Научная статья на тему 'Трехуровневая модель идентичности'

Трехуровневая модель идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

410
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / "ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ" / "ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ" / "SIGNIFICANT OTHERS" / "GENERALISED ANOTHER" / EGO / SELF / IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульгина Д. Н.

предлагается трехуровневая модель идентичности. Анализируется процесс формирования личностной, социальной и культурной идентичностей под углом зрения социальной феноменологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article offers a three-level model of identity. The author analyzes the formation of personal, social and cultural identity from the perspective of social phenomenology.

Текст научной работы на тему «Трехуровневая модель идентичности»

УДК 316.37

ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ

Д. Н. Шульгина

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 24 марта 2010 г.

Аннотация: предлагается трехуровневая модель идентичности. Анализируется процесс формирования личностной, социальной и культурной идентичностей под углом зрения социальной феноменологии. Ключевые слова: Я, самость, идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность, культурная идентичность, «значимые другие», «обобщенный другой».

Abstract: the article offers a three-level model of identity. The author analyzes the formation ofpersonal, social and cultural identity from the perspective of social phenomenology.

Key words: Ego, self, identity, personal identity, social identity, cultural identity, «significant others», «generalised another».

В современных условиях нарастающих процессов глобализации резко обострилась проблема идентичности. Значительные изменения в социокультурной сфере выдвинули на первый план исследований проблему анализа структуры и механизмов формирования идентичности на всех ее уровнях (личностном, социальном, культурном).

Существующие подходы к проблеме идентичности (самости) позволяют вычленить несколько узловых моментов, намечающих вектор определения данной проблематики. Первый момент намечается в новоевропейской философской традиции, где вопрос о самости человека рассматривается в контексте проблемы становления человека как вопрос о сущности человека - эссенциалистская традиция (Дж. Локк, Г. Фихте, Г. Гегель). Человек в сущностных границах своего бытия уже определен, важно лишь через разум прийти к предельным основаниям собственной самости. При выявлении фундаментальных оснований человеческого бытия, установлением сущностных границ между «Я» и «не-Я» человеку приписывались те или иные субстанциональные (онтологические) характеристики (душа, абсолют, сознание), которые давали устойчивый идентификационный критерий определения человека.

С позиций метафизически-субстанциальной, или субстанциальной, концепции высшая самость заложена в человеке изначально, а не является только добавочным результатом социализации или общественной обусловленности. Принцип тождества, проходящий через ткань классической философской мысли, всегда подразумевал сведение всего многообразия к единому непротиворечивому целому. Интерпретация «Я» личности как тождественного себе

© Шульгина Д. Н., 2010

самому указывает на стремление сгладить противоречия, несоответствия внутри личности и тем самым представить самость человека как метафизический конструкт. Руководящий принцип тождества классиков философской мысли, существующий в качестве единственного мерила, который не может быть подвергнут сомнению, обозначал, в свою очередь, и ограниченность такого подхода к проблеме самости личности. Гипертрофированная субъективность обесценила другие сферы бытия: природу, культуру и интерсубъективный мир.

Уже в философских разработках Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, Э. Левинаса, П. Рикера указывается, что человек никогда не дан себе в абсолютной целостности, а ощущение самого себя существует прежде всякой рефлексии. Не всеобщий разум и не тождественное сознание, а Другой (и отклик на ситуацию взаимодействия с ним) кладется в основу их концепции самости. Я обнаруживает свою идентичность только в сопоставлении себя с Другим. Ведь чувство личностной идентичности основано, с одной стороны, на восприятии себя как тождественного самому себе, а с другой - на осознании того факта, что Я отличаюсь от Другого.

Здесь завязывается другой узловой момент рассмотрения вопроса об идентичности человека, соединенный с проблемой Другого. Считается, что впервые в философски релевантном плане эта проблематика разрабатывается Дж. Мидом и Г. Кули - представителями «символического интеракционизма».

Дж. Мидом была развита и систематизирована теория зеркального Я - одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Согласно взглядам Дж. Мида, Я появляется тогда, когда человеческий индивид

становится объектом для самого себя. Человек только и может стать подлинным человеком, «самостью», или Я, когда он начинает относиться к себе как к объекту. Но человек становится объектом для самого себя лишь тогда, когда он начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди, т.е. тогда, когда он воспринимает, усваивает и воспроизводит отношение к себе других людей.

Уже на самом первом этапе формирования «Я» (первичной социализации) в него вписано отношение с «другими». Нулевой точкой отсчета формирования идентичности является восприятие жизненного мира сквозь «призму» пусть «значимых», но «других». По мере осваивания и обживания социального пространства «значимые другие» в процессе вторичной социализации сменяются «обобщенным другим» (социальные институты, легитимированные нормы и ценности общества, многочисленные социальные интеракции с людьми), которые выбираются самим человеком. «Обобщенный другой» представляет важнейший этап превращения индивида в рефлексирующее Я, которое включает: 1) представления о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство Я». Все это складывается в чувство личной определенности человека - «зеркальное Я». Все время происходит постановка себя на место Другого, сопровождающаяся внутренним диалогом: «что было бы, если бы...». Я выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его «интеракций» с социальной средой. Таким образом, идентичность и интеракция постоянно переходят друг в друга.

