Бюллетень Национального научно-исследовательского — 110 — Bulletin of Semashko National
института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. Research Institute of Public Health.
2023. № 2. 2023. No. 2.
Общественное здоровье и организация Public health and healthcare management
здравоохранения
Научная статья
УДК 616-053.6-084:614.2:323.22
doi:10.25742/NRIPH.2023.02.016
Трехуровневая региональная модель единого информационного пространства по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников
Ольга Михайловна Филькина1, Анна Ивановна Малышкина2, Наталья Васильевна Долотова3, Елена Анатольевна Воробьева4, Ольга Юрьевна Кочерова5, Татьяна Викторовна Румянцева6, Татьяна Павловна Васильева7
1—5, 7Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В. Н. Городкова» Минздрава России, 153045, Иваново, Российская
Федерация;
^Департамент образования Ивановской области, Российская Федерация
1omfilkina@mail.ru, https://ordd.org/0000-0003-2228-748X 2ivniimid@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1145-0563 3dolotovan@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2449-0580 4ivniideti@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2820-9714 5ivniideti@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2473-8339 7vasileva_tp@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3605-8592
Аннотация. Введение. Одной из тем, требующей интеграции образования и медицины, является формирование здоровья и здорового образа жизни школьников. Кроме тематической интеграции важна интеграция в использовании одних и тех же методических подходов, способов представления информации, систематизации знаний. Такой подход позволит получить целостность знаний по теме, развивать мотивацию к ее познанию, обобщать и систематизировать знания, создать единое информационное пространство. Цель исследования — создать региональную трехуровневую модель единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни школьников.
Материалы и методы. В 146 школах г.Иваново и Ивановской области внедрена трехуровневая организационная структура единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Для ее разработки и внедрения использовались методы: информационно-аналитические, системного и ситуационного анализа, организационное моделирование, экспертный, организационного эксперимента, статистический.
Результаты. В Ивановской области создана трехуровневая организационная структура единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. На первом уровне в образовательных организациях сформированы: информационно-методический центр в составе школьных кабинетов здоровья, волонтерские отряды, распространяющие информацию среди обучающихся, кабинет самооценки здоровья с автоматизированной программой самооценки здоровья подростков 15-17 лет для повышения знаний школьников о своем здоровье и мотивирования на его формирование. На втором уровне создан Областной центр здоровья школьников, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии со школами Ивановской области, центрами здоровья, медицинскими учреждениями города Иваново и Ивановской области. На третьем уровне создан Координационный Совет, где собирается, систематизируется, анализируется информация о здоровье, информированности, мотивации к здоровому образу жизни обучающихся, выявляются проблемы и основные закономерности в развитии информирования школьников региона, разрабатываются региональные программы повышения компетентности медиков, педагогов, психологов, обучающихся и родителей по вопросам управления здоровьем школьников, используемые в образовательных организациях, Областном центре здоровья школьников, на курсах повышения квалификации педагогов.
Заключение. Создание трехуровневой региональной модели единого информационного пространства в образовательных организациях по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников позволило медикам, педагогам, психологам области однозначно подойти к пониманию проблемы, к ее реализации с повышением информированности по этим вопросам у всех школьников, педагогов, родителей, повышением мотивации к здоровому образу жизни у 2/3 обучающихся и родителей.
Ключевые слова: региональная модель, единое информационное пространство, здоровый образ жизни, здоровье, школьники
Для цитирования: Филькина О. М., Малышкина А. И., Долотова Н. В., Воробьева Е. А., Кочерова О. Ю., Румянцева Т. В., Васильева Т. П. Трехуровневая региональная модель единого информационного пространства по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А.Семашко. 2023. № 2. С. 110—116. doi:10.25742/ NRIPH.2023.02.016.
