15. AccountAbility. AA1000 Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES-2015). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.accountability.org/ standards/aa1000-stakeholder-engagement-standard (дата обращения 20.04.24).
16. Dokko G., Kane A.A., Tortoriello M. One of us or one of my friends: How social identity and tie strength shape the creative Generativity of boundary-spanning ties // Organization Studies. 2014. No 5. P. 703-726.
17. Eisenmann T.R., Parker G., Van Alstyne M. Platform envelopment // Strategic Management Journal. V. 32, No. 12, P. 1270-1285.
18. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach // Boston: Pitman Publishers. 1984. January.
19. Lang N., Szczepanski K., Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management // BCG Henderson Institute. 2020 January. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/emerging-art-ecosystem-management (дата обращения 20.04.24).
20. Mendelow A. Stakeholder Mapping // Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA. 1991.
21. OECD. An Introduction to Online Platforms and Their Role in the Digital Transformation // OECD Publishing, Paris. 2019.
22. Srnicek N. Platform Capitalism // Polity Press. 2017.
EDN: EFADKQ
Ю.Н. Катков - к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и права, Российский государственный аграрный университет, Москва, Россия, [email protected],
Yu.N. Katkov - candidate of economics, associate professor, Department of Economic Security and Law, Russian State Agrarian University, Moscow, Russia, [email protected];
А.А. Романова - к.э.н., старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, Российский государственный аграрный университет, Национальный университет науки и технологий МИСИС, Москва, Россия, [email protected],
A.A. Romanova - candidate of economics, senior lecturer, Department of Accounting, Finance and Taxation, Russian State Agrarian University, Department of Economics, The National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia.
ТРЕНДВОТЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА TRENDWATCHING AS A TOOL FOR MANAGING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
Аннотация. Целью научного исследования является теоретическое обоснование трендвотчинга как инструмента управления устойчивым развитием аграрного университета. Сформирован концептуальный подход к формированию современного аграрного образования в условиях реализации концепции устойчивого развития АПК. Сформированы основные тенденции и перспективы развития образования и описаны их сущность и роль в устойчивом развитии. Образование во всем мире переживает трансформацию на фоне развития ИТ-технологий, нейросетей и метавселенных, поэтому авторами особый акцент сделан на конвергенцию цифровой трансформации агарного образования. Авторами разработана и представлена vодель системы трендвотчинга в организационной структуре университета.
Abstract. The purpose of the research is the theoretical substantiation of trendwatching as a tool for managing the sustainable development of an agricultural university. A conceptual approach to the formation of modern agricultural education in the context of the implementation of the concept of sustainable development of agriculture has been formed. The main trends and prospects for the development of education are formed and their essence and role in sustainable development are described. Education around the world is undergoing transformation against the background of the development of information technologies, neural networks and metaverses, therefore, the authors place special emphasis on the convergence of the digital transformation of agar education. The authors have developed and presented a model of the trendwatching system in the organizational structure of the university.
Ключевые слова: качество образование, устойчивое развитие АПК, образовательные тренды, менеджмент, образовательные технологии.
Keywords: quality of education, sustainable development of agriculture, educational trends, management, educational technologies.
Благодарности: исследование выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 23-78-01247.
Acknowledgments: the work was supported by the Russian Science Foundation, Project N° 23-78-01247.
Введение
Актуальность трансформации образования необходимо концертировать на долгосрочном моделировании и на принципах и свойствах организации высшего образования как живой системы. В условиях кризисных явлений, которые в современный период поставили перед наукой и образованием высокие требования по наращиванию технологической независимости и национальной безопасности страны, организация образовательным процессом нуждается в трансформации механизмов его развития и управления им, в том числе, на базе самоорганизующихся систем. Аграрное образование представляет собой центральное звено в реализации программ импортозамещения и продовольственной безопасности России. В связи с этими и другими факторами реализация адаптационного потенциала аграрного вузы требует от системы менеджмента качественно нового механизма, основанного на активно-адаптивных элементах, самоуправляемых, саморегулируемых и самоорганизующихся образовательных процессах в контуре аграрного образования [1, 2].
Цель исследования - теоретическое обоснование трендвотчинга как инструмента управления устойчивым развитием аграрного университета. В рамках научного исследования предполагается решить ряд задач: раскрытие роли и сущности трендвотчинга в образовательном процессе; обоснование роли трендвотчинга в аграрных ВУЗах; разработка эффективного механизма применения трендвотчинга в обеспечения эффективности аграрного образования национальным целям; выявление перспективных трендов современного этапа развития аграрного образования. Теоретическую основу работы формируют научные исследования и разработки современных российских и зарубежных учёных в области теории образовательных технологий и обеспечения эффективности менеджмента образования. На основе теоретического анализа сформулированы понятия основных категорий. Графически представлены и описаны структурные элементы модели системы трендвотчинга в организационной структуре университета [1, 2].
