Научная статья на тему 'Тренинг эмпатии для подростков'

Тренинг эмпатии для подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1284
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕНИНГ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / EMPATHY / EMOTIONAL INTELLIGENCE / FACIAL EXPRESSIONS / ADOLESCENCE / TRAINING / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS / EMOTIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубко И.П.

В статье исследуется эмоциональный интеллект (ЭИ), а также способы его формирования и развития у будущих психологов в процессе тренинга, разработанного для подростков. Тем не менее, предполагалось, что студенты, во-первых, смогут в качестве экспертов конструктивно критиковать, во-вторых, способствовать совершенствованию содержания и процедуры тренинга, в-третьих, повысить свой собственный уровень эмоционального интеллекта. Статья содержит классификацию моделей ЭИ, основные подходы к определению данного термина. Впервые представлена схема для создания универсального тренинга по развитию ЭИ. Подробно описан первый блок тренинга ЭИ тренинг эмпатии. Данные, полученные экспериментальным путем, свидетельствуют об эффективности группового тренинга, направленного на развитие эмпатии. Сравнительный анализа результатов теста «до» и «после» тренинга доказывает возможность в короткий срок значимо повысить уровень эмпатии у студентов-психологов и, как следствие, уровень их эмоционального интеллекта. Эмоциональная сфера рассматривается в исследовании с помощью конструктов: «эмоциональный интеллект», «лицевая экспрессия» и «эмпатия», поскольку они, наряду с восприятием, идентификацией и рефлексией, участвуют в построении усложненного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается его понимание. В заключительной части статьи представлен план и перспектива дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY TRAINING IN ADOLESCENCE

The paper investigates emotional intelligence and the ways of its formation and the development. The author specifies the nature of emotional mental capacity discloses its essence and provides the most popular definitions. The scheme of creation of universal training on EQ development is presented. The first unit of training for the development of emotional intelligence is described in detail training for the development of empathy. The data obtained experimentally show the effectiveness of group training to create emotional experience and prove the possibility to increase the level of empathy in adolescents significantly in a short time and, as a result, to increase the level of their emotional intelligence. The training program include theoretical part which about the problems of emotion and the practical part which content tasks and exercises with an original design and format. Emotional sphere of adolescents was examined using the constructs of «empathy», «facial expressions» and «emotional intelligence» as empathy, along with identification, and reflection are involved in the complicated construction of the image of another person that provides his understanding. Analysis of the results, which allows us to talk about the effectiveness of the work done. The practical significance of the results of the study lies in the fact that: the necessity of psychological measures aimed at the study and development of empathy in adolescents has been proved. The article is addressed to parents, teachers, psychologists and students studying in the direction of "Psychology".

Текст научной работы на тему «Тренинг эмпатии для подростков»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 4. С. 73-84.

УДК 159.9.072.43

ТРЕНИНГ ЭМПАТИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Зубко И. П.

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

E-mail: air007@bk.ru

В статье исследуется эмоциональный интеллект (ЭИ), а также способы его формирования и развития у будущих психологов в процессе тренинга, разработанного для подростков. Тем не менее, предполагалось, что студенты, во-первых, смогут в качестве экспертов конструктивно критиковать, во-вторых, способствовать совершенствованию содержания и процедуры тренинга, в-третьих, повысить свой собственный уровень эмоционального интеллекта. Статья содержит классификацию моделей ЭИ, основные подходы к определению данного термина. Впервые представлена схема для создания универсального тренинга по развитию ЭИ. Подробно описан первый блок тренинга ЭИ - тренинг эмпатии. Данные, полученные экспериментальным путем, свидетельствуют об эффективности группового тренинга, направленного на развитие эмпатии. Сравнительный анализа результатов теста «до» и «после» тренинга доказывает возможность в короткий срок значимо повысить уровень эмпатии у студентов-психологов и, как следствие, уровень их эмоционального интеллекта. Эмоциональная сфера рассматривается в исследовании с помощью конструктов: «эмоциональный интеллект», «лицевая экспрессия» и «эмпатия», поскольку они, наряду с восприятием, идентификацией и рефлексией, участвуют в построении усложненного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается его понимание. В заключительной части статьи представлен план и перспектива дальнейших исследований.

