Научная статья на тему 'Тренинг тренеров'

Тренинг тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистунов А. А., Грибков Д. М., Шубина Л. Б., Коссович М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинг тренеров»



Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

Б.М. Блохин, И.В. Гаврютина, Е.Ю. Овчаренко, Ю.В. Смирнова

Симуляционное обучение оказания сердечно-легочной реанимации детям

ГБОУ ВПО «Российский национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова»; Научно-образовательный инновационный центр «Неотложные состояния в педиатрии», Москва

По последним данным частота остановок сердца у детей колеблется от 2 до 20 случаев в год на 100 тыс. детского населения. Выживаемость напрямую зависит от времени начала реанимационных мероприятий и качества их проведения. Около 6,1% всех смертельных исходов можно было предотвратить, поскольку причинами их стали врачебные ошибки.

Целью нашего исследования стал анализ качества оказания базисной сердечно-легочной реанимации врачами отделения круглосуточной медицинской помощи на дому. Исследование проводилось в Научно-образовательном инновационном центре «Неотложные состояния в педиатрии» (руководитель — проф. Б.М. Блохин). Качество навыков проведения компрессий и вентиляций проводилось до и после обучения на специализированных манекенах-тренажерах Resusci Anne Skill Reporter, Laerdal для занятий по сердечно-легочной реанимации. В результате диагностики исходного уровня респираторной поддержки и непрямого массажа сердца получены следующие результаты: медиана составила 0 и 33 соответственно. Наиболее часто встречающимися ошибками были неправильное открытие и поддержание проходимости дыхательных путей (медиана 100), нарушение качества вдуваний (медиана 83), несоблюдение временных ограничений компрессий (медиана 33) и вентиляций (медиана 33). После отработки практических навыков качество оказания респираторной поддержки и непрямого массажа сердца улучшилось: медиана составила 50 и 100 соответственно. Статистический анализ результатов до и после проведения тренинга показал достоверное улучшение 88% показателей при р<0,05. Благодаря проведению симуляционного обучения оказанию реанимационной помощи детям с критическими состояниями был объективно оценен исходный уровень профессиональной подготовки, проведена «работа над ошибками», повышен уровень компетенции каждого врача.

А.А. Свистунов, Д.М. Грибков, Л.Б. Шубина, М.А. Коссович Тренинг тренеров

ГБОУВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова»

Имитационное (симуляционное) обучение при правильном применении имеет высокую образовательную ценность. Одним из факторов правильного применения является предварительная подготовка преподавателей. Такое обучение должно включать базовые вопросы педагогики, общие принципы имитационного обучения, подготовка сценариев, умение обеспечивать обратную связь и безопасная работа с оборудованием. Неподготовленные преподаватели приносят больше вреда, чем пользы для реализации идеи

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

M

ПРИЛОЖЕНИЕ

имитационного обучения. Это выражается не только в порче оборудования и отказе от применения имитации в будущем, но и в том, что студенты после обучения остаются плохо подготовленными. Именно поэтому специальная подготовка преподавателей является очень важным этапом внедрения имитационного обучения в систему непрерывного профессионального образования медицинских кадров. Потому что медицинское образование, обеспечивающее высокое качество, — это не просто дополнение обучением на тренажерах, а использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника.

В Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» с большим пониманием относятся к проблеме недостаточной подготовки преподавателей и всеми силами стараются исправить эту ситуацию. Так, например, была разработана специальная программа для преподавателей по подготовке из них тренеров-экспертов имитационного обучения. Программа реализует радиальную форму модульного обучения, когда слушатели осваивают обязательный модуль в количестве 12 ч, направленный на педагогическую подготовку, а затем предлагается пройти обучение по имеющимся модулям в качестве «ученика». Будущий преподаватель ЦНПО может пройти подготовку как по одному учебному модулю по выбору, так и по нескольким, сформировав свою программу, продолжительность которой будет соответствовать продолжительности выбранных модулей. Программа включает общие принципы педагогики и имитационного обучения, тестирование и развитие собственных возможностей и личных качеств, разбор примеров (на конкретном оборудовании и с приглашением тренеров из других центров), создание новых сценариев. Часть программы планируется реализовывать дистанционно через образовательный портал университета. К настоящему моменту в ЦНПО сформировалось 2 варианта подготовки преподавателей. Первый — творческий, когда преподаватели заранее и часто приходят в ЦНПО для подготовки занятия, для разработки совместно с персоналом ЦНПО сценариев, наглядных пособий, учебных видеофильмов и системы педагогического контроля. Второй — репродуктивный, в ходе которого преподавателям передается готовый модуль, с целью сохранения стандарта обученности. В ходе деятельности ЦНПО было установлено, что для разработки сценариев занятий с использованием ролевых игр и системы оценки необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, а для ведения тренингов использовать этих же лиц нецелесообразно, так как для таких задач подходят лица, задача которых строго требовать от обучающихся соблюдение алгоритма и совершенствовать свое выполнение. В качестве таких тренеров подходят смежные специалисты, лица со средним медицинским образованием и молодые врачи, которые прошли подготовку по педагогике. Для проведения сложных тренингов с ролевыми играми необходимо привлекать 2 эти категории специалистов. Дополнительной задачей, которую удается решать при привлечении смежных специалистов (техников, инженеров, биологов, химиков), является задача интеграции различных дисциплин. Например, обоснование сведениями естественных наук действий медицинских спе-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

циалистов (принцип работы дефибриллятора, механика работы инструментов, гемо-и фармакодинамика и т.д.). В числе проблем подготовки преподавателей можно выделить отсутствие понимания у руководства кафедр (отсутствие специально выделенного времени на подготовку); переоценка своих возможностей самими преподавателями, недопонимание ими деятельностного подхода к обучению); отсутствие легитимных конкретных алгоритмов профессиональной деятельности. Подбор авторитетного куратора по каждому модулю (группе модулей) и обучение преподавателей во внешних организациях может помочь в решении этих проблем.

М.А. Коссович1,2, А.А. Свистунов1, Л.Б. Шубина1, Д.М. Грибков1 Обучение лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей

1ГБОУВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» 2 ФГБУ«Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского» РАМН, Москва

Приоритетными направлениями развития здравоохранения России является внедрение и совершенствование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, к которым относятся и лапароскопические методы хирургических вмешательств. Во многих лечебных учреждениях имеются необходимые для этих целей оборудование и инструментарий. Оптимизация процесса обучения лапароскопической хирургии является одним из важных методологических вопросов современной хирургии.

Основной идеей предлагаемой концепции является обучение с использованием виртуальных тренажеров и лапароскопических боксов при обязательном проведении текущего и итогового контроля. Только после этого целесообразно проводить занятия в виварии, а затем возможна работа в операционной в реальных условиях в объемах, предписанных наставниками. Виртуальные тренажеры и лапароскопические боксы применяются для отработки базовых навыков, которые включают следующие действия: управление лапароскопом, инструментами; фиксация и перемещение объектов; дис-секция, клипирование и пересечение трубчатых структур; координация работы двумя руками. Система позволяет объективно оценить более десятка параметров качества выполнения каждого задания (затраченное время, количество, безопасность, скорость, результативность и эффективность движений). Однако большое количество параметров, регистрируемых тренажером, затрудняет работу преподавателя, которому приходится классифицировать и анализировать огромный объем информации. Вследствие этого разработана собственная интегральная система оценки результатов выполнения заданий базового модуля. В основу программы легло распределение параметров по важности, эффективности, необходимости и безопасности. Наименьшее весовое значение присвоили времени выполнения упражнения, далее в порядке возрастания веса идут

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

н

#

блок МОИПР 3 2012лл<М 119 03.12.2012 16:35:49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.