Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА'

ТРЕНДЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
817
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦИФРОВКА ФОНДОВ / РОБОТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЦЕССОВ / РАДИОЧАСТОТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шаховалов Н. Н., Жучкова А. П.

Научное и профессиональное сообщество рассматривает цифровизацию как базовую тенденцию развития форм, методов и средств библиотечно-информационного обслуживания. Внедрение передовых информационно-телекоммуникационных технологий в практику работы общедоступных библиотек позволяет модернизировать подходы к организации библиотечной коммуникации с различными категориями потребителей информации. Авторы характеризуют основные векторы цифровой трансформации современного российского библиотечного дела: перевод библиотечных фондов в электронную форму и создание полнотекстовых электронных документных коллекций, удалённое обслуживание пользователей, роботизация библиотечных процессов, применение мобильных технологий, технологий дополненной реальности и радиочастотной идентификации в обслуживании библиотечной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шаховалов Н. Н., Жучкова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА»

УДК 021(470+571):004

DOI: 10.32340/2514-772Х-2022-1-97-101

Н. Н. Шаховалов

Алтайский государственный института культуры, Барнаул, Россия [email protected], ORCГО:0000-0002-1462-4215

А. П. Жучкова

Алтайский государственный института культуры, Барнаул, Россия [email protected], ORCГО:0000-0002-4964-7900

ТРЕНДЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Аннотация. Научное и профессиональное сообщество рассматривает цифровизацию как базовую тенденцию развития форм, методов и средств библиотечно-информационного обслуживания. Внедрение передовых информационно-телекоммуникационных технологий в практику работы общедоступных библиотек позволяет модернизировать подходы к организации библиотечной коммуникации с различными категориями потребителей информации. Авторы характеризуют основные векторы цифровой трансформации современного российского библиотечного дела: перевод библиотечных фондов в электронную форму и создание полнотекстовых электронных документных коллекций, удалённое обслуживание пользователей, роботизация библиотечных процессов, применение мобильных технологий, технологий дополненной реальности и радиочастотной идентификации в обслуживании библиотечной аудитории.

Ключевые слова: цифровизация библиотечного дела, информатизация библиотек, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечно-информационные технологии, общедоступные библиотеки, цифровые ресурсы, дополненная реальность, виртуальная реальность, мобильные технологии, оцифровка фондов, роботизация библиотечных процессов, радиочастотная идентификация

Цифровизация - процесс, сопровождающий развитие всех отраслей в России запущен в 2018 г. с утверждением Правительством Российской Федерации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. В отраслях, связанных с культурной деятельностью, цифровизация является одной из приоритетных задач государственной культурной политики. Роль цифровизации обусловлена необходимостью создания безопасного информационного пространства; совершенствования механизмов обмена знаниями; обеспечения функционирования НЭБ и иных государственных информационных систем [2].

В феврале 2018 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Цифровизация в сфере культуры», на которых использование цифровых коммуникационных технологий в области осуществления всех видов культурной деятельности было объявлено приоритетной задачей государственной культурной политики [3, с. 115].

В 2021 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития библиотечного дела в России до 2030 года. Одной из основных задач определено обеспечение библиотек широкопо-

лосным интернетом, а среди важных направлений обозначены научное и методическое обеспечение, внедрение цифровых технологий.

Библиотеки входят в число социальных институтов, организующих основные социокультурные процессы, обеспечивающие существование и развитие информационного пространства [4, с. 32]. Именно по этой причине перечисленные выше задачи являются актуальными для библиотечной отрасли. Кроме того, ведущая роль цифровизации закреплена в «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» [5].

Необходимость развития цифровых информационных систем находит отражение в различных государственных инициативах, в том числе в программе «Научно-техническое развитие Российской Федерации» в рамках реализации которой Министерству науки и высшего образования России поручено проработать вопрос по включению в Национальный проект «Наука» предложений по созданию единой платформы цифровых библиотечных ресурсов и онлайн-курсов.

Понятие «цифровизация» имеет разные

трактовки. В самом широком смысле это «процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности» [5, с. 17].

