Научная статья на тему 'Тренинговая программа «Психология 4you» для работы с психоэмоциональным напряжением и деструктивным поведением выпускников школ'

Тренинговая программа «Психология 4you» для работы с психоэмоциональным напряжением и деструктивным поведением выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА "ПСИХОЛОГИЯ 4YOU" / TRAINING PROGRAM "PHYCOLOGY 4 YOU" / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DECONSTRUCTIVE BEHAVIOR / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY POTENTIAL / PSYCHOEMOTIONAL INTENSENESS / SCHOOL GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликовских Н.А.

В данной статье рассматриваются результаты внедрения тренинговой программы «Психология 4YOU» в центрах здоровьесберегающих технологий посредством развития потенциала стрессоустойчивости у выпускников школ, сдающих ЕНТ (единое национальное тестирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PROGRAMME "PSYCHOLOGY 4 YOU» TO WORK WITH PSYCHO-EMOTIONAL STRESS AND DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF SCHOOL LEAVERS

This article presents results of integration of training program «Phycology 4YOU» in health saving technology, by the means of development of potential skills of school graduates in order to be in compliance with the pressures during CNT.

Текст научной работы на тему «Тренинговая программа «Психология 4you» для работы с психоэмоциональным напряжением и деструктивным поведением выпускников школ»

УДК 37.015.3

Н.А. Куликовских

магистр психологии, программный менеджер проектов, Молодежное общественное объединение «Независимое поколение Казахстана», г. Атырау, Казахстан

ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЯ 4YOU» ДЛЯ РАБОТЫ С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ И ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты внедрения тренинговой программы «Психология 4YOU» в центрах здоровьесберегающих технологий посредством развития потенциала стрессоустойчиво-сти у выпускников школ, сдающих ЕНТ (единое национальное тестирование).

Ключевые слова: тренинговая программа «Психология 4YOU», психоэмоциональное напряжение, деструктивное поведение, выпускники школ, потенциал личности.

N.A. Kulikovskikh, Youth public association "Independent Generation of Kazakhstan", Atyrau, Kazakhstan

TRAINING PROGRAMME "PSYCHOLOGY 4 YOU» TO WORK WITH PSYCHO-EMOTIONAL STRESS AND

DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF SCHOOL LEAVERS

Abstract. This article presents results of integration of training program «Phycology 4YOU» in health saving technology, by the means of development of potential skills of school graduates in order to be in compliance with the pressures during CNT.

Keywords: training program «Phycology 4 YOU», psychoemotional intenseness, deconstructive behavior, school graduates, personality potential.

Молодежное общественное объединение «Независимое поколение Казахстана» совместно с ОФ «БОТА» и Ассоциацией семейных врачей Казахстана реализовали двухлетний проект «Психология 4YOU», или здоровьесберегающие технологии в школах. «Психология 4 you» -это проект для выпускников школ, колледжей, переживающих психоэмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам и сдачи ЕНТ.

Среди стран СНГ Казахстан лидирует по количеству суицидов среди молодежи. Депутат мажилиса парламента Казахстана Бахыт Сыздыкова считает, что психологическое давление на детей в процессе подготовки к ЕНТ и его результат является причиной многих суицидов, и это серьёзная проблема в Казахстане. Таким образом, главной стратегической целью всех мероприятий проекта - это предотвращение стрессовых ситуаций у выпускников школ, сдающих ЕНТ (единое национальное тестирование), посредством развития потенциала стрессоустойчивости.

Психоэмоциональное напряжение связано с тем, что родители и педагоги возлагают на них огромные надежды при подготовке к урокам, сдаче ЕНТ, а дети не всегда могут оправдать их надежды. В результате наблюдаются многочисленные случаи деструктивного поведения, которое может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушению его физического здоровья.

Виновны ли в этом только дети или современные условия, дает ответ Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года: «Эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой. Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности».

