Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ВОПРОСОВ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА'

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ВОПРОСОВ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматко А. Д., Бордовский Г. А.

Цель. Выполнить анализ проблематики развития высшего образования во взаимосвязи с вопросами укрепления национального суверенитета Российской Федерации.Задачи. Рассмотреть специфику современного образования; привести аргументы в пользу необходимости цифровой трансформации не только образовательного процесса, но и создания в вузе комплексной системы управления цифровой электронно-образовательной платформой; доказать, что образовательный процесс должен быть личностно ориентированным при постоянном повышении профессиональной компетентности педагога; проанализировать современное состояние методического обеспечения учебного процесса; показать наличие тренда на сетевое взаимодействие и участие вузов в федеральных программах.Методология. С помощью общих научных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза, вследствие применения системного подхода выявлены основные тренды развития высшего образования.Результаты. Специфика современного образования заключается в изменении взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью. Деятельность педагога высшей школы требует постоянного самосовершенствования, то есть повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития. Очевидным трендом в развитии вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, является расширение их сетевого взаимодействия, университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров. Особая роль сегодня должна быть отведена блоку гуманитарных курсов вуза, обладающих уникальным набором функций, позволяющим дать наиболее эффективный ответ на вызовы времени.Выводы. Учебные заведения высшего образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, по сути, являются не только драйверами технологического прорыва, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность. Они напрямую влияют на будущее государства, стабилизацию его национального суверенитета. Сделан вывод о том, что в настоящее время деятельность преподавателей должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление. Важны комплексные изменения в содержании учебно-методических материалов и в контексте того, как их применяют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION: ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING NATIONAL SOVEREIGNTY

Aim. The presented study aims to analyze problems in the development of higher education in the context of strengthening the national sovereignty of the Russian Federation.Tasks. The authors consider the specifics of modern education; substantiate the need for the digital transformation of the educational process and the creation of a comprehensive digital electronic educational platform management system at universities; prove that the educational process should be student-centered, with the teachers constantly increasing their professional competence; analyze the current state of methodological support for the educational process; highlight the trend towards network interaction and universities’ participation in federal programs.Methods. This study uses general scientific methods of cognition, including analysis and synthesis, and the systems approach to identify major trends in the development of higher education.Results. One specific aspect of modern education is the changing relationship between the value of information and its accessibility. The activity of teachers at higher educaiton institutions requires constant self-improvement, i.e. improving professional competence and developing professionally significant qualities in accordance with modern requirements and a personal development program. An obvious trend in the development of universities engaged in vocational training is the expansion of their network interaction: universities join consortia of scientific and educational centers. Nowadays, a special role should be assigned to the university’s humanities courses, which have a unique set of functions that make it possible to efficiently respond to the challenges of the time.Conclusions. In fact, higher education institutions that train highly qualified professionals serve as drivers of technological breakthrough, strengthening the technological sovereignty and economic security of our country. They directly affect the future of the state and the stabilization of its national sovereignty. It is concluded that teachers should currently focus on helping students find the necessary information, analyze it, adequately evaluate it, form their own opinion and understanding. It is important to make complex changes in the content of teaching materials and in their usage context.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ВОПРОСОВ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

ОБРАЗОВАНИЕ

EDUCATION

Оригинальная статья / Original article

УДК 378

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080

Тренды развития высшего образования: анализ проблематики с учетом вопросов укрепления национального суверенитета

Алексей Дмитриевич Шматко1Н, Геннадий Алексеевич Бордовский2

1 Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург, Россия, info@iresras.ruB, https://orcid.org/0000-0002-9232-4576

2 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, president@herzen.spb.ru, https://orcid.org/0000-0002-8520-6758

Аннотация

Цель. Выполнить анализ проблематики развития высшего образования во взаимосвязи с вопросами укрепления национального суверенитета Российской Федерации.

Задачи. Рассмотреть специфику современного образования; привести аргументы в пользу необходимости цифровой трансформации не только образовательного процесса, но и создания в вузе комплексной системы управления цифровой электронно-образовательной платформой; доказать, что образовательный процесс должен быть личностно ориентированным при постоянном повышении профессиональной компетентности педагога; проанализировать современное состояние методического обеспечения учебного процесса; показать наличие тренда на сетевое взаимодействие и участие вузов в федеральных программах.

