Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 60-64 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):60-64
Проблемы управления
Научная статья УДК 334.021.1
doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-60-64
ТРЕНДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Галина Геннадьевна Уварова
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, 2188799@mail.ru
Аннотация. Повышение эффективности деятельности органов государственного управления в условиях цифровой экономики имеет свою специфику, стратегии и подходы в этом контексте основаны, в первую очередь, на качестве получения, обработки данных их интерпретации и применении выводов для непрерывного совершенствования управленческих процессов. При этом сами по себе цифровые технологии и их применение не являются самоцелью и не гарантируют улучшения результатов деятельности. Только в случае их органичной интеграции в релевантную систему управления, на основе соответствующих организационных мер, эти инструменты становятся фактором повышения эффективности. В силу существенной роли внешних условий в обеспечении возможностей для цифровой трансформации институциональных единиц, особую значимость приобретает деятельность институтов государственной власти, формирующих социально-экономический, правовой, научно-технологический фундамент для проактивной и реактивной цифровизации.
Ключевые слова: цифровая трансформация, государственное управление, цифровой офис, экономика, инновационные технологии, эффективность деятельности
Для цитирования: Уварова Г. Г. Тренды цифровой трансформации деятельности органов государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 60-64. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-60-64.
Problems of Management
Original article
TRENDS IN THE DIGITAL TRlAJNSFflRMATION OF GOVERNMENT Galina G. Uvarova
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, 2188799@mail.ru
Abstract. Improving the efficiency of public administration in the digital economy has its own specificity, strategies and approaches in this context are based primarily on the quality of the acquisition, processing of interpretation data and the application of conclusions for the continuous improvement of management processes. At the same time, digital technologies themselves and their use are not an end in themselves and do not guarantee improvement in performance. Only if they are integrated organically into the relevant management system, on the basis of the relevant organizational measures, do these tools become a factor of efficiency. Due to the significant role of external conditions in providing opportunities for the digital transformation of institutional units, the activities of state authorities, which form the socio-economic, legal, scientific and technological foundation for proactive and reactive digitalization, are of particular importance.
Keywords: digital transformation, public administration, digital office, economy, innovative technologies, efficiency
For citation: Uvarova G. G. Trends in the digital transformation of government. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):60-64. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-60-64.
В условиях глобальной трансформации экономических систем трансфер технологий стал играть значимую роль. На текущем этапе развития общества современные цифровые технологии активно проникают во все сферы жизни и оказывают с каждым днем все более существенное влияние на социальные, политические, экономические процессы [1, с. 587]. Россия позже крупнейших западных экономик встала на путь цифровой трансформации. Вместе с тем, имея профессиональную
© Уварова Г. Г., 2021
Проблемы управления
Уварова Г. Г. Тренды цифровой трансформации деятельности органов государственного управления
экспертизу и кадры в области разработки программного обеспечения и автоматизации, Россия смогла быстро нарастить темпы цифровизации, создавая инфраструктурные инновации и оказывая серьезное технологическое влияние на мировой рынок в целом1.
Сегодня в нашей стране информационно незрелые организации, рынки, территории и целые классы отношений существуют параллельно с глубоко технологизированными и более эффективными, выступая своеобразным "узкими местами" общественного производства, ограничивающими пропускную способность и возможности развития всей экономической системы [2, с. 15]. К основным направлениям развития цифровой экономики [3, с. 310-311], закрепленным национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации»2 были отнесены, в том числе: проведение исследований и разработок для создания платформ для независимых участников рынка, обменивающихся продукцией или опытом; подготовка кадров для цифровой экономики - создание сервисов для формирования цифровой грамотности пользователей с возможностью применения теории в практических ситуациях; система информационной безопасности, которая предусматривает применение отечественных разработок при обеспечении кибербезопасности. Очевидно, что все эти новшества необходимо вписать в проекты цифровизации бизнеса [4, с. 208-209], цифровой трансформации органов управления [5, с. 26], государственных и муниципальных предприятий, учитывая главные факторы успеха цифровой трансформации: наличие стратегического плана, четкое управление преобразованиями, внедрение ценностей и принципов «цифровой культуры», которые, в противовес локальной цифровизации, влияют на успешную цифровую трансформация, подразумевая гармоничное развитие сразу по всем указанным направлениям.
Цифровая культура - набор принципов и ценностей в корпоративной культуре, характеризующих использование информационно-коммуникационных цифровых технологий для взаимодействия с обществом и решения задач в профессиональной деятельности3.
