Научная статья на тему 'Тематическое преобразование структурная особенность Интернета'

Тематическое преобразование структурная особенность Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
584
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ДИСКУРС / СУБДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / РЕАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / СТРУКТУРА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / INTERNET / DISCOURSE / SUBDISCOURSE / VIRTUAL DISCOURSE / REAL DISCOURSE / STRUCTURE OF THE INTERNET DISCOURSE / THEMATIC TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горина Евгения Владимировна

Описывается структура глобального интернет-дискурса, состоящего из множества субдискурсов. Субдискурсы Сети представлены в форме открытых и закрытых образований. Соотношение субдискурсов отражает жизнеподобие Сети и ее манипулятивный потенциал. Структурные особенности и взаимодействие субдискурсов Интернета раскрывается в статье на примере сетевых СМИ и их тематического преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic transformation a structural feature of the Internet

The article describes the structure of the global Internet discourse, consisting of a set of subdiscourses. Subdiscourses of the global net are presented as open and closed entities. The interrelation of subdiscourses reflects the virtuality of the Network and its manipulative potential. The structural features and interaction of subdiscourses of the Internet are described in this paper on the material of network media and their thematic transformation.

Текст научной работы на тему «Тематическое преобразование структурная особенность Интернета»

РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА

УДК 004.738.4:81 ’42

ББК З971.353+ Ш105.551.5 ГСНТИ

Е. В. Горина

Екатеринбург, Россия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — СТРУКТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТА

Аннотация. Описывается структура глобального интернет-дискурса, состоящего из множества субдискурсов. Субдискурсы Сети представлены в форме открытых и закрытых образований. Соотношение субдискурсов отражает жизнепо-добие Сети и ее манипулятивный потенциал. Структурные особенности и взаимодействие субдискурсов Интернета раскрывается в статье на примере сетевых СМИ и их тематического преобразования.

Ключевые слова: Интернет; дискурс; субдискурс; виртуальный дискурс; реальный дискурс; структура интернет-дискурса; тематическое преобразование.

16.21.27 Код ВАК 10.02.19

E. V. Gorina

Ekaterinburg, Russia

THEMATIC TRANSFORMATION —

A STRUCTURAL FEATURE OF THE INTERNET

Abstract. The article describes the structure of the global Internet discourse, consisting of a set of subdiscourses. Subdiscourses of the global net are presented as open and closed entities. The interrelation of subdiscourses reflects the virtuality of the Network and its manipulative potential. The structural features and interaction of subdiscourses of the Internet are described in this paper on the material of network media and their thematic transformation.

Key words: the Internet; discourse; subdiscourse; virtual discourse; real discourse; structure of the Internet discourse; thematic transformation.

Сведения об авторе: Горина Евгения Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и стилистики департамента «Факультет журналистики» Института гуманитарных наук и искусств.

Место работы: Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург).

Контактная информация: 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51. e-mail: gorina9@yandex.ru.____________________________________________

About the author: Gorina Evguenia Vladimirovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Chair of the Russian Language and Stylistics, Department of Journalism, Institute of the Hmanities and Arts.

Place of employment: Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin.

Интернет представляет собой сложно организованную коммуникативную площадку, является глобальной медиаконструкцией, которая обладает сложной дискурсивной структурой [Горина, Лазарева 2013]. Глобальный дискурс Интернета, на наш взгляд, состоит из множества субдискурсов: «политика», «экономика», «культура», «спорт», «наука», «медицина», «кулинария», «технологии», «реклама» и т. д. Каждый субдискурс является неким вербальным продуктом, отражающим разные стороны существования человека. Все субдискурсы постоянно взаимодействуют друг с другом, что демонстрирует многотемность и жизнеподобие Интернета. Структурная организация дискурса Интернета сравнима с организацией интернет-СМИ, которые тоже имеют составной характер [Лазарева 1993]. В каждом издании читатель видит множество информации на разные темы, при этом все сведения подаются структурированно, в виде самостоятельных рубрик, колонок, смысловых блоков и т. п. По сути СМИ тоже являются составным глобальным дискурсом, включающим

множество взаимосвязанных субдискурсов (рубрик, колонок, тематических полос и т. п.). Все субдискурсы поданы самостоятельными порциями, но в совокупности образуют единое информационное поле средства массовой информации, раскрывают суть издания. Дискурс Сети тоже имеет составной характер, он создается из огромного количества субдискурсов, представленных в Интернете, которые, благодаря процессам сегментации и интеграции, занимают определенное место в пространстве Интернета и образуют его информационно-событийное поле.