В 2019 г. Российской государственной библиотекой (РГБ) инициировано исследование проблем, связанных с изучением динамики цифровизации в общедоступных библиотеках России. В процессе разработки проблемы исследователями проработан терминологический аппарат, в частности, предложено определение «цифровизации» и установлены границы между часто отождествляемыми понятиями «циф-ровизация» и «информатизация». Исходя из опубликованных данных об исследовании можно заключить, что «цифровизация» является логическим продолжением «информатизации», характеризующимся более совершенном уровнем технического развития общества, применением независимых цифровых систем с аналитическими и прогностическими функциями. Хотя речи про искусственный интеллект не идет, это уже промежуточное звено между человеческим и искусственным разумом. [1, 6].

Таким образом, под цифровизацией предложено понимать процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы библиотечной деятельности для обеспечения условий устойчивого развития библиотеки как социального института, необходимого обществу в период построения цифровой экономики [1].

Выделим основные векторы развития цифровизации в библиотечной отрасли: оцифровка фондов и создание цифровых ресурсов, удаленное обслуживание, в библиотеках проводится роботизация различных процессов, применяется мобильная связь, виртуальная и дополненная реальности, радиочастотная идентификация.

Если оцифровка и создание цифровых ресурсов являются традиционными областями применения цифровых технологий, то роботизация библиотечных процессов получила развитие лишь в начале XXI века. Распространение эта тенденция в России получила в 2019 г. с началом реализации национального проекта «Культура», в области разработки модельных библиотек нового поколения, оснащаемых передовым оборудованием. Основное назначение роботов в библиотеках состоит в доставке книг по просьбе пользователя; прочтении названий

книг, консультирования (ответы на простые вопросы). Роботов используют для того, чтобы проводить виртуальные экскурсии по библиотеке, посещать мастер-классы, просматривать видеотрансляции, выбрать книги и читать их. Кроме того, на сайтах, в основном пока вузовских библиотек, появились чат-боты [6].

В настоящее время библиотеки активно осуществляют библиотечно-информационное обслуживание дистанционно через интернет, что также является направлением цифровиза-ции. В России длительное время вся работа с читателем осуществлялась преимущественно в очном формате, интернет-представительства ограничивались ведением сайтов библиотек, содержащих основную информацию об учреждении и предоставляемых услугах. Импульс к развитию виртуальные представительства получили лишь в начале 2020 г. Это связано с ограничениями на физические посещения библиотек пользователями в связи с пандемией Covid-19. Два года работы с читателем в виртуальном пространстве наглядно показали, что использование ресурсов сайта библиотеки, ведение работы в блогах социальных сетей - эффективная мера, которая позволяет пользователям получать быстрый и бесплатный доступ к ресурсам, услугам библиотек в режиме 24/7, организовывать интеллектуальный досуг.

Пандемия коронавируса СОУГО-19 затронула практически все сферы жизни и все слои населения, существенно повлияла на работу большинства организаций, в том числе и на деятельность библиотеки. По словам М. Д. Афанасьева, президента Российской библиотечной ассоциации, эту ситуацию можно рассматривать как социальный эксперимент, который открывает новые перспективы для понимания библиотечной профессии, ее смысла и будущего, для определения места библиотеки и книги в цифровом пространстве и для формирования стратегий развития [7].

Мобильные технологии в отечественной и зарубежной библиотечной практике используются преимущественно для оповещения о новых поступлениях литературы, заказах, библиотечных новостях; доступ к базам данных библиотеки и т. д. К числу преимуществ библиотечного обслуживания с помощью мобильной связи относятся: удобство и массовость доступа, персонализация и дифференциация получаемых услуг, экономия времени, снятие пространственных ограничений, стимулирование более активного общения пользователя с

библиотекарем или другими пользователями библиотеки (например, в библиотечных чатах, блогах, социальных сетях), быстрая обратная связь [8].

В настоящее время в библиотечную отрасль начинают проникать технологии дополненной реальности (Augmented Reality Technology, AR-технологии). Интерфейсы дополненной реальности используются для обеспечения комфортной навигации внутри библиотек, предоставления пользователям дополнительной аудиовизуальной и текстовой информации на книжных выставках, в ходе просветительских мероприятий. В настоящее время фонды библиотек начинают пополняться изданиями с элементами дополненной реальности - чаще всего это научно-популярная литература и настольные игры [9].

Технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID), призваны сделать путь читателя к информационным ресурсам максимально коротким и простым. Для библиотекарей RFID-технологии ценны, так как позволяют значительно упростить учет и поиск документов, обеспечить контроль за их передвижением по библиотеке, предотвращают кражу и вынос из здания библиотеки. RFID-системы избавляют сотрудников от рутинных операций, позволяют позволяют использовать самообслуживание читателей, открывающие библиотеку для работы в режиме 24/7 [1]. Внедрение RFID-технологий в библиотеки предполагает их оснащение целым комплексом высокотехнологичного оборудования, состоящего из станций самообслуживания пользователей, станций персонала библиотек, стаций книговозврата, противокражных ворот, мобильных считывателей, электронных читательских билетов и т. д.

Вопрос о том, является ли цифровизация очередной модной тенденцией или действительно необходимым шагом на пути к развитию библиотечного дела является дискуссионным. Первые шаги в направлении к цифро-визации уже сделаны: в библиотеках используются информационные системы учета посетителей; осуществляется оцифровка культурного наследия; формируются электронные базы данных; создаются информационные порталы, виртуальные выставки; внедряются технологии дополненной и виртуальной реальности.

Рассмотренные процессы цифровизации можно увидеть в Алтайской краевой универ-

сальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова (далее - АКУНБ).

АКУНБ осуществляет цифровое копирование (оцифровка, микрофильмирование), внедряет информационно-коммуникационных технологии (далее - ИКТ) в процессы сохранения библиотечных фондов, предоставляет пользователям электронные ресурсы в удаленно, осуществляет справочное и информационное обслуживание удаленных пользователей через Интернет, осуществляет внедрение цифровых технологий в аналитическую и консультационную деятельность в помощь другим библиотечным учреждениям, использует технологии радиочастотной идентификации.

АКУНБ выступает генератором электронных информационных ресурсов по следующим направлениям:

- формирование и дальнейшее наполнение электронных каталогов;

- создание собственных электронных библиотек и коллекций («Культура Алтайского края», журнал; «Алтай», журнал «Алтай. Судьба. Эпоха», книжная серия; «Издательские проекты Алтайского края», «Алтайский край: страницы истории» и т. д.);

- формирование библиографических, фактографических и других баз данных («Бюллетень новых поступлений в библиотеку», «Новые поступления по сельскому хозяйству», «Сводный указатель периодических изданий библиотек г. Барнаула»; БД «Экология», «Редкая книга», «Шукшин Василий Макарович» и т. д.);

- участие в создании электронных ресурсов межрегионального и национального масштаба.

Для АКУНБ как краевой библиотеки важным вектором цифровизации становится также внедрение цифровых технологий в аналитическую и консультационную деятельность в помощь другим библиотечным учреждениям (организация и проведение сбора, обработки статистической отчетности в АБИС «Libstat», оказание методической и консультативной помощи общедоступным библиотекам Алтайского края по вопросам автоматизации, создания электронных документов, созданию зональных центров оцифровки, работы в АБИС ИРБИС, сайтостроения.

В 2021 г. АКУНБ обслуживала пользователей на площадке единого читального зала преимущественно по предварительным заказам, оформленным в электронном виде. Боль-

шую роль в соблюдении санитарных ограничений, связанных с пандемией, сыграли автоматическая станция приема литературы и «умные» ячейки бесконтактной выдачи заказанных документов.

Центр оцифровки и микрографирования создан в АКУНБ в 2009 г. И осуществляет работу по двум основным направлениям: формирование фонда полнотекстовых электронных документов и создание фонда документов на микроносителях. Фонд на микроносителях формируется из собственного фонда библиотеки. В настоящее время на микропленку переведены наиболее ценные книги и периодические издания из фонда отдела редкой книги и книгохранения (фонд местной печати 40-х начала 50-х гг.).

В течение 2021 г. в отделе книгохранения АКУНБ было проведено прикладное исследование «Фонд периодических изданий муниципальных образований и округов Алтайского края», в рамках которого изучался спрос на периодические издания фонда книгохранения АКУНБ в 2021 г.