Ключевые слова: эмпатия, эмоциональный интеллект, лицевая экспрессия, подростковый возраст, тренинг, студенты-психологи, эмоциональные способности.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

В развитии личности трудно переоценить роль эмоций [1, 2]. Хорошее понимание эмоций помогает преуспевать в профессиональной деятельности и в личной жизни [3, 4]. Эмоциональный интеллект (ЭИ) один из самых известных терминов в разделе психология эмоций. С конца прошлого века в кругу ученых, психологов и исследователей ведется активное обсуждение относительно целого ряда вопросов, связанных с определением, структурой, функциями и механизмами развития данного конструкта. Рувен Бар-Он, Дэниел Гоулман, Джон Майер, Петер Саловей и Давид Карузо - являются авторами первых структурных моделей ЭИ.

Интерес к теме эмоций у психологов и философов возник давно. Первые законы и предписания этики, такие как свод законов Хаммурапи, библейские заповеди и эдикты императора Ашоки являются попыткой обуздать и смирить эмоциональные проявления. Зигмунд Фрейд в книге «Цивилизация и вызванная ею неудовлетворённость» отмечает, что «общество было вынуждено навязать правила, дабы усмирить волны бесконтрольно бушевавших, перехлестывающих через край эмоций» [1, с. 29]. Однако заслуги Фрейда в исследовании феномена эмоций не

73

ограничиваются теоретическими рассуждениями - одним из первых он показал, что эмоции взрослых отличаются от эмоций ребенка [5].

Почти все исследования, которые проводились и проводятся по данной теме, показывают наличие положительной корреляции между уровнем EQ (коэффициент эмоциональности - величина, в которой измеряется эмоциональный интеллект) и общим состоянием здоровья человека. Установлен также факт, что успешные в профессиональной среде люди обычно демонстрируют не очень высокий уровень Щ - интеллектуальный коэффициент, но зато высокий показатель по EQ -коэффициент эмоциональности [1, 3].

Эмоциональная сфера рассматривается нами с помощью конструктов «эмоциональный интеллект» и «эмпатия», поскольку эмпатия, наряду с идентификацией и рефлексией, участвует в построении усложненного образа другого человека и обеспечивает его понимание (А. Т. Ларина, Е. Б. Максимова, М. О. Журавлева). К тому же, именно эмпатия является тем качеством, которым должен обладать каждый психолог, именно поэтому было решено провести пилотажное исследование (тренинг ЭИ) на факультете психологии со студентами выпускного курса Московского государственного университета. Предполагалось, что студенты, в определенной степени могут быть экспертами, способными оценить как позитивные моменты в содержании и ходе проведения тренинга, так и его недостатки.

От теорий происхождения эмоций через понятие социальный интеллект современное научное сообщество приходит к необходимости ввести новый термин: эмоциональный интеллект. Наиболее точно, на наш взгляд, определил это понятие российский ученый-исследователь, создатель опросника ЭмИн, Дмитрий Владимирович Люсин. ЭИ, согласно его определению, является совокупностью умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации [3].

В том, что развивать эмоциональный интеллект важно и нужно, соглашаются многие российские и зарубежные ученые. По результатам многочисленных исследований существуют способы повысить как интегральный уровень эмоционального интеллекта, так и степень выраженности отдельных его компонент [1, 3, 4, 6].

Новизной исследования является современный и нетривиальный подход к организации тренинга, а также авторские упражнения в формате игровой практики, направленные на развитие эмпатии. При отборе проективного материала для упражнений тренинга мы руководствовались рассуждениями из диссертации Льва Семеновича Выготского на тему психологии искусства: «Нельзя представить себе, какую роль в переплавке человека сыграет искусство, какие уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы оно призовет к формированию нового человека. Несомненно только то, что в этом процессе искусство скажет самое веское и решающее слово» [2, с. 331].