В результате обилия субдискурсов, необходимости их сочетания на одном пространстве Сети возникает гипертекстуальность. Все самостоятельные субдискурсы технически объединены в глобальный гипертекст, в результате образуется огромное информационное поле, которое невозможно охватить одновременно. Гиперссылки позволяют сделать информационную территорию Интернета бесконечной, но в то же время и доступной для пользователя, контролируемой, понимаемой [Интернет-коммуни-

© Горина Е. В., 2014

кация как новая речевая формация 2012; Интернет-СМИ 2011; Скворцов, Лазарева, Горина 2009; Филатова 2004].

Оригинальная конституирующая особенность Интернета заключается в том, что субдискурсы, составляющие Сеть, расположены не на плоскостном, а на глубинном уровне, в трехмерном пространстве Сети. Глобальный дискурс Интернета хранит огромное количество сведений, которые пользователи могут «вытянуть» на поверхность, открыть на плоскости интернет-страницы, сделать видимыми. Здесь проявляется и активность пользователя Интернета. Каждый человек моделирует «свой Интернет», создает собственное информационное поле, структурирует пространство в Сети, доставая из глубин Интернета то, что интересно, полезно, необходимо.

Взаимоотношения субдискурсов в трехмерной глубине дискурса Интернета разнообразны. Это могут быть взаимоотношения на основании авторства, локативности, тем-поральности, проблемности, единства действующего субъекта и т. д. Например, тексты, реализующие тот или иной субдискурс, могут быть созданы одним автором (блогер, журналист), определенной группой авторов (чат, форум) или одним коллективным автором (СМИ, портал, сайт). Так между текстами возникает связь на основании авторства. Пользователи Сети часто выбирают ряд интернет-СМИ, чьи материалы кажутся им более точными и привлекательными, и при необходимости поиска информации по какой-либо теме пользователи могут искать в Интернете публикации именно известного издания, ориентируясь на определенных авторов или на само СМИ. Так авторство оказывается важным для поиска и восприятия информации. Авторство становится ведущим основанием для взаимодействия дискурсов и в том случае, если сообщения созданы разными авторами. В этом случае пользователь собирает информацию по определенной теме, руководствуясь желанием получить мнения разных людей, составить более объективную картину происходящего, избежать однобокого толкования. Интернет — это глубинное образование, хранящее массу точек зрения, предлагающее всевозможные варианты объяснения любой темы, удовлетворяющие разных пользователей.

Материалы, созданные на определенную тему, раскрывающие одну главную мысль, объясняющие некий вопрос, ситуацию, решающие одну задачу, объединяются на основании общей проблемы. Примером могут служить тексты, предлагающие пользователям сведения о чемпионате мира по

футболу. Многие интернет-площадки во время чемпионата заводили специальные рубрики, отдавали новостям на тему футбола отдельные колонки, уголки, делали врезки, открывали соответствующие темы и т. п. Всё это говорит о том, что разнообразные публикации объединяются в глубине дискурса Сети общей темой, по ключевым словам которой пользователь быстро находит эти тексты на любой сетевой площадке.

Темпоральные отношения возникают между сообщениями, созданными в разные временные отрезки. Сложный дискурс Интернета способен в своей трехмерной глубине объединить материалы, созданные на протяжении длительного периода времени. Кроме прочего, темпоральность проявляется и в том, что предмет речи описывается во всех подробностях в течение всего времени своей актуальности. Например, долгие судебные разбирательства представлены в текстах, написанных в начале расследования, во время разбирательства и после оглашения приговора. Все материалы, включающие сведения за долгое время, погружены в глубинное пространство дискурса Сети и могут быть «выдернуты» пользователем на поверхность в любой момент. Трехмерное пространство Сети позволяет одновременно просматривать субдискурсы, созданные в разное время. Пользователь может открыть на одном экране в параллельных вкладках сразу несколько материалов и сравнить, что говорилось на выбранную тему несколько лет назад и что говорится теперь. Например, образовательная реформа в России привлекает внимание многих пользователей Интернета. Благодаря трехмерности сетевого пространства мы можем одновременно просматривать материалы, созданные в момент организации и проведения первого ЕГЭ, отзывы и прогнозы, которые делались три года назад, и читать материалы, написанные в текущий момент, о проведении ЕГЭ в этом году, оценки и комментарии сегодняшних пользователей, их предсказания и предложения.

