УДК: 797.12.022:001.894 DOI 10.14526/01_1111_54
ТРЕНАЖЁРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ
Зеленин Л.А. - доктор педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(ПНИПУ), Пермь Россия
TRAINING SIMULATORS FOR ROWING TECHNIQUE FORMATION
Zelenin L.A. - doctor of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU),Perm Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: мысль, идея, создание, разработка, тренажерные устройства, теория и методология, безопасные условия.
Аннотация. Статья рассматривает мыслительную деятельность тренера в создании таких гребных тренажерных устройств, которые в искусственных условиях среды позволяют разработать теоретическую модель сопряженного формирования способности к равновесию и освоения техники гребли.
Методы. Анализ, изучение и обобщение научно-методической и специальной литературы, метод визуализации, педагогический опыт, моделирование.
Материалы. Теория и методология создания и разработки тренажерных устройств для гребных видов спорта, позволяющих моделировать тренировочную и соревновательную деятельность.
Результаты. Создание тренажерных устройств и внедрение их в тренировочную деятельность юных гребцов позволяет улучшить структуру и содержание тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов, выявить педагогические условия, способствующие повышению устойчивости тела в «простой» и «сложной» стойках каноиста, а также осуществлению прохождения дистанций, влияющих на результат.
Заключение. Создание конструкции гребных тренажерных устройств позволяет улучшить специфическое равновесие и технику гребли в искусственных условиях с постепенным уменьшением искусственности, постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей юных гребцов.
Keywords: a thought, an idea, creation, development, training simulators, theory and methodology, safe conditions.
Annotation. The article is about a trainer's intellectual activity in creation the rowing training simulators, which in made-up conditions will allow to develop a theoretical model of a connected formation of the ability to hold the balance and rowing technique mastering.
Research methods. Scientific-methodical and special literature analysis, study and summarizing, visualization method, pedagogical experience, modeling.
Materials. Theory and methodology of the training simulators creation and development for rowing kinds of sport, which allow to model the training and competitive activity.
Results. The training simulators creation and their introduction into the training activity of young oarsmen helps to improve the structure and content of the training and competitive activity of young sportsmen, to reveal pedagogical conditions, providing body steadiness improvement in "simple " and "difficult " stands of a canoeist, overcoming the distance and influencing the result.
Conclusion. The construction creation of rowing training simulators allows to improve a specific balance and a rowing technique in made-up conditions with a gradual decrease of affectation, constantly provides a maximum natural potentialities realization of young oarsmen.
Введение. Идея (греч. idea) -отражение объективной действительности в человеческом сознании, в котором выражается отношение людей к окружающему их миру, их представления о нём [1].
Использование спортивных
тренажёров, приспособлений, приборов, предметов и снарядов становится обыденным явлением в области массовой физической культуры и в учебно-тренировочном процессе. Простейшие тренажёры могут быть самыми разными, выполнять различные функции и по-разному воздействовать на организм занимающихся. Самым важным является то, что они позволяют спортивному педагогу дифференцированно подходить к организации занятий физическими упражнениями с учётом знаний, умений и особенностей обучающихся. Простейшие комплексы тренажёров избирательно воздействуют на определённые группы мышц и помогают значительно уплотнить цикл занятий, сократить срок обретения нужных двигательных навыков и умений в несколько раз. Например, в гимнастике сократить срок обучения в 10 раз (Рыкунов Ю.Н., 1984) [5]; в гребле на байдарках и каноэ сократить срок формирования специфического равновесия в лодке в «простой» стойке каноиста на 79%, а в «сложной» - на 62,5% (Зеленин Л.А., 2004) [2].
Тренажёры эффективны в том случае, когда учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, они помогают восстановить силы, дать нужную нагрузку обычно
бездействующим мышцам. И особенно полезны нехитрые тренажёры, снаряды, приборы, предметы и приспособления для разнообразия досуга в рекреации. Для
повышения результатов в массовой физической культуре и спортивной деятельности многие тренеры-
преподаватели, учителя физической культуры сами изобретают и создают тренажёры, устройства, приспособления и помогают обучающимся усваивать специальные знания.