Вопросы деструктивного поведения молодых людей изучены в научных работах Боб-рус О.Н., Гребенщиковой Л.Г., Гумилева Л.Н., Змановской Е.В., Сидорова Н.Р., Столярен-

ко А.М., Лысак И.В., Кучеренко Н.Б., Кучеренко С.Н., Клейберг Ю.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии и внедрение их в образовательный процесс описаны в работах Ба-банского Ю.К., Ковалько В.И., Кукушина В.С., Менчинской Е.А.

Вайолет Оклендер, в своей книге «Окна в мир ребенка» описывает: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию...».

В арсенале психологической службы есть много тестовых методик, инструментов, но развитие личности в настоящее время более эффективно идет при использовании современных технологий, а именно на программных тренингах. Проект «Психология 4YOU» направлен и на пополнение методической копилки психологов, т.к. специальных программ по психологической подготовке выпускников нет.

Актуальность проекта «Психология 4YOU» и тренинговой программы определилась вызовами сегодняшней реальности: психологи в учреждениях образования несут огромную ответственность за работу по профилактике и коррекции психоэмоционального напряжения у детей, а эффективных материалов не хватает.

На первом этапе проекта проводилось исследование причин психоэмоционального напряжения и деструктивного поведения выпускников школ, а также изучались потребности выпускников школ, родителей, психологов. Был выбран метод опроса, с использованием анкет, т.к. это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации; результаты анкетирования хорошо можно просчитать и обработать и, что немаловажно, за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей. В опросе участвовало 100 выпускников школ, 100 родителей и 20 психологов; было задано по 12 вопросов в каждой группе, каждому участнику анкетирования. Мы приводим лишь некоторые ответы, которые помогают понять эмоции, переживания и проблемы опрашиваемых.

В группе выпускников на вопрос: «Какие проблемы Вы испытываете при обучении?», -47% выпускников ответили так: «Устаю от 7 уроков; устаю от уроков и репетиторства; очень устаю, постоянная усталость, нехватка времени, перенапряжение; ЕНТ, отстаю от программ - они трудные; не понимаю некоторые книги; некоторые уроки трудные; не запоминаю правил по алгебре и геометрии; страх создать конфликт; неуверенность в себе при освоении тем; лень и ненависть к учителям, а они все время кричат; нет тяги к учебе, много уроков, поэтому есть ненависть к школе; быстро проходим темы; депрессия, боязнь перед тяжелыми предметами; не могу делать д/з; частые головные боли, стрессы; скучно; мне неудобна школьная форма.

В ответах на вопрос: «Считаете ли Вы, что сегодня общество стало очень многого требовать от детей, если да, то в чем это особенно ярко проявляется?», - 68% упоминали ЕНТ, 67 уроков и много домашних заданий.

«Как Вы считаете, почему дети не идут на консультации к психологам?», - 1% выпускников считает, что психологов вообще нет; еще 1% ждет, когда позовут; 2% не знают, что в школе есть психолог; 3% понимают, что для этого должен быть хотя бы кабинет психолога; 4% не доверяют; 6% не понимают, как в кабинете психолога могут находиться другие педагоги; 10% детей боятся психологов, считают, что идут те, у кого проблемы с характером и головой; 15% считают себя стеснительными и поэтому сами не идут к психологу, остальные ответили - не знаю.

«Какие мероприятия можно проводить в школах, чтобы уменьшить психофизическое напряжение детей?» - 51% не знают, как сделать свою жизнь легче; 25% предлагают различные мероприятия и конкурсы; 15% хотят тренинги; 3% - спортивные мероприятия; 3% - вообще ничего не хотят; 3% - проводить беседы о личных проблемах и научить, как меньше нервничать.

Родители по разным причинам не могли и не знали, как ответить на вопросы анкеты. Например, на вопрос: «С какими проблемами сталкиваются Ваши дети в школе?», - 25 человек не знают; 10 - ЕНТ; 11 - вымогательство денег; 7 - конфликт с учителями; 6 - непонимание, несогласованность в классе; 5 - конфликты со сверстниками; 4 - ускоренное прохождение материала; 4 - требуют школьную форму, а ребенок болеет; 3 - плохо объясняет учитель. Родители упоминали также о нарушении психики у детей, о стрессах, обидах и ссорах, стычках со старшеклассниками, о скованности (боятся быть смешными в глазах одноклассников), далеко добираться до школы; о возрастных проблемах; о несоблюдении субординации (дети вступают в конфликт с учителями), о частой смене учителей, нулевых уроках (пустая трата времени); о запугивании детей учителями (ребенок выплескивает все эмоции на учителя), стрессы при переходе из школы в школу.

