Научная статья на тему 'Тренажи как способ повышения регулярности занятий физическими упражнениями курсантами технических ВВУЗов'

Тренажи как способ повышения регулярности занятий физическими упражнениями курсантами технических ВВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМАТИЧНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНАЖИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / КУРСАНТИ / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / СИСТЕМАТИЧНіСТЬ / ПЛАНУВАННЯ / ТРЕНАЖі З ФіЗИЧНОї ПіДГОТОВКИ / MILITARY STUDENTS / CALISTHENICS / SYSTEMATIC CHARACTER / PLANNING / CALISTHENICS DRILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романчук В. Н.

Недостаточная эффективность системы физической подготовки в ВВУЗах обуславливает необходимость поиска путей ее совершенствования. Рациональным решением проблем организации и проведения физической подготовки является введение новых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drills as the way to raise the regulatity of physical training of military students of technical higher military educational establishments

Insufficient effectiveness of the system of calisthenics at higher military educational establishments calls out the necessity of searching the ways of its perfection. The rational decision of the problem of organization and realization of calisthenics is the introduction of new forms.

Текст научной работы на тему «Тренажи как способ повышения регулярности занятий физическими упражнениями курсантами технических ВВУЗов»

заболевания остаётся непонятным и требует дальнейших научных исследований.

Литература

1. Вейн А.М. Вегетативные расстройства // Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1998. - 624 с.

2. Хайтович М., Чернишова О. Синдром хронічної втоми // Ліки України. - 2004. - № 10(87). - С. 97 - 98.

3. Arpino C., Carrieri M.P., Valesini G. et al. Idiopatic chronic fatigue syndrome: a comparison of two case-definitions // Ann. Ist. Super. Sanita. - 1999. - Vol. 33(3). - P. 433 - 441.

4. Brimacombe M., Helmer D.A., Natelson B.N. Birth order and its assotiation with the onset of chronic fatigue syndrome // Hum. Biol. - 2002. - Vol. 74(4). - P. 613 - 620.

3. Butler J.A., Chalder T., Wessely S. Causal attributions for somatic sensations in patients with chronic fatigue syndrome and their partners // Psychol. Med. - 2001. - Vol. 31(1). - P. 97 - 103.

6. Garralda M.E., Rangel L. Annotation: chronic fatigue syndrome in children and adolescents // J. Child. Psychol. Psychiatry. - 2002. - Vol. 43(2). - P. 169 - 176.

7. Hardt J., Buchwaldt D., Wilks D.et al. Health-related quality of life in patients with chronic fatigue syndrome: an international study // J. Psychosom. Res. - 2001. - Vol. 31(2).

- P. 431 - 434.

8. L.A.Jason, R.R.Taylor, C.I.Kennedy et al. Chronic fatigue syndrome sociodemographic subtypes in a community-based sample // Eval. Health Prof. - 2000. - Vol. 23(3). - P. 243 -263.

9. Itoh Y., Igarashi T., Tatsuma N. Immunogenetic background of patients with autoimmune fatigue syndrome // Autoimmunity. - 2000. - Vol. 32 (3). - P. 193 - 197.

10. Cognitive functioning in chronic fatigue syndrome and the role of depression, anxiety and fatigue / Short K., McCabe M.,Tooley G. // J. Psychosom. Res. - 2002. - Vol. 32(6). - P. 473 - 483.

Поступила в редакцию 27.12.2006г.

ТРЕНАЖИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ КУРСАНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВВУЗов

Романчук В.Н.

Житомирский военный институт радиоэлектроники им. С.П.Королева

Аннотация. Недостаточная эффективность системы физической подготовки в ВВУЗах обуславливает необходимость поиска путей ее совершенствования. Рациональным решением проблем организации и проведения физической подготовки является введение новых форм.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, систематичность, планирование, тренажи по физической подготовке.

Анотація. Романчук В.М. Тренажі як спосіб підвіщен-ня регулярності занять фізичними вправами курсантами технічних ВВНЗ. Недостатня ефективність системи фізичної підготовки у ВВНЗ обумовлює необхідність пошуку шляхів її вдосконалювання. Раціональним рішенням проблем організації й проведення фізичної підготовки є введення нових форм.