Методология. С помощью общих научных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза, вследствие применения системного подхода выявлены основные тренды развития высшего образования.

Результаты. Специфика современного образования заключается в изменении взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью. Деятельность педагога высшей школы требует постоянного самосовершенствования, то есть повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития. Очевидным трендом в развитии вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, является расширение их сетевого взаимодействия, университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров. Особая роль сегодня должна быть отведена блоку гуманитарных курсов вуза, обладающих уникальным набором функций, позволяющим дать наиболее эффективный ответ на вызовы времени.

Выводы. Учебные заведения высшего образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, по сути, являются не только драйверами технологического прорыва, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность. Они напрямую влияют на будущее государства, стабилизацию его национального суверенитета. Сделан вывод о том, что в настоящее время деятельность преподавателей должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление. Важны комплексные изменения в содержании учебно-методических материалов и в контексте того, как их применяют.

Ключевые слова: высшее образование, сетевое взаимодействие, система образования, национальный суверенитет, профессиональная деятельность преподавателей

Для цитирования: Шматко А. Д., Бордовский Г. А. Тренды развития высшего образования: анализ проблематики с учетом вопросов укрепления национального суверенитета // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 1074-1080. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080

© Шматко А. Д., Бордовский Г. А., 2022

Trends in the development of higher education: Analysis of problems in the context of strengthening national sovereignty

Alexey D. Shmatko1H, Gennady A. Bordovsky2

1 Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia, info@iresras.ruM, https://orcid.org/0000-0002-9232-4576

2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia, president@herzen.spb.ru, https://orcid.org/0000-0002-8520-6758

Abstract

Aim. The presented study aims to analyze problems in the development of higher education in the context of strengthening the national sovereignty of the Russian Federation.

Tasks. The authors consider the specifics of modern education; substantiate the need for the digital transformation of the educational process and the creation of a comprehensive digital electronic educational platform management system at universities; prove that the educational process should be student-centered, with the teachers constantly increasing their professional competence; analyze the current state of methodological support for the educational process; highlight the trend towards network interaction and universities' participation in federal programs.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition, including analysis and synthesis, and the systems approach to identify major trends in the development of higher education.

Results. One specific aspect of modern education is the changing relationship between the value of information and its accessibility. The activity of teachers at higher educaiton institutions requires constant self-improvement, i.e. improving professional competence and developing professionally significant qualities in accordance with modern requirements and a personal development program. An obvious trend in the development of universities engaged in vocational training is the expansion of their network interaction: universities join consortia of scientific and educational centers. Nowadays, a special role should be assigned to the university's humanities courses, which have a unique set of functions that make it possible to efficiently respond to the challenges of the time.

Conclusions. In fact, higher education institutions that train highly qualified professionals serve as drivers of technological breakthrough, strengthening the technological sovereignty and economic security of our country. They directly affect the future of the state and the stabilization of its national sovereignty. It is concluded that teachers should currently focus on helping students find the necessary information, analyze it, adequately evaluate it, form their own opinion and understanding. It is important to make complex changes in the content of teaching materials and in their usage context.

Keywords: higher education, networking, education system, national sovereignty, professional activity of teachers

For citation: Shmatko A.D., Bordovsky G.A. Trends in the development of higher education: Analysis of problems in the context of strengthening national sovereignty. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(10):1074-1080. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080

Потребности цифровой экономики обусловливают особенности образовательной траектории руководителей и специалистов, определяют облик учреждений высшего образования и подходы к их цифровой трансформации для решения в итоге общей задачи по обеспечению роста экономики, благосостояния населения и достижения лидерства в индексе человеческого развития, укрепления национальной безопасности. Учебные заведения высшего образования, осуществляющие подготовку высококвали-

фицированных специалистов, по сути, являются не только драйверами технологического прорыва, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность, они напрямую влияют на будущее государства, стабилизацию его национального суверенитета.

