Научная статья на тему 'ТРЕНИРОВКА ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА В КОРРЕКЦИИ ОПОРЫ И ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ТРЕНИРОВКА ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА В КОРРЕКЦИИ ОПОРЫ И ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУРАЛЬНЫЙ БАЛАНС / КОРРЕКЦИЯ ОПОРЫ И ХОДЬБЫ / ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / МОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лунина Н.В., Скорюкова К.С.

В статье представлены результаты применения тренировки постурального баланса у детей с двигательными нарушениями при детском церебральном параличе. Тренировка постурального баланса складывалась из комплексного применения средств физической реабилитации: утренней гигиенической гимнастики, лечебного массажа, лечебной гимнастики, занятий в антигравитационном костюме «Адели», стабилотренинга с биологической обратной связью, занятий в имитаторе опорной нагрузки «Корвит». Результаты тренировки постурального баланса в коррекции опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями оценены по Шкале оценки глобальных моторных функций (GMFM-88), суммарная оценка в которой достоверно (р≤0,01) увеличилась с 84,5±5,23 до 93,7±3,16 баллов. Полученные результаты указывают на эффективность применения тренировки постурального баланса в коррекции опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лунина Н.В., Скорюкова К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTURAL BALANCE TRAINING IN THE SUPPORT AND WALK CORRECTION IN CHILDREN WITH MOTOR DISORDERS

The article presents the results of applying postural balance training for children with motor disorders associated with cerebral palsy. The training consisted of the comprehensive use of physical rehabilitation measures: morning hygienic gymnastics, therapeutic massage, therapeutic exercises, sessions in the ADELI antigravity suit, stability training with biofeedback, sessions with the Corvit load simulator. The authors assessed the training results with the Global Motor Functions Assessment Scale (GMFM-88), the total score in which significantly (p≤0.01) increased from 84.5±5.23 to 93.7±3.16 points. The data obtained demonstrate the effectiveness of the use of the postural balance training in the correction of support and walk in children with motor disorders.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИРОВКА ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА В КОРРЕКЦИИ ОПОРЫ И ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Дата публикации: 01.03.2023

DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_4

УДК 376.2; 616.831-009.11

Publication date: 01.03.2023 DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_4 UDC 376.2; 616.831-009.11

ТРЕНИРОВКА ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА В КОРРЕКЦИИ ОПОРЫ И ХОДЬБЫ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Н.В. Лунина1'2, К.С. Скорюкова1

:ФГБОУ ВО Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва, Россия 2Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр ФМБА России, г. Ессентуки, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты применения тренировки постурального баланса у детей с двигательными нарушениями при детском церебральном параличе. Тренировка постурального баланса складывалась из комплексного применения средств физической реабилитации: утренней гигиенической гимнастики, лечебного массажа, лечебной гимнастики, занятий в антигравитационном костюме «Адели», стабилотренинга с биологической обратной связью, занятий в имитаторе опорной нагрузки «Корвит». Результаты тренировки постурального баланса в коррекции опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями оценены по Шкале оценки глобальных моторных функций (GMFM-88), суммарная оценка в которой достоверно (р<0,01) увеличилась с 84,5±5,23 до 93,7±3,16 баллов. Полученные результаты указывают на эффективность применения тренировки постурального баланса в коррекции опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями.

Ключевые слова: постуральный баланс, коррекция опоры и ходьбы, дети, физическая реабилитация, двигательные нарушения, моторные функции, детский церебральный паралич.

POSTURAL BALANCE TRAINING IN THE SUPPORT AND WALK CORRECTION IN CHILDREN WITH MOTOR DISORDERS N.V. Lunina1'2, K.S. Skoryukova1

'Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia

2FSBI "North-Caucasian Federal Research and Clinical Center of the Federal Medical and Biological

Agency", Essentuki, Russia

Annotation. The article presents the results of applying postural balance training for children with motor disorders associated with cerebral palsy. The training consisted of the comprehensive use of physical rehabilitation measures: morning hygienic gymnastics, therapeutic massage, therapeutic exercises, sessions in the ADELI antigravity suit, stability training with biofeedback, sessions with the Corvit load simulator. The authors assessed the training results with the Global Motor Functions Assessment Scale (GMFM-88), the total score in which significantly (p<0.01) increased from 84.5±5.23 to 93.7±3.16 points. The data obtained demonstrate the effectiveness of the use of the postural balance training in the correction of support and walk in children with motor disorders.

Keywords: postural balance, support and walk correction, children, physical rehabilitation, motor disorders, motor functions, cerebral palsy.

