Научная статья на тему 'Трехмерность пространства интернет-дискурса'

Трехмерность пространства интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
392
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / INTERNET DISCOURSE / СУБДИСКУРС / СТРУКТУРА ИНТЕРНЕТ-ДИС&SHY / STRUCTURE OF INTERNET DISCOURSE / КУР&SHY / СА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / THEMATIC TRANSFORMATION / SUBDISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горина Евгения Владимировна

Дано описание трехмерной структуры глобального интернет-дискурса, состоящего из множества субдискурсов. Соотношение субдискурсов от­ражает жизне­подобие Сети и ее манипулятивный потенциал. Структурные особен­ности и взаимо­действие субдискурсов Интернета раскрываются на примере сетевых медиа и их те­матического преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three-dimensional character of online discourse

Article describes a three-dimensional structure of the global Internet discourse, consisting of a great number of subdiscourses. Subdiscourses ratio reveals lifelikeness of Network and its manipulative potential. Structural features and interaction subdiscourses of Internet are disclosed in this paper for a networked media and thematic transformation.

Текст научной работы на тему «Трехмерность пространства интернет-дискурса»

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 99-106.

УДК 81’42+004.77

Е.В. Горина Екатеринбург, Россия

ТРЕХМЕРНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Дано описание трехмерной структуры глобального интернет-дискурса, состоящего из множества субдискурсов. Соотношение субдискурсов отражает жизнеподобие Сети и ее манипулятивный потенциал. Структурные особенности и взаимодействие субдискурсов Интернета раскрываются на примере сетевых медиа и их тематического преобразования.

Ключевые слова: интернет-дискурс, субдискурс, структура интернет-дискурса, тематическое преобразование.

Информация в Интернете строится по дискурсивному типу, и сообщения в Сети нельзя анализировать как плоскостные, как изображенные на листе бумаги. Это определено трехмерным пространством Интернета и его дискурсивными свойствами. Дискурс Интернета представляет собой сложную, составную систему, включающую множество субдискурсов. Составной характер глобального дискурса Сети обусловлен его жизнеподобием, его ориентацией на предоставление максимально широкой информации, существующей в реальной жизни человека. Пользователь Всемирной паутины имеет возможность узнать новости на любую тему, заработать, развлечься, пообщаться, посмотреть онлайн телевидение или послушать радио, выполнить ряд жизненно важных действий (записаться куда-либо, купить что-либо, получить консультацию и т. п.), покупки обычных и редких товаров можно совершать в интернет-магазинах и т. д. По сути, дискурс Интернета - это технически оформленный дискурс жизни [Интернеткоммуникация... 2012; Лазарева, Горина 2013 b, с; Интернет-СМИ.. 2010]. Отсюда особые черты Всемирной паутины, оказывающие влияние на тексты и меняющие подход к анализу любого сетевого сообщения.

Составной характер интернет-дискурса приводит к необходимости анализа взаимодействия его субдискурсов. Это взаимодействие осуществляется с помощью гиперссылок, благодаря которым все тексты в Интернете оказываются единым гипертекстом. Интернет - это огромное информационное поле, которое гиперссылки делают бесконечным, неохватным, но контролируемым и понимаемым. Взаимодействие субдискурсов видно на любой площадке Сети. Например, информационный портал совмещает субдискурсы: «Новости», «Спорт», «Культура», «Политика», «Рек-

© Е.В. Горина, 2014

100

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

лама» и т. п. На развлекательном сайте Екатеринбурга «Екабу.ру» одновременно существуют субдискурсы: «Конкурсы», «Путешествия», «Автомобили», «Игры», «Афиша», «Знакомства», «Кулинария», «Реклама», «Городские новости» и т. д. Все эти субдискурсы представлены на одном модуле, указаны в виде гиперссылок на одной вкладке, открытой пользователем. Но при этом каждый из субдискурсов можно раскрыть в виде самостоятельной страницы, отдельного окна или вкладки, где субдискурс будет выражен детально, продемонстрирован массой материалов, комментариев, оценок и т. д. [Лазарева, Горина 2013 a, b, с].