© О. М. Филькина, А. И. Малышкина, Н. В. Долотова, Е. А. Воробьева, О. Ю. Кочерова, Т. В. Румянцева и др., 2023
Общественное здоровье и организация — 111 — Public health and healthcare management
здравоохранения
Original article
Three-level regional model of a single information space for the formation of health and healthy lifestyle
of schoolchildren
Olga M. Filkina1, Anna I. Malyshkina2, Natalya V. Dolotova3, Elena А. Vorobyova4, Olga Yu. Kocherova5,
Tatyana V. Rumyantseva6, Tatyana P. Vasilyeva7
1—5, 7Federal State Budgetary Institution «Ivanovo Research Institute of Motherhood and Childhood named after V. N. Gorodkov» of the
Ministry of Health of Russia, 153045, Ivanovo, Russian Federation; 6Department of Education of the Ivanovo Region, Russian Federation 1omfilkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2228-748X 2ivniimid@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1145-0563 3dolotovan@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2449-0580 4ivniideti@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2820-9714 5ivniideti@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2473-8339 7vasileva_tp@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3605-8592
Annotation. One of the topics requiring the integration of education and medicine is the formation of health and a healthy lifestyle for schoolchildren. In addition to thematic integration, integration in the use of the same methodological approaches, methods of presenting information, and systematizing knowledge is important. This approach will allow to obtain the integrity of knowledge on the topic, develop motivation for its knowledge, generalize and systematize knowledge, create a single information space.
The purpose of the study is to create a regional three-level model of a single information space on the formation of health and a healthy lifestyle of schoolchildren.
Materials and methods: in 146 schools in Ivanovo and the Ivanovo region, a three-level organizational structure of a single information space on the formation of health and a healthy lifestyle of schoolchildren was introduced. For its development and implementation, the following methods were used: information-analytical, system and situational analysis, organizational modeling, expert, organizational experiment, statistical.
Results. In the Ivanovo region, a three-level organizational structure of a single information space has been created on the issues of promoting the health and healthy lifestyle of schoolchildren. At the first level, educational organizations have formed: an information and methodological center as part of school health cabinets, volunteer teams that distribute information among students, a health self-assessment cabinet with an automated health self-assessment program for adolescents aged 15-17 to increase schoolchildren's knowledge about their health and motivate them to formation. At the second level, the Regional Center for Schoolchildren's Health was created, which operates in cooperation with schools in the Ivanovo Region, health centers, medical institutions in the city of Ivanovo and the Ivanovo Region. At the third level, the Coordinating Council was created, which collects, systematizes, analyzes information about the health, awareness, motivation for a healthy lifestyle of students, identifies problems and main patterns in the development of informing schoolchildren in the region, develops regional programs to improve the competence of physicians, teachers, psychologists, students and parents on the management of the health of schoolchildren, used in educational organizations, the Regional Center for Schoolchildren's Health, and in advanced training courses for teachers.
Conclusion. The creation of a three-level regional model of a single information space in educational institutions for the formation of health and a healthy lifestyle of schoolchildren allowed doctors, teachers, psychologists of the region to unequivocally approach the understanding of the problem, its implementation with increasing awareness of these issues among all schoolchildren, teachers, parents, increased motivation for a healthy lifestyle in 2/3 of students and parents.
Keywords: regional model, common information space, healthy lifestyle, health, schoolchildren
For citation: Fil'kina O. M., Malyshkina A. I., Dolotova N. V., Vorob'eva E.A., Kocherova O.Ju., Rumjanceva T. V., Vasil'eva T. P. Three-level regional model of a single information space for the formation of health and healthy lifestyle of schoolchildren. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2023;(2):110-116. (In Russ.). doi:10.25742/NRIPH.2023.02.016.
Актуальность
Одним из важнейших ориентиров модернизации современного российского образования выделяется его информатизация, призванная обеспечить значительное расширение диапазона использования в образовательном процессе информационных технологий, направленных, в первую очередь, на разработку новых форм и методов управления данным процессом, что, несомненно, окажет позитивное влияние на повышение его качества, а также на формирование принципиально новой информационной культуры педагогического труда [1—3].
В настоящее время в процессе совместной деятельности важно обладать развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности его использования для всех взаимодействующих структур. С этой целью создается единое информационное пространство со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия
субъектов деятельности, которые включают информационное обеспечение [4—5].
