Научная статья на тему 'ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ'

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
побуждение / мотивация / мотив / влечение / желание / намерение / стремление / хотение / долженствование / motivation / model of motivation / forms of motivation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.А. Трухан

В статье представлена трехмерная модель побуждений с параметрами осознанности, реализованности и детерминированности. Отмечается малочисленность научных публикаций, сфокусированных на проблеме побуждений. Это связано в том числе с тем, что феноменология, охватываемая понятием «побуждение», часто заменена в современной психологии категориями «мотив» и «мотивация». Предлагается рассматривать побуждение как многомерный концепт в соответствии с фрейдовской структурой личности: 1) Оно / неосознанное – осознанное; 2) Я / потенциальное – актуальное; 3) Сверх-Я / спонтанное – императивное. Приведена характеристика шести основных форм побуждений: влечениежелание, намерениестремление, хотениедолженствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-DIMENSIONAL MODEL OF MOTIVATION

The article presents a three-dimensional model of motivation with the parameters of consciousness, realization and determinism. There are a small number of scientific publications focused on the problem of motivation/побуждение. This is due, among other things, to the fact that phenomenology, covered by the concept of motivation/побуждение, is often replaced by the other categories in modern Russian-language psychology. It is proposed to consider motivation/побуждение as a multidimensional concept in accordance with the Freudian personality structure: 1) Id / unconscious – conscious; 2) Ego / potential – actual; 3) SuperEgo / spontaneous – imperative. The characteristic of six main forms of motivation/побуждение is given.

Текст научной работы на тему «ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК 159.947.5

doi: 10.52470/2619046Х_2023_4_141

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ

Е.А. Трухан

Аннотация. В статье представлена трехмерная модель побуждений с параметрами осознанности, реализованности и детерминированности. Отмечается малочисленность научных публикаций, сфокусированных на проблеме побуждений. Это связано в том числе с тем, что феноменология, охватываемая понятием «побуждение», часто заменена в современной психологии категориями «мотив» и «мотивация». Предлагается рассматривать побуждение как многомерный концепт в соответствии с фрейдовской структурой личности: 1) Оно / неосознанное - осознанное; 2) Я / потенциальное - актуальное; 3) Сверх-Я / спонтанное - императивное. Приведена характеристика шести основных форм побуждений: влечение - желание, намерение - стремление, хотение - долженствование.

Ключевые слова: побуждение, мотивация, мотив, влечение, желание, намерение, стремление, хотение, долженствование.

THREE-DIMENSIONAL MODEL OF MOTIVATION

E.A. Truhan

Abstract. The article presents a three-dimensional model of motivation with the parameters of consciousness, realization and determinism. There are a small number of scientific publications focused on the problem of motivation/побуждение. This is due, among other things, to the fact that phenomenology, covered by the concept of motivation/побуждение, is often replaced by the other categories in modern Russian-language psychology. It is proposed to consider motivation/побуждение as a multidimensional concept in accordance with the Freudian personality structure: 1) Id / unconscious - conscious; 2) Ego / potential - actual; 3) SuperEgo / spontaneous - imperative. The characteristic of six main forms of motivation/побуждение is given.

Keywords: motivation, model of motivation, forms of motivation.

Несмотря на теоретическую фундаментальность категории «побуждение» для исследования мотивации, она до сих пор употребляется в психологии скорее в житейском понимании, как имплицитно подразумеваемое значение слов «будить», «пробуждать», не оформленное в виде четкого научного понятия.

Для анализа дефиниций понятия «побуждение» можно обратиться к толковым словарям. В Словаре Академии Российской 1789 г. ПОБУЖДЕН1Е трактуется как «понуждеше, поощреше» [17, т. 1, стб. 371].

В Словаре церковно-славянского и русского языка Императорской Академии наук 1847 г. ПОБУЖДЕНИЕ - это «дЪйстае побуждающаго и побуждающагося», а ПОБУЖДАТЬ - «понуждать, склонять къ чему либо», ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ - «побуждающш, понудительный; служащш къ чему либо поводомъ (побудительныя причины)» [20, т. 3, с. 236].

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля 1865 г. слова ПОБУЖДЕНЬЕ, ПОБУДКА объединены в значении «побуждающая сила, причина», а также как действие по глаголу ПОБУЖДАТЬ - «понуждать, склонять, понукать, заставлять дЪлать что». ПОБУДКА - это «врожденый всЪмъ животнымъ даръ, исполнять всЬ потребности свои безсо-знательно. Въ побудкЬ животныхъ слиты въ одно умъ и воля, или думка и сердце, разрозненые въ человЪкЬ» [5, т. 3, с. 125].