В мире с огромной скоростью происходят перемены во всех сферах деятельности человека, и образование в наши дни в значительной степени отличается от прежнего образования, которое было несколько десят-

о

<

о —

<

2 =

^ ков лет назад. В ряде современных иссле-< дований проводится детальный и глубокий о анализ итогов работы образовательных ор-3 ганизаций в период пандемии, разработана ш программа фундаментальных и прикладных исследований и мер, направленных на совершенствование информационных систем и технологий, используемых системой образования при сетевом и удаленном режимах проведения образовательного процесса [1].

Процесс совершенствования информационных систем и технологий требует гибкости, умения быстро адаптироваться под изменяющиеся условия при реализации стратегии развития сферы образования. Необходимо создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Данную стратегию можно реализовать за счет активного внедрения дистанционных технологий обучения. При этом недостаточно изменений только в аспекте управления, регламентирующей документации, государственных образовательных стандартов и учебных планов. Важны комплексные изменения в содержании учебно-методических материалов и в контексте того, как их применяют.

Специфика современного образования заключается в значительной взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью. Цифровизация образования способна разнообразить обучение, увеличить скорость получения информации и повысить результативность познавательной деятельности. Но все это не представляется возможным без активного вовлечения в процесс профессорско-преподавательского состава. Если раньше в вузах преподавали эксклюзивную информацию, которую было непросто найти самостоятельно, то теперь ситуация кардинально изменилась. Преподаватели прежних лет должны были изучить и обработать огромный объем информации, чтобы в доступной и понятной форме изложить ее на занятии. Таким образом, образовательный процесс строился на получении знаний студентом непосредственно от преподавателя как самого важного источника профессиональной информации.

Сегодня недостаточно без обработки давать материал, требуя от студентов его конспектировать и заучивать. Необходимо их активное вовлечение во взаимодействие с преподавателем и однокурсниками, привлечение к самостоятельной работе. По-

скольку в группе присутствуют студенты разного мотивационного типа, необходимо предусмотреть различные задания, подходящие тому или иному типу, мотивирующие на последующее изучение и следование до конца с хорошими показателями [2]. В современном обществе роль преподавателя в транслировании знаний из учебников исчерпала себя, так как практически любую информацию можно найти в интернете с минимальными временными затратами. Цифровая трансформация высшего образования предполагает изменение подхода к реализации образовательного процесса, где существенный вектор внимания направлен на внедрение информационно-коммуникационных технологий. Накопленный опыт создания электронно-образовательной среды по освоению образовательных программ высшего образования эффективен в условиях построения в вузе комплексной системы управления цифровой электронно-образовательной платформой [3].

При внедрении единой электронной информационно-образовательной среды работа вуза становится более прозрачной, что соответствует требованиям действующего российского законодательства. Это внушает больше доверия при поступлении, а также повышает эффективность образовательного процесса. Внедрение дистанционных технологий в преподавании дисциплин как направления развития цифровой образовательной среды прошло апробацию в сборнике [4].

Цифровая трансформация образовательного процесса не может быть реализована без преподавателя, поскольку человеческий фактор имеет огромное значение. Нельзя не учитывать, что в вуз приходят люди уже с определенным багажом знаний, своим мировосприятием и собственными ценностно-нравственными ориентирами. Именно поэтому современный образовательный процесс должен быть личностно ориентированным. Если ранее преподаватель ре-ализовывал директивные и предписывающие функции, то в современном мире его основной функцией является управление интеллектуальной деятельностью студентов. Преподавателю необходимо сохранить свой научно-педагогический авторитет. В данном случае личное общение преподавателя со студентами играет огромную роль [5].

Профессиональная деятельность педагога высшей школы требует постоянного самосо-

вершенствования, то есть повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель высшей школы, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную компетентность окончательно сформированной. Активное участие в научной работе позволит оставаться в педагогическом строю и соответствовать ожиданиям, требованиям современного общества.