Для качественной информатизации образовательного пространства необходим анализ потребностей всех его субъектов и разработка такой программной среды, в которой эти потребности будут удовлетворяться наиболее эффективным образом. Общими принципами при их создании являются: ориентация на потребности учебных заведений и пользователей; создание тематических программ с учетом потребителей информации; обеспечение обмена данными между различными элементами автоматизированной системы [6—7].
Компьютерное отображение информационного поля обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса в соответствии с их уровнем прав доступа, введенная информация может использоваться другими субъектами, создается система поддержки единого информационного пространства школы [8].
Информационные технологии в управлении современным образовательным учреждением осуществляются в рамках реализации единого информационного пространства [7, 9, 10].
Информатизация на современном этапе требует интеграции различных ведомств, научных направлений [11—12]. Интеграция в образовании — необходимость повышения качества знаний по различным направлениям с объединением знаний дисциплин, специальностей для решения одной и той же проблемы, рассматриваемой в рамках целостности, взаимосвязанности. Интеграция в образовании и медицине направлена на выявление точек соприкосновения, показывает, что одни и те же знания в разных дисциплинах и специальностях являются дополняющими, углубляющими, дающими полное представление о знаниях проблемы [13].
Одной из таких тем, нуждающейся в интеграции образования и медицины является формирование здоровья и здорового образа жизни школьников. Кроме тематической интеграции важна интеграция в использовании одних и тех же методических подходов, способов представления информации, систематизации знаний. Такой подход позволяет получить целостность знаний по теме, развивать мотивацию к ее познанию, обобщать и систематизировать знания, создать единое информационное пространство.
Цель исследования — создать региональную трехуровневую модель единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни школьников.
Объекты и методы исследования: объектами исследования явились 146 образовательных организаций, медицинские учреждения Иваново и Ивановской области, информационно-методическая поддержка Департаментов здравоохранения и образования Ивановской области, Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области», ФГБУ Ив НИИ МиД им. В. Н. Городкова Минздрава России, волонтерское движение в институте «Крепкая семья — крепкая Россия», Ивановская государственная медицинская академия, Ивановский областной центр здоровья школьников. Использовались методы: информационно-аналитические, системного и ситуационного анализа, организационное моделирование, экспертный, организационного эксперимента, статистический.
Полученные результаты
В Ивановской области создана трехуровневая организационная структура единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. На первом уровне (в образовательной организации) организационная структура единого информационного пространства формируется под руководством руководителя образовательной организации. Информационный ресурс на данном уровне создается как общая информационная база образовательной организации методистами, медицинскими работниками, педагогами, психологами, преподавателями физиче-
ской культуры и др., разрабатываются специфические информационные модули по конкретным темам. Вся информация связана между собой информационными блоками в едином информационном пространстве образовательной организации. Потребителями информационного ресурса являются все, кто его формирует, а также обучающиеся, волонтеры, родители обучающихся.
В структуре единого информационного пространства образовательного учреждения организован информационно-методический центр (далее Центр) для педагогов, медицинских работников, волонтеров, школьников, родителей, созданный при школьном кабинете здоровья. Центр содержит методические материалы о цели, задачах, программах формирования здоровья, здорового образа жизни, технологиях оздоровления, базу данных презентаций о здоровом образе жизни по вопросам гигиенических условий, здорового питания, физического воспитания, соматического, физического, психического и репродуктивного здоровья. В Центре организован кабинет дистанционных форм информационной взаимосвязи с необходимым оборудованием и программным обеспечением с защищенным он-лайн-доступом, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам образовательной организации и Областного центра здоровья школьников с обратной связью, позволяющий проводить презентации информационных проектов, видеоконференции, ве-бинары, демонстрировать аудио-видео файлы.
Доступ волонтеров к информационному ресурсу на первом этапе обеспечивает организацию волонтерской деятельности по направлению «Быть здоровым — здорово!», «Формирование репродуктивного здоровья». Волонтеры обеспечиваются информационно-методическими материалами, презентациями. Формами распространения информации среди обучающихся волонтерами-школьниками являются проведение информационных сообщений, презентации в классах, на родительских собраниях, используются дистанционные формы.