Субдискурсы, посвященные одному действующему субъекту, объединяются этим лицом. Например, футболист Суарес, укусивший соперника во время игры, становится главным героем многих материалов СМИ, блогов, комментариев пользователей в Интернете. В трехмерном пространстве дискурса Сети пользователь находит любые сведения о Суаресе, его жертвах, победах, личной жизни, карьерном росте и т. д.

Локальность тоже является важным основанием взаимодействия субдискурсов в Интернете. Здесь мы имеем в виду, что

множество текстов, объединенных темой или действующим субъектом и т. п., располагаются на разных интернет-площадках (соцсети, форумы, порталы, СМИ, реклама, вики-проекты и т. д.). Всё разнообразие площадок расположено также в глубине Интернета, скрытой и предполагаемой, откуда каждый пользователь легко и быстро достает любые сведения, переводя их из трехмерной в плоскостную форму.

Трехмерность дискурса Сети показывает, что пользователь в любой момент может взять практически любой текст, когда бы он ни был написан, найти тексты на аналогичную тему, одного или разных авторов, с разных площадок, сравнить их, просмотреть одновременно, т. е. пользователь может формировать свою структуру Интернета, по-разному сочетая субдискурсы. В этом проявляется органическое свойство дискурса Сети и экспансия пользователя и автора. Автор в данном случае становится источником, создателем того изобилия сведений, которые хранятся в глубине Интернета.

Объединение в трехмерной глубине дискурса Интернета множества субдискурсов происходит по принципу «матрешки», или «трехмерного дерева». Принцип трехмерного взаимодействия субдискурсов можно называть как угодно образно, объясним его суть.

По объему хранящейся в недрах сетевого пространства информации Интернет — это упорядоченный информационный хаос. Упорядочивание происходит по принципу «матрешки» («трехмерного дерева»), который заключается в сочетании субдискурсов на основании родо-видовых отношений. Например, в дискурс «Культура» по принципу «матрешки» укладываются субдискурсы

«музыка», «литература», «танцы», «скульптура», «живопись», «театр» и т. п. То есть субдискурсы демонстрируют свою родовидовую связь, всячески подчеркивая свое отношение к основному, родовому дискурсу. Так, например, построены темы форумов. Родовой форум собаководов «Кавалер кинг чарльз спаниель» демонстрирует составной характер субдискурсов по принципу «матрешки». Во-первых, сам по себе форум становится родовым центром для объединения информации о породе «кавалер-кинг-чарльз-спаниель». В родовой по смыслу форум укладываются видовые субдискурсы: «Выставки собак породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель», «Специфика разведения собак породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель», «Дрессировка собак породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель» и т. д. При этом каждый субдискурс распадается на еще более частные составляющие. Например, один из суб-

дискурсов — «Выставки собак породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель» — включает частные субдискурсы: «Ранги выставок», «Расписание выставок», «Результаты выставок», «Эксперты выставок», «Околовыставочные вопросы», «Победители выставок», «Истрия выставок собак», «Выставки 2014 года» и т. д. То есть каждый из частных субдискурсов показывает свою принадлежность к родовому, более общему дискурсу — «Выставки собак определенной породы». Принцип «матрешки» показывает, что все составляющие-субдискурсы в системе глобального дискурса Сети укладываются в последовательную структуру на основании движения от общего к частному.