Цель статьи: описание результатов пилотажного исследования.

74

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Описание теоретической части тренинга. При создании программы тренинга мы придерживались деятельностного подхода, согласно которому именно в деятельности происходит обучение и формирование личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

В начале тренинга обучающимся был представлен список литературы по проблематике эмоций и эмоционального интеллекта, а также даны определения основных терминов и понятий, связанных с предстоящей работой (тезаурус). Далее в презентации схематично были представлены основные модели ЭИ, а также сформулированы некоторые гипотезы относительно феномена эмоции и термина лицевая экспрессия.

Теоретическая и практическая части тренинга были построены на фундаментальной теории Пола Экмана, последователя дифференциальных теорий происхождения эмоций. П. Экман и К. Изард, работая над одной и той же задачей, получили одинаковый результат относительно врожденности мимических выражений. Однако количественный состав фундаментальных эмоций в теориях этих двух авторов отличается [4, 5].

По мнению Экмана и его последователей, у человека существует семь базовых (фундаментальных) эмоций, которые в чистом виде встречаются редко. Данную теорию он подтверждает множеством экспериментов, которые проводит по всему миру. Согласно его теории, каждая из семи базовых эмоций является врожденной и имеет уникальный способ мимического выражения [4].

В теории П. Экмана не звучит термин эмоциональный интеллект, однако навыки, которым он учит в своих книгах, способствуют развитию эмоционального интеллекта. При написании книги «Психология эмоций» Пол Экман признался, что его целью является помощь людям в усовершенствовании нескольких навыков: осознание своих эмоций; умение чувствовать, понимать, какие эмоции испытывают другие люди; правильно использовать полученную информацию о чувствах других людей; распознавать правду и ложь [4, с. 18].

Помимо основных эмоций Пол Экман выделил три типа трудноуловимых выражений: частичные выражения, слабые и микровыражения [4 с. 314].

Таблица 1

Классификация трудноуловимых выражений по П. Экману

Слабое выражение начало эмоции; слабая эмоция; эмоция, интенсивность которой была уменьшена; неудачная попытка скрыть эмоцию;

Частичное выражение слабая эмоция; эмоция, интенсивность которой была уменьшена; неудачная попытка скрыть эмоцию;

Микровыражение намеренное подавление эмоции; ненамеренное подавление эмоции.

75

Науке достоверно не известен ответ на вопрос: какое влияние имеет генетическая предрасположенность на эмоциональный интеллект и от каких именно факторов зависит способность к эмоциональному научению? Именно поэтому, как и большинство исследователей, мы будем употреблять термин «эмоциональная компетенция» и ставить в центр внимания тот аспект способностей, который можно открыть в себе и совершенствовать. В каждом теоретическом подходе существуют свои методы и способы измерения уровня ЭИ [3, 6, 7].

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) полагает, что показателем высокого уровня эмоционального интеллекта у человека является наличие в его поведения пяти основных составляющих: самосознание, самоконтроль, мотивация, эмпатия, социальные навыки [1]. Эмпатия в его определении это «способность понимать эмоциональные состояния других людей» [6, с. 11].

Таблица 2

Понимание составляющих ЭИ по Д. Гоулману

Способность Определение Признаки

Самосознание Способность распознавать и понимать свое настроение, эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на других людей. Уверенность в себе. Реалистичная самооценка. Умение посмеяться над собой. Умение выслушать конструктивную критику.

Самоконтроль Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные эмоции. Надежность. Честность. Спокойное отношение к неопределённости и к переменам.

Мотивация Увлеченность работой, желание трудиться, не обусловленное исключительно соображениями высокого заработка или статуса. Любовь к работе как к таковой и готовность к новым испытаниям. Стремление к совершенствованию. Оптимизм даже перед лицом неудачи.

Эмпатия Способность понимать эмоциональное состояние других людей, особенно при принятии сложных решений. Умение находить и удерживать таланты в организации. Умение развивать одарённых людей. Уважительное отношение к особенностям чужой культуры.

