УДК 371.38:378.634
https://doi.org/10.24158/spp.2019.1.13
Гусарова Марина Александровна
доктор философских наук, кандидат социологических наук, доцент Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия
ТРЕНИНГ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Gusarova Marina Aleksandrovna
D.Phil., PhD in Social Science, Associate Professor, North Caucasus branch of Russian State University of Justice
TRAINING AS AN INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUE IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE LAWYERS
Аннотация:
В настоящей статье рассматривается проблема формирования правового сознания и правопонима-ния будущих юристов. На примере семинара-тренинга в рамках дисциплины «Методика правового воспитания и обучения», преподаваемой магистрантам, автор указывает на дидактические возможности и эффективность данного метода в со-временных условиях трансформирующейся социально-правовой реальности, требующей не только высокого уровня правовых знаний, умений и навыков, но и прежде всего социально-психологической устойчивости личности выпускника юридического факультета. Для формирования целостности правового сознания и правопонимания как системы, включающей рациональные и иррациональные элементы, предлагается использование упражнений тренинга, названных автором «Правовые ассоциации» и «Инь-ян». Данный вид практических занятий позволяет избежать рутинизации образования, актуализирует общение преподавателя с обучающимися, а также делает цели и задачи занятия более рельефными и ясными для всех участников образовательного процесса.
Summary:
The paper deals with the development of legal consciousness and legal thinking of future lawyers. By a case study of a training seminar within the Master's Degree course on Legal Educational and Training Techniques, the author highlights the didactic possibilities and effectiveness of this method in modern transforming social and legal reality. Nowadays, it requires not only high-level legal knowledge and skills but also social and psychological stability of the personality of a law school graduate. Such training exercises as Legal Associations and Yin-Yang are proposed to develop the integral legal consciousness and legal thinking as a system with rational and irrational elements. This type of workshops helps avoid routine elements in the learning process, updates communication between teacher and students, and makes goals and objectives clear and understandable for all actors of education.
Ключевые слова:
правовое сознание (правосознание), правовая культура, правопонимание, спонтанные ассоциации, социально-правовая реальность, будущие юристы, магистранты, семинар-тренинг.
Keywords:
legal consciousness (legal awareness), legal culture, legal thinking, spontaneous associations, social and legal reality, future lawyers, Master's Degree students, training seminar.
Активные и интерактивные образовательные технологии неслучайно стали надежными спутниками современного образовательного процесса, поскольку именно благодаря их использованию задействуются всевозможные способы освоения и закрепления нового материала. Правосознание является частью общего процесса социализации личности, поэтому степень его сформированности определяется не только уровнем знаний и системности представлений о праве и правовой реальности, но также аксиологическими детерминантами, отражающими отношение к правовым феноменам.
Семинар-тренинг как один из активных способов обучения предполагает максимальное вовлечение участников практического занятия в групповую работу посредством выполнения упражнений, анализа конкретных ситуаций, ролевых игр и т. д. Данная форма является комбинированным видом групповых занятий, соединяющим семинар, на котором студенты обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады, дают ответы на вопросы, а также тренинг как форму занятия, в процессе которого обучающиеся в результате многократных повторений закрепляют знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Особенностью семинара-тренинга в отличие от остальных активных и интерактивных технологий, используемых в процессе обучения в высшей школе, является то, что его участникам предлагается, во-первых, изложить теоретические вопросы по заданной теме, проанализировать схемы и рассмотреть возможные алгоритмы решения стоящей в рамках занятия проблемы; во-вторых, опробовать теоретические положения в коротких практических упражнениях. При этом соотношение первого и второго этапов практического занятия составляет примерно 90 к 10 %.
Преимуществом семинаров-тренингов является задействование в процессе обучения визуального (иллюстраций, схем, рисунков), аудиального (дискуссий, обсуждения, опросов, воспроизведения текстов вслух) и кинестетического (упражнений, примеров практического применения и собственного опыта) способов овладения знаниями, умениями и навыками.