Несмотря на то, что университетское образование остается консервативным и автономным, в его системе должны прослеживаться и отражаться происходящие технологические изменения. Изменения должны быть постепенными, чтобы не возникло столкновения с резким противодействием со стороны педагогического сообщества. Для адаптации к таким изменениям в профессиональной сфере нужно постоянно опережающими темпами конструировать учебные курсы, формирующие пакеты профессиональных компетенций [5].

На мировоззрение выпускников влияют как содержательная сторона образовательного и воспитательного процессов, так и внешнее информационное воздействие. Значительной проблемой современного образования можно признать его разрозненность. Так, Г. А. Бордовский пишет, что система образования перестала быть единой, произошел ее распад на образовательные организации с разными уровнями материального и учебно-методического обеспечения [6]. Разброс в содержании и методических подходах в многочисленных современных учебниках, отсутствие согласования в программах подготовки специалистов, бакалавров и магистров, а также разный уровень квалификации педагогических кадров не способствует преодолению современных вызовов [6].

Наблюдающаяся тенденция имеет и негативное, и положительное влияние. Действительно, разнообразие учебников позволяет преподавателям самостоятельно выбирать учебный материал для дальнейшего изложения, что может повлечь за собой разрозненность в знаниях выпускников. Одну и ту же учебную дисциплину можно преподавать по-разному, а по окончании учебного курса студент, обучавшийся у одного преподавателя,

может обладать несколько отличающимися знаниями и навыками от знаний студента, который посещал занятия у другого преподавателя. Соответственно, присутствует риск, что из таких выпускников формируются разные специалисты, обладающие неодинаково сформированными компетенциями.

Вместе с тем разнообразие учебно-методического материала привносит в деятельность педагогических работников творческий аспект, что повышает интерес к данной профессии и дает возможность дать гораздо больше знаний обучающимся. Ответственность перекладывается на преподавателя: как он строит свой учебный курс, какими материалами пользуется, как взаимодействует со студентами. Однако, чтобы обезопасить реализацию образовательного процесса от нежелательных отклонений от учебных планов, повсеместно внедряется практика унификации.

В настоящее время предпринимают активные действия для решения данной проблемы как внутри образовательных учреждений, так и на законодательном уровне. Образовательные учреждения должны развивать у обучающихся компетенции, необходимые для функционирования в новом обществе. Особенно это относится к цифровым компетенциям и личностным качествам. Важным видится изменение отношения к образованию со стороны всех участников образовательного процесса и к реализации его воспитательной функции.

Необходимы системные изменения в моделях и механизме образования в целом. Обучение должно удовлетворять потребностям учащихся и современным условиях. Если услуги образовательной организации не будут отвечать запросам общества в полной мере, они не будут востребованы. Особую актуальность приобретает успешное сотрудничество университетов и бизнеса. Реализация этого похода возможна при условии активного взаимодействия образовательных организаций и преподавателей с одной стороны и общества (включая работодателей) — с другой. В связи с этим в большей степени актуальными становятся вопросы, связанные с учетом реальных современных тенденций развития предприятий в содер- < жании курсов учебных дисциплин. о

Сегодня заметным трендом в развитии образовательных организаций, в том числе вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, выступает расширение

о

<

2 =

^ их связей с внешним миром, в том числе < с другими университетами, колледжами, о школами. Тренд на сетевое взаимодействие 3 распространяется на все сферы общества, ш в частности и в рамках подготовки кадров. Организация и реализация сетевого взаимодействия вузов — это новое направление для системы образования, в котором еще остаются нерешенные вопросы и формируются дальнейшие пути развития. Успешное внедрение в образовательный процесс дисциплин, реализуемых в интернет-пространстве, происходит благодаря участию в федеральных программах.

Показательна в этом контексте федеральная программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Она направлена на качественное улучшение и модернизацию 100 университетов России, трансформацию существующих подходов к высшему образованию и создание в стране большой группы университетов. Данная группа будет успешно конкурировать на мировом рынке образования, науки и технологий. Университеты, ставшие участниками программы, могут вырабатывать лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности и распространять их по всей системе высшего образования, что повысит привлекательность жизни и работы в регионах России, в том числе для иностранных студентов и зарубежных ученых. Они позволят сформировать у выпускников российских университетов знания, умения и навыки, необходимые для достижения успеха на рынке труда в условиях стремительного научно-технологического прогресса [7].