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова 1939 г. ПОБУЖДЕНИЕ понимается как «желание или намерение сделать что-н.», а ПОБУДИТЬ - «заставить, вызвать желание сделать что-н., понудить чем-н. к какому-н. действию». ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ означает побуждающий к какой-н. деятельности, активности, вынуждающий к каким-н. действиям (побудительный мотив); вызывающий желание чего-н., возбуждающий [21, т. 3, стб. 326].

Словарь современного русского литературного языка 1960 г. дает двойное определение слова ПОБУЖДЕНИЕ как: 1) Влечение, стремление к осуществлению чего-либо; потребность сделать что-либо; 2) Понуждение кого-либо к какому-либо действию, поступку. ПОБУЖДАТЬ, значит, понуждать, склонять к какому-либо действию, заставлять, вынуждать кого-, что-либо делать; торопить, погонять [19, т. 10, стб. 52-53].

В третьем издании Словаря русского языка под ред. А.П. Евгеньевой 1987 г. ПОБУЖДЕНИЕ рассматривается как «желание или намерение сделать что-л.», а также как действие по значению глаголов ПОБУДИТЬ, ПОБУЖДАТЬ [18, т. 3, с. 154].

В синонимических словарях русского языка упоминаются такие соответствия слову ПОБУЖДЕНИЕ, как мотивация, мотив, мотивирование, инициация, желание, намерение, стремление, начинание, стимул, стимулирование, повод, основание, тенденция, поощрение, импульс, порыв, вдохновение, влечение, возбуждение, тяга, воздействие, понуждение, подстрекание, подталкивание, поползновение, внушение, упрашивание, агитация, провокация и пр.

В своем исследовании И.В. Гочева рассматривает побуждение как кластерный концепт и доказывает с помощью методов когнитивной лингвистики, что языковые средства, репрезентирующие побуждение, отражают его концептуальные признаки. Изучение побуждения в контексте концептуального анализа позволило выделить ряд характеристик, отражающих систему знаний о нем и способов их передачи в русском и английском языках с учетом первичных и вторичных структур, то есть многообразия языковой картины мира. В широком смысле побуждение связано с желанием, намерением и потребностью субъекта действовать, осуществлять что-либо лично. С другой стороны, оно интерпретируется как понуждение кого-либо к совершению действия при волеизъявлении адресата, стимулирующем собеседника к определенному поведению [4].

Перечень концептуальных составляющих побуждения по И.В. Гочевой включает знания, касающиеся некоторой ситуации, которая задействует субъекта, объекта, их характеристики, основание побуждения и способ его осуществления:

1. Наличие источника (субъекта побуждения) и цели приложения энергии (объекта побуждения).

2. Желание, намерение субъекта сделать что-либо (волеизъявление, осознанная желательность со стороны субъекта). Эта характеристика реализуется за счет выбора конструкций, семантики и форм глаголов, отражающих активно-волитивную специфику субъекта побуждения.

3. Стремление или потребность объекта к выполнению или осуществлению какого-либо действия.

4. Наличие основания побуждения, мотива/стимула (создание и усиление/ослабление мотивов). Мотивы и стимулы (то, что поощряет активность людей) могут быть внешними и внутренними.

5. Способ побуждения (требование, приказ, совет, просьба, предложение, предупреждение, принуждение, угроза и т.п.) [4].

В психологии к настоящему моменту существует мало публикаций, сфокусированных на проблеме побуждений.

Одно из немногих определений понятия «побуждение» в психологии было дано В.А. Иванниковым как «...конкретного ситуативного образования, последнего звена процесса мотивации, непосредственно инициирующего деятельность. именно такой формы и именно в данных конкретных условиях» [6, с. 115].

В более современном подходе И.В. Казаковой побуждение считается показателем мотивированности к выполняемой деятельности, связано со смыслообразованием и проявляется через качественный и количественный аспекты. Если качественный аспект побуждения проявляется в общей направленности деятельности, выборе способа действий в ситуации, то возникновение количественного аспекта побуждения (степени психического напряжения с важной эмоциональной составляющей) неразрывно связано с рефлексией и образованием частного смысла от базовой направленности человека [8].