Принцип взаимодействия субдискурсов в трехмерной структуре Интернета подразумевает и возможность разветвления каждого дискурса на множество самодостаточных субдискурсов, способных самостоятельно развиваться дальше вширь и вглубь, образуя трехмерное пространство глобального интернет-дискурса. Обратимся к тому же форуму собаководов. Например, дискурс «Порода кавалер кинг чарльз спаниель» выводит нас на субдискурсы «История породы», «Кавалеры в искусстве», «Кинологические организации», «Рассказы об известных питомниках», «Уход и содержание собаки», «Правила поездок с собакой», «Выставки» и др. При этом каждый из названных субдискурсов продолжает свое развитие как самостоятельное образование, которое может потерять связь с родовым субдискурсом, увести в сторону от самого форума как смыслового центра. Например, «Уход и содержание» развивается по-своему и выводит пользователя на субдискурсы «Кормление», «Ветеринарные вопросы», «Выбор щенка», «Физические нагрузки для собак», которые раскрываются не только на страницах данного форума, но и переводят пользователя на страницы других сайтов, ветеринарных клиник, порталов по разведению домашних животных и т. д. Каждый из указанных субдискурсов тоже расширяется и уводит пользователя еще глубже в информационное пространство Интернета: например, субдискурс «Кормление» распадается на «Сухие корма» (и тут же пользователь получает список сайтов, на которых рассказывается, как именно лучше кормить собаку, как подбирать корм и т. п., а также видит рекламу кормов и коммерческие предложения по приобретению того или иного корма). Субдискурс «Особенности пищеварения у щенков» ведет на сайт ветеринаров, которые дают онлайн-консультации, субдискурс «Аллергия» переводит на страницы медицин-

ских справочников и списков вузов, готовящих ветеринаров. Субдискурс «Витамины» дает пользователю ссылку на магазины для животных, торгующие пищевыми добавками. Субдискурсы «Лишний вес у собак», «Диеты для собак при различных заболеваниях», «Привередливые собаки» и другие переводят пользователя на новые страницы, существующие самостоятельно на просторе интернет-дискурса. Взаимодействие субдискурсов показывает, что каждый частный дискурс может жить независимо, занимать собственное положение на территории Сети, подобно ветке дерева, растущей от общего корня, но дающей свои ростки, которые тоже обладают самостоятельностью. Каждый субдискурс может стать автономным, родовым для множества более частных, детальных дискурсов.

Таким образом, принцип сочетания субдискурсов в дискурсе Интернета показывает, что возможен подчинительно-главенствующий характер взаимоотношений субдискурсов, при котором главенствующий субдискурс всегда находится ранее подчиненных, каждый из субдискурсов раскрывается по очереди после более масштабного, по сравнению с детализирующим, в порядке значимости для раскрытия главной мысли. Также возможен вариант, когда субдискурсы расположены независимо друг от друга, родовые, главенствующие субдискурсы здесь не обязательно занимают первое, заметное место. При взаимодействии субдискурсы детализирующего характера, более частные, могут располагаться и до основного, параллельно с ним или же после него. Например, в поиске форума собаководов, разводящих «кавалер кинг чарльз спаниелей», пользователь может сначала оказаться на странице сайта «Все о собаках», дающей общие сведения о породе, затем по ссылке с указанного сайта перейти на объявления о продаже щенков данной породы, следом по ссылкам оказаться на рекламных сайтах, рассказывающих о кормах и принадлежностях для собак, затем перейти по ссылке на рекламу конкретного питомника «кавалер кинг чарльз спаниелей», а следом уже оказаться на форуме любителей этой породы. Таким образом, видно «трехмерное дерево», по которому субдискурсы располагаются в свободном порядке, независимо друг от друга, не вскрывая свои родо-видовые, взаимообусловленные связи. Если считать наиболее полным по наличию сведений о породе, т. е. родовым субдискурсом, породный форум, то более частные субдискурсы (реклама корма, информация о породе, разведение и продажа щенков и т. д.) оказываются расположены

хаотично, непоследовательно, без привязи к форуму собаководов. Частные субдискурсы размещены и до, и после родового, породного дискурса.

Анализ материала показывает, что дискурсивная система Интернета сложна, характеризуется постоянным движением большого количества компонентов. Каждый дискурс внутри глобального дискурсивного интернет-образования растет и расширяется, увеличивая и само интернет-пространство, представляемое в виде сложного трехмерного пространства. Структура Интернета имеет составной характер, находится в постоянном изменении, характеризуется процессами столкновения и взаимодействия элементов. При этом дискурсивные отношения внутри интернет-дискурса являются главенствующими и подчинительными одновременно: каждый субдискурс в Сети может одновременно оказаться более крупным, главенствующим или подчиненным по отношению к другому субдискурсу. При этом каждый субдискурс может быть связан с другими в свободной форме, на основании любой детали, которая позволит объединить разные субдискурсы на одном дискурсивном поле, на одной интернет-странице. Например, поисковая страница «Яндекс» совмещает тематически различные субдискурсы, но все они расположены в сегментированном виде на одной плоскости, видны пользователю на одном окне. Субдискурсы объединяются масштабно, например, только областью функционирования: «Новости»,

«Погода», «Блоги», «Афиша» и т. д. И при этом каждый субдискурс оказывается самодостаточным, независимым от других.