В результате исследования пользовательского спроса на такие издания, как газета «Алтайская правда», журналы «Культура Алтайского края» и «Алтай» выяснилось, что на протяжении 2021 г. в отдел книгохранения поступило 46 требований на 77 подшивок газеты «Алтайская правда», 5 требований на 5 экземпляров журнала «Культура Алтайского края», 14 требований на 18 экземпляров журнала «Алтай». Согласно статистическим данным сайта АКУНБ (ресурс «Электронная библиотека Алтая»), пользователи активно обращаются к оцифрованным копиям таких периодических изданий, как «Алтайская правда», «Алтай», «Культура Алтайского края».

Следовательно, оцифровка периодических изданий позволяет сохранить оригинальные издания, а размещение полнотекстовых цифровых копий в электронной библиотеке расширяет охват пользователей и способствует популяризации изданий местной печати.

За более чем 25-летний период внедрения ИКТ библиотека поэтапно создала техническую, технологическую и программную основу реализации библиотечных процессов в автоматизированной среде:

- создана технологическая среда (проложена локальная вычислительная сеть на 150 ПК);

- автоматизированы основные библио-

течные процессы (комплектование и учет фонда, обработка и оцифровка документов, обслуживание пользователей, в т. ч. электронная книговыдача)

- оборудованы автоматизированные рабочие места для сотрудников и пользователей библиотеки (43 АРМ);

- формируются собственные электронные ресурсы;

- организован доступ к собственным электронным ресурсам и к ресурсам Интернет, в т. ч. через сайт библиотеки;

- успешно внедряется система управления библиотечными фондами и читательскими потоками, опираясь на системы радиочастотной идентификации (RFID-технологии).

Дальнейшее развитие цифровых технологий в АКУНБ важно осуществлять с учетом достижений научно-технического прогресса и трендом развития библиотечного дела в России.

Цифровизация создает качественно новые возможности для библиотечно-

информационного обслуживания с учетом того, что доступ к ресурсам и услугам библиотек сегодня осуществляется в круглосуточном режиме семь дней в неделю из любой точки мира. Большое влияние на способы поиска и получения информации оказывают интернет-технологии, а электронные книги трансформируют привычные формы чтения.

Таким образом, цифровизация создает качественно новые возможности для библиотеч-но-информационного обслуживания. Большое влияние на способы поиска и получения информации оказывают интернет-технологии, а электронные книги изменяют традиционные формы чтения. Хотя цифровизация и является одним из трендов библиотечного развития, важно понимать, что цифровые технологии не самоцель, они являются инструментом в достижении целей библиотечного развития. Использование цифровых технологий подразумевает уход от рутинного труда, облегчение доступа пользователя к знанию, облаченному в форму книги, совершенствование работы с пользователями, и реализацию творческих библиотечно-информационных практик.

Список литературы

1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: https://base.garant.ru/71734878/ (23.03.2022).

2. Цифровизация в сфере культуры. Законо-

дательство и правоприменительная практика. URL: http://www.unkniga.ru/news/8004 (01.03.20122).

3. Тикунова И. П. Библиотека в информационном пространстве культуры // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений, 23-24 ноября 2016 года, Ханты-Мансийск. Ханты-Мансийск, 2018. С. 114-120.

4. Тикунова И. П. Цифровизация как тренд библиотечного развития // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 3. С. 31-37.

5. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ NFWPpXp AAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (01.04.2022).

6. Нещерет М. Ю. Цифровизация обслуживания процессов в библиотеках - это уже реальность

// Библиосфера. 2019. № 2. С. 19-25.

7. Афанасьев М. Как библиотеки переживают пандемию // MK.ru. 2020. Май, 20. URL:https://www.mk.ru/culture/2020/05/26/kak-biblioteki-perezhivayut-pandemiyu.html (25.03.2022).

8. Baquee A., Sevukan R. Marketing of Information Products and Services Through Library Websites: an Analytical Study of Indian Central University Library // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2019. No. 2652. URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?art icle=6476&context=libphilprac (24.03.2021).

9. Инфраструктура и сервисы цифровой экосистемы библиотек // Университетская книга. 2021. № 6. С. 41-45. URL: http://www.unkniga.ru/ bibli-oteki/bibdelo/12445-infrastruktura-i-servisy-tsifrovoy-ekosistemy-bibliotek.html (01.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.