Анализ литературных источников показал, что несмотря на общеупотребительность слов «побуждение», «влечение», «желание», «намерение», «стремление», «хотение», «долженствование», их научное содержание в категориально-понятийном аппарате психологии мотивации разработано недостаточно.

Если рассматривать ПОБУЖДЕНИЕ как многомерный концепт, то соотношение различных его проявлений можно представить в виде трехмерной модели в соответствии с фрейдовской структурой личности (рисунок 1):

1. Оно / осознанность / неосознанное - осознанное: ВЛЕЧЕНИЕ -ЖЕЛАНИЕ.

2. Я /реализованность / потенциальное - актуальное: НАМЕРЕНИЕ - СТРЕМЛЕНИЕ.

3. Сверх-Я / детерминированность / спонтанное - императивное: ХОТЕНИЕ - ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ.

Желание

Стремление

У / у у У / у

Хотение / Долженствование

/ Намерение

Влечение

Рисунок 1. Трехмерная модель побуждений

Рассматривая мотивацию с точки зрения психоанализа, Т.Л. Шкляр отмечает, что источником напряжений на 90 % является Ид, Эго непосредственно удовлетворяет, а Супер-Эго контролирует способ удовлетворения. Основное предназначение Эго - реализовывать желания человека, учитывая особенности окружающей его среды. Воздействие общества - ограничивающее и контролирующее свободное выражение желаний человека в рамках общественных правил, законов и традиций - в топографической модели Фрейда находится в Супер-Эго [23].

Любое побуждение может находиться, отмечает В.Г. Асеев, в двух основных состояниях - удовлетворения или неудовлетворения. Состояние удовлетворения точнее трактовать как потенциальное, латентное состояние побуждения в отличие от состояния неудовлетворения как актуального. При этом, по его мнению, существенна не только эмоциональная характеристика этих состояний, но и характеристика в отношении активно-действенного момента. Поскольку актуальным является состояние реализации побуждения, включающее активно-действенный момент, постольку потенциальное состояние связано лишь с пассивным эмоциональным переживанием и не включает активно-действенного момента. Но активно-действенный момент отсутствует не только в случае удовлетворения побуждения, но и в случае нецелесообразности или невозможности его реализации, например, когда имеется более настоятельное и значимое побуждение либо не хватает времени, функциональных или иных ресурсов. Поэтому другим видом потенциальных состояний побуждений являются те, при которых человек эмоционально переживает значимость побуждения, но в силу обстоятельств не может приступить к его реализации [1].

Принцип реальности, согласно фрейдовской доктрине, может оказывать регулирующее воздействие на актуализацию и реализацию побуждений с учетом существующих условий и доступности средств.

Психологической природой побуждения является, по мнению И.В. Гочевой, своего рода двигательный импульс или эмоционально-волевое устремление, которое способно направить действие человека. Побуждение передает стремление индивида к выполнению или осуществлению какого-либо действия. Кроме того, в зависимости от источника побуждения, И.В. Гочева различает внешнее и внутреннее побуждения, указывая, что причиной для совершения действия может выступать как результат внешних процессов (призыв, убеждение), так и чувства, потребности самого субъекта [4].

Таким образом, можно постулировать существование шести основных форм побуждений:

1. ВЛЕЧЕНИЕ-ЖЕЛАНИЕ

В Словаре Академии Российской ЖЕЛАН1Е - это «хотЬше, изволеше» [17, т. 2, стб. 1089]. ВЛЕЧЕН1Е понимается как «тащеше, дЬйстае влекущаго», при этом ВЛЕКУ -«употребляя силу тащу, тяну; поражая чЬмъ чувства произвожу въ душЬ стремлеше, склонность къ чему; убеждаю, побуждаю, склоняю кого къ чему» [17, т. 1, стб. 767].

Словарь церковно-славянского и русского языка ВЛЕЧЕН1Е упоминает как «дЬйсте влекущаго». ВЛЕЧЬ означает как «тащить; уносить силою», так и «производить въ душЬ сильное стремлеше къ чему либо» [20, т. 1, с. 133]. ЖЕЛАН1Е - это и «чувствоваше, побуждеше желающаго», и «цЬт желашя». ЖЕЛАТЬ, значит, «стремиться къ получешю чего либо, хотЬть; приветствовать изъявлешемъ желашя добра» [20, т. 1, с. 400-401].