Трехмерность пространства Интернета рождается в результате способности каждого субдискурса (текста) «тянуть» за собой множество других субдискурсов (текстов). В итоге это приводит к совмещению субдискурсов, образовавшихся в разное время. Пользователь может «вытянуть» из глубины Сети тексты, созданные много лет назад, и сообщения, написанные только что. Просматривать их можно одновременно на одной плоскости монитора, что приводит к нарушению реально существующих отношений между текстами. Всё это еще раз подчеркивает возможность адресата строить собственное информационное пространство в Сети, «собирая» материалы разных лет, авторов, жанров и т. д. Каждый пользователь Сети читает свой Интернет, который образовывается при помощи гиперссылок. В результате дискурсивное пространство оказывается бесконечным, но при этом осознаваемым, хаотичным, но при этом структури-

рованным. Чтобы описать Интернет, можно воспользоваться словами Р. Барта: «Такой идеальный текст пронизан сетью бесчисленных, переплетенных между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означаемых; у него нет начала, он обратим» [Барт 1994: 14—15].

Концептуальным признаком структуры дискурсивной системы Интернета является реальность и виртуальность ее субдискурсов. Реальными, на наш взгляд, следует считать те субдискурсы, которые представлены на видимом модуле, на открытой интернет-странице, и могут быть в полной мере поняты и задействованы для работы пользователем. Реальные субдискурсы пользователь видит как привычный, оформленный текст. Реальные субдискурсы выражены любыми известными жанрами: рассказ, репортаж, заметка и т.д. Противоположное явление — виртуальный субдискурс — это информация подразумеваемая, спрятанная в ссылках, в глубине трехмерного сетевого пространства. Виртуальный субдискурс подразумевается пользователем, человек «имеет в виду» виртуальную информацию, предполагает ее наличие в глубине дискурса Сети. Чтобы увидеть виртуальный субдискурс, пользователю следует совершить некие операции, какие-то действия (мышкой компьютера открыть ссылку, новую вкладку, интернет-окно), в результате чего виртуальный дискурс станет реальным, видимым.

Еще одной важной характеристикой структуры дискурса Сети становится открытость и закрытость ее субдискурсов. Открытость субдискурса подразумевает возможность его развития, расширения, углубления, детализации. Закрытость субдискурса выражается в невозможности выйти за рамки поданной информации, отсутствии необходимости развития субдискурса. Примером закрытого субдискурса можно назвать расписание электричек, размещенное на городском портале: внутри этого расписания нет гиперссылок, нет переходов и выходов на новые информационные пространства, есть конкретная информация, которая корректируется модератором портала. Открытость и закрытость как структурные характеристики субдискурсов могут проявиться только на фоне целого, на фоне глобального дискурса Интернета, в составе которого находится множество дискурсивных образований, пребывающих в движении и взаимодействии.

Открытые субдискурсы представляют собой интересное пространство с точки зрения тематического расширения субдискурсов, их серьезного тематического преобра-

зования, которое удобно показать на примере интернет-СМИ. Суть тематического преобразования сводится к тому, что при помощи гиперссылок журналисты могут расширять значение субдискурса, той темы, которая предлагается в публикации, причем расширение темы может быть настолько мощным, что первоначально предложенная тема изменяется до неузнаваемости. При помощи тематического преобразования можно проследить, как субдискурсы образовываются, вытекают один из другого, расширяются и приобретают самостоятельность. Обратимся к примерам.

