Научная статья на тему 'Третейские суды на Руси'

Третейские суды на Руси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифоров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третейские суды на Руси»

Третейские суды на Руси*

ВА. Никифоров

(Орловский государственный технический университет)

В 80-е годы третейские суды образовывались на основании индивидуальных законодательных и нормативных актов, что соответствовало правотворческой и правоприменительной практике рассматриваемого периода, когда такие акты принимались в условиях отсутствия в стране кодифицированного и систематизированного законодательства о третейских судах.

Шестидесятилетняя история государственного и ведомственных арбитражей - очевидное свидетельство того, что данная форма разрешения споров наиболее адекватно отражала особенности существовавших отношений в народном хозяйстве страны. Развитие альтернативной, а именно третейской формы разрешения возникающих споров в этих условиях не было обусловлено "заказом экономики" и по существу являлось иллюзией права хозяйственных организаций свободно выбирать способ защиты своих прав, поскольку фактическая необходимость в этом отсутствовала.

Наряду с подготовкой общей судебной реформы в России и преобразованием органов государственного арбитража в арбитражные суды в 1990-1992 гг. получает все более широкое распространение практика образования постоянно действующих третейских судов при различных торгово-промышленных учреждениях, ассоциациях, концернах, союзах, предназначенных в основном для разрешения споров между участниками торгового оборота на внутреннем рынке. Деятельность таких постоянно действующих третейских судов законодательно слабо урегулирована. Это связано с тем, что на протяжении почти 60 лет в стране существовало лишь два постоянно действующих третейских суда (в других судах в тот период не было необходимости): ВТАК и МАК

*Окончание статьи. Начало см. в №9 за 2007 г.

при ТПП СССР, разрешавших преимущественно споры внешнего характера, прямо или косвенно связанных с участием иностранцев.

1. Морская арбитражная комиссия (МАК, образована в 1930 году, ныне состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации);

2. Внешнеторговая арбитражная комиссия - ВТАК, образованная 1932 году.

Создание ВТАК было связано с необходимостью освобождения советских хозяйственных и торговых организаций от третейского разбирательства почти всех дел за границей. Затем в 1993 году Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был переименован в Международный коммерческих арбитражный суд при ТПП Российской Федерации. В настоящее время деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже"; Положением о МКАС, являющимся приложением к указанному Закону; а также его Регламентом.

Реальный, а не декларированный поворот экономики в направлении развития товарно-денежных отношений создал новую ситуацию в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов. В данные отношения вступают уже не государственные предприятия-несобственники, а объединения предпринимателей, являющиеся собственниками своего имущества, полностью отвечающие всем этим имуще-ствам по своим обязательствам. Был изменен принцип "переливания" собственности в замкнутой системе государственных предприятий, организаций и учреждений (путем осуществления в конечном итоге все тех же государственных интересов) на принцип конкуренции

между различными собственниками - многообразными хозяйственными обществами и товариществами в сфере обладания денежными средствами и имуществом. Это предопределило не формальную, а фактическую потребность в возможности выбора альтернативной, наиболее приемлемой с точки зрения собственника формы защиты права.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. воспроизвели формулировку предыдущих Основ в части законодательного закрепления третейской формы разбирательства споров.

Право на обращение в третейских суд было закреплено и в ст. 7 Закона РФ "Об арбитражном суде" от 4 июля 1991 г.: "По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда". Аналогичная формулировка содержалась в ст. 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) от 5 марта 1992 г.

Относительно ст. 85, 104, 105 АПК РФ 1992 г. следует отметить, что в данном случае арбитражное процессуальное законодательство восприняло принципы регулирования данных отношений, присуще гражданскому процессуальному праву. Они закреплены в ст. 129, 219, 221 ГПК РСФСР.

С принятием Временного положения о третейском суде, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г., завершился первый этап возрождения в стране института третейского суда как формы разрешения споров между участниками свободного торгового оборота. Данное Положение применяется при передаче споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений и подведомственных арбитражному суду, на разрешение третейского суда. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, Положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями. Естественно, что Положение не распространяется на организацию и деятельность Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской

арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате РФ.

В отношении разрешения споров между гражданами применяется Положение о третейском суде (Приложение №3 к ГПК РСФСР), которое в аграрной сфере применялось также при разрешении споров между гражданами и юридическими лицами. Продолжавшийся примерно полтора года этап формирования третейских судов характеризовался образованием значительного числа постоянно действующих третейских судов в условиях становления рыночных отношений при отсутствии специального законодательного регулирования порядка их организации и деятельности. На содержании положений и регламентов вновь образованных третейских судов, да и на содержании Временного положения не могло не сказаться отсутствие достаточной информации о закономерностях функционирования третейского суда в зависимости от конкретных исторических обстоятельств.