Высшее образование, будь оно государственное или коммерческое, переплетается со всеми событиями, происходящими в стране. На него влияют политические, экономические, экологические, социальные аспекты, и именно проекция этих аспектов формирует современное высшее образование.
По мнению Кузьминова Я.В., высшее образование влияет на общество посредством формирования интеллектуальной элиты, а также через трансляцию системы ценностей, и расширения индивидуальных возможностей людей [1].
Для решения проблем, связанных с определением адекватных векторов развития высшего образования, можно предложить использовать трендвотчинг. Данная практика отслеживания трендов появилась сравнительно недавно, в конце 20 века, и направлена на идентификацию и анализ своременных трендов в какой-либо области, а также на прогнозирование будущих трендов в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью получения конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.
Недостаточная степень раскрытия прикладного применения трендвотчинга как инструмента управления устойчивым развитием аграрного университета, а также необходимость непрерывного повышения эффективности принимаемых решений руководством ВУЗов обусловили актуальность изучения данной проблемы.
Результаты и обсуждения. Трендвотчинг (trendwatching) - это отслеживание трендов. Заключается в обзоре, выявлении и предсказывании запросов клиентов в далекой перспективе - в среднем от пяти до десяти лет. Обнаружив тренд раньше конкурентов, компания получает существенное преимущество на рынке. Понятие trendwatching возникло в конце XX века. Оно предполагает тщательный анализ трендов, которые помогают определить спрос на продукты и услуги в будущем. Образование во всем мире переживает трансформацию на фоне развития ИТ-технологий, нейросетей и метавселенных. Синергия динамичности развития образовательных инструментов и цифровая трансформация процессов в образовательной деятельности позволили выделить перспективные тренды в образовании.
Тренд 1. Мультимодальная педагогика, которая ориентируется на симбиоз коммуникаций для повышения интерактивности, доступности и инклюзивности образовательного процесса. В условиях цифровой трасформации в качестве инструментов обучения зачастую используются инструменты на базе нейросетей или использование различных популярных ИТ-решений в процесс коммуникации. После ограничительных мероприятий, вызванных пандемией, зарекомендовали себя в повседневном образовательном процессе видеоконференции для общения, Miro-доски для ведения урока, менти-опросники для сбора обратной связи.
Перспективным направлением развития аграрного образования является «обучение от феномена», которое заключается в всестороннем изучении объекта исследования разными дисциплинами одновременно. Такой междисциплинарный подход способствует синергетическому эффекту в приращении знаний в науки и получению опыта в образовании.
Тренд 2. Дизайн образовательной среды, как важное направление в образовательных технологиях, где преподаватели стремятся повысить насыщенность учебного процесса. Повышение увлекательности образовательного пространства требует расширения границ за рамки университетом, чему способствуют онлайн-платформы, производственные площадки. В будущем образовательные организации смогут применять более сложные механизмы, обеспечивающие глубокое погружение обучающихся в образовательные активности:
- Геймификация и игровое обучение. В аграрном образовании использование игровых методик, теорий игр, рейтинговых систем или полноценных игровых образовательных пространств позволяют максимально смоделировать реальные бизнес-процессы с применением нарративного подхода.
- Технологии виртуальной, дополненной реальности и иммерсивные технологии активно используются в образовательных процессах в создании учебных симуляторов с элементами VR.
Тренд 3. Взаимопроникновение учебных сред, сущность которых определяется как обогащение образовательного процесса интерактивными мультимедийными ресурсами, мета-лабораториями, онлайн-курсами и другими методами, которые повышают удобность, вовлеченность обучающихся, мотивацию студентов и способствуют более качественному усвоению материала.
Тренд 4. Кадровый голод высококвалифицированных специалистов для решения вызовов современной экономики. Глобальные мировые проблемы и фрагментарность современных механизмов решения этих проблем обострили актуальность проблем обеспечения кадровой безопасности на национальном уровне. Человеческий капитал для решения новых вызовов, будь то проблемы, связанные с экологией, обществом, глобальной экономикой или здравоохранением, возможно сформировать только через образование, в котором выстраивается новый образ мышления людей, направленный на осознание себя как части глобальной системы. Реализация концепции устойчивого развития экономики необходимо начинать с формирования базовых навыков у будущего поколения, которые в будущем станут катализаторами социальных изменений, являются:
- способность к решению мировых проблем совместными усилиями;
- способность выстраивать конструктивные отношения и вестикоммуникацию, в том числе с представителями других социальных групп, культур, национальностей;
- активность и инновационная инициативность$
- эмоциональный интеллект, в том числе его важные составляющие адаптивность и устойчивость;
- ответственность;
- эмпатия.