Ключові слова: курсанти, фізична підготовка, систематичність, планування, тренажі з фізичної підготовки. Annotation. Romanchuk V.N. Drills as the way to raise the regulatity of physical training of military students of technical higher military educational establishments. Insufficient effectiveness of the system of calisthenics at higher military educational establishments calls out the necessity of searching the ways of its perfection. The rational decision of the problem of organization and realization of

calisthenics is the introduction of new forms.

Keywords: military students, calisthenics, systematic character, planning, calisthenics drills.

Введение.

Содержание учебно-воспитательного процесса предусматривает два двухчасовых занятия по дисциплине «Физическое воспитание, подготовка и спорт» в сетке расписания учебных занятий. Проведенные нами исследования определили определенные недостатки в планировании занятий физической подготовки в ВВНЗ [1, 5, 6]:

- большой промежуток между занятиями (от 4 до

9 дней), это не позволяет предоставить курсантам соответствующей физической нагрузки, достаточной для развития физических качеств. В среднем на весь период обучения, количество нарушений планирования в данном направлении составляет 25,2% занятий;

- проведение занятий первой или второй парами (в среднем 23,9% всех занятий), такое планирование приводит к тому, что курсанты после высокой физической нагрузки, полученной на занятии с ФП, не в полной мере возобновляются, что снижает качество восприятия материала на следующих занятиях.

Помимо недостаточно эффективного планирования существует не менее важное направление исследований в данной области - систематичность посещения занятий по физической подготовке.

Посещение курсантами занятий, которые запланированные до обеда имеют незначительный процент пропусков занятий (рис. 1). Это обусловлено тем, что на данное время не планируются вне-учебные мероприятия.

Необходимо более детально исследовать посещение курсантами занятий, которые запланированы после обеда. Согласно распорядка дня, после обеда планируются такие мероприятия, как: инструктаж суточного наряда, посещение врача, помывка в бане, проведение строевых смотров, смотров строевой песни и т.д. В большинстве случаев это общеинститутские мероприятия, на которые привлекаются 100% личного состава, учитывая преподавателей.

Укажем, что на 1-м и 2-м курсах обучения, когда происходит развитие общих физических качеств, на основе которых в дальнейшем развиваются профессионально-прикладные навыки, курсанты пропускают 16,8% и 28,2% занятий соответственно. Также отмечаем, что на 3- м и 4- м курсах обучения, когда формируются навыки индивидуального физического совершенствования и методические навыки проведении занятий по физической подготовки курсанты пропускают 35,7% и 40% занятий соответственно.

В среднему 30% группы отсутствуют на занятиях, при этом, некоторые курсанты могут быть отсутствовать на нескольких занятиях подряд (табл.

1). Более детальный анализ выявил, что 35,6% курсантов пропускают более трети занятий по физичес-

кой подготовки.

Таким образом, не выполняется один из принципов планирования физической подготовки -систематичность процесса физического совершенствования.

Исследование выполнялось согласно плану НИР Генерального штаба Вооруженных Сил Украины по теме «Физическая подготовка военнослужащих с гиподинамическим режимом профессиональной деятельности», шифр «Оператор».

Формулирование целей работы.

Проведенные нами исследования определили, что низкий процент посещения занятий по физической подготовке, особенно послеобеденных занятий, а также трудности в равномерном планировании всех форм физической подготовки на протяжении недели, не позволяют достаточно эффективно использовать средства и методы физической тренировки.

Большой интерес ученых в области физической подготовки был выявлен к изучению характера обучения курсантов технических ВВНЗ, а также к определению возможности применения упражнений для поддержки трудоспособности во время обучения [2, 4, 5]. Как показали наблюдение, трудоспособность курсантов-операторов снижается в процессе обучения и изменяется в зависимости от времени. Применение физических упражнений в процессе и после обучения влияет на восстановление трудоспособности.