Цель исследования - разработать гребные тренажерные устройства, позволяющие формировать равновесие и технику гребли на суше, соответствующие формированию их в водной среде.
Задачи исследования. Создать простейший нестандартный спортивный снаряд или тренажёрное устройство, способствующие повышению
эффективности тренировочного процесса.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, словесный метод, общепедагогические методы исследования, метод визуализации.
Процесс создания тренажёра следует начинать с анализа информации о конструировании тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и снарядов. Многофакторность
двигательного мастерства обусловливает многообразие применяемых в массовой физической культуре и спорте тренажёров. Для построения тренажёрного аппарата необходимо знать классификацию тренажёрного строительства по следующим признакам:[6].
1) по назначению - для физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки, а также для развития определённых двигательных способностей, качеств и навыков;
2) по структуре - на механические, электрические, электромеханические, электромагнитные и информационные
устройства, которые в свою очередь делятся на два больших класса -непосредственного воздействия и стимулирующего воздействия. Тренажеры непосредственного воздействия
подразделяются на тренажеры с тяговым и резонансным способами воздействия. Тренажеры также делятся на тренажеры с обратной связью и без обратной связи, а они в свою очередь подразделяются на тренажеры со срочной информацией и без срочной информации. Тренажёры со срочной информацией делятся на одноконтурные и многоконтурные. 3) по принципу действия технические средства -на светотехнические, звукотехнические, электромеханические, цифровые
моделирующие, электронные
моделирующие, кибернетические и др.
4) по форме обучения и контроля -на средства индивидуального, группового и поточного пользования;
5) по логике работы - на технические средства с линейной и разветвлённой программой, т.е. они могут воздействовать как на отдельные органы и системы организма, так и быть комбинированными. В зависимости от характера сигналов обратной связи технические средства могут быть с альтернативным выбором двигательного действия и со свободным конструированием программы ответа.
Мысленный образ тренажера даёт представление о технологии
проектирования и конструирования тренажёрных устройств, отображающих саму суть этого класса педагогических средств (или методов), применяемого в искусственных условиях (тренажёрных) условиях. Эффективность использования этих средств может выражаться в сокращении сроков обучения, более высоком качестве сформированных умений и навыков, большой их надёжности и др. [3, 4].
Процесс создания тренажёров включает следующие этапы: изучение факторов, мешающих безошибочному выполнению упражнения;
конструирование устройства,
устраняющего влияние данных факторов и в то же время не искажающего ориентировочной основы действия и комплекса сопутствующих ощущений; изготовление опытного образца тренажёра; психолого-педагогическая оценка его усовершенствованной (или
первоначальной) конструкции.
Тренеры и спортсмены, энтузиасты своего дела, чаще всего сами разрабатывали, создавали и
конструировали тренажёры по
антропометрическим, физиологическим и двигательным возможностям (учитывали направленность и амплитуду движений) для совершенствования техники двигательных действий и ритма спортивных движений для упорядочения ритмов работы мышц и улучшения межмышечной координации.
Разрабатываемые тренажеры, тренажерные устройства и снаряды не должны нарушать естественные двигательные действия человека, т.е. технические средства необходимо подстраивать под конкретное и необходимое физическое упражнение, связанное с техникой движения юного спортсмена.
При изготовлении тренажёра важным является выбор материала. Материалы должны соответствовать ГОСТу по качеству, форме, длине, ширине, компактности. Для того чтобы тренажёры легко внедрить в учебно-тренировочный процесс, они должны иметь небольшие габариты и малый вес, легко переноситься ребёнком в любое тренировочное место, обладать простотой и надёжностью в обращении, быть безотказными в работе, способствовать управлению дозированием нагрузок, соответствовать антропометрическим и функциональным особенностям
занимающихся. Выполнение техники движений на тренажёрах,
приспособлениях, снарядах и аппаратах должно соответствовать структуре выполняемого упражнения. Использование технических средств рассматривается как процесс направленных воздействий на нервно-мышечный аппарат,
обеспечивающий высокий тренировочный эффект с обеспечением полной безопасности занимающихся.