На первом уровне единого информационного пространства для повышения информирования обучающихся о своем здоровье организованы кабинеты (уголки) самооценки здоровья школьников, где представлены таблицы нормативов физического развития по данным антропометрии, физической подготовленности, артериального давления, психоэмоционального статуса на основании тестирования, где каждый школьник, сравнивая свои показатели с нормативными, с помощью школьной медицинской сестры может определить наличие отклонений и необходимость обращения к врачу и психологу школы.
Кроме того, в школах внедрена программа для ЭВМ «Самооценка состояния здоровья подростков 15—17 лет». Подростком заносятся в программу сведения о себе, ответы на вопросы опросников (соматические жалобы, длина и масса тела, физическая активность, психоэмоциональное состояние, невро-тизация, факторы риска нарушений репродуктивного здоровья, характеристика менструальной
функции девочек и т. д.). Программа осуществляет интеллектуальный анализ данных о показателях здоровья подростков 15—17 лет и используется на доврачебном этапе профилактических осмотров.
Следовательно, на первом уровне организационной структуры единого информационного пространства по формированию здоровья и здорового образа жизни обучающихся, а именно в образовательных учреждениях, организованы: информационно-методический центр в составе школьных кабинетов здоровья, волонтерские отряды, распространяющие информацию среди обучающихся, кабинет самооценки здоровья с автоматизированной программой самооценки здоровья подростков 15— 17 лет для повышения знаний школьников о своем здоровье и мотивирования на его формирование.
На втором уровне организационной структуры единого информационного пространства создан Областной центр здоровья школьников. Областной центр здоровья школьников — это организационно-функциональное объединение, предназначенное для оказания координационной, организационной, методической, консультативной, обучающей, информационной, аналитической деятельности. Областной центр здоровья школьников осуществляет свою деятельность во взаимодействии со школами Ивановской области, центрами здоровья, медицинскими учреждениями города Иваново и Ивановской области [14].
Одной из задач Областного центра здоровья школьников является межведомственная интеграция в повышении информированности по вопросам укрепления здоровья обучающихся, с использованием дистанционных технологий, обеспечивающих высокое качество и доступность информатизации школьников, в том числе отдаленных районов области. Осуществляется координация работы по обучению педагогов, психологов, медицинских работников здоровьесберегающим и информационно-коммуникационным технологиям. Проводится информационно-просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни с целью мотивирования и повышения информированности медиков, педагогов, родителей и учащихся в вопросах формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Таким образом, создается и используется единое информационное пространство по направлению формирования здоровья и здорового образа жизни школьников на уровне области [14].
Информационно-образовательная деятельность Областного центра здоровья школьников для создания единых подходов к информации проходит в нескольких направлениях: обучение педагогов, психологов, медицинских работников по взаимодействию в медико-психолого-педагогическом сопровождении здоровья школьников; обучение медицинского персонала, педагогов, психологов технологиям оздоровления, организации оздоровительной инфраструктуры и их использованию в образовательных учреждениях; обучение и информирование школьных отрядов волонтеров, обучающихся, медицинских работников, педагогов, родителей по вопросам
формирования здоровья [15], здорового и безопасного образа жизни, о факторах, формирующих здоровье, возможности управления здоровьем, мотивации отказа от вредных привычек, в том числе, отказа от потребления алкоголя, табака [14]; планирование организационно-методических, профилактических и оздоровительных медико-психолого-педагогических мероприятий по оптимизации здоровья школьников, формированию здорового образа жизни. В образовательной деятельности Областного центра здоровья школьников принимают участие сотрудники департаментов, институтов, диспансеров, правовых органов, общественных организаций и др.