Психологи школьные и медицинские (из поликлиник) на вопрос: «Чего Вам не хватает для того, чтобы работать над уменьшением психоэмоционального напряжения детей в школах?», - отвечали так: места для проведения тренингов, воли, новых знаний, новых технологий, курсов, тренингов; мешают посторонние дела; нет свободного времени; нет концентрации внимания и навыков, хорошего кабинета психологии, уроков по психологии.

В ходе проведенной оценки потребностей было выявлено, что дети, родители и психологи выбрали темы тренингов, которые они посчитали важными и необходимыми для снятия психоэмоционального напряжения у выпускников. Лидерство занимает тема «Борьба со стрессами при подготовке к ЕНТ», далее идут темы: «Выход из трудных ситуаций», «Пути личностного роста», «Выход из депрессий», «Борьба с гневом» (табл. 1).

Таблица 1 - Темы тренингов

Темы тренингов, которым отдано предпочтение. Дети (в %) Родители (в %) Психологи в %)

1. Борьба со стрессами при подготовке к ЕНТ. 64 50 80

2. Выход из трудных ситуаций. 41 45 70

3. Пути личностного роста. 26 35 25

4. Выход из депрессий. 19 24 35

5. Борьба с гневом. 23 19 25

На следующем этапе проекта разрабатывался материал пособия, которое психологи получили при проведении и обучении на 3-х дневном тренинге для тренеров (ТОТ). Организация работы по профилактике и коррекции психоэмоционального напряжения у детей из группы риска 15-17 лет в г. Атырау проходила в Центрах здоровьесберегающих технологий - в Сш № 19 , СШ № 27, Сш № 12, СШ им. Ломоносова, СШ им. Абая, Сш № 1, СШ им. Тайманова, СШ № 9, СШ № 16, в Речевом интернате № 3 и Медицинском колледже. Особое внимание уделялось выпускникам из малообеспеченных семей, детям с особыми потребностями.

Психологи центров давали консультации и проводили тренинги для детей, родителей и педагогов по программе «Психология 4 you». Программа состоит из 10 актуальных тем: межличностного общения, борьбы со стрессами при подготовке к ЕНТ, работы с внутриличностны-ми и межличностными конфликтами, борьбы с гневом, депрессиями, общении с трудными людьми, развитии аналитического мышления и пути личностного роста. Тренинги для целевой группы в психологическом центре велись 1 раз в декаду по 2 часа до конца учебного года и сопровождение велось до окончания ЕНТ.

Методическое пособие для тренера «Психология 4YOU» выпущено на 2-х языках (государственном и русском), обучено 40 педагогов-психологов, 247 человек учащейся молодежи -это 10 групп учащихся; проведено более 100 тренингов (табл. 2).

Таблица 2 - Программа «Психология 4You»

Тема и ожидаемые результаты тренинга Формы, методы, приемы работы по теме тренинга

Тема 1. Наш проект -«Психология 4Уои» Результаты: формирование знаний о проекте, прохождение предтестирования по определению уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности; результаты по диагностике типа акцентуации личности; выяснение отношения испытуемого к окружающему миру и личностных установок. Вступительное слово Упражнение «Знакомство участников тренинга друг с другом». Упражнение «О нашем проекте «Психология 4 you». Упражнение «Соглашения». «Пре-тест» Опросник Г. Айзенка. Опросник Шмишека «Акцентуации характера». Проективная методика «Незаконченные предложения». Выводы. Заключительное слово.