Введение. Двигательные расстройства при детском церебральном параличе (ДЦП) носят разнообразный характер. Они проявляются в нарушении координации [1], постурального баланса в сохранении вертикального положения, статического и динамического равновесия при стоянии и

ходьбе. Двигательные расстройства зачастую ассоциированы с нарушениями психики, умственного развития, дефектами сенсорных анализаторов [2], которые усугубляют их проявление и коррекцию. Эффективность восстановления двигательных нарушений при детском церебральном

параличе во многом зависит от тяжести клинических проявлений основной и сопутствующих патологий, объективно оцениваемых по количественному и качественному объему выполнения двигательных действий в различных положениях тела [3-4]. Качество удержания вертикальной позы при статическом и динамическом равновесии, реализуемого в опоре и ходьбе, обуславливается сохранением постурального баланса, тренировка которого у пациентов с двигательными нарушениями является весьма актуальной.

Цель исследования: оценить воздействие тренировки постурального баланса на коррекцию опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями.

Методы и организация исследования. Функции опоры и ходьбы оценивались посредством Шкалы оценки глобальных моторных функций ^МРМ-88) [4]. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета анализа Statistica 13, вычислялись среднеарифметические значения и стандартное отклонение полученных показателей, оценка достоверности различий выполнялась по Т-критерию Вилкок-сона (при р<0,05).

База проводимого исследования - ГБУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница» (г. Ярославль). Исследуемый контингент - дети 6-8 лет (п= 11) с двигательными нарушениями при детском церебральном параличе. Тренировка постураль-ного баланса исследуемого контингента для коррекции функций опоры и ходьбы проводилась в курсе реабилитации при комплексном использовании пассивно-активных средств восстановления: утренней гигиенической гимнастики (УГГ), лечебного массажа (ЛМ), лечебной гимнастики (ЛГ), ходьба в антигравитационном костюме «Адели», стабилотренинг с биологической обратной связью на комплексе «Стабилан» (Россия), занятия на имитаторе опорной нагрузки «Корвит» (Россия).

Результаты исследования и их обсуждение. УГГ проводилась ежедневно в положении ребенка лежа и сидя, по 15 мин в

начале курса, из которых 5 мин отводились на дыхательные упражнения (ДУ), направленные на снижение мышечного гипертонуса. По мере освоения навыка и ввиду увеличения физической нагрузки в течение дня за счет использования других средств реабилитации, к концу курса УГГ сократили до ежедневного проведения по 7-8 мин. Упражнения выполнялись сначала в медленном темпе с постепенным увеличением до среднего темпа. В последующем упражнения выполнялись раздельно, с паузами по 5-10 сек., добавлялись упражнения с инвентарем - гимнастической палкой, мячами, амортизаторами. Количество упражнений 7-8, каждое из которых повторялось по 4-5 раз. По мере коррекции имеющегося мышечного дисбаланса и укрепления мышц в достигнутой коррекции постепенно добавлялось положение стоя для формирования устойчивой вертикальной позы при выполнении упражнений.

Лечебный массаж проводился ежедневно по 30 мин до занятий ЛГ с целью коррекции ассиметричного тонуса мышц. Лечебный массаж проводится совместно с лечением положением. По завершению сеанса массажа на ноги одевали ортезы или туторы для фиксации физиологического положения нижних конечностей.

ЛГ проводилась ежедневно, включала применение общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательных упражнений (ДУ), специальных упражнений (СУ). К СУ относили: пассивные упражнения, направленные на увеличение амплитуды в суставах, физиологическое положение которых нарушено спазмированными мышцами, с последующим их позиционированием с помощью специальных укладок в физиологическом положении (лечение положением); упражнения на балансировочной доске с постепенным усложнением применяемых исходных положений (лежа, сидя, стоя) и вертикализацией тела с применением опоры. По мере вертикализации к СУ добавляются упражнения на развитие опорной функции стоп - перекаты стоп с пятки на носок, приседания, перешагивания

через предметы; силовые упражнения для укрепления мышц нижних конечностей. Постепенно уменьшались паузы отдыха между выполнениями упражнений до 5 сек. Темп выполнения упражнений постепенно увеличивают от медленного до среднего. В комплекс включали 12-15 упражнений, каждое из которых повторялось по 6-8 раз. Для сохранения достигнутой коррекции, после занятий ЛГ рекомендовалось использование индивидуальных ортезов.