Для реализации основных направлений деятельности Областного центра здоровья школьников, повышения доступности медицинской и психологической помощи, повышения информированности педагогов, обучающихся и родителей о формировании здоровья, здоровом образе жизни организовано отделение дистанционного управления здоровьем школьников. Это отделение реализует свои задачи с использованием телемедицинских технологий с обратной связью от школ и анализом полученных данных специалистами Областного центра здоровья школьников.
Для использования дистанционных форм работы приобретено необходимое оборудование. Используется программное обеспечение, которое позволяет Областному центру здоровья школьников и школам общаться и сотрудничать через простой в использовании и защищенный онлайн-доступ, является средством организации совещаний и семинаров по сети в реальном времени, позволяет проводить презентации проектов, демонстрировать аудио-видео файлы, а также служит средством для организации многопользовательских видеоконференций, вебинаров [14].
На базе Областного центра здоровья школьников в режиме он-лайн еженедельно проводятся ве-бинары, посвященные вопросам формирования соматического, физического, психического, репродуктивного здоровья, ответственного родительства, интернет-уроки по антинаркотической направленности. К проведению данных мероприятий привлекаются волонтеры из числа студентов Ивановской государственной медицинской академии, аспирантов и ординаторов Ивановского НИИ материнства и детства [14].
Создание Областного центра здоровья школьников позволило улучшить межведомственную интеграцию в информировании медицинских работников, педагогов, психологов по оздоровлению обучающихся [14].
Кроме того, к структуре второго уровня относятся детские поликлиники, центры здоровья, реабилитационные центры, диспансеры, санатории, центры психолого-педагогической помощи, центры развития, оздоровительные лагеря. Медицинские и педагогические учреждения, занимающиеся формированием здоровья школьников, основываются на единых подходах интерпретации информации о
здоровом образе жизни, возможностях управления здоровьем. Специалисты учреждений имеют доступ к базе данных Областного центра здоровья школьников, на сайте Центра оказывается методическая поддержка, организуются межведомственные веб-конференции.
На третьем уровне единого информационного пространства по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников определяется межведомственная политика формирования здоровья школьников, создается единая информационная система для всех образовательных организаций города и области. На третьем уровне создан Координационный Совет, в состав которого вошли представители Департамента здравоохранения и Департамента образования Ивановской области, ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В. Н. Городко-ва» Минздрава России. На третьем уровне создается единая нормативная база, на основании которой координируется деятельность органов образования, здравоохранения, Ивановского НИИ материнства и детства, Областного центра здоровья школьников для межведомственной интеграции в решении приоритетных задач по сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни школьников [14]; осуществляется координация информированности, единые подходы по повышению компетентности педагогов, психологов, медицинских работников, обучающихся, волонтеров, родителей по формированию здоровья обучающихся; обеспечивается информационная взаимосвязь и межведомственное взаимодействие с центрами здоровья, специализированными диспансерами, организациями культуры и спорта Ивановской области [14], общественными организациями. Кроме того, осуществляется методическая поддержка школ. В информационно-методической поддержке принимают участие Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области», Ивановский НИИ материнства и детства им. В. Н. Го-родкова, Ивановская государственная медицинская академия [15], Ивановский областной центр здоровья школьников.
На третьем уровне единого информационного пространства по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников собирается, систематизируется, анализируется информация о здоровье, информированности, мотивации к здоровому образу жизни обучающихся, выявляются проблемы и основные закономерности в развитии информирования школьников региона, разрабатываются региональные программы повышения компетентности медиков, педагогов, психологов, обучающихся и родителей по вопросам управления здоровьем школьников, используемые в образовательных организациях, Областном центре здоровья школьников, на курсах повышения квалификации педагогов.