Тренинг как один из методов интерактивного обучения в наибольшей степени способствует развитию и формированию указанных в перечне профессиональных компетенций социально-психологических качеств личности магистранта, а также предсказуемости результатов занятия. Цели, сформулированные в ходе подобных занятий, должны быть четкими, а поставленные задачи - коррелировать с какими-либо аспектами будущей профессиональной деятельности. Таким образом формируется осознанная мотивация как основание для устойчивого профессионального правосознания. По справедливому замечанию современных авторов, благодаря тренингам между студентами и преподавателем устанавливается более тесное сотрудничество, а поставленные в учебном процессе цели становятся более понятными для всех его участников [1].
Следует специально отметить, что соединение семинарского занятия как традиционной формы, прочно вошедшей в практику высшей школы, с инновационной технологией, необходимой для подготовки специалиста в современной, порой «калейдоскопичной», социальной реальности, требующей от индивида готовности к быстрому и адекватному реагированию на интенсивные изменения, является наиболее оптимальным. У будущих юристов правосознание, формирующееся в процессе вузовской подготовки, должно быть устойчивым в его аксиологических основаниях, но при этом содержать установки мобильности, активности, выражающейся в стремлении юриста к положительным трансформациям правовой реальности посредством эффективного законодательства и правоприменения.
Технология семинара-тренинга в рамках преподавания дисциплины «Методика правового воспитания и обучения» является, по нашему мнению, наиболее приемлемой для темы «Формирование правосознания и правовой культуры в процессе правового воспитания и обучения», включающей в себя следующие теоретические вопросы.
1. Правосознание и правовая культура как целенаправленные средства (способы) правовой социализации. Понятия социальной активности и правовой активности.
2. Правосознание как социокультурный и юридический феномен.
3. Структура правовой культуры и ее роль в жизни общества.
4. Основные модели развития правовой культуры: эволюционная и революционная модели. Основные критерии оценки уровня правовой культуры.
Эффективным с точки зрения продуктивности названного практического занятия является использование тренингов в дополнение к вопросу 2 «Правосознание как социокультурный и юридический феномен», поскольку именно формирование правосознания и сопутствующий ему процесс правопонимания предполагают осмысление правовых образов, идей, концептов, запечатлевающихся в сознании личности под влиянием опыта правоотношений, изучения научных правовых концепций, знакомства с правовыми идеалами, межличностного общения, которые органично встраиваются в систему рациональных и иррациональных компонентов правосознания. Тренинг № 1 «Правовые ассоциации» [2].
Задание 1. Участники дают расшифровку слова «ОБЯЗАННОСТЬ» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя свой ответ. Например, обязанность - это: О - ответственность, Б - безопасность, Я - явка с повинной, З - защита, А - адвокат, Н - независимость, Н - налог, О - ограничение, С - справедливость, Т - толерантность.
Задание 2. Участники дают расшифровку слова «ПРАВО» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 3. Участники дают расшифровку слова «ЧЕЛОВЕК» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 4. Участники дают расшифровку слова «ПРАВОСОЗНАНИЕ» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 5. Участники дают расшифровку слова «ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 6. Участники дают расшифровку слова «ПРАВОТВОРЧЕСТВО» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 7. Участники дают расшифровку слова «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 8. Участники дают расшифровку слова «ЗАКОННОСТЬ» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 9. Участники дают расшифровку слова «СВОБОДА» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Задание 10. Участники дают расшифровку слова «СУД» по буквам, отмечая характеристики поведения и аргументируя ответ.
Подчеркнем, что работа со спонтанными ассоциациями, на которых базируется тренинг № 1, не только позволяет будущим юристам развивать творческие способности, креативность в осваиваемой профессии, но также направлена на выявление связей, возникающих между правовыми фактами, предметами, событиями, формируя тем самым целостность правового сознания личности специалиста. Поскольку студенты, осваивающие магистерские программы по специальности «Юриспруденция», уже имеют определенные теоретические знания и практические навыки их использования, метод спонтанных ассоциаций дает возможность выявить и подвергнуть рефлексии взаимосвязи правовых феноменов.