Третейскую форму разбирательства, в свою очередь, зафиксировал ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 1994 г. (часть первая): "Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с процессуальным законодательством суд, арбитражный суд или третейский суд" (ст. 11).

В АПК РФ 1995 г. сохранены основные положения редакции 1992 г., касающиеся третейских судов. Вместе с тем в указанные нормы внесены изменения и дополнения.

Так, существенным нововведением является предоставление сторонам права передать спор, вытекающий из гражданских правоотношений, на рассмотрение третейского суда в процессе рассмотрения дела арбитражным судом до вынесения им решения по делу (ст. 23 АПК). Ранее передача спора на рассмотрение третейского суда возможна только до принятия арбитражным судом дела к своему производству.

Иначе регулируется вопрос о правовых последствиях, возникающих при заключении между сторонами соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда с точки зрения возможности одной из сторон обратиться в арбитражный суд. По АПК 1992 г., наличие указанного соглашения, даже при желании

№ 10 (Октябрь) 2007 Российский внешнеэкономический вестник

77

одной из сторон его расторгнуть, являлось безусловным основанием для отказа в принятии иска арбитражным судом или прекращения производства по делу (если наличие соглашения обнаруживалось после его возбуждения). В соответствии с АПК 1995 г. сам факт существования подобного соглашения не лишает истца права обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд. Последний обязан принять исковое заявление и возбудить дело, однако, если ответчик не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда, арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения. Процессуальное действие по оставлению иска без рассмотрения предполагает, что при устранении обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в арбитражный суд с иском, т.е. налицо происходит приближение практики государственного экономического суда к практике международного третейского суда. Применительно к данному случаю такими основаниями могут являться, например, невозможность рассмотрения дела в третейском суде или достижение сторонами соглашения о передаче дела на рассмотрение арбитражному суду.

В последнее время в России были созданы третейские суды в банковской сфере, аграрной сфере, при Российской и региональных торгово-промышленных палатах, различных организациях, союзах и учреждениях.

Так, 1 мая 1995 года вступил в силу новый Регламент МКАС при ТПП РФ. Следует отметить, что новая редакция Регламента не содержит принципиальных отличий от правил, которые прежде применялись при разрешении споров в Арбитражном суде при ТПП СССР. Потребность в принятии нового Регламента объясняется необходимостью учета в нем положений нового закона "О международ -ном коммерческом арбитраже". Характерной чертой нового Регламента является гибкость арбитражной процедуры, в том числе предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. В отличие от прежнего порядка эти арбитры могут быть избраны не только из утверждаемого ТПП РФ списка арбитров. Теперь список носит рекомендательный характер. Стороны вправе избрать арбитрами лю-

бых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе иностранцев. Данное нововведение в сочетании с относительно невысоким размером арбитражных сборов призвано еще более повысить привлекательность МКАС, в частности и для иностранных фирм. С учетом накопленного опыта в Регламент включен целый ряд положений, цель которых -повысить эффективность арбитражного разбирательства, не допустить его необоснованного затягивания, полнее защитить права участвующих в споре сторон.

В отличие от большинства стран мира Российская Федерация так же, как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами материального и процессуального права. Практика показывает, что в настоящее время назрела необходимость закона, который бы более конкретно определил правовой статус третейских судов, правила защиты гражданских прав и законных интересов третейским судом и устранил существующие пробелы правового регулирования третейского судопроизводства. Такой проект закона "О третейских судах" в Российской Федерации уже разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

Российская Федерация, в том числе и как правопродолжатель СССР, участвует в ряде международных договоров и конвенций по третейскому суду. Третейское разбирательство должно рано или поздно получить широкое распространение при разрешении споров между контрагентами из бывших республик в составе СССР. Однако в нынешних условиях стремление сторон из этих новых государств урегулировать споры в третейском суде пока не подкрепляется гарантиями принудительного исполнения решений третейских судов данных государств на территории государств "ближнего зарубежья".

Для обеспечения исполнения решений международных третейских судов, прежде всего МКАС, вынесенных против организаций других стран СНГ, полезным было бы более активное использование странами СНГ Нью-йор-ской конвенции от 10.06.58 о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (пока она ратифицирована Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизстаном, Украиной, Латвией, Литвой, Эсто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.