Авторы ресурса «Газета.ш» 25 июня 2014 г. предлагают читателям материал «Фейковая наука», главная мысль которого заключается в том, что Российский гуманитарный научный фонд опубликовал список научных журналов, присутствующих в базах «Web of Science» и «Scopus», однако в этот список попали несуществующие журналы. Расширение указанной темы в материале происходит благодаря активным, гиперссы-лочным элементам, отсылающим читателя к тематически близким субдискурсам, обозначенным в тексте ссылками: «ВАК»,

«РГНФ», «американское издательство Springer». Для автора материала становится важным дать ссылки на сопутствующие раскрываемой в публикации теме субдискурсы. При этом выбор места для тега автор определяет сам, ориентируясь на смысловую связь ссылки и подаваемого в материале тезиса. Допустим, ссылка «ВАК» стоит в тезисе о необходимости ваковских публикаций для предоставления диссертации на защиту. Ссылка «РГНФ» поставлена в формулировке главной мысли публикации, которая по своему значению является обвинительной в адрес РГНФ. Расставленные в материале гиперссылки становятся сигналами для читателя о наличии дополнительных сведений, детализирующей информации. Перейдя по ссылкам, читатель открывает для себя новое информационное пространство, с которого тоже по новым отсылочным элементам может перейти на другие информационные поля. Например, с гиперссылки «ВАК» читатель попадает на страницу того же издания, где видит новые, самостоятельные материалы: «Мусорные диссертации — бессрочно» (об отмене срока давности по жалобам на списанные диссертации), «Научно-

липовый бум» (о китайском нелегальном рынке «липовых» публикаций с высоким им-пакт-фактором), «Этим он снял камень с души» (о том, что ВАК удовлетворила просьбу министра правительства Москвы А. Комиссарова лишить его ученой степени в связи

с заимствованиями в его диссертации) и другие материалы. С одной стороны, все эти связанные гиперссылками публикации относятся к одной тематической группе, к одному дискурсу — «Чистоплотность научных работ», — однако каждая ссылка открывает новый ракурс, новый аспект темы, новую сторону общего дискурса. В итоге читатель уходит от основной темы. Шагая по ссылкам от материала к материалу, пользователь постепенно меняет тему. От проблемы несуществующих журналов он переходит к теме «черного» китайского рынка научных публикаций, от него по ссылке «Science» оказывается на странице с материалом «Рублем за американскую науку», где раскрывается вопрос взаимоотношений представителей науки США и России, между которыми возник конфликт на почве осложнившейся политической ситуации на Украине. С данного материала гиперссылки уже ведут читателя к материалам, посвященным политике и войне на Юго-Востоке Украины. Описание политической ситуации на Украине снабжается ссылкой «История взаимоотношений Украины и России», которая переводит на исторические материалы, справочную информацию, аналитические статьи и блоги, которые ведут читателя к новым субдискурсам — об экономике Украины и других стран, культурных особенностях разных народов, менталитете представителей разных стран и т. д. На этом приостановим увлекательный переход по ссылкам от материала к материалу интернет-СМИ. Сделаем некоторые выводы.

Итак, расширение и преобразование тематики интернет-публикации — это внутреннее свойство дискурса Интернета. Ссылочно-отсылочные элементы позволяют сочетать сближенные на основании общего тезиса или предмета речи, иллюстрации или аналогии материалы. При помощи гиперссылок обнаруживается взаимосвязь тематически близких публикаций. Появляется возможность переводить пользователя с одной интернет-страницы на другую, открывая для него новые информационные поля, предлагать больший объем информации. Открывающиеся информационные пространства изначально связаны с темой первоначального материала, но чем дальше пользователь переходит по ссылкам, тем большее тематическое преобразование происходит. От темы «Фейковые научные журналы» читатель по ссылкам перешел к теме «Война на Украине», и при этом он не покидал пространство выбранного интернет-издания, не выходил за рамки номера издания «Газета.ш» от 25 июня 2014 г. Темати-

ческое преобразование демонстрирует, что все возникающие темы могут превратиться в самостоятельные субдискурсы, составляющие глобальный дискурс интернет-СМИ (шире — дискурс Интернета), что все они взаимосвязаны и постоянно находятся в движении. Тематическое преобразование подчеркивает действие названного выше принципа структурного соотношения субдискурсов в Сети («трехмерное дерево», или «матрешка»). При тематическом преобразовании видно сочетание возникающих субдискурсов на основании связи «род — вид» (родовой дискурс «Фейковая наука» включает видовые субдискурсы «Поддельные научные работы в Китае», «Списанные диссертации», «Лишение ученой степени»).

Видно и нарастание самостоятельных субдискурсов: «Фейковая наука», «Научные

связи Америки и России», «Политическая ситуация на Украине» и т. д.