Тема 2. Стресс - это аромат и вкус жизни Результаты: сформируют знания о стрессе, дистрессе, стрессо-устойчивости, определят по тестам подверженность экзаменационному стрессу; предоставить возможность участникам поразмыслить на тему стресса и настроиться на обучение стрессо-устойчивости. Вступительное слово. Мозговой штурм на тему: «Стресс - это хорошо или плохо?» Мини-лекция о стрессе. Симптомы стресса у школьников. Тест «Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?» Упражнение «Деятельность и стресс». Упражнение «Утро вечера мудренее». Упражнение «Хороший» и «плохой» стресс». Упражнение «Что делать в случае серьезного стресса?» Советы по стрессоустойчивости. Упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения. Выводы. Заключительное слово.

Тема 3. Вселенная эмоций Результаты: сформируют знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, пользе и вреде эмоций. Расширят знания о чувствах и эмоциях, смогут реагировать на разные эмоции, сформируют умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости. В игре и упражнениях моделируются эмоции, переживания, при этом возникает момент самораскрытия. Вступительное слово. Тест «Эмоциональный градусник». Упражнение «Цена улыбки». Упражнение «Базовые эмоции по Полу Экману». Упражнение «Эмоции в системе координат». Упражнение «Польза и вред положительных и отрицательных эмоций». Упражнение «Крестьянин и лошадь». Игра «Родитель, взрослый и ребенок». Методика «Как управлять своими эмоциями». Выводы. Заключительное слово.

Тема 4. Депрессии Результаты: сформируют знания о депрессии, пройдут тест на выявление симптомов депрессии, смогут находить пути выхода из депрессии. Вступительное слово. Разминка «Дождик». Тест «Признаки депрессии». Мини-лекция «Что такое депрессия?» Симптомы депрессии. Упражнение «Советы специалистов». Зоны комфорта и дискомфорта. Выводы. Заключительное слово.

Тема 5. Гнев - кратковременное безумие Результаты: сформируют знания о гневе, научатся контролировать любые проявления гнева. Вступительное слово. Упражнение «Ассоциации». Мини-лекция «Что такое гнев?» Упражнение «ДА или НЕТ». Дискуссия и ролевая игра «Ситуации». Упражнения на разрядку гнева и агрессивности. Выводы. Заключительное слово.

Тема 6. Конфликты, причины и пути выхода из них Результаты: сформируют знания о конфликтах, пройдут тесты по определению своего стиля поведения в конфликтной ситуации, научатся выходить из конфликтных ситуаций, получат опыт переживания конфликта. Вступительное слово. Тест «Конфликтная ли вы личность?» «Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации». Мини-лекция о конфликтах. Упражнение «Картина взаимных ожиданий». Упражнение «Причины конфликтов». Упражнение «Стратегии поведения при разрешении конфликтов». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Выводы. Заключительное слово.

Тема 7. Трудное общение Результаты: сформируют знания о «трудных» людях, смогут находить способы общения с трудными собеседниками, смогут в ролевых играх применить полученные знания. Вступительное слово. Упражнение «Тяжелый человек». Упражнение «Реакции на «трудных» людей». Упражнение «Типы». Ролевая игра «Былой конфликт». Выводы. Заключительное слово.

Тема 8. Сказкотерапия Результаты: сформируют знания о сказкотерапии, различных характерах человека и главных качествах в жизни, пройдут тест, выполнят коллаж. Вступительное слово. Проективный тест «Дерево». Сказка о деревьях-характерах. Практическое задание на дом «Коллаж своего Древа-жизни». Выводы. Заключительное слово.

Тема 9. Методика шестишляп- ного мышления Результаты: сформируют понятия о «мыслеварительных шляпах» и выработают навыки нестандартного мышления. Вступительное слово. Разминка на стихосложение. Упражнение «Характеристики и свойства «мыслеварительных» шляп». Упражнение «Сдача ЕНТ-2012 года в нашей школе». Домашнее задание «Пессимист, Оптимист, Шут». Выводы. Заключительное слово.