Исследователи рекомендуют проводить упражнения перед обучением на протяжении 15 мин и заканчивать их за 5-10 мин до начала. Содержание комплексов представляют обычные общеразвиваю-

щие упражнения, а в некоторых комплексах - игры и эстафеты. Из методических особенностей можно отметить то, что занятия рекомендовалось проводить с высокой плотностью и заканчивать их упражнениями на внимание [4, 5].

Упражнения в перерывах между занятиями должны выполняться на протяжении 5 мин, а при проведении на открытом воздухе - на протяжении

10 минут. Содержание комплексов также представляют обычные общеразвивающие упражнения [6].

Б.К. Замаренов провел тщательное изучение условий обучения курсантов, которые учатся на технические специальности, которое позволило дать научное обоснование некоторым особенностям применения средств физической подготовки. В частности, автор отмечает, что учеба курсантов-операторов значительно отличается от другой деятельности. Значительные физические нагрузки могут превысить необходимый оптимальный уровень возбуждаемости нервной системы. В этом случае лучшие средние, незначительные за интенсивностью нагрузки [3].

Т. Т. Джамгаров в опытах с 10- суточной изоляцией отмечал меньшую интенсивность влияний из стороны нервно-психических и вегетативных функций в период применения физических упражнений [1].

И. И. Петрушевський экспериментально показал, что выполнение физических упражнений в условиях адинамии и изоляции в тесных помещениях оказывает содействие поддержке стойкости психики человека. Благотворное влияние упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и анализаторов у человека в условиях изоляции отме-

X

то 30,0

ей

£ 25,0

Сй

.Е?

“ 20,0

«*р

О4

15.0

10.0 5,0 0,0

28,2

18,5

14,4 14,5

10,5

20,4

1

2

3

4

5

6

7 8 9

семестр навчання

Рис 1. посещение курсантами занятии по физическои пооготовки запланированных оо ооеоа (в %)

Таблица 1

Процент курсантов, которые пропускают занятия по физической поОготовки в зависимости от процента пропусков (у %)

Процент пропусков От 0 до 10% От 1 1 до 20% От 21 до 3 0% От 3 1 до 40% От 41 до 5 0% Больше чем 51%

Процент курсантов, которые пропускают занятия 14,9 25,0 24,5 1 1,3 12,5 1 1,8

чали и много других исследователей [2].

Одним из возможных путей устранения этих недостатков является оптимизация действующей системы физической подготовки с целью повышения эффективности ее целевой и этапной направленности.

Результаты исследования.

С целью совершенствования организации занятий физическими упражнениями нами предложено новую форму физической подготовки - ежедневные тренажи, которые проводятся после аудиторных занятий на протяжении 30 минут. Организация тренажей предусматривает подготовительную (5 мин), основную (22 мин) и заключительную части (3 мин).

Содержание тренажей формировалось согласно соответствующему этапу обучению курсантов в высшем военном учебном заведении. Опираясь на выводы работ Ю. А. Бородина, мы определили следующие этапы обучения курсантам [1, 5]:

1) адаптация к условиям военно-профессионального обучения (ПВПП-1 курс);

2) первичное военно-профессионального обучения (2 курс);

3) закрепление профессиональных навыков и умений (3 курс);

4) совершенствование профессиональных навыков и умений (4-5 курсы).

Таким образом, предложенная нами форма физической подготовки - тренажи - должна оказывать содействие: систематичности занятий физическими упражнениями курсантами на протяжении обучения в ВУЗе, постепенному переходу от общей физической подготовки к профессионально-прикладной физической подготовке, улучшению функционального и психологического состояния курсантов.

С 2001 года на базе Житомирского военного института радиоэлектроники имени С.П.Королё-ва проводится эксперимент по внедрению тренажей

- як новой формы физической подготовки курсантов. В исследованиях принимают участие 131 курсант (ЕГ - 66 чел., КГ - 65 чел.)

Для каждой из групп спланировано одинаковое количество часов физической подготовки на учебную неделю (12 часов). В КГ физическая подготовка планировалась согласно НФП-97, а в ЕГ, вместо занятий после обеда и одного часа СМР в воскресенье, проводились ежедневные тренажи по физической подготовке.