Социальные навыки Умение управлять человеческими отношениями и налаживать контакты. Способность к эффективному осуществлению нововведений. Умение убеждать. Владение искусством руководства коллективом, навык его формирования.

76

Проанализировав модели развития лидерских навыков высшего руководства крупных международных корпораций, Гоулман поставил целью своей работы определить, какие способности людей обусловливают выдающиеся показатели их работы и насколько сильно влияние этих способностей [1, 6].

В своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Д. Гоулман, автор смешанной модели эмоционального интеллекта

приводит результаты исследования, в котором делит все умения на три категории: специальные компетенции (знание основ бухгалтерского учёта, умение составлять бизнес-план), когнитивные способности (аналитическое мышление и скорость принятия решений) и навыки, свидетельствующие о высоком эмоциональном интеллекте (способность к совместной работе и умение делегировать полномочия) [6]. Несмотря на то, что свои исследования Гоулман проводил в крупных международных корпорациях, в главе «Корни эмпатии» его монографии целый параграф посвящен проблемам развития эмпатии в детском возрасте [1]. Основная мысль в разделе об эмпатии заключается в следующем: «Если вы всего лишь копируете ребенка, значит вы знаете, что он сделал, а не что он чувствовал. Чтобы дать ему понять, что вы осознаете, что он чувствует, - вам придется воспроизвести его внутренние переживания» [Цит. по: 1, с. 189].

Помимо этой информации, в теоретической части тренинга участникам была представлена универсальная схема для создания тренинга ЭИ, классификация основных моделей (Рис. 1-2), перечислены различные методы и приемы для создания эмоционального опыта.

1. Модели способностей: ЭИ-набор способностей, которые можно при желании развить

2. Модели личности: ЭИ - совокупность личностных качеств, которые при необходимости возможно "совершенствовать

3. Смешанные модели: в конструкт ЭИ входят как способности, так и личностные качества.

Рис. 1. Современная классификация моделей ЭИ.

Рис. 2. Универсальная схема разработки тренинга ЭИ.

77

Еще один подход к определению феномена «эмоциональный интеллект», который опубликовал в 2007 году профессор психологии Хайнер Риндерманн: «ЭИ - это способность распознавать и выражать эмоции, а также умение адекватно реагировать на них» [Цит. по: 7, с. 31].

Способность управлять собственными чувствами Способность распознавать и понимать чувства окружающих (эмпатия)

Распознавать и понимать собственные чувства Экспрессивность: умение переживать и выражать свои чувства

О

Ключевая компетенция - «эмоциональная сознательность» или «эмоциональная ясность», способность на ранней стадии дифференцировать и воспринимать свои эмоции

Рис. 3. Элементы эмоционального интеллекта по Х. Риндерману.

Эмоциональная осознанность является основой для остальных элементов ЭИ. Высшим уровнем сознательности является не только восприятие и умение описать чувства, но и понимание причин их возникновения (Рис. 4). П. Саловей в ходе исследований установил, что люди с большей эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями. Люди, обладающие эмоциональной ясностью в стрессовых ситуациях, демонстрируют большую уверенность в себе и низкую тенденцию к отступлению [7, с. 36].

Рис. 4. Уровни эмоциональной сознательности [7, с. 34].

На низшем уровне эмоциональной сознательности люди, у которых чувственная слепота или алекситимия. Отсутствие эмоций может привести к психическим заболеваниям, а также к нарушениям в социальной сфере. Причиной возникновения, если нет нарушений функций мозга, является неполноценное

78

познавательно-эмоциональное развитие в детстве. Алекситимными называют людей, которым недоступны чувства, а поскольку они не распознают своих чувств, как следствие, чувства окружающих остаются для них недоступны [6].

Эмпатия, как способность распознавать и понимать чувства и эмоции других, входит в конструкт большинства моделей ЭИ. Поэтому, наиболее простым и доступным способом повысить уровень эмоционального интеллекта является повышение уровня эмпатии. В групповой динамике этот процесс объективно должен происходить быстрее [8].