Гиперссылки сформировались в Интернете для того, чтобы показать взаимодействие субдискурсов в глобальном дискурсе Сети. С помощью гиперссылок сообщения связаны друг с другом, они «тянут» за собой все новые и новые тексты. Например, нажав на ссылку «Афиша» на информационном портале «Е1», пользователь оказывается на странице с расписанием и анонсами разных кинопоказов, выставок, концертов, проходящих в Екатеринбурге, т. е. переходит вглубь выбранного субдискурса. Затем, выбрав, например, фильм «Геракл», пользователь оказывается на странице, где представлены его более подробный анонс, рецензии, отзывы, рекламный ролик, расписание показов в разных кинотеатрах города и т. д. Следом, нажав на какую-либо рецензию, человек оказывается в пространстве выбранного текста, с которого по новым гиперссылкам может перейти на мифы о Геракле, историю Древней Греции и т. д. Таким образом, каждый текст «влечет» за собой новые и новые тексты, один субдискурс «тянет» за собой все новые субдискурсы, которых бесчисленное множество и которые организуют трехмерное пространство интернет-дискурса. От субдискурса «Афиша кинофильмов в Екатеринбурге» пользователь перешел к субдискурсу «Мифы Древней Греции».

Взаимодействие субдискурсов многочисленно и многогранно. Его можно сравнить с трехмерным деревом. Каждый субдискурс словно ветка огромного дерева, ветка, растущая от мощного ствола - интернет-дискурса. Каждый субдискурс - это ветка, способная дать новые ростки-субдискурсы, которые тоже могут приобрети самостоятельность и дать начало еще каким-то субдискурсам. При этом между субдискурсами наблюдается некая родовидовая связь: все они - ростки одного глобального ствола, у них одни корни, одно основание - глобальный дискурс Интернета.

Родовидовые связи видны при анализе какого-либо тематического форума. Например, форум рыбаков. Здесь каждая страница подчинена родовому, объединяющему признаку - рыбалке. Страницы форума «Рыболовный спорт», «Рыбацкие автобусные выезды», «Рыболовные базы», «Общение рыбаков», «Клуб непьющих рыбаков», «Снаряжение рыбака», «Видео о рыбалке» и т. д. подчеркивают общность субдискурсов, форум становится содержательным и структурным центром всех входящих в его состав субдискурсов. При таком взаимодействии субдискурсов можно

Е.В. Горина

101

выстроить такую цепочку: глобальный интернет-дискурс - субдискурс «Форум о рыбалке» - детализирующий субдискурс «Снаряжение рыбака» -частный субдискурс «Лодки для рыбалки» - уточняющий субдискурс «Аттестация рыбака на право управления моторной лодкой» и т. д. Как видно, цепочка иллюстрирует суть «матрешки», принципа взаимодействия субдискурсов на сочетании видового и родовых субдискурсов. Наблюдается последовательное подчинение: каждый предыдущий субдискурс становится родовым для следующего [Лазарева, Горина 2013 b, с].

Однако не только отношения род/вид становятся основанием для взаимодействия субдискурсов в системе Интернета. Трехмерность сетевого пространства, его сложность и постоянный процесс изменения заключается и в том, что каждый из возникающих субдискурсов может существовать отдельно от родового, более общего дискурса. Например, в социальной сети на своей странице пользователь выкладывает ссылки на интернет-ресурсы, показавшиеся ему полезными, любопытными. При этом каждая ссылка переводит пользователя на страницы, не имеющие родовидовой связи с социальной сетью, т. е. новый субдискурс не связан с предыдущим основательно, содержательно, а только формально. Например, если на своей странице в «Фейсбуке» я даю ссылку на ресурс «Что почитать», то, перейдя по моей ссылке, мои друзья по соцсети окажутся на странице http://www.livelib.ru/books, где им будут предложены книги и каталог изданий по жанрам. Допустим, кто-то нажмет мышкой на книгу «Мир глазами кота Боба», и он тут же окажется на странице с информацией о том, как, где, почем можно купить книгу. Рядом будут рецензии, отзывы читателей, а еще анимированная реклама крема Nivea. Перейдя по указанной анимированной рекламной ссылке, человек окажется на сайте фирмы Nivea и сможет изучить весь их товарный ряд. На данном этапе становится очевидно, что субдискурсы связаны друг с другом только гиперссылками, формальным общим «стволом», дискурсом Интернета, а на самом деле каждый из приведенных субдискурсов («Фейсбук», «Выбор книги для приятного чтения», «Товары Nivea»] самодостаточен и не связан с предыдущими или следующими родовидовыми связями.