Тренд 5. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат, который способствует развитию критического мышления. Отличие «челенджев» от решения готовых проблем заключается в том, что проблему найти нужно обучающемуся самостоятельно и ее решить. «Челенджи» приобретают особую значимость и эффективность при формировании междисциплинарной рабочей группы по тому или иному кейсу. Широкое распространение среди всех образовательных форматов приобретают буткемпы, где обучающийся на протяжении определенного периода изучает программу в среде единомышленников. Потенциал коммерциализации приоб-
рели проекты по решению различных проблем от реального бизнеса, где обучающиеся решали в среде экспертов и специалистов предложенные кейсы.
Тренд 6. «Микрообучение» или «Нанообучение» - образовательный подход, где студентам предлагается подача материла в формате мини-уроков, Данные тренды эффективно подкрепляются короткометражными видеороликами в TikTok или Reels.
Тренд 7. Педагогика отношений выходит на новый уровень, где индивидуальные траектории развития и участия в процессе образования сводится к тому, что каждый участник образовательного процесса нацелен на продуктивное и согласованное взаимодействие.
Тренд 8. Предпринимательское образование как тренд развития современного образования заключается в наращивании самостоятельности и креативности, то есть способности обучающихся действовать креативно и находить инновационные решения в различных сферах жизни на основе самомотивации. «Предпринимательское мышление» как элемент инновационного потенциала карового капитала любой организации, включает в себя комплекс личностных навыков, таких как любознательность, критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникативные навыки, работа в команде, гибкость, готовность к риску и трудовая этика.
На протяжении трех лет современные школы реализуют предпринимательские классы на своей базе, где школьникам предлагают интерактивные образовательные технологии и современные подходы, в том числе:
- открытые уроки;
- мастер-классы;
- бизнес-тренинги и другие мероприятия.
Студентов в аграрных ВУЗах учат выстраивать бизнес-процессы в АПК и управлять ими, вести маркетинговые коммуникации со специалистами из реального бизнеса, проводить финансовый и инвестиционный анализ реальных проектов и участвовать в конкурсе на финансирование, изучают нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность для развития стартапа, работают с идеями собственных стартапов в проектных лабораториях, метолабораториях и бизнес-акселераторах. На выпуске специалист в высшим образованием должен обладать бизнес-компетенциями, в том числе:
- генерировать бизнес-идеи и стартапы;
- обеспечивать информационно-аналитическую поддержку инвестиционных «агропроектов»;
- обладать проектным, научным, исследовательским мышлением в области АПК;
- обладать навыками рискологии в области агропромышленного производства;
- обладать интеллектуальным капиталом.
Одновременно с вышеописанным, важные направления, по которым необходимо формировать навыки у обучающихся:
- искусственный интеллект и большие данные;
- охрана окружающей среды;
- дизайн и пользовательский опыт;
- маркетинг и медиа;
- лидерство и социальное влияние;
- сети и кибербезопасность.
Тренд 9. Изменение набора ключевых профессиональных навыков, которая обусловлена цифровизацией и ростом кадрового голова в области специалистов с цифровыми компетенциями.
Анализ сайтов подбора работы позволил сделать вывод о перечне навыков наиболее актуальным, к которым относятся:
- Аналитическое мышление, инновационная активность и инновативность. Работодатель требует от кадров навыков анализировать новые, нетривиальные задачи креативными, инновационными способами с высоким уровнем эффективности.
- Проактивный подход к образованию, где будущий работник планирует непрерывно развиваться в своей области и самостоятельно выстраивать стратегию самообразования в интересах организации.
- Комплексный подход к решению проблем, в том числе работник должен обладать широким кругозором и навыками в смежных областях для поиска новых знаний на стыке разных сфер деятельности.
- Критическое мышление и навыки анализировать информацию, а также адекватную самооценку своей компетенции в этой области, с учетом которой сотрудники будут оценивать вероятность реализации эффективности решений.
- Креативность, нестандартность, оригинальность в мышлении и поиске решений проблем, в том числе с применением искусственного интеллекта.
Тренд 10. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде. Педагогика заботы фокусируется на значении эмпатии и развития учащихся в поддерживающих и справедливых цифровых образовательных средах.