В толковом словаре В. Даля указывается, что слово ВЛЕЧЕНЬЕ более употребительно в переносном значении действия по глаголу ВЛЕЧЬ - «волокти, волочь, тащить, силою уносить или утаскивать, как уносит вода, буря» [5, т. 1, с. 189]. ЖЕЛАНЬЕ трактуется двояко, как «чувство желающаго; жаданье, воленье, хотЬнье, стремленье» и «предметь желанш, желаемое». ЖЕЛАТЬ чего, значит, «жадать, хотЬть, стремиться къ чему или призывать что; волить, вожделЬть» [5, т. 1, с. 473].

В толковом словаре Д.Н. Ушакова ВЛЕЧЕНИЕ - это «непреодолимая склонность к кому-чему-н., сильное стремление» [21, т. 1, стб. 311]. ЖЕЛАНИЕ означает «внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н.; потребность удовлетворить половое влечение, вожделение, страсть» [21, т. 1, стб. 851].

В Большом академическом словаре значение слова ВЛЕЧЕНИЕ раскрывается как «повышенная склонность к кому-, чему-либо, сильное желание, стремление», а ВЛЕЧЬСЯ - как «стремиться, испытывать расположение к кому-, чему-либо; испытывать, чувствовать и т.п. влечение (о любви, расположении, склонности)» [19, т. 2, стб. 449-450]. ЖЕЛАНИЕ трактуется по-разному, и как «стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-нибудь», «пожелание (успеха, благополучия и т.п.)» и как «чья-либо просьба, воля» [19, т. 4, стб. 52].

Малый академический словарь ВЛЕЧЕНИЕ определяет как «сильное стремление, непреодолимая склонность к кому-, чему-л.» [18, т. 1, с. 185]. Под ЖЕЛАНИЕМ понимается «внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л.; высказанное кем-л. стремление к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л.; просьба, пожелание; любовное влечение, вожделение» [18, т. 1, с. 475].

Из всех форм побуждений в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона включены статьи только для категорий «влечение» и «желание». Влечения как непроизвольные движения включают чувство удовольствия и неудовольствия, а также побуждение к деятельности, направленное на причину удовольствия или неудовольствия. Влечение считается зародышем волевых движений [24, т. 6а, с. 681]. Желание или вожделение - это «средняя степень воли, между простымъ органическимъ хотЬшемъ, съ одной стороны, и обдуманнымъ рЪшешемъ или выборомъ - съ другой». Само по себе желание - страдательное состояние души, связывающее область воли с областью душевных чувств или волнений, но субъект может относиться к этим состояниям деятельно, усиливая или ослабляя их напряженность [24, т. 11а, с. 739].

Рассматривая влечение как понятие на границе между душевным и соматическим, З. Фрейд называет его психическим представителем раздражений, исходящих из внутренностей тела и проникающих в душу, а также мерилом работы, которая требуется от психики вследствие ее связи с физическим. Сущность влечения в происхождении из источника раздражения внутри организма и проявлении в виде постоянной силы, поэтому избавиться от его действия бегством невозможно [22].

Влечения как таковые слепы, констатирует Г. Олпорт, они не объясняют организацию и ориентацию посредством когнитивных установок, предвидения, кортикального контроля [15].

Влечение, отмечает В. Вундт, противопоставляется желанию - как туманное желание, при котором субъект не сознает желаемого объекта, или как низшее желание, которое относится к чувственным потребностям. Желание всегда в значительной части, по его мнению, сопряжено с интеллектуальным процессом [2].

Г. Гефдинг отмечает «.родство влеченгя съ инстинктомъ и съ другими на половину или совершенно безсознательными наклонностями къ движешю» [3, с. 273]. Влечение превращается в пожелание, когда представление делается очень отчетливым и соединяется с сознанием. Именно влечение заключает в себе как чувство удовольствия или недовольства, так и позыв к деятельности, направленный на действительную или мнимую причину удовольствия или недовольства [3, с. 272].

Согласно Л.С. Рубинштейну, влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической, интероцептивной чувствительности. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влече-

ние необходимо переходит в желание. Тем самым влечение опосредуется и обусловливается всей совокупностью отношений данной личности к данному предмету или лицу [16].

Отражение в сознании объекта потребности К. Обуховский также называет желанием [13].

Таким образом, категории «влечение» и «желание» в психологии часто противопоставляются друг другу как неосознаваемое и осознаваемое.