Как пишет немецкий философ Ю. Хабермас, идентичность личности формируется посредством самоидентификации, получившей интерсубъективное признание. Символическое единство личности основано на принадлежности к символической реальности группы, т.е. отличение себя от других должно быть признано этими другими. Как пример, Хабермас приводит этапы взросления человека: ребенок, приобретает «естественную идентичность» (выделение своего тела из среды), взрослея, усваивает символическую общность ролей в семье и ее социальном окружении, а позже нормы поведения в более широких социальных группах, где «естественная идентичность» сменяется символически подкрепленной «ролевой» идентичностью. У взрослого человека формируются стабильность поведенческих ожиданий и рефлексивное отношение к себе самому с целью понимания себя: «я как лицо вообще равно всем другим лицам, но как индивидуум абсолютно отлично от всех других индивидуумов. Я есть абсолютная всеобщность и столь же непосредственно абсолютная индивидуализация» [1; с. 14].

Идентичность конструируется на границе двух взаимоопределяющих ее состояний: консенсуса и конфронтации. В данном случае если консенсус выявляет в личности то, что объединяет ее с другими, делает похожей на них, то конфронтация, наоборот, обостряет ощущение личностных границ, индивидуальной специфичности, несхожести с «другим». Таким образом, идентичность всегда балансирует между фантомом нормальности («быть таким, как все») и фантомом уникальности («быть не таким, как все»). Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью, где личностная идентичность обеспечивает связность истории жизни человека, а социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. При этом заметим, что идентичность всегда относится к личности, а личность изначально включена в систему определенных социальных отношений, поэтому термин «социальная идентичность» указывает лишь на новый уровень идентификации личности, входящей в структурную составляющую персональной идентичности.

Безусловно, человек не сводится к системе ролей, но в процессе принятия социальной роли (отца, тренера, юриста, студента) «индивид обретает не личную, биографическую идентичность, а некое местечко в существующей социальной категоризации, т. е. социальную идентичность, и только через нее частицу личной идентичности» [2, с. 368]. Это не означает, что ход социализации действует однонаправлено на индивида, и он не способен выстраивать личную систему ценностей, приоритетов, жизненно важных ориентаций в мире. Каждая индивидуальная биография - это неповторимая траектория жизненного пути в неуемных поисках самого себя.

Специфически личностную конфигурацию персонального наличного знания человека составляет накопленный личный опыт, порядок его седиментации во времени и интенсивность его личностного освоения-проживания. Человек всегда воспринимает любую жизненную ситуацию в свете личного опыта. Проживаемая индивидуальная ситуация невыразима в значениях социального опыта и имеет глубоко личностный, интимный уровень переживаний (душевная боль, переживание собственной телесности, любовные чувства, ощущение утраты близкого человека). Именно особый порядок осаждения (седиментации) личностного опыта и интенсивность его во времени образуют когнитивную основу персональной идентификации человека («биографически-детерминированная ситуация человека в мире», по А. Шюцу).

Конструирование такого жизненно уникального мира личности возможно только в рамках собствен-

ной культуры. Как верно отмечает В. Н. Порус, «культура - это горизонт универсальных ценностей, выступающих ориентирами личного и общественного поведения, отношения к миру, к людям, к самому себе, и вместе с тем, границы, которые нельзя преступить, не оказавшись в тяжком конфликте с самим собой» [3, с. 411].

Каждый человек имеет внутри себя как часть своей собственной личности упорядоченную систему ценностных ориентаций, предпочтений, закладывающуюся в процессе социализации и инкультурации. Сознавая или не осознавая, человек может существовать и воспроизводить свою личностную идентичность, лишь соотнося себя с ценностями, как «своими ценностями». Полное понимание личности требует широкой концептуализации контекста, выходящего за рамки непосредственной социальной ситуации (ситуация «лицом-к-лицу» в символическом интеракционизме), включающего всю полноту исторических и культурных предпосылок. Поэтому куль-

турная идентичность выступает этим широким контекстом личностного развития, так как разделение с членами собственного культурного сообщества единого языка, общих ценностных установок, паттернов поведения, ментальных программ действий, традиций, культурных норм, морали и обычаев включает личность в институционализированный символический порядок, делая носителем и медиатором надличностных смыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности : философские и политические статьи / Ю. Хабермас. - Донецк : Донбасс, 1999. - 415 с.

2. Гофман И. Анализ фреймов : эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. - М. : Институт социологии РАН, 2003. - 750 с.

3. Порус В. Н. У края культуры : (философские очерки) / В. Н. Порус. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.

Воронежский государственный университет Шульгина Д. Н., аспирантка факультета философии и психологии кафедры онтологии и теории познания

E-mail: dina_chul_07@mail.ru Тел.: (4732) 55- 08-57

Voronezh State University

Shulgina D. N., Post-graduate Student, Faculty of Philosophy and Psychology, Department of Ontology and Epistemology

E-mail: dina_chul_07@mail.ru Теl.: (4732) 55- 08-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.