Итак, дискурс Интернета имеет составной характер, подобно составным СМИ, отражающим разнообразные стороны жизни человека. Гиперссылки делают интернет-дискурс более сложным, трехмерным, подвижным образованием. Все это оказывает мощное влияние на текст в Сети. Сообщение в трехмерном пространстве теряет свои плоскостные свойства, приобретает новые черты [Лазарева, Горина 2013 b, с].

Во-первых, темпоральность приобретает новое звучание, поскольку временные рамки сообщений нарушаются. Трехмерность Интернета позволяет прочитывать материалы, созданные в разное время. Пользователь может «выудить» из Интернета последние новости о политической ситуации на Украине, а может обратиться к истории страны, формированию ее политических сил - текстам, написанным значительное время на-

102

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

зад, к историческим данным, прошлогодней статистике и т. д. При этом свежие материалы будут просматриваться одновременно с историческими, на одном мониторе, на одной плоскости экрана, вероятно, параллельно, одновременно. Это приводит к тому, что временные взаимоотношения текстов нарушаются, восприятие адресата корректируется: он прочитывает новый текст сквозь призму старого, следовательно, может иначе интерпретировать данные, сделать выводы, которые не планировал автор. Материалы, написанные в разное время, прочитываются в какой-то определенный момент, т. е. происходит столкновение мнений, временных пластов. В результате смещение временных рамок оказывает сильное воздействие на эмоции и разум человека [Горина 2013]. Например, малазийский самолет, сбитый в середине июля 2014 г. в небе над Донецком, описывается в свежем материале интернет-СМИ, а рядом стоит ссылка на публикацию 2001 г., когда украинских военных обвиняли в крушении российского самолета. В 2001 г. украинские власти отрицали свою вину в произошедшем, в 2014 г. они также свое участие в падении «Боинга» отрицают. Сравнив два текста, созданные в разное время, читатель сопоставит факты, увидит аналогию, расставит акценты и, скорее всего, сделает определенные выводы. Так сочетание публикаций разных периодов становится основой для манипулирования мнением адресата, а тексты приобретают новую черту - особую темпоральность, обусловленную дискур-сивностью текста, а не моментом выхода материала в свет или временем совершения описываемого события.

Во-вторых, локативность тоже по-новому оценивается в Интернете. Привязка к месту, описываемому в публикации тех же интернет-СМИ или иных источников Сети, корректируется в связи с дискурсивностью любого интернет-текста. Сообщения, привязанные к какому-либо месту, также расширяются, разрастаются благодаря трехмерности и глубине сетевого пространства. Описываемое место оказывается связано не только с указанным в одной публикации происшествием, событием, но и с массой других фактов, о которых дается информация в связанных гиперссылками публикациях. Например, на информационном портале «Е1» журналистский материал о присоединении Крыма к России снабжается ссылками на сообщения об истории Крымского полуострова, его санаторно-курортных территориях, об особенности климата в Крыму, об известных людях, с начала XIX в. приезжавших в Крым, и т. д. Так локализация расширяется: характеризуемое в материале место приобретает большее количество оценок, комментариев, иллюстраций за счет связанных текстов. Крым оказывается не только основой локативности конкретного материала, но и более значимым местом, главной мыслью многих материалов, имеющих свои цели и своих авторов. Более того, все указанные тексты о Крыме могут быть расположены на разных площадках интернет-дискурса. Ссылки на тексты, каким-либо образом связанные с читаемым сообщением, мо-

Е.В. Горина

103

гут переводить пользователя Сети на разные сайты, форумы, блоги, проекты, порталы и другие интернет-площадки. То есть локация сообщений тоже подчеркивает трехмерность интернет-пространства, его глубину и виртуальность.