При использовании антигравитационного костюма «Адели» придерживались принципа индивидуализации в подборе фиксирующего положения костюма, имеющихся нарушений в сохранении вертикального положения тела и в ходьбе, с постепенным повышением нагрузки. В первый и второй день занятия продолжительность ходьбы в костюме «Адели» составила 20 мин. В последующие дни курса, при хорошей переносимости нагрузки, ходьба увеличивалась ежедневно на 5 минут, с общей продолжительностью не более 30 минут в течение 10 занятий. В последующие занятия, время ходьбы в костюме постепенно доводили до 60 минут, при хорошей переносимости нагрузки добавлялась ходьба по лестнице.

Стабилотренинг с биологической обратной связью на комплексе «Стабилан» начинают по мере коррекции вертикального положения тела и укрепления мышц для сохранения физиологического вертикального положения, не ранее чем через неделю от начала курса физической реабилитации. В ходе стабилотренинга решались следующие задачи: обучение симметричному распределению веса на обе ноги; устранение асимметрии вертикальной позы; обучение симметричному распределению веса тела между носком и пяткой пораженной ноги; увеличение амплитуды возможного смещения центра давления (ЦД); тренировка быстроты коррекции позы посредством произвольного перемещения центра давления в ответ на изменение положения тела [5]. Тренинг проводились в виде компью-

терных стабилографических игр, в ходе которых происходило обучение и закрепление навыка произвольного управления положением центра давления собственного тела, тренируя функцию равновесия, нейромы-шечной координации и постурального баланса.

Обучение детей с церебральным параличом произвольному контролю центра давления с использованием стабилометриче-ских тренажеров с БОС рекомендуется проводить поэтапно.

На первом этапе (3-5 занятий) формируют смысловую и координационную основу навыка произвольного перемещения центра давления с подробным объяснением цели и задач обучения произвольного контроля для исследуемого контингента. Для закрепления навыка компьютерные стабилографические игры рекомендуется выполнять по 2-3 раза подряд с интервалами отдыха по 1-2 минуты. Инструктор во время занятия следит и управляет заданиями на компьютере управления, объясняет суть задания ребенку, корректирует его движения во время прохождения игр.

На втором этапе (6-10 занятий) проводят дальнейшую коррекцию и закрепление координационного навыка произвольного перемещения и контроля центра движения, обеспечивают его стабильность и вариативность. При этом необходимо избегать и корректировать излишнюю скованность ребенка при выполнении движения, возникновения содружественных движений (син-кинезий), снижения успешности выполнения двигательных действий при смене игры, формирования у пациента патологических стратегий произвольного перемещения центра давления. При наличии повышенной спастичности при выполнении игрового задания, время опоры на пораженную ногу не должно превышать 1 -5 с (т.е. времени опорной фазы шагового цикла здорового человека). С целью предотвращения нарастания тонуса в паузах между играми использовали расслабляющие маховые движения пораженной ногой. Кроме того, в подобных

скорость увеличивали до 4 км/ч, давление стопой - 40%.

Эффективность проводимой тренировки постурального баланса, направленной на коррекцию опоры и ходьбы у детей с церебральным параличом оценивали по Шкале оценки глобальных моторных функций (GMFM-88), в которой по 4-х балльной шкале суммарно оценивались движения по мере вертикализации тела в пяти категориях:

a) лежа и в переворотах;

b) сидя;

c) в ползанье и на коленях; ё) стоя;

е) в движении - в ходьбе, в беге, в подпрыгивании (табл.).

Таблица

Результаты изменений показателей Шкалы оценки глобальных моторных функций (ОМБМ-88) у детей с двигательными нарушениями

случаях, подбор игры должен проводиться с учетом принципа малых амплитуд и постепенным увеличением радиуса смещений центра давления у таких пациентов.

Занятия в имитаторе опорной нагрузки «Корвит» проводили не менее 10 процедур в вертикальной позе. Первые 5 занятий проводили в разгрузочном исходном положении сидя, со скоростью 3 км/ч, давление стопой - 30 %, время занятий составило 14 мин. Последующие занятия в 14 мин постепенно усложняли до следующей комбинации: исходное положение - стоя со скоростью 3 км/ч, давление стопой -30%, время - 7 мин; следующие 7 мин

Показатель До тренировки После тренировки Р<

Количество баллов по шкале GMFM-88 84,5±5,23 93,7±3,16 0,01

Суммарное значение по шкале GMFM-88 до тренировки составило 84,5±5,2 баллов, свидетельствующий о наличии изменений в мышечно-связочном аппарате, нарушениях координационных способностей и смещении центра давления, преимущественно в вертикальных позах. Тренировка постураль-ного баланса за счет коррекции опоры и ходьбы позволило достоверно (р<0,01) улучшить результат до 93,7±3,16 баллов и расширить глобальные моторные функции у детей с двигательными нарушениями при детском церебральном параличе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Объективизация двигательных нарушений у детей с церебральным параличом: состояние вопроса / В. Борзиков, Н. Рукина, А. Кузнецов, А.Н. Белова // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. -2018. - Т. 6. - Вып. 1. - С. 67-77. Б01: 10.17816/РТ0Я86167-7.

2. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Аксенова Л. И.,

Заключение. Полученные результаты расширения глобальных моторных функций по шкале GMFM-88 у детей с двигательными нарушениями были достигнуты за счет тренировки постурального баланса при коррекции опоры и ходьбы, направленной на оптимизацию мышечного тонуса, устранения патологических двигательных стереотипов, улучшения координационных способностей, укрепление мышечного корсета в достигнутой коррекции, в сохранении физиологических вертикальных поз при удержании статического и динамического равновесия.

Архипов Б. А., Белякова Л. И. [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2005. - 396 с. 3. Лунина, Н. В. Оценка двигательных функций детей младшего школьного возраста со спастической диплегией детского церебрального паралича / Н. В. Лунина, А. С. Корнеев // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2022. - Т. 1. - № 1. URL: https://intsport.ru/arkhiv-nomerov/2022-1/lunina 2022г (дата обращения: 31.01.2022)

4. Литус, А. Ю. Использование шкалы GMFM-88 для оценки эффективности краткосрочной интенсивной реабилитации детей с двигательными нарушениями / А. Ю. Литус, Г. П. Феськов // Вестник восстановительной медицины. -2021. - № 20 (4). - C. 90-98. DOI: 10.38025/20781962-2021-20-4-90-98

5. Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов,

H. A. Ермоленко. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.

REFERENCES

I. Borzikov V.V., Rukina N.N., Kuznetsov A.N., Belova A.N. Objectification of motor disorders in children with cerebral palsy: what we know so far. Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery, 2018, vol. 6, issue 1, pp. 67-77. DOI: 10.17816/PTORS6167-7. (in Russ.)

2. Aksenova L.I., Arkhipov B.A., Belyakova L.I. et al. Special Pedagogy: a textbook for university

students. N.M. Nazarova. Moscow, 2005. 396 p. (in Russ.)

3. Lunina N.V., Korneev A.S. Assessment of motor functions of primary school children with spastic diplegia of cerebral palsy. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2022, vol. 1, no. 1. Available at https://intsport. ru/arkhiv-nomerov/2022-1/lunina2022e (accessed 31.01.2022)

4. Litus A.Yu, Feskov G.P. Usage of the GMFM-88 Scale for the Evaluation of the Effectiveness of Short-term Intensive Rehabilitation of Children with Motor Disorders. Bulletin of Rehabilitation Medicine, 2021, no. 20(4), pp. 90-98. DOI: 10.38025/2078-1962-2021-20-4-90-98. (in Russ.)

5. Skvortsov I.A., Ermolenko N.A. Development of the nervous system in children in health and disease. Moscow: MEDpress-inform, 2003. 368 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Наталья Владимировна Лунина - кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры Физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва; старший научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научно-клинического центра ФМБА России, Ессентуки, e-mail: natalya-franc@mail.ru.

Ксения Сергеевна Скорюкова - магистрант кафедры Физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. Саркизова-Серазини, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Natal'ya Vladimirovna Lunina - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Rehabilitation, Massage and Health-Improving Physical Culture named after I.M. Sarkizov-Serazini, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Senior Researcher of the Center of Biomedical Technologies, FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: natalya-franc@mail.ru.

Ksenia Sergeevna Skoryukova - Master's Student of the Department of Physical Rehabilitation, Massage and Health-Improving Physical Culture named after I.M. Sarkizov-Serazini, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow.

Для цитирования: Лунина, Н. В. Тренировка постурального баланса в коррекции опоры и ходьбы у детей с двигательными нарушениями / Н. В. Лунина, К. С. Скорюкова // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2023. - Т. 2. - № 1. DOI: 10.51871/2782-6570_2023_02_01_4

For citation: Lunina N.V., Skoryukova K.S. Postural balance training in the support and walk correction in children with motor disorders. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2023, vol. 2, no. 1. DOI: 10.51871/2782-6570 2023 02 01 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.