Цифровую культуру называют одним из ключевых факторов успеха цифровой трансформации, поскольку эффективная цифровая трансформация невозможна без развития компетенций специалистов: как общих профессиональных качеств, так и знаний для работы с новыми технологиями и новыми методами [6, с. 33]. Так, например, официальная статистика, используя преимущества новых технологий и эффективного производства, в ближайшие несколько лет, как предпола-гается4, достигнет основных целей, поставленных перед ней обществом и государством. Единство подходов и методов сбора, обработки и распространения данных для всех органов власти - обязательное условие эффективной работы статистической системы в стране. Изменяющийся спрос на данные требует непрерывного выявления потребностей пользователей, и каждое новое статистическое обследование может отличаться от предыдущего по своему содержанию. Собирать и обрабатывать следует только те данные, которые будут действительно применяться для выработки значимых решений. Для определения потребностей и их приоритизации необходимо иметь постоянную обратную связь со всеми категориями пользователей.
Потребность федеральных органов власти подробно изучается через механизм федерального плана статистических работ5, актуализация которого проводится при их непосредственном участии. Однако при мониторинге документов стратегического планирования используются не только показатели официальной статистики, но и различные ведомственные оценки: доля официальных статистических показателей в государственных программах не превышает 50 %. Спрос других категорий пользователей исследуется нерегулярно либо не изучается совсем. К примеру, потребности региональных органов власти и органов местного самоуправления, по их мнению, удовлетворяются лишь частично. И это несмотря на то, что 75 % работ федерального плана имеют региональный
1 Цифровая трансформация в России - 2020. Обзор и рецепты успеха [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 15.09.2021)
2 Государственная программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3 Цифровая трансформация в России - 2020. Обзор и рецепты успеха [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 22.09.2021)
4 Стратегия развития российской статистики 2024. Стратегия 2.0 (проект)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Xk2Q6QbN/strateg-2-0.pdf (дата обращения: 19.09.2021)
5 Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.08.2021 № 2342-р// https://rosstat.gov.ru/folder/462
Problems of Management
Uvarova G. G. Trends in the digital transformation of government
разрез, а в базе данных муниципальной статистики1 содержится более 200 показателей. Ситуация усугубляется запретом на доступ к информации, косвенно идентифицирующей респондента, что приводит к закрытию части официальной статистики на региональном уровне. Как результат, регионы и муниципалитеты проводят собственные неофициальные обследования, порождая дополнительную отчетную нагрузку на бизнес. Создание параллельных «статистических реальностей» как на федеральном, так и на региональном уровнях препятствует объективному и качественному мониторингу социально-экономического развития.
При этом использование новых технологий неизбежно усложняет производственные процессы. Росстат уже применяет инструменты повышения внутренней эффективности, характерные для бизнес-структур. Формируется культура непрерывного совершенствования внутренних процессов путем устранения потерь на всех этапах. Применяются инструменты бережливого производства (lean production] для повышения эффективности статистических процессов. Накопленный опыт внутренней трансформации готов к масштабированию и применению в системе государственного управления. Специалисты цифровых команд должны обладать знаниями и компетенциями, необходимыми для процессного управления и управления изменениями при использовании цифровых технологий в государственном и муниципальном управлении. В этом могла бы помочь так называемая «цифровизации офиса»2, предполагающая использование современных возможностей и моделей применения базовых технологий, отвечающих специфическим запросам руководства информационных служб, пользователей и сотрудников IT-отделений [7, с. 247]. Использование цифровых технологий в современном офисе применяется для решения трех основных проблем:
1] обеспечения гибкости бизнеса - переход на условия цифрового офиса реализует специализированные программы, позволяющие упростить структуру корпоративных IT-систем и внедрить прогрессивный инструментарий управления клиентскими системами. Благодаря таким мерам высвобождаются IT-ресурсы на осуществление бизнес-процессов, дающих более высокую прибыль;
2] разработки схем взаимодействия сотрудников с корпоративными системами. Применение современных коммуникаций повышает конкурентоспособность компаний, поскольку их сотрудники более оперативно получают необходимую деловую информацию и максимально эффективно взаимодействуют с клиентами и коллегами;
3] защиты бизнеса. Цифровизация офиса сокращает риск кибератак, а разработка специализированных инструментов не только повышает продуктивность работы сотрудников и позволяет более эффективно планировать использование IT-ресурсов, но и обеспечивает более высокую степень защиты клиентских платформ и данных.