Принцип связи субдискурсов «трехмерное дерево» («матрешка») воплощается

в столь мощном тематическом расширении, что главная мысль первично заявленного субдискурса начинает взаимодействовать с главными мыслями соседствующих субдискурсов, связанных с первичным по какому-либо основанию (автор, действующее лицо, событие, проблема и др.). Трехмерность дискурса Сети доказывает, что привычный плоскостной анализ текстов в Интернете невозможен. Всякий текст в Интернете связан с множеством других, что приводит к необходимости анализа трехмерного образования. Например, сообщение о сбитом малайзийском самолете над Донецком в июле 2014 г. одновременно соотносится с сообщениями о сбитом Ту-154 в 2001 г., с материалами экспертов об украинском и российском вооружении, с текстами — обвинениями в адрес России, Украины и Донецкой Народной Республики. Все эти тексты связаны и действующим лицом (Украина), и событием (сбиты два самолета), и проблемой (выявление виновных и доказательство вины). При этом все материалы создаются в разное время с 2001 по 2014 г. Их совмещение приводит к наращиванию деталей (количество погибших, причины крушения, основания обвинения украинских военных, непризнание ими вины, анализ оружия, приведшего к трагедии, и т. д.). Все это в конечном итоге становится причиной серьезного расширения тематического пространства, появления новых субдискурсов в глобальном дискурсе Сети. При помощи наращивания количества сообщений, сочетания субдискурсов, сопоставления многочисленной информации формируется главная мысль

того информационного пространства, которое строит для себя каждый пользователь Интернета. Следует отметить, что тематическое расширение осуществляется не только при помощи ссылок, расположенных внутри журналистской публикации. Тематически связанные тексты располагаются в виде анонсов-гиперссылок рядом с материалом, в виде активных ссылок-врезок внутри материала, в колонках справа или слева от публикации. При этом внимание читателя акцентируется на данных тематически связанных компонентах иллюстрациями, подчеркиванием и другими параграфемными средствами.

Подчеркнем еще раз, что тематическое расширение подчеркивает и принципиальное для интернет-дискурса сочетание виртуального и реального. Реальные, т. е. открытые, видимые материалы, становятся неким путем, тропой к скрытой, виртуальной информации, тематически близкой к той, что реально представлена читателю в виде конкретного журналистского материала. Через гиперссылки читатель попадает на новые интернет-площадки, превращает в реальные скрытые, виртуальные сведения.

Сложное переплетение разнообразных субдискурсов в глобальном дискурсе Интернета, переход одной темы в другую, возможность ухода от одного предмета речи к другому — всё это доказывает жизнеподобие Сети, ее близость к реальной действительности. Интернет — это технически организованная копия жизни, это дискурс, составленный по подобию дискурса самой жизни. Интернет как медиа отражает всё информаци-

онное и событийное богатство реальной действительности. И каждый субдискурс открыт для пользователя и является сложной организацией, постоянно развивающейся. Благодаря техническим возможностям пользователь сам формирует информационное поле в Интернете. Это подчеркивает не только разнообразие, многотемность Сети, но и ее манипулятивный потенциал. Сочетание субдискурсов в структуре Интернета, их накопление, параллельность существования и возможность одновременного просмотра — всё это усиливает эффект воздействия на пользователя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барт Р. Б/7. — М. : А(1 Ма^теш, 1994.

2. Горина Е. В., Лазарева Э. А. Структурносодержательные признаки дискурса Интернета (на примере субдискурса о событии «Падение метеорита») // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. «Филология. Искусствоведение». 2013. № 21 (312). С. 315—319.

3. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллект. моногр. / науч. ред. Т. Н. Коло-кольцева, О. В. Лутовинова. — М. : Флинта: Наука, 2012.

4. Интернет-СМИ: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. — М. : Аспект Пресс, 2011.

5. Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. — Екатеринбург, 1993.

6. Скворцов О. Г., Лазарева Э. А., Горина Е. В. Дискурс Интернета : моногр. — Екатеринбург : Ин-т междунар. связей, 2009.

7. Филатова О. Г. Интернет как масс-медиа // Актуальные проблемы теории коммуникации : сб. науч. тр. — СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 232—240.

Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. Э. А. Лазарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.