При изготовлении тренажёрных средств немаловажное значение имеет внешний вид создаваемых изделий, т.е. их дизайн. Конструкции тренажёрных снарядов могут быть самых разных видов, при этом самой конструкцией предусматриваются гибкость, прогибание, вибрация, жёсткость, ударные воздействия и др. Тренажёрные устройства, снаряды, средства и приспособления и их детали должны соответствовать «возрастным размерам» занимающихся, трубки должны быть нужной длины, диаметра и расположены на требуемом расстоянии друг от друга. Длина, ширина, высота должны быть строго продуманы и регламентированы, что позволяет выполнять упражнения узким, средним и широким хватом.
Во избежание сокращения сроков службы технических средств оправданным является установка резиновых жгутов, шнуров, пружин и других амортизаторов, которые не должны растягиваться более чем в 2 раза.
При изготовлении тренажёров, снарядов, устройств, аппаратов и приспособлений применяемые материалы не должны вызывать сомнения в обеспечении высокой надёжности, прочности и выдерживать пятикратную нагрузку; безопасность выполнения упражнений на снарядах и со снарядами должна быть гарантирована. Необходимо твёрдо знать, что прочность тренажёрных устройств безоговорочно оправдывает и обеспечивает безопасность детей и подростков, тем более самостоятельно занимающихся на них. Любой спортивный инвентарь в техническом отношении постоянно нуждается в уходе и ремонте. Предполагается ежедневный,
периодический и сезонный контроль.
Заключение. Создание
конструкций гребных тренажерных устройств способствует практической реализации технологии сопряженного формирования способности к равновесию
с одновременным освоением техники гребли с применением разработанного комплекса гребных тренажерных устройств в искусственных условиях с постепенным уменьшением
искусственности, обеспечивая
максимальную реализацию потенциальных возможностей юных гребцов.
Литература
1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04
2. Большая Советская энциклопедия. т. 17. 1952. - С. 338.
3. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учебное пособие / С. П. Евсеев. Л. : изд. ГДОИФК им Лесгафта. 1987. - 91 с.
4. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ...канд. пед. наук / Л. А. Зеленин. -Чайковский, 2004. - 198 с.
5. Ратов, И. П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : Сб. трудов / Под ред. В. В. Кузнецова. - М., 1984. - С. 127-145.
6. Рыкунов, Ю. Н. Обучение гимнастическим упражнениям на перекладине с помощью технических средств управления суставными движениями : дис. ...канд. пед. наук / Ю. Н. Рыкунов. - Ленинград, 1984. - 203 с.
7. Юшкевич, Т. П. Тренажёры в спорте / Т. П. Юшкевич, В. Е. Васюк, В. А. Буланов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.
References
8. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2 (35), pp. 2838. DOI 10.14526/01 _1111_04, available at: http://elibrarv.ru/item.asp?id=21744097
9. Bol'shaya Sovetskaya entsiklopediya [Big Soviet encyclopedia], vol. 17, 1952, 338 p.
10. Evseev S. P. Formirovanie dvigatel'nykh deistvii v gimnastike spomoshch'yu trenazherov [Motional actions formation in gymnastics with the help of training simulators], Leningrad : Physical Culture University named after P.F. Lesgaft publishing house, 1987, 91 p.
11.Zelenin L. A. Povyshenie ravnovesiya kanoistov-novichkov s ispol'zovaniem spetsial'nykh
fizicheskikh uprazhnenii i trenazhera [Balance increase of canoeists-beginners using special physical exercises and a training simulator: candidate's thesis], Chaykovskiy, 2004, 198 p.
12. Ratov I. P. Metodologicheskie problemy sovershenstvovaniya sistemy sportivnoi podgotovki kvalifitsirovannykh sportsmenov [Methodological problems of sports training system development among qualified sportsmen], Moscow, 1984, pp. 127145.
13. Rykunov Y. N. Obuchenie gimnasticheskim uprazhneniyam na perekladine s
pomoshch'yu tekhnicheskikh sredstv upravleniya sustavnymi dvizheniyami [Gymnastic exercises teaching at a horizontal bar with the help of technical means of articular movements control: сandidate's thesis], Leningrad, 1984, 203 p.
14. Yshkevich T. P. Trenazhery v sporte [Training simulators in sport], Moscow : Physical culture and sport, 1989, 320 p.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2015 г.