Инициативы по созданию «цифрового офиса» в системе органов государственного и муниципального управления могут кардинально изменить все уровни работы структурных подразделений, предоставляя широкий перечень возможностей: сотрудникам, которые смогут воспользоваться более совершенными механизмами поддержки совместной работы - например, интегрированными в ПК аудио- и видеоподсистемами; специалистам IT-подразделений, которые будут затрачивать меньше времени на выявление и ликвидацию поломок и сбоев и на управление системами на рабочих местах пользователей, на обслуживание всех аппаратных и программных элементов IT-конфигурации, на восстановление систем в любом состоянии без урона производительности работы конечных пользователей; руководителям информационных служб [8, с. 8]. Стабилизация профессиональных бизнес-платформ и стандартизация вычислительных систем на их основе значительно упростят принятие IT-решений и позволят снизить их совокупную стоимость, то есть сосредоточиться на инновационных технологиях, а не на сопровождении систем. Каким же должен быть цифровой офис? Основными направлениями создания цифрового офиса являются3: облачная цифровизация цифровой ячейки - «упаковка» инструментов личной продуктивности, совместной работы и коммуникаций на основе SaaS в единый облачный продукт; рабочий стол как услуга (DaaS, Desktop as a service) - предоставление пользователям по запросу возможности работы (с подготовкой, установкой исправлений и обслуживанием рабочих нагрузок] с рабочим столом в виртуальной среде из удаленного расположения; использование персональных средств коммуникации в качестве рабочего оборудования (BYOD, Bring Your Own Device, и BYOT, Bring Your Own Thing) для более
1 БД ПМО - база данных, содержащая более 200 показателей, характеризующих состояние экономической и социальной сферы муниципальных образований [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
2 Цифровизация офиса. Центр развития компетенция в бизнес-информатике ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hsЫ.hse.ru/artides/tsifrovizatsiya-ofisa/(дата обращения: 25.09.2021)
3 Там же.
62
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4)
Проблемы управления
Уварова Г. Г. Тренды цифровой трансформации деятельности органов государственного управления
быстрого переключения между техникой и ведения деятельности без привязки к рабочему модулю; экономия на расстоянии (distance economy], предполагающая удаленное взаимодействие - виртуальные совещания, дистанционные собеседования, конференции в форме вебинаров - как альтернативу личным встречам; демократизация технологических сервисов, позволяющая упростить работу с технологиями Big Data и дающая возможности их использования на практике без углубленных знаний по администрированию кластеров, обучению нейросетей и разработке собственных data pipeline - последовательностей работы с данными, включающих стадии извлечения данных, скраб-бинг (очистку], разведочный анализ данных (EDA], моделирование, интерпретацию и пересмотр.
Также одним из направлений цифровизации офиса становится создание интеллектуальных рабочих мест (интеллектуальных рабочих пространств, smart workspace), предполагающее обеспечение комфорта рабочей обстановки с помощью технологий Industry 4.0 - унификации рабочих мест (в физической и виртуальной средах], автоматического отслеживания состояния сотрудников при помощи алгоритмизированных на машинное обучение устройств распознавания лиц и эмоций, комплексного и персонализированного управления микроклиматом с использованием 1оТ-датчиков и личных предпочтений владельцев smart-устройств. К тому же цифровое решение офисной работы может базироваться на комплексе технологических инструментов - отдельных функциональных единиц, решающих конкретные проблемы или автоматизирующие бизнес-процессы. В перечень цифровых инструментов в современном офисе входят: приложения для корпоративных социальных сетей (Enterprise Social Networking Applications]; совместная работа (Collaborative Work Management]; взаимодействие для выполнения совместных задач (Workstream Collaboration]; службы интеграции (Content Integration Services]; глубинный анализ данных (Insight Engines); роботизация технологического процесса (Robotic Process Automation; применение данных (Data Literacy].
В настоящее время сложившаяся в стране экономическая ситуация обусловливает необходимость повышения эффективности деятельности органов государственного управления в сфере реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности страны. Изменения в структуре рынков, новый уровень развития технологий и другие факторы, перечисленные ранее, закономерно приводят к необходимости адаптации властных структур к новым реалиям окружающей среды с точки зрения системы управления и внутренней организации. В данном разрезе проявляются такие вызовы как: повышенные требования к компетенциям руководителя, с точки зрения ориентации в трендах развития цифровой экономики, понимания закономерностей её функционирования и готовности переосмысливать старые модели работы; несостоятельность системы принятия управленческих решений, если она не основана на глубоком анализе данных, в противном случае существенно повышается вероятность допущения критических ошибок в управлении; возрастающая потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и реализовывать тактики решения принципиально новых прикладных задач с применением информационных технологий.
В этих условиях приоритизация направлений цифровой трансформации деятельности органов государственного и муниципального управления должна учитывать следующие составляющие: работа с инновациями; управление на основе данных; цифровизация управленческих процессов [9, с. 29]; инфраструктура (цифровые технологии]; расширение спектра цифровых инструментов, применяемых в современном офисе; цифровая культура и развитие компетенций [10, с. 36]. Эффективное взаимодействие всех участников цифровой трансформации: федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса, научных и образовательных учреждений, структур гражданского общества [11, с. 11] предполагает взаимовыгодное сотрудничество на региональном и межрегиональном уровнях в процессах обмена опытом по освоению новых знаний и внедрению прорывных цифровых технологий, применению релевантных решений, способных обеспечить мультиплицирующий эффект в отношении показателей эффективности, однако требует последовательного выявления сфер деятельности, в которых отдача от цифровизации будет наибольшей, точного выбора конкретных технологий для внедрения, оценки рисков и объема необходимых ресурсов.