Обсуждение
Единое информационное пространство является необходимой составляющей образовательной деятельности во всех областях. Особую значимость единое информационное пространство приобретает по информированности на межведомственном уровне. Одним из таких направлений является информирование школьников по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни. Подготовка обучающихся по данному направлению осуществляется на межведомственном уровне сотрудниками образования, здравоохранения, социологами, как общественных, практических, так и научных организаций с использованием новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. Единое информационное поле обеспечивает равный доступ всех участников образовательного процесса к информационному ресурсу, тематическую интеграцию информации позволяющей получить целостность знаний по теме, единое представление о проблеме. Важно объединить знания по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни не только в условиях образовательной организации, а создать единое информационное поле на уровне области. Для этого и была разработана и внедрена трехуровневая модель единого информационного пространства по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни у школьников. Создание трехуровневой региональной модели единого информационного пространства в образовательных организациях по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников позволило медикам, педагогам, психологам области однозначно подойти к пониманию проблемы, к ее реализации с повышением информированности по этим вопросам у всех школьников, педагогов, родителей, повышением мотивации к здоровому образу жизни у 2/3 обучающихся и родителей [15].
Выводы
С целью единых подходов к формированию здоровья и здорового образа жизни школьников на межведомственном уровне, одинакового понимания проблемы с созданием областного информационного ресурса и обеспечения доступа к нему всех участников процесса создана трехуровневая региональная модель единого информационного пространства.
В структуре единого информационного пространства на 1 уровне: образовательные организации с информационно-методическим центром в составе школьных кабинетов здоровья, волонтерские отряды, распространяющие информацию среди обучающихся, кабинет самооценки здоровья с автоматизированной программой самооценки здоровья подростков 15—17 лет для повышения знаний школьников о своем здоровье и мотивирования на его формирование.
На втором уровне — Областной центр здоровья школьников, осуществляющий свою деятельность во взаимодействии со школами Ивановской обла-
сти, медицинскими и образовательными учреждениями города Иваново и Ивановской области: детскими поликлиниками, центрами здоровья, реабилитационными центрами, диспансерами, санаториями, центрами психолого-педагогической помощи, центрами развития, оздоровительными лагерями.
На третьем уровне создан Координационный Совет, в состав которого вошли представители Департамента здравоохранения и Департамента образования Ивановской области, ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В. Н. Городкова» Минздрава России [14], автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области». Определяется межведомственная политика формирования здоровья школьников, создается единая нормативная база, на основании которой координируется деятельность органов здравоохранения и образования по формированию здоровья и здорового образа жизни школьников. разрабатываются региональные программы с использованием во всех образовательных организаций города и области.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев П. И., Кайгородова М. А. Развитие единого информационного пространства как стратегическое направление в управлении образовательной организацией. Южно-Сибирский научный вестник. 2020;1(29):29-33.
2. Воробьев А. А., Волков М. Н. Вопросы формирования единого информационного пространства Российской Федерации. Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2018: 216-221.
3. Юсупова Д. Г., Захарова О. И. Информационно-коммуникативные технологии как средство создания единого информационного пространства образовательного учреждения. Информационные технологии. Проблемы и решения: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа. 2018; 1(5): 59-62.
4. Орехова Е. В., Яковлева Н. В. Школа — единое информационное пространство. Вестник научных конференций. 2019;11-2(51):81-82.
5. Храмов В. В. Концепция единого информационного пространства региона: образовательный аспект. Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2021;(1):60-64.
6. Лебединская А. С. Формирование и развитие единого информационного пространства. Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019;(4)11-2: 192-197.
7. Логвиненко О. А. Единое информационное пространство для проведения образовательных мероприятий. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2021;(2):102-105.
8. Линденбаум Т. М., Горбачева А. А., Гребенюк Е. В., Свиридов Я. И. Формирование единого информационного образовательного пространства. Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2021: 120-123.
9. Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Н. Новгород. 2020: 116.
10. Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Н. Новгород. 2017: 206.
11. Троян (Фадеева) Н. А. Государственная система координации информатизации как механизм формирования единого информационного пространства. Правовая информатика. 2018;(1):60-67.
12. Бауэр А. В. К вопросу об интегрированной деятельности образовательной организации в едином информационном пространстве. Актуальные проблемы современной экономики: материалы VI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Омск. 2018: 68-72.
13. Конюкова О. Л. Оптимизация обучения в едином информационном пространстве. Разработка и применение фондов оценочных средств в рамках реализации образовательных программ: материалы 58 (LVIII) межвузовской научно-методической конференции. Новосибирск. 2017: 115-118.