Следует заметить, что метод спонтанных ассоциаций, пришедший из социальной психологии, является достаточно перспективным в решении ситуативных задач в высшей школе и вместе с тем широко применяется в исследовании социально-правовой реальности. Данная технология используется в изучении особенностей правосознания и правовой ментальности взрослого поколения российских граждан, а также в сравнительных социологических исследованиях образов права и закона в сознании российских и французских школьников, проведенных в период с 1993 по 2008 г. совместным российско-французским коллективом ученых М.Ю. Арутюнян, О.М. Здра-вомысловой и Ш. Курильски-Ожвэн [3].
Тренинг № 2 «Инь-ян». Направлен на закрепление навыков построения целостного образа системы прав и обязанностей в различных отраслях российского права.
Особенностью данного тренинга выступает то, что задания инициируются преподавателем либо самими обучающимися в зависимости от направления подготовки магистратуры. В процессе участники делятся на две команды. Поочередно передавая лист бумаги со сформулированным на нем каким-либо правом гражданина и человека в области гражданского, уголовного, административного права, студенты, выбирая и называя вслух оппонента, предлагают на обороте написать соответствующую названному праву обязанность (обязанности). Например, «право иметь собственность» - «обязанность платить налоги» и т. д. Затем команды могут поменяться ролями.
В обоих тренингах оценку правильности выполнения заданий может давать либо преподаватель, либо выбранное из числа студентов жюри. Как показывает практика, упражнения, имеющие на первый взгляд простые формулировки и содержание, вызывают немало трудностей при выполнении. Как представляется, причина данного факта коренится, с одной стороны, в структуре правосознания (а именно - в теснейшем переплетении рациональных и иррациональных элементов), с другой - в особенностях отечественного правосознания как уникального социокультурного феномена, носителями которого являются все без исключения российские граждане.
Изложенное позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, в современных условиях, когда к знаниям, умениям и навыкам современного выпускника предъявляются достаточно жесткие требования, возрастает необходимость использования комплекса активных и интерактивных образовательных технологий. От уровня сформированности профессиональных компетенций при подготовке будущих юристов во многом зависит осуществление правовых программ и идеалов Российского государства в ближайшем будущем. Дисциплины, преподаваемые в процессе профессиональной подготовки, должны закладывать не только когнитивный компонент, но также праксеологи-ческий и аксиологический как основу целостности и системности правосознания и правопонимания.
Во-вторых, применение комбинированных форм практических занятий, например семинаров-тренингов, позволяет избежать рутинизации образования, поскольку задействует теоретический и практический блоки, актуализирует живое общение преподавателя с обучающимися, а также непосредственно апеллирует к правовым фактам и делает цели и задачи занятия более рельефными и ясными для всех участников образовательного процесса. Помимо названных факторов следует особо подчеркнуть важность и своевременность применения в качестве практических упражнений тренингов, среди которых «Правовые ассоциации» и «Инь-ян», направленных на осмысление всей системы рациональных и иррациональных элементов правосознания и правопонимания.
Ссылки и примечания:
1. Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе [Электронный ресурс] / Е.И. Пилюгина, С.В. Павлюк, А.Л. Айрапетян, Э.Ю. Чобанян // Инновационные педагогические технологии : материалы II Международной научной конференции. Казань, 2015. С. 192-194. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7861 (дата обращения: 23.01.2019).
2. Задания тренинга являются примерными и могут варьировать по желанию преподавателя.
3. Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права: социализация в изменяющейся России. М., 2008. 208 с. ; Kourilsky-Augeven Ch., Arutiunian M. Socialisation juridique et modèle culturel L'image du droit en Russie et en France. Paris, 1996.
References:
Arutyunyan, MYu, Zdravomyslova, OM, Kourilsky-Augeven, Ch 2008, Image and Legal Experience: Socialization in a Changing Russia, Moscow, 208 p., (in Russian).
Kourilsky-Augeven, Ch & Arutiunian, M 1996, Socialisation juridique et modèle culturel L'image du droit en Russie et en France, Paris, (in French).
Pilyugina, EI, Pavlyuk, SV, Ayrapetyan, AL & Chobanyan, EYu 2015, 'Socio-Psychological Training as a Form of Interactive Learning in High School', Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii: materialy II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Kazan, pp. 192-194, viewed 23 January 2019, <https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7861>, (in Russian).