В рамках данной программы университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров. Объединение вузов в консорциумы создает условия для более глубокой интеграции с другими организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, дает возможность участвовать в программе «Приоритет 2030». Речь идет о федеральной программе, направленной на качественную модернизацию 100 вузов России, трансформацию существующих подходов к высшему образованию и создание в стране большой группы университетов, успешно конкурирующих на мировом рынке образования, науки и технологий, способных претендовать на грантовую поддержку. Представленная форма сотрудничества видится одним из международных трендов

в программах развития высшего образования и науки.

Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова стал одним из исполнителей государственной программы «Приоритет 2030». В контексте указанной программы создан консорциум на базе научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ». В рамках проекта БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова совместно с партнером, в частности Институтом проблем региональной экономики Российской академии наук (РАН), осуществлял проведение занятий в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого. Результатами интеллектуальной деятельности такого взаимодействия послужили материалы для онлайн-платформы в целях внедрения в образовательный процесс дисциплины «Введение в управление проектами больших данных» (авторы А. Д. Шматко, А. С. Башкатов; свидетельство о регистрации базы данных № 2022621311 от 3 июня 2022 г.) и материалы для онлайн-платформы в целях внедрения в образовательный процесс дисциплины «Основы стратегии бизнеса в цифровой среде» (авторы А. Д. Шматко, Л. К. Шамина; свидетельство о регистрации базы данных № 2022621339 от 8 июня 2022 г.).

Это делает возможным размещение курсов на образовательных онлайн-платформах. Одной из самых востребованных онлайн-платформ среди вузов является национальная платформа «Открытое образование» (https://openedu.ru) (далее — НПОО), разработанная при поддержке Минобрнауки России. Преимущество НПОО, в отличие от других платформ, заключается в том, что дисциплины разрабатывают в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных (далее — ФГОС) стандартов, а материалы соответствуют требованиям, предъявляемым к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в университетах (в том аспекте, в котором программы соответствуют ФГОС). Данная платформа имеет и обширную процедуру контроля качества прохождения студентом дисциплины, дает возможность идентифицировать личность студента при прохождении им промежуточной аттестации по курсу (при сдаче экзамена по курсу).

Особая роль в настоящее время должна быть отведена блоку гуманитарных курсов

вуза, обладающих уникальным набором функций, предоставляющих наиболее эффективный ответ на вызовы времени. Консолидация полученных данных позволяет сделать вывод о том, что основой научных исследований, направленных на разработку методов психологической защиты от агрессивного информационно-психологического воздействия окружающей среды, должно стать формирование у студентов гражданского и правового самосознания, духовно-нравственных ценностей, адекватной потребностно-мотивационной стратегии, направленности на личностную и профессиональную самореализацию и самоактуализацию. Особое внимание в сборнике уделено проблемам гражданско-патриотического воспитания российской молодежи, разработке, выявлению и описанию уровней актуализированных учебных возможностей, формируемых средствами учебных дисциплин в образовательном пространстве высшей школы.

Патриотизм рассматривается как сильнейший двигатель духовного становления личности, связанного с развитием морально-нравственной позиции, осознанности, ответственности и преданности гражданина Отчизне. 21 апреля 2021 г. Президент РФ обратился с Посланием к Федеральному Собранию. По мнению В. В. Путина, очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие. Профессиональная деятельность преподавателей, особенно гуманитарных дисциплин, должна быть направлена в первую очередь не на то, чтобы быть первоисточником профессиональной информации, а на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление.

В 2022/2023 учебном году, согласно решению Министерства науки и высшего образования РФ, в программы вузов будет включен новый учебный модуль по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи «Без срока давности». Модуль призван сформировать у студентов системные знания по теме геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По замыслу разработчика проекта — Псковского государственного университета — наряду с историческим содержанием модуль предполагает обращение к правовому и философскому аспектам этой значимой темы.