В-третьих, проблемность текста тоже усиливает и акцентирует трехмерность дискурса Сети. Поднимаемая в одном тексте проблема не может ограничиваться только одним сообщением. Гиперссылки ведут пользователя к новым и новым текстам, посвященным той же проблеме. И каждый новый текст все больше заводит пользователя в трехмерное пространство Интернета, показывает проблему с новой стороны, с новыми оценками, в новом ракурсе, с иллюстрациями и дополнениями. Поднятая проблема не только обрастает подробностями, но и начинает восприниматься в совокупности с другими проблемами, аналогичными, близкими или иным образом связанными с рассматриваемой. В итоге проблем-ность текста не может ограничиваться рамками одного сообщения, про-блемность расширяется для пользователя, а трехмерность пространства Сети способствует этому.

В-четвертых, взаимодействие разных сообщений и субдискурсов в глубине Интернета видно, если проанализировать материалы, посвященные одному герою, одному действующему лицу. Например, публикации о победе Юлии Липницкой на Олимпиаде сразу же снабжаются материалами, касающимися того же человека: интервью с Липницкой, рассказы о ее тренерах и спортивной карьере, мнения о ней других спортсменов, сообщения о подарках, сделанных Юлии ее фанатами и болельщиками, др. Все тексты расположены на разных интернет-площадках, связаны гиперссылками и касаются одного и того же действующего лица. В результате трехмерность пространства дискурса Сети очевидна, а главный герой материалов приобретает большее значение, его роль усиливается, расширяется количество мнений о нем, его суждений, оценок и т. д.

Проведенный анализ материалов Сети показал, что текст в условиях интернет-дискурса теряет привычные свойства и не может быть проанализирован как плоскостное явление. Как видно, каждое сообщение оказывается содержательно и структурно связано с массой других материалов в Сети. Можно сделать вывод, что текст в Интернете становится дискурсивным образованием, приобретает серьезные дискурсивные черты, может рассматриваться только в совокупности с другими сообщениями, т. е. в рамках субдискурса (субдискурсов] в глобальном дискурсе Интернета. Плоскостное состояние сообщения в Интернете корректируется не только потому, что субдискурсы взаимодействуют, но и потому, что они намеренно сталкиваются, чтобы усилить воздействующий эффект на адресата. Мощное взаимодействие и столкновение субдискурсов (прием когнитивного столкновения] [Лазарева, Горина 2013а] приводит к тематическому расширению как структурному свойству интернет-дискурса. Тема-

104

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

тическое расширение усматривается в том, что, переходя от одной ссылки к другой и далее, пользователь может оказаться на новом информационном поле, содержательно далеком от первичного текста, с которого начался путь пользователя по трехмерной глубине Сети.

Например, тематическое расширение видно, когда мы открываем свою страницу в социальной сети и видим ссылку знакомого на определенный текст. Допустим, нас привлек текст о Юлии Липницкой. Прочитав о ее победе на Олимпиаде, мы видим сообщение о подарках, которые щедро передало правительство страны Юлии - квартира, машина. И мы переходим на новую страницу в Интернете, где рассказывается о квартире, которая перейдет к спортсменке в 2017 г. Рядом с этим сообщением или внутри него мы видим ссылку на программу Липницкой, которую она исполняла на соревнованиях. Перейдя по ссылке, мы читаем, что программа была прокатана под музыку из фильма «Список Шиндлера», и уже ссылка на фильм переводит нас на фрагменты самого фильма, рассказы о его создании, а далее ссылки ведут на тему концлагерей, войны и т. п. Уже на этом этапе пути по гиперссылкам в рамках трехмерного пространства Сети видно, что тематическое расширение заканчивается заменой предмета речи. От субдискурса «Спортсменка Юлия Липницкая» мы перешли к субдискурсу «Вторая мировая война». В пространстве Сети мы оказываемся на разных площадках одновременно или последовательно. От своей страницы в соцсети мы перешли на страницу интернет-СМИ, блога, информационного портала. Список переходов может быть самым разнообразным и витиеватым - главное, что при этом субдискурсы могут возникать и исчезать, а затем снова возвращаться в поле зрения пользователя. Все это говорит о том, что нельзя проанализировать Интернет как лист бумаги, поскольку интернет-пространство глубоко и находится в постоянном движении и изменении. Субдискурсы в составе глобального интернетдискурса текучи: они постоянно расширяются или сокращаются, занимают главенствующее или второстепенное положение, между ними постоянно наблюдается сильная взаимосвязь и взаимовлияние. В результате каждый текст в Сети не может быть проанализирован как единственное, полное сообщение. Каждый текст в Интернете сам по себе не может быть завершенным, законченным, каждый из них - это один из вариантов сообщения на определенную тему. Плоскостной анализ не может быть применен, следует анализировать сообщения в Сети как дискурсивные продукты, взаимодействующие между собой по разным основаниям (место, время, проблема, герой, автор, событие и т. п.).