Исследование планирования занятий по физической подготовке в КГ определило, что на протяжении обучения в ВВУЗе процент занятий, между которыми промежуток достигает больше, чем четверо суток, составляет от 18,7% до 33,3%. Данные показатели говорят о том, что каждое четвертое занятие в КГ проводилась с перерывом больше чем 4 дня.

Проведение же ежедневных тренажей по физической подготовке с курсантами ЕГ позволило избежать данной проблемы планирования. Также

проведение тренажей каждый день по 30 минут позволяет усовершенствовать определенные физические качества, а также за счет изменения темы занятий не перегружать одни и те мышцы. А также укажем, что регулярные ежедневные занятия физическими упражнениями формируют у курсантов стойкую потребность к систематических физических нагрузках.

Такой недостаток в планировании в КГ как проведение занятий по ФП первой или второй парами отрицательно влияет на умственную деятельность курсантов. Высокая физическая нагрузка значительно снижает процесс восприятия учебной информации на последующих занятиях (вторая или третья пара). Особое значение это имеет на старших курсах, когда большинство занятий проводятся на аппаратуре, где необходимо выполнять точные координационные движения на достаточно высокой умственной скорости. Исследование выявили, что именно в это период обучения 26,7% занятий по ФП проводятся накануне занятий по техническим дисциплинам.

Тренажи по ФП, которые проводились в ЕГ, наоборот, имеют восстановительный характер, так как ежедневные занятия физическими упражнениями рекомендуются для военнослужащих, которые занимаются деятельностью гиподинамично-го характера. На старших курсах тренажи под руководством преподавателя вообще проводились только для курсантов с недостаточным уровнем развития физических качеств, остальные курсанты занимались в группах составленных по интересам (спортивные игры, общая физическая подготовка, ускоренное передвижение).

Проведение занятий по физической подготовке на протяжении двух дней подряд также является значительным недостатком планирования занятий. Для среднестатистического курсанта такая физическая нагрузка не только не стимулирует, а приводить к негативному отношению курсантов к занятиям физическими упражнениями. А на старших курсах, когда курсанты прошли изучение всех физических упражнений, занятие в большинстве организовываются комплексным методом или как контрольные, это приводит к значительной перегрузке организма курсантов, которая приводит усталости в последующие дни и, соответственно, к ухудшению восприятия информации по учебным дисциплинам, которые излагаются в данные дни. Исследование в КГ выявили, что на 5-м курсе обучения занятию по ФП планировались два дня подряд от 18,6% до 22,3%, что, по нашему мнению, есть достаточно высоким процентом данного недостатка планирования физической нагрузки.

Тренажи по физической подготовке, которые проводились с курсантами ЕГ, разрешают на протяжении времени, которое определено распорядок дня, получить достаточную физическую нагрузку для развития физических качества, но не приводят к перенагрузке организма курсантов.

Таблица 2.

Показатели пропусков занятий с ФП Оля курсантами ЕГ и КГ (в %)

Год обучения Контрольная группа Экспериментальная г руппа

До обеда После обеда Общее До обеда Тренажи Общее

1 год 6,8 15,4 22,2 7,1 11,5 18,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 год 10,1 24,8 34,9 9,6 8,9 18,5

3 год 14,2 26,8 41,0 12,6 9,8 22,4

4 год 12,4 24,6 37,0 12,6 8,5 22,1

5 год 12,8 29,5 42,3 11,4 10,2 22,6

Нами было определено, что в отличие от одинакового количества запланированных часов ФП, в ЕГ и КГ проводится разное общее количество мероприятий физической подготовки на протяжении каждой учебной недели и учебного года.

Статистические расчеты, проведенные по качественным оценкам, показали, что эти показатели в ЕГ и КГ достоверно отличаются (табл. 2).