Таким образом, учебные заведения высшего образования, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность, напрямую влияют на будущее государства, стабилизируют его национальный суверенитет. Заметным трендом в развитии вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, служит цифровизация образовательного процесса, расширение взаимодействия в рамках сетевых программ. Университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров, что позволяет интенсифицировать процессы укрепления технологического суверенитета нашей страны.

Сегодня специфика образования, заключающаяся в изменении взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью, ставит перед педагогом высшей школы задачу постоянного самосовершенствования, развития профессионально и личностно значимых качеств в соответствии с современными требованиями. При этом особая роль в настоящее время должна быть отведена блоку гуманитарных курсов вуза, обладающих уникальным набором функций и предоставляющим наиболее эффективный ответ на вызовы времени.

Список источников

1. Бордовский Г. А., Шматко А. Д. Влияние пандемии СОУ1Б-19 на различные уровни образования // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 872-877. БО1: 10.35854/19981627-2021-11-872-877

2. Цветков В. Ж., Цветкова Е. А. Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин (на примере экономики) // Наука и школа. 2021. № 5. С. 47-57. БО1: 10.31862/1819-463Х-2021-5-47-57

3. Орешкина А. К. Развитие методологической компетенции педагога в условиях цифрового обучения // Профессиональное образование и общество. 2021. № 4 (40). С. 137-149.

4. Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России: сборник научных трудов / авт.-сост. Г. А. Бордовский, А. Д. Шматко. СПб.: ИПЦ СевероЗападного института управления РАНХиГС, 2021. 308 с.

о

<

о —

<

S =

^ 5. Полянская Н. М. Роль преподавателя в повышении качества образовательного процесса

в высшем учебном заведении // Мир науки: интернет-журнал. 2015. № 3. URL: http:// 2 mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (дата обращения: 19.09.2022).

m 6. Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021.

2 № 4. С. 2-7. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.02

q 7. Программа «Приоритет 2030» // Министерство науки и высшего образования РФ. URL:

https://priority2030.ru/about (дата обращения: 15.09.2022).

References

1. Bordovsky G.A., Shmatko A.D. The impact of the COVID-19 pandemic on education at various levels. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(11):872-877. (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2021-11-872-877

2. Tsvetkov V.Zh., Tsvetkova E.A. Modern methods and innovations in teaching general education disciplines (using the example of economics). Nauka i shkola = Science and School. 2021;(5):47-57. (In Russ.). DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-47-57

3. Oreshkina A.K. Development of the methodological competence of a teacher in the context of digital learning. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo. 2021;(4):137-149. (In Russ.).

4. Bordovsky G.A., Shmatko A.D. Study of problems and trends in the development of higher education in modern Russia: Coll. sci. pap. St. Petersburg: Northwestern Institute of Management RANEPA; 2021. 308 p. (In Russ.).

5. Polyanskaya N.M. The role of teachers in improving the quality of educational process in higher education. Mir nauki. 2015;(3):40. URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315. pdf (accessed on 19.09.2022). (In Russ.).

6. Bordovsky G.A. Education as an image of the future. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021;(4):2-7. (In Russ.). DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.02

7. Program "Priority 2030". Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://priority2030.ru/about (accessed on 15.09.2022). (In Russ.).

Сведения об авторах

Алексей Дмитриевич Шматко

доктор экономических наук, профессор, директор, профессор Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий РФ

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Геннадий Алексеевич Бордовский

доктор физико-математических наук, профессор, президент, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Поступила в редакцию 04.10.2022 Прошла рецензирование 21.10.2022 Подписана в печать 01.11.2022

Information about Authors

Alexey D. Shmatko

D.Sc. in Economics, Professor, Director, Professor of the Russian Academy of Education, Honorary Worker of Science and High Technologies of the Russian Federation

Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences

38 Serpukhovskaya str., St. Petersburg 190013, Russia

Gennady A. Bordovsky

D.Sc. in Physical and Mathematical Sciences, Professor, President, Academician of the Russian Academy of Education, Honored Worker of Science of the Russian Federation

Herzen State Pedagogical University of Russia

48 Moyka River emb., St. Petersburg 191186, Russia

Received 04.10.2022 Revised 21.10.2022 Accepted 01.11.2022

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.