Эмоциональная сфера рассматривается в данном исследовании с помощью конструктов «лицевая экспрессия» и «эмпатия», поскольку именно эти понятия, наряду с восприятием, идентификацией и рефлексией, участвует в построении сложного образа другого человека, благодаря которому обеспечивается расширение эмоционального опыта и улучшается понимание эмоций других [1, 4].

Представленный в тренинге прием для развития эмпатии был известен еще в 1844 году и описан в рассказе Эдгара Аллана По «Похищенное письмо»: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или добр, или зол этот мальчик или, о чем он думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое-же выражение, которое вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникают у меня в соответствии с этим выражением» [Цит. по: 4, с. 60].

Этот прием, который называют «отзеркаливанием», является подтверждением органической теории возникновения эмоций Джеймса-Ланге, развитой под влиянием электрофизиологических исследований головного мозга. Согласно этой теории, придание лицу выражения той или иной эмоции вызывает переживание этой эмоции [4, 5].

Вся теоретическая часть была изложена в отдельной презентации, ключевые моменты из которой представлены в данной статье.

Цель и задачи тренинга: развить у будущих психологов навык распознавать основные, слабые и комбинированные выражения лицевой экспрессии путем повышения уровня эмпатии.

Практическая часть тренинга. Тренинг стартовал тестированием на распознавание эмоций, в процессе которого участникам поочередно были представлены 14 фотоснимков девушки-подростка (Евы, дочки П. Экмана, которой на момент создания теста было 14 лет). На каждом фотоснимке теста Ева изображает одну из семи базовых эмоций, но не в чистом виде. Этап тестирования длился несколько минут. Одно фото демонстрировалось несколько секунд и за это время участникам предстояло определить, какая фундаментальная эмоция изображена на фото и отметить результат в своем бланке. Инструкция к тесту и сам тест на распознавание выражений лиц, а также фотографии лицевых экспрессий представлены в книге Пола Экмана «Психология эмоций» [4, с. 293-310]. Тест на распознавание эмоций, который мы проводим с участниками в начале и в конце эксперимента, помог нам количественно зафиксировать результат их «эмпатийности».

Практику составляют два упражнения: номер-разминка под названием «Детские эмоции» и основной номер-интегратор на развитие эмпатии «Один против

79

всех». В заключение тренинга участники повторно прошли тест на распознавание эмоций и заполнили стандартную анкету обратной связи.

В первом номере-разминке отрабатывались навыки распознавания базовых эмоций. В этом упражнении, на примере фотографий с изображением детских лиц, участники пытались распознать семь базовых эмоций по признакам, описанным в книге П. Экмана, а именно: гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, удивление, радость [4]. Задание понравилось многим, детские эмоции угадывались легко и эмоционально. На вопрос «Как еще можно улучшить это упражнение?» экспертные участники тренинга (преподаватели курса) отметили, что фотографий с детскими эмоциями можно было выбрать больше и первую часть упражнения провести в парах (один участник изображает эмоцию - второй пытается ее определить, после чего участники меняются ролями).

В номере-интеграторе «Один против всех» перед участниками тренинга была поставлена очень сложная задача: все присутствующие изображали, а один участник пытался распознать (считать, угадать, определить, прочувствовать) выражения присутствующих, используя эффект «отзеркаливание».

Цель данного упражнения: закрепить теоретический материал, перенести новые навыки и эмоциональный опыт в жизнь. На этот раз изображать и определять пришлось не базовые, как в первом упражнении, а слабовыраженные и частично выраженные эмоции. Для каждого эмоционального состояния был выбран соответствующий проективный материал. Спектрокарты или ассоциативные фотографические карты демонстрировались с помощью мультимедийных средств.

Все материалы для упражнения находятся в открытом доступе в глобальной сети (картины знаменитых художников, кадры из кинофильмов, фотографии и фотоколлажи). Их подбор происходил по одному из первых психоаналитических методов - по принципу свободных ассоциаций.