Список литературы

1. Горина Е.В. Воздействующий потенциал теории дискурсивных защит в Интернет-СМИ // Вестник Гуманитарного университета. 2013. № 2 (2). С. 155-161.

2. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 328 с.

Е.В. Горина

105

3. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.

4. Лазарева Э.А., Горина Е.В. Когнитивное взаимодействие и когнитивное столкновение в Интернете // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 1 (110). С. 48-56.

5. Лазарева Э.А., Горина Е.В. Определяющие внутрисистемные признаки Интернета // СМИ в условиях информационной глобализации: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 25-26 апреля 2012 г.) / Урал. фед. ун-т. -Екатеринбург, 2013. С. 88-90.

6. Лазарева Э.А., Горина Е.В. Структурная модель и свойства дискурсивной системы Интернета // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. № 2 (113). С. 41-47.

References

1. Gorina E.V. Influencing potential of discursive protection theory in the Internet media [Vozdeistvuyushchii potentsial teorii diskursirvnykh zashchit v Internet-SMI]. Vestnik gumanitarnogo universiteta - Bulletin of University of the Humanities, 2013, no. 2 (2), pp. 155-161.

2. Kolokoltseva T.N., Lutovinova O.V. (Ed.) Internet-kommunikatsiya kak no-vaya rechevaya formatsiya [Internet communication as a new speech formation], Collective monograph. Moscow, FLINTA, Nauka, 2012. 328 p.

3. Lukina М.М. (Ed.) Internet-SMI: Teoriya i praktika [Internet media: Theory and practice], teaching aids for University students. Moscow, Aspekt Press, 2010.

4. Lazareva E.A., Gorina E.V. Cognitive interaction and cognitive clash in the Internet [Kognitivnoe vzaimodeistvie i kognitivnoe stolknovenie v Internete]. Izv. Ural. feder. un-ta. Ser. 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kultury - Izvestia of Ural Federal University. Ser. 1: Problems of education, science and culture, 2013, no. 1 (110), pp. 48-56.

5. Lazareva E.A., Gorina E.V. Defining intersystem features of Internet [Opredelyayushchie vnutrisistemnye priznaki Interneta]. SMI v usloviyakh informat-sionnoi globalizatsii: materialy Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 25-26 aprelya 2012 g.) [Internet media in the information globalization: proceedings of scientific conference (Yekaterinburg, April 25-26, 2012)]. Yekaterinburg, 2013, pp. 88-90.

6. Lazareva E.A., Gorina E.V. Structural model and discursive properties of the Internet [Strukturnaya model i svoistva diskursivnoi sistemy Interneta]. Izv. Ural. feder. un-ta. Ser. 1: Problemy obrozovaniya, nauki i kultury - Izvestia of Ural Federal University. Ser. 1: Problems of education, science and culture, 2013, no. 2 (113), pp. 41-47.

E.V. Gorina

Yekaterinburg, Russia

THREE-DIMENSIONAL CHARACTER OF ONLINE DISCOURSE

Article describes a three-dimensional structure of the global Internet discourse, consisting of a great number of subdiscourses. Subdiscourses ratio reveals lifelikeness of Network and its manipulative potential. Structural features and interaction subdis-

106

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

courses of Internet are disclosed in this paper for a networked media and thematic trans formation.

Key words: Internet discourse, subdiscourse, structure of Internet discourse, thematic transformation.

Сведения об авторе:

Горина Евгения Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики

Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19

E-mail: gorina9@yandex.ru

About the author:

Gorina Evgeniya Vladimirovna, candidate of philological sciences, аssociate рrofessor of the Department of Russian language and stylistics of the Faculty of journalism, Department of Russian and Stylistics, Department of Journalism Ural Federation University named after

B.N. Eltzin

19 Mira ul., Yekaterinburg, 620002, Russia

E-mail: gorina9@yandex.ru

Дата поступления статьи 12.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.