Итак, имея одинаковое количество запланированных занятий физической подготовкой для ЕГ и КГ (Р>0,05), количество проведенных занятий в ЕГ было достоверно больше чем в КГ. Так, на втором году обучения количество пропущенных курсантами КГ занятий по физической подготовке больше чем в ЕГ на 16,4%. На старших (5-их) курсах такая разности составляла уже 18,6%-19,7% соответственно.

Важно отметить, что значительного расхождения в посещении занятий запланированных до обеда у курсантов КГ и ЕГ нет (Р>0,05). Процент пропусков занятий колеблется от 6,8% до 14,2% в зависимости от года обучения. Данный процесс происходит вследствие того, что невозможно предусмотреть все возможные варианты пропусков занятий.

В контрольной группе процент пропусков занятий, которые запланированы на послеобеденное время, в большинстве, определяет общее количество пропущенных занятий по физической подготовке. Так, на первом курсе занятия по физической подготовке пропускали до 15,4% курсантов, на третьем курсе уже 26,8%, а на пятому - 29,5%. Такое количество пропущенных занятий характеризуется тем, что именно в послеобеденное время планируются общеинститутские мероприятия, инструктаж суточного наряда, мытье в бане, встречи курсантов с командованием института, депутатами и т.п.

В ЕГ процент пропусков тренажей приблизительно равный к проценту пропусков занятий до обеда и составляет 8,5% - 11,5% занятий.

Добавим, что за весь период обучения в ВВУЗе курсанты КГ пропускали в среднему 35,5% занятий по физической подготовке, при чем нами не исследовалось посещение утренней физической зарядки и спортивно-массовой работы. Курсанты же ЕГ пропускали всего 20,8% занятий, но при этом они занимались систематически, перерыв между соседними занятиями не более одного дня.

Выводы.

Таким образом, введение тренажей по фи-

зической подготовке для курсантов ВВУЗов технического профиля позволяет избежать таких недостатков в планировании занятий по ФП, как проведение занятий два дня подряд, с большим промежутком между двумя занятиями, первой или второй парами учебных занятий. Данные положительные изменения позволяют улучшить регулярность занятий физическими упражнениями, корректирование нагрузки на организм курсанта и последовательность изменения тем занятий.

Как вывод исследования систематичности занятий по физической подготовке в ВВУЗе технического профиля укажем, что внедрение новой формы физической подготовки - тренажей, позволило уменьшить процент пропусков занятий физическими упражнениями на 14,7%, что составляет 89,4 часов учебных занятий.

Обращая внимание на то, что курсанты технических ВВУЗов в основном находятся в замкнутых учебных аудиториях, лабораториях, выполняя учебные задачи за пультами управления, т.е. под влиянием гиподинамии и гипокинезии, то ежедневные занятия физическими упражнениями на протяжении 30 минут на свежем воздухе имеют двойное положительное влияние.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем повышения регулярности занятий физическими упражнениями курсантами.

Литература

1. Бородин Ю.А. Взаимосвязь содержания и направленности специальной физической подготовки курсантов военно-учебных заведений ВУЗов ПВО и технической оснащенности войск // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр. під ред. Єрмакова С.С.- Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2002. - № 28. - С. 40 - 69.

2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура для работников умственного труда. — М.: Знание,1987.

— 96 с.

3. Герасимов Б.М., Тарасов В.А., Токарев И.В. Человеко-машинные системы. Принятие решений с элементами искусственного интеллекта. К., Наукова думка, 1993, - 184 с.

4. Гусак О.Д, Боярчук О.М., Старчук О.О. Вплив тренажів з фізичної підготовки на розвиток основних фізичних якостей курсантів на етапі ПВПП // Матеріали ІІ відкритої науково-методичної конференції “Фізична підготовка військовослужбовців”. - К.: НУФВіСУ, 2004. - С. 17- 22.

5. Корольчук М.С. Психофізіологія діяльності. Підручник. К., Ельга, 2004, 397 с.

6. Лампусов Б.А. Физические упражнения как средства восстановления работоспособности военнослужащих при утомлении. - Л.: ВДКИФК, 1976, - 58 с.

Поступила в редакцию 30.12.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.