Во втором номере мы не продумали особенности организации пространства. Из-за этого в самом начале упражнения возникла небольшая заминка с выбором первого добровольца, которому предстояло определить одну конкретную эмоцию, но не в чистом виде, а скрытую, смешанную или слабовыраженную (эмоциональный паттерн), например, легкую печаль, скрытую радость, контролируемый страх. В итоге, любопытство победило страх и доброволец, он же единственный парень на всю группу, был найден.

Еще одной проблемой в ходе второго номера стала сложная инструкция и воздействие проективного приема на подсознание испытуемых. Последнее помешало нескольким участницам осознать свои эмоции и справиться с поставленной перед ними задачей. Мы также предполагаем, что могли мешать личные установки или негативные ассоциации на стимульный материал.

Ограничения во времени отнесем к еще одной сложности. Тренинг проходил в лекционной аудитории и продолжался всего одну пару (90 минут), в то время как обычный тренинг в среднем длится не менее 2-3-х часов. Испытать себя во втором упражнении тренинга успели лишь несколько студентов.

Количество и гендерный состав участников тренинга. Эксперимент проходил в рамках спецкурса «Социально-психологический тренинг» на одном из

80

итоговых занятий. В тренинге добровольно принимали участие магистры, прослушавшие полный курс лекций по данной теме. В заключительном этапе тренинга (при повторном тестировании) приняли участие 16 человек (15 девушек, 1 парень) - студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В сравнительном анализе были использованы данные первых 10 человек, которые принимали участие в двух тестированиях.

Актуальность и оценка эффективности тренинга. Актуальность мы исследовали прямым вопросом. Тема тренинга: «Развитие эмоционального интеллекта» для вас актуальна? Из всех опрошенных 80% ответили положительно, остальные сказали «нет» или не ответили на данный вопрос. К вопросу об эффективности тренинга относится пункт в анкете обратной связи: «Порекомендуете ли Вы данный тренинг своим друзьям и знакомым?». На этот вопрос 94% студентов ответили «да».

Статистическая обработка результатов теста на распознавание эмоций. После тренинга результаты первого и второго тестирования (тестом на распознавание эмоций) были обработаны с помощью современных статистических методов в программе SPSS на наличие значимых различий. Количество правильных ответов при тестировании мы условно назвали коэффициент эмпатии (QE). Из таблицы результатов видно, что всем, кроме двух участников тренинга, удалось улучшить свой результат теста на распознавание лицевой экспрессии.

Таблица 4

Таблица результатов двух тестирований с указанием сдвига

№ До тренинга После тренинга Актуальность Сдвиг = QE2 - QE1

QE1 QE2 тренинга

1. 2 5 да 3

2. 3 5 да 4

3. 3 7 очень 2

4. 4 5 да 1

5. 5 5 нет 0

6. 5 6 да 1

7. 6 6 да 0

8. 6 8 - 2

9. 7 8 да 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 7 8 да 1

На графике представлены результаты тестирования «до» и «после» тренинга (Рис. 5).

Мы проверили гипотезу о равенстве средних значений в двух связных выборках, используя парный 1—критерий Стьюдента. Предполагая, что данные имели нормальное распределение, на уровне значимости а=0.05 была отклонена основная гипотеза о равенстве и принята конкурирующая гипотеза о различиях между средними значениями в двух выборках.

81

Рис. 5. Графический анализ данных двух тестирований.

В заключение тренинга все присутствующие имели возможность поделиться своими впечатлениям и заполнить анкету обратной связи. Оценка эффективности тренинга производилась по четырехуровневой модели Киркпатрика [8].

Качественный анализ и рефлексия участников и ведущей тренинга. Данный этап в проведении тренинга является особенно важным для нас. Поскольку участники тренинга студенты-психологи выпускного курса, которые имеют опыт проведения аудиторных занятий, а также опыт участия во всевозможных тренингах, их мнение о содержательной и об организационной части упражнений, теоретической части и о тестировании для нас авторитетно.

Вопросы в анкете целенаправленно сформулированы так, чтобы поставить участников из позиции испытуемых в экспертную позицию.