14. Филькина О. М., Воробьева Е. А., Малышкина А. И.. Слабин-ская Т. В., Румянцева Т. В. Областной центр здоровья школьников: структура, функции, направления деятельности. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018;(2):26-30.
15. Малышкина А. И., Филькина О. М., Воробьева Е. А., Румянцева Т. В. Региональная модель укрепления здоровья школьников. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: монография в 5 т. Том 1. 2019: 143-154.
REFERENCES
1. Anan'ev P.I., Kaygorodova M. A. Development of a single information space as a strategic direction in the management of an educational organization. Yuzhno-Sibirskiy nauchnyy vestnik. 2020; 1(29): 29-33 (in Russian)
2. Vorob'ev A.A., VolkovM. N. Issues of forming a single information space of the Russian Federation. Natsional'naya kontseptsiya kachestva: gosudarstvennaya i obshchestvennaya zashchita prav potrebiteley: sbornik tezisov dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg. 2018: 216-221 (in Russian)
3. Yusupova D. G., Zakharova O. I. Information and communication technologies as a means of creating a single information space of an educational institution. Problemy i resheniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa. 2018; 1 (5): 59-62 (in Russian)
4. Orekhova E. V., Yakovleva N. V. School is a single information space. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2019; 11-2(51): 81-82 (in Russian)
5. KhramovV. V. The concept of a single information space of the region: educational aspect. Intellektual'nye resursy — region-al'nomurazvitiyu. 2021 ; 1: 60-64 (in Russian)
6. Lebedinskaya A. S. Formation and development of a single information space. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO «Donetskiy natsional'nyy universitet». 2019; (4) 11-2: 192197 (in Russian)
7. LogvinenkoO. A. Single information space for educational events. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i material-ov nauchno-prakticheskikh konferentsiy. 2021; 2: 102-105 (in Russian)
8. Lindenbaum T. M., Gorbacheva A. A., Grebenyuk E. V., Sviri-dovYa.I. Formation of a single information educational space. Transport: nauka, obrazovanie, proizvodstvo: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ros-tov-na-Donu. 2021: 120-123 (in Russian)
9. Information technologies in the organization of a single educational space. Sbornik statey po materialam XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, studentov, as-pirantov, soiskateley i spetsialistov. N. Novgorod. 2020: 116 (in Russian)
10. Information technologies in the organization of a single educational space. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, studentov, as-
pirantov, soiskateley i spetsialistov. N. Novgorod. 2017: 206 (in Russian)
11. Troyan (Fadeeva) N. A. State system of informatization coordination as a mechanism for the formation of a single information space. Pravovaya informatika. 2018; 1: 60-67 (in Russian)
12. Bauer A. V. On the question of the integrated activities of an educational organization in a single information space. Aktual'nye problemy sovremennoy ekonomiki: materialy VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh. Omsk. 2018: 68-72 (in Russian)
13. Konyukova O. L. Optimization of learning in a single information space. Razrabotka i primenenie fondov otsenochnykh sredstv v
ramkakh realizatsii obrazovatel'nykh programm: materialy 58 (LVIII) mezhvuzovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Novosibirsk. 2017: 115-118 (in Russian)
14. Fil'kina O.M., Vorob'eva E.A., Malyshkina A. I.. SlabinskayaT.V., Rumyantseva T. V. Regional Center for Schoolchildren's Health: structure, functions, areas of activity. Voprosy shkol'noy i universi-tetskoy meditsiny izdorov'ya. 2018; 2: 26-30 (in Russian)
15. Malyshkina A. I., Fil'kina O.M., Vorob'eva E.A., Rumyantseva T. V. Regional model of strengthening the health of schoolchildren. Youth health: new challenges and perspectives: monografiya v 5 t. Tom 1.2019: 143-154 (in Russian)
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 31.03.2023; одобрена после рецензирования 26.04.2023; принята к публикации 17.05.2023. The article was submitted 31.03.2023; approved after reviewing 26.04.2023; accepted for publication 17.05.2023..