Тема 10. Ценности нашей жизни Результаты: сформируют знания о ценностях жизни, пройдут методику на определение ценностных ориентации, заполнят «Колесо жизни». Вступительное слово. Упражнение «Ассоциации». Мини-лекция «Главная ценность - жизнь». Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. Методика «Колесо жизни». Выводы. Заключительное слово.

Пособие «Психология 4УОи» состоит из методики проведения тренингов, 10 тем, 25 таблиц, 4 схем и 23 рисунков. Различные формы и методы: 25 упражнений, 7 тестов, 5 мини-лекций, 4 игры, советы и практические упражнения, проективные методики, разминки, домашние задания, мозговые штурмы и сказки. Они развивают стрессоустойчивость, учат прослеживать собственные эмоции в сложных ситуациях, помогают бороться с гневом, искать выход из депрессий, эмоционального выгорания и работать над личностным ростом.

Тренинги и консультации, занятия с психологами помогали разъяснить выпускникам, что жизнь - это не только экзамены и учеба, но еще и большая возможность для собственного развития. Создание центров по разрешению конфликтов и обучение инструментам и методикам для работы с молодежью позволили улучшить ситуацию в школах и учебных заведениях.

Психологи проекта отмечали, что непонимание сверстников, непринятие родителей, неразделенные чувства толкают детей на деструктивные поступки, за которыми скрываются вовремя нерешенные проблемы. Поэтому многим, чтобы справиться с переживаниями и трудностями, необходимы внимание и забота со стороны психологов, друзей, родных и близких, которые могут помочь выпускнику справиться с трудной жизненной ситуацией.

Общество созрело для современного подхода к выпускникам, поэтому проект «Психоло-

гия 4YOU» позволил психологам работать по современным методикам и материалам. В то же время учащиеся школ, интернатов и особенно выпускники смогли значительно легче перенести трудности экзаменационного периода.

В результате реализации проекта участники - выпускники школ и дети из группы риска -получили возможность менее эмоционально переносить стрессовые ситуации, удачно сдали все экзамены, и даже если баллы были невысокие, все нашли правильные выходы из создавшихся ситуаций.

Результаты участников по проекту «Психология 4YOU»:

• Отношение к учебе в школе повысилось - на 39.8%,

• Как ставить и достигать цели в жизни - на 45.8%,

• Правильно распределять свое время - на 46%,

• Справляться с негативными эмоциями, агрессивностью, подавленностью - на 50.2%,

• Применение в будущем своих способностей и талантов - на 41.6%,

• Высказывать свое мнение, когда это необходимо на - 42%,

• Улучшение отношений с учителями на - 34.4%,

• Улучшение отношений с родителями и другими близкими людьми - на 35.4%,

• Строить отношения с окружающими людьми - на 40.4%,

• Умение сказать «нет» опасным предложениям - на 41.6%.

Таким образом, имеющиеся проблемы у выпускников школ, можно решить в соответствии с современными требованиями в развитии казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.

В наше время для молодежи очень важно быть услышанными, свободно высказываться, иметь свои взгляды. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям в обществе, быть социально активными, совершенствоваться и саморазвиваться.

Проект дал участникам проекта возможность изменить свою жизнь к лучшему, научил принимать правильные решения, помог стать уверенными, мудрыми, здоровыми, выдержанными, доброжелательными, позитивными.

Список литературы:

1. Деструктивное поведение как сигнал психологического расстройства. URL: www.psyoffice.ru-destruktivnoe-povedenie.htm

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. 149 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. - Изд. 7-е. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.

4. Ашихмина Л.П. Исследование личности школьника. - М., 2001.

5. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М., 2006.

6. Григорьева Т.Д. Основы конструктивного общения. - Новосибирск; М., 2007.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.

9. Кон И.С. Социология личности. - М., 1997.

10. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.

11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 2007.

12. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 2010. - Т. 3.

13. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога. - М.: ВЛАДОС, 2003.

14. Практикум по возрастной психологии / под ред. А.А. Головей. - СПб.: Речь, 2010.

15. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

16. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студетов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

17. Куликовских Н.А. Программа «Психология 4YOU». - Атырау: Акжелкен, 2013. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.