Педагогика заботы в современных образовательных реалиях может формироваться на следующих компонентах:
1) педагоги как модель заботы в действии;
2) педагоги поощряют открытый конструктивный диалог и многофакторность в решении проблем;
3) решение задач, в которых у обучающихся есть возможность проявить заботу о себе;
4) обучающиеся имеют возможность получить индивидуальную обратную корректирующую связь.
Тренд 11. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта, спектр которого расширяется от создания презентаций, написание текстов, генерации изображений и видеороликов до разработки программного обеспечения. Генеративный искусственный интеллект на базе обучения по большим массивам данных способен формировать контент, который сложно отличить от созданного человеком. С применением машинного обучения искусственный интеллект может заменить репетиторов, тренеров и обеспечивать персональную поддержку обучающихся.
Тренд 12. Переход к культуре непрерывного обучения, обусловленный совершенствованием инструментов непрерывного обучения, профессиональной переподготовке, повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице. Среди перспективных трендов в аграрном образовании перечислим следующие:
1. Lifelong learning предполагает получение новых знаний и навыков с применением следующих инструментов: цифровые платформы, курсы дополнительного профессионального образования, апскиллинг, рес-киллинг и кросс-скиллинг.
2. Апскиллинг - это процесс укрепления или частичного изучения новых навыков в области, по которой специализируется обучающийся. Повышение квалификации нацелено на роста производительности команды и актуализации знаний.
3. Рескиллинг, подразумевает переобучение, переподготовку или переквалификацию, то есть получение новых навыков, которые применимы в других сферах для другой работы.
4. Кросс-скиллинг - это обучение, где происходит усвоение навыков для других должностей в компании, для перекрестного совмещения должностей.
Тренд 13. Метавселенная для образования, в том числе, STEM-технологий для моделирования процессов в учебном процессе и проведения экспериментов.
Тренд 14. Подкасты как педагогическая технология, состоящая из аудио-, видео- материалов. Подкасты со стороны обучающихся можно использовать в образовании, а со стороны преподавателя создание подкастов в рамках преподавательской деятельности.
Тренд 15. Использование чат-ботов для обучения, которые обладают образовательным и учебным функционалом. Многие чат-боты работают на базе искусственного интеллекта.
Аграрные университеты имеют особую потребность в определении и идентификации трендов. Это связано с тем, что для данных отраслевых университетов, трендвотчинг носит разнонаправленный характер. С одной стороны, для подготовки специалистов, необходимо учитывать современные тренды развития агропромышленного комплекса, которые определяют компетенции выпускников. С другой, нужно учитывать тренды, которые связаны с новыми технологиями и форматами образования. Для решения данных проблем, нами разработана модель системы трендвотчинга интегрированная в организационную структуру аграрного университета (рисунок 1).
На рисунке 1 с учетом описанных трендов и выявленных перспектив их внедрения разработаем модель системы трендвотчинга в организационной структуре университета.
Внешняя среда университета (канал поступления внешних трендов)
Современны? тренды в образовании: Му.чвдщр^дльнаЕ педагогика. Дизайн образовательной среды. Обучение через вызов. Предпринимательское образование. Переход к культуре непрерывного обучения. МШЙЙ£ЯШШ для образования. Дрдщяь^как педагогическая технология. Втапмопршиисновенле учебных сред. Микро- и пгтггооучеи^е и др.
Современные тренды развития в ЛПК: Зеленая экономика. Органическое сельское хозяйство. Функциональные продукты шггания. Блокчеин технологии в сельском хозяЛстве. Спроектированные существа (сх животные). Микробиология в сельском хозяйстве Интернет вещей (оборудования) и роботизация в сельскохозяйственном производстве. Индустрия 4.0.