2. НАМЕРЕНИЕ-СТРЕМЛЕНИЕ

Словарь Академии Российской НАМЪРЕНГЕ причисляет к группе глагола МЪРЮ и толкует как «мЬта или предположеше въ умЬ произвесть, сдЬлать что». НАМЪРЯЮСЬ означает «предприемлю, въ умЬ предполагаю, хочу, желаю что изполнить». С намерения, значит, «умысливъ напередъ», без намерения - «безъ умыслу, не предполагая о томъ прежде, не думавши» [17, т. 4, стб. 407]. СТРЕМЛЕНИЕ «.. .относительно къ душевнымъ свойствамъ и страстямъ значить пылкое, необузданное желаше; сильное къ чему побуждеше». СТРЕМЛЮСЬ, значит, «быстро несуся, теку, сильное движете имЬю по извЬстному направлешю; имЬю къ чему сильную наклонность, разположение» [17, т. 5, стб. 873].

В Словаре церковно-славянского и русского языка НАМЪРЕШЕ определяется двояко: как «предположеше къ совершешю чего либо» и как «предметъ, цЬль, назначенное мЬсто». Сделать что-то без намерения, значит, нечаяно, а с намерением - с умыслом [20, т. 2, с. 388]. СТРЕМЛЕНИЕ означает «дЬйствiе стремящагося», а СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ - «дЬйствующш или производимый съ великою быстротою и силою». Указано переносное значение глаголов СТРЕМИТЬ (устремить) - «направлять съ усилiемъ къ какой либо цЬли; обращать къ чему либо», и СТРЕМИТЬСЯ - «имЬть къ чему либо сильную наклонность» [20, т. 4, с. 233].

Толковый словарь В. Даля НАМЪРЕНЬЕ рассматривает как «умыселъ, замыселъ, пред-положенье къ какому либо дЬйствш; хотЬнье, желанье исполнить что». Сделать что с намереньем - с умыслом, нарочно; без намеренья - без умысла, невзначай. Глагол НАМЕРЕВАТЬСЯ означает «хотЬть, желать, быть намерену, предполагать сдЬлать что, располагать, замышлять» [5, т. 2, с. 1032]. СТРЕМЛЕНЬЕ человека - это «наклонность, воля, цЬли его», а также действие в состоянии по глаголам СТРЕМИТЬ (влечь, тащить, тянуть, увлекать, волокти силою, нести токомъ, рвать, двигать и направлять, обращать; вперять) и УСТРЕМЛЯТЬСЯ (быстро нестись, течь, направляться бЬгомъ, летомъ; влечься духомъ, хотЬть, желать, стараться достичь, порываться). СТРЕМЛИВЫЙ, значит, «склонный къ сильному стремленью, порывающшся къ чему; невоздержный, бурный, пылкш, нетерпЬливый» [5, т. 4, с. 309].

В толковом словаре Д.Н. Ушакова НАМЕРЕНИЕ - это «предположение совершить что-н.; план действий, умысел». Можно сделать что-нибудь с намерением (нарочно) и без намерения (нечаянно) [21, т. 2, стб. 382]. СТРЕМЛЕНИЕ определяется как «настойчивое влечение, решительная направленность к чему-н., к достижению какой-н. цели». СТРЕМИТЬСЯ, значит, быстро двигаться, направляться куда-н.; устремляться, хотеть попасть куда-н.; настойчиво добиваться, стараться достичь чего-н.; стараться что-н. сделать. СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, значит, резкий и очень быстрый в движении, в развитии (стремительная речь), поспешный в действиях, решениях, энергичный (стремительный человек) [21, т. 4, стб. 556].

Большой академический словарь под НАМЕРЕНИЕМ понимает «предположение, желание сделать что-либо; замысел». Сделать что-либо с намерением - сделать нарочно, с целью, а без намерения - без какой-либо цели, помимо желания [19, т. 7, стб. 328]. СТРЕМЛЕНИЕ трактуется как «настойчивое влечение, тяготение, решительная устремленность к чему-либо», а также действие по глаголу СТРЕМИТЬСЯ - быстро двигаться, стремительно направляться куда-либо; обращаться, устремляться куда-либо мыслями, чувствами и т.п.; испытывать влечение к кому-, чему-либо (стремиться к кому-, чему-либо душой, сердцем, мыслью и т.п.); стараться попасть куда-либо, быть где-либо или стать кем-либо; стараться достичь чего-либо, настойчиво добиваться чего-либо; иметь ту или иную направленность в развитии, движении

и т.п. Употребление во множественном числе слова СТРЕМЛЕНИЯ означает помыслы, намерения, желания [19, т. 14, стб. 1038-1040].

