавливающие право Министерства юстиции РФ разрешать или не разрешать деятельность постоянно действующих третейских судов, не соответствуют конституционно-правовому смыслу, указанному в постановлении Конституционного суда РФ от 26 мая 2011 г. № 10-П, согласно которому частные лица прибегают к третейскому разбирательству на основе автономии воли в реализации права на свободу договора. Воля частного лица в такой ситуации становится в зависимость от воли государства, сужая таким образом свободу договора.

Указанное позволяет сделать общий вывод о том, что третейское судопроизводство как средство конституционной защиты права собственности в современной России нуждается в глубоком системном конституционном осмыслении с позиций принципов правового и социального государства.

Список литературы

1. Аннерс Э. История европейского права. - М., 1996.

2. Арановский К.В. Мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации К.В. Арановского к Постановлению Конституционного суда Российской

7 О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федер. закон / URL:http://regulation.gov.ru/project/11250.html?point=view_project& stage=2&stage_id=7194 (дата обр.: 06.02.2014).

66

Федерации от 26 мая 2011 г. № 10-П. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114541/ (дата обр.: 11.01.2014).

3. Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву: Историко-догматическое рассуждение. - М., 1856.

4. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. - М., 2003.

5. Давыденко Д.Л. Арбитраж и примирение: две стороны одной медали // Третейский суд. - 2004.

6. Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: учеб. курс: в 3 ч. - М., 2004.

7. О третейских судах в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) / Рос. газета. - № 137. - 27.07.2002; № 266 с. -26.11.2011.

8. О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федер. закон (проект). URL:http://regulation.gov.ru/project/ 11250.html?point=view_project&stage=2&stage_id=7194 (дата обр.: 06.02.2014).

9. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «о третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: постановление Конституционного суда Российской Федерации № 10 П от 26.05.2011 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114541/ (дата обр.: 11.01.2014).

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Рос. газета. - № 282. - 13.12.2013.

11. Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России. URL: http://www.adhdportal.com/book_3008.html (дата обр.: 05.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.