Университет
ЦЕНТР ТРЕНДВОТЧИНГА
* Идентификация, прогнозирование и моделирование современных трендов в образовали! и аграрной отрасли с использованием искусственного интеллекта * Определение новых направлений подготовки и обновление реализуемых, с учетом выявленных трендов * Разработка новых образовательных программ, способов, инструментов и подходов к образованию * Внедрение инноваций в образовательные программы и процессы
Отдел адаптации образовательных инновации
TL
Отдел приема и обработки внутренних предложений
TL
Отдел цифровой трансформации образовательных инноваций
Внутренние подразделения университета (канал посту пления внутренних трендов)
Современные навыки обучающихся; ПИ н большие данные; охрана окружающей среды; дизайн и пользовательский опыт; маркетинг и а; лидерство и социальное влияние; сети и кибербезопасность
Современные н будущие профессии в АПК: Ацщнбернздж, Бщ-хжер. Сити-фермер. Агроном-генетик. Сельскохозяйственный эколога. Инженер по ЗБ-печатн продуктов питания
Рисунок 1 - Модель системы трендвотчинга в организационной структуре университета
(Источник: составлено авторами)
В представленной модели, ядром выступает центр трендотчинга. Структурно он может быть представлен в университете в различных вариантах, которые зависят от целевых установок и ожиданий руководства организации. В нашем случае, в центр трендвотчинга входят следующие структуры:
- отдел адаптации образовательных инноваций. Данный отдел на основе выработанных в центре трендвотчинга предложений, формирует адаптационную систему инноваций, для их полноценного использования в образовательных целях, и учитывающих специфику аграрного образования;
- отдел приема и обработки внутренних предложений. Отдел выступает аккумуляционным центром, в котором происходит процесс приема и экспертизы предложений, касающихся совершенствования образовательных процессов по всем направлениям. В данном центре происходит обратная связь как с преподавателями, вовлеченными в подготовку бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов, так и самих обучающихся. При этом, предложения могут поступать и от различных подразделений и служб университета, которые непосредственно не заняты процессом обучения, а занимаются обслуживанием, техническим сопровождением и управлением университетом. Аналогичные отделы существуют в японским организациях, которые стремятся совершенствовать своим процессы в течении всего их существования. Такие процессы у них называются «кайзен-преобразованиями»;
- отдел цифровой трансформации образовательных инноваций. Эта структура отвечает за применение сквозных цифровых технологий в образовании. Он занимается переносом образовательных инноваций в цифровую среду, подбором пакетов прикладных программ, созданием цифровой экосистемы университета, и ее обслуживанием. Поиском процессов, которые можно автоматизировать, или внедрить в них искусственный интеллект.
Как видно из рисунка, центр трендвотчинга анализирует потоки информации, сгруппированные по следующим направлениям:
- современные тренды в образовании;
- современные тренды развития в АПК;
- современные навыки обучающихся;
- современные и будущие профессии в АПК.
Такая работа, не может быть осуществлена вручную, поэтому предлагается использовать искусственную нейронную сеть, обученную на целевых базах данных по перечисленным выше направлениям.
Сам центр трендотчинга, занимается подбором аналитических инструментов для идентификации, анализе и прогнозировании трендов в образовательной и аграрной сферах. Так же в центре происходит выработка методик оценки трендов, которые подлежат систематическому пересмотру в связи с меняющимися условиями функционирования университета.
Кроме того, в центре трендвотчинга, формируются новые направления подготовки студентов, которые носят опережающий характер, для удовлетворения нужд индустриальных партнеров.
Таким образом, центр трендвотчинга позволяет аграрным университетам постоянно совершенствоваться, оставаться актуальными и современными, отвечающими своими образовательными программами, требованиям рыночной конъюнктуры, что в конечном итоге, делает их устойчивыми в динамично меняющихся условиях хозяйствования.
Заключение
В исследовании обоснована организационная модель поддержка принятия управленческих решений в современном аграрном университете. Трендвотчинг становится все более важным в контексте динамичности мировых процессов и явлений, особенно в области образования. Концептуальный подход к формированию современного аграрного образования с учетом концепции устойчивого развития АПК является значимым в контексте и развития аграрного сектора. Основные тенденции и перспективы развития образования, описанные в вашем исследовании, играют важную роль в обеспечении устойчивого развития образовательных учреждений и социально-экономических систем в целом. Учитывая современные технологии, такие как искусственный интеллект, нейросети и метавселенные, особое внимание уделяется конвергенции цифровой трансформации и аграрного образования. Это позволит университетам адаптироваться к новым вызовам и обеспечить качественное образование с учетом современных технологий и требований рынка труда. Модель системы трендвотчинга, разработанная с точки зрения организационного аспекта аграрного университета, представляет собой важный инструмент для прогнозирования и анализа изменений в образовании и обеспечения адаптации университета к изменяющимся условиям и требованиям технологической независимости и национальной безопасности АПК.
Источники:
1. Кузьминов Я.В., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает / Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 616 с.
2. Каткова, Е. А. Современные цифровые инструменты в системе эффективного функционирования организаций / Е. А. Каткова, А. А. Чорномур // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 20 декабря 2023 года. - Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2024. - С. 35-38.
3. Рущицкая О.А., Куликова Е.С., Кот Е.М., Кружков Т.И. Цифровизация агропромышленного комплекса: новые горизонты устойчивого развития сельского хозяйства / О.А Рущицкая., Е.С Куликова., Е.М Кот., Т.И. Кружков // Вестник Академии знаний - № 2 (61). - 2024 - С. 361-367.