Таблица 5

Анализ ответов на вопросы из анкет обратной связи

Что посоветуете изменить в теоретической и практической части тренинга? Рассадить участников по кругу. Инструкцию ко второму номеру. Меньше теории и больше практики. Заменить позицию «спикер» на позицию «тренер», что позволит держать контакт со всей аудиторией.

Что из тренинга вам больше всего запомнилось? Структурная презентация. Конфеты на входе. Тест П. Экмана. Фотографии к упражнениям: тортик, сердитая девочка, малыш которому страшно, картина Альфонса Мухи «Job».

Хотите принять участие в следующем блоке тренинга? Почти все участники ответили «Да».

82

ВЫВОДЫ

Результаты исследования

- позволили отметить проблемные моменты в содержании, организации тренинга;

- показали эффективность тренинга;

- подтвердили необходимость осуществлять психологические мероприятия, направленные на изучение и развитие эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов-психологов.

Перспективы исследования. Планируется провести второй блок тренинга со студентами-непсихологами для создания контрольной группы с целью оценки эффективности тренинга, а после этого провести аналогичный тренинг с подростками из приемных семей на базе одного из благотворительных фондов.

Список литературы

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2018. - 544 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 416 с.

3. Люсин Д. В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.

4. Экман П. Психология эмоций / П. Экман. - СПб.: Питер, 2013. - 334 с.

5. Изард К. Психология эмоций. Серия «Мастера психологии» / К. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.

6. Эмоциональный интеллект. Серия «Harvard Business review»: 10 лучших статей. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 188 с.

7. Канитц А. EQ. Управление эмоциями / Аня фон Канитц. - М.: SmartBook, 2008. - 127 с.

8. Вачков И. В. Основные технологии группового тренинга. Учеб. пособие / И. В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с.

EMPATHY TRAINING IN ADOLESCENCE Zubko I. P.

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation E-mail: air007@bk.ru

The paper investigates emotional intelligence and the ways of its formation and the development. The author specifies the nature of emotional mental capacity discloses its essence and provides the most popular definitions. The scheme of creation of universal training on EQ development is presented. The first unit of training for the development of emotional intelligence is described in detail - training for the development of empathy. The data obtained experimentally show the effectiveness of group training to create emotional experience and prove the possibility to increase the level of empathy in adolescents significantly in a short time and, as a result, to increase the level of their emotional intelligence. The training program include theoretical part which about the problems of emotion and the practical part which content tasks and exercises with an original design and format. Emotional sphere of adolescents was examined using the

83

constructs of «empathy», «facial expressions» and «emotional intelligence» as empathy, along with identification, and reflection are involved in the complicated construction of the image of another person that provides his understanding. Analysis of the results, which allows us to talk about the effectiveness of the work done. The practical significance of the results of the study lies in the fact that: the necessity of psychological measures aimed at the study and development of empathy in adolescents has been proved. The article is addressed to parents, teachers, psychologists and students studying in the direction of "Psychology".

Keywords: empathy, emotional intelligence, facial expressions, adolescence, training, students-psychologists, emotional abilities.

References

1. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ, book by Daniel Golema, 544 р. («Манн, Иванов и Фербер», Moskva, 2018).

2. Vugotsky L.S., Psychology of Art. Aesthetic Reaction Analysis, 416 р. (Izdatel'stvo AST, Moscow, 2018).

3. Lucin D.V., Ushakov D.V., Social Intelligence: Theory, Measurement, Research, 176 p. (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 2004).

4. Ekman P., Psychology of emotions, 334 p. (Peter, St. Petersburg, 2013).

5. Izard C. Psychology of emotions. Series "Masters of Psychology", 464 p. (Peter, St. Petersburg, 2012).

6. Emotional intelligence. Series «Harvard Business review»: 10 MUST READS, 188 р. (Alpina Pablisher, Moscow, 2019).

7. Kanitz A., EQ. Emotion Management, 127 р. (SmartBook, Moscow, 2008).

8. Vachkov I.V., Basic technologies of training group. Study Manual, 176 р. (Axis-89, Moscow, 1999).

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.