Список источников
1. Ревина С. Н., Казарян А. Г. К вопросу о цифровизации государственного управления / / Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 586-589.
2. Масленникова А. В., Потемкина Н. В. Цифровизация и ее влияние на государственное управление: возможности и риски для общества // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 3. С. 10-17.
3. Ковшикова Е. В., Шиндряева И. В., Шиндряев С. О. Трансформация системы информационное-документационного обеспечения как основа цифровизации системы государственного управления // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24]. С. 308-316.
Problems of Management
Uvarova G. G. Trends in the digital transformation of government
4. Островская H. В., Барыкин С. Е., Бурова А. Ю. Цифровизация проектного менеджмента в государственном и муниципальном управлении России // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11. № 2. С. 206-215.
5. Мушта А. А. Информационно-аналитическая работа в органах государственного управления: трансформация профиля компетенций в условиях цифровизации // Евразийский союз ученых. 2020. № 5-7 (74). С. 26-29.
6. Кузнецов H. В., Лесных Ю. Г. Цифровизация информационной поддержки принятия решений в сфере государственного управления / / Общество: политика, экономика, право. 2020. № 1 (78). С. 30-35.
7. Шаулова Т. В. Цифровизация и эффективность государственного управления // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10. № 2 (39). С. 243-252.
8. Левин А. И., Шошина В. И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифро-визации экономики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2. С. 5-10.
9. Пролубников А. В. Информационное обеспечение государственного управления экономическим развитием в условиях цифровизации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 27-31.
10. Добролюбова Е. И. Международные показатели цифровизации государственного управления: обзор практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2019. Т. 6. № 1. С. 28-40.
11. Бросалина А. А. Некоторые правовые аспекты цифровизации государственного управления (на примере предоставления государственных услуг) // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 16. С. 10-16.
References
1. Revina S. N., Kazaryan A. G. To the issue of digitalization of public administration. Nauka XXI veka: aktual'nye napravleniya razvitiya = Science of theXXI century: topical directions of development. 2020;(1-2):586-589. (In Russ.)
2. Maslennikova A. V., Potemkina N. V. Digitalization and its Impact on Government: Opportunities and Risks for Society. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo = Vestnik of Russian New University. Human and Society. 2021;(3):10-17. (In Russ.)
3. Kovshikova E., Shindrjaeva I., Shindrjaev S. Transformation of the information and documentaion support system as the basis for digitalization of the public administration system. TsITISE = CITISE. 2020;2(24):308-316. (In Russ.)
4.Ostrovskaya N. V., Barykin S. E., Burova A. Yu. Digitalization of project management in state and municipal government of Russia. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment = Strategic decisions and risk management. 2020;11(2):206-215. (In Russ.)
5. Mushta A. A. Information and analytical work in goverment bodies: transformation of the competency profile in the conditions of digitalization. Evraziiskii soyuz uchenykh = Eurasian Union of Scientists. 2020;74(7):26-29. (In Russ.)
6. Kuznetsov N. V. Digitalization of information support for decision-making in public administration. Ob-shchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law. 2020;1(78):30-35. (In Russ.)
7. Shaulova T. V. Digitalization and efficiency of public administration. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo in-stituta upravleniya RANKhiGS = Scientific works of the North-West Institute of management - branch of RANEPA. 2019;10(2(39)):243-252. (In Russ.)
8. Levin A. I., Shoshina V. I. Trends of development of public administration in the conditions of digitalization of economy. Gosudarstvo i obshchestvo: vchera, segodnya, zavtra = State and Society: Yesterday, Today. Tomorrow. 2019;(2):5-10. (In Russ.)
9. Prolubnikov A. V. Information support for state governance of economic development in the conditions of digitalization. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii = Service theory and practice: economics, social sphere, technology. 2020;4(46):27-31. (In Russ.)
10. Dobrolyubova E. I. International Indicators of Digitalization in Public Administration: An Overview of Practice. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie = RUDN Journal of Public Administration. 2019;6(1):28-40. (In Russ.)
11. Brosalina A. A. Some legal aspects of digitalization of public administration (on the example of the provision of public services). Derzhavinskiiforum = Derzhavinsky forum. 2020;4(16):10-16. (In Russ.)
Информация об авторе
Г. Г. Уварова - докт. полит. наук, проф. кафедры экономики, финансов и природопользования.
Information about the author
G. G. Uvarova - Doctor of Political Science, Professor of Department of Economics, Finance and Environmental Management
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 07.10.2021; одобрена после рецензирования 23.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 07.10.2021; approved after reviewing 23.10.2021; accepted for publication 25.10.2021
б4
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4)