В Малом академическом словаре НАМЕРЕНИЕ определяется как «замысел, желание, предположение сделать, совершить что-л.». Без намерения, значит, неумышленно, без определенной цели, а с намерением - умышленно, с определенной целью [18, т. 2, с. 371]. СТРЕМЛЕНИЕ рассматривается как «настойчивое влечение, тяготение, решительная устремленность к чему-л.», а также действие по глаголу СТРЕМИТЬСЯ - быстро двигаться, направляться куда-л., устремляться; стараться попасть куда-л., быть где-л. (стремиться на сцену); обращаться, устремляться мыслями, чувствами к кому-, чему-л., куда-л., испытывать тяготение, влечение к кому-, чему-л. (стремиться к добру); стараться достичь чего-л., настойчиво добиваться чего-л. (стремиться к известности) [18, т. 4, с. 287].

В психологии категория «намерение» получила более тщательную научную разработку, чем категория «стремление». Намерение может являться, отмечает В. Вундт, в двух формах: как первая ступень волевого действия, и как процесс, не ведущий ни к какому волевому действию и остающийся внутренним [2].

Согласно К. Левину, к намерению вынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соответствующего действия, либо же когда существует естественная потребность противоположного характера. Динамически намерение определяется как возникновение квазипотребности, то есть состояния напряжения. Состояние напряжения, коренящееся в намерении, потребности или наполовину выполненной деятельности, направляется на определенный предмет, который обладает побудительностью, или событие, которое переживается как нечто привлекательное, так что именно эта напряженная система получает власть над моторикой. Порожденное актом намерения состояние напряжения может долго никак не проявляться, а существовать в латентном состоянии. Временами случаются прорывы этого латентного состояния напряжения в сознание в форме переживания стремления вернуться к первоначальной работе, к осуществлению намерения. Выполнение намерения часто начинается под влиянием внутреннего «нажима» без повода, побуждающего к этому извне. Основной момент действенности намерения - в подготовке: на основании акта намерения образуется психическое поле, которое без этого намерения не существовало бы или существовало бы не в этой форме. На основе намерения определенные вещи или события, которые иначе были бы для данного лица нейтральными, безразличными, приобретают побудительность и непосредственно ведут к чисто полевым действиям. Всякий по своей сути подходящий повод может запустить осуществление намерения и «удовлетворение», насыщение квазипотребности. Намерение возникает только тогда, когда имеется известное предвидение (не обязательно отчетливый образ будущего). Одновременно с намерением и возникновением квазипотребности открывается принципиальный доступ к моторике, причем для этого нет необходимости в особом акте решения [10].

Намерение, отмечает Г. Олпорт, подразумевает «поддержание напряжения» и имеет сильную ориентацию на будущее. Намерение означает цель, эффективность сознательного планирования и «тягу», направляющую нынешнее поведение человека к его образу будущего. Использование понятия намерения помогает проследить динамику мотивации в направлении разворачивания жизни (в будущее). Намерения говорят о том, какого будущего старается достичь человек. Также понятие намерения позволяет, по его мнению, преодолеть противопоставление мотива и мысли. Намерение осуществляет отбор и подавляет противоречащие ему мотивы. Кроме того понятие намерения имеет ценность при указании на личностные диспозиции дальнего действия и отражает характерные интересы человека [15].

В системно-динамической модели М.Ш. Магомед-Эминова намерение имеет динамический и содержательный аспекты. Процесс мотивации реализации понимается как «динамически-смысловая» система, выполняющая функции опосредствования, регуляции процессов

реализации намерения и выполнения действия. Мотивационная тенденция действия на этапе исполнения превращается в динамический аспект намерения и в модели обозначается как «тенденция реализации намерения». Иниционная тенденция может редуцироваться, не развившись в тенденцию действия, если создаются сложности выбора или есть запаздывание с формированием намерения. Редуцированная иниционная тенденция может перейти в латентное состояние либо же сохраняться в плане удовлетворения в фантазиях, грезах. Хотя в динамически-энергетическом плане иниционная тенденция является интерактивным побуждением, она не может детерминировать действие до тех пор, пока не выработается тенденция действия, являющаяся динамическим выражением намерения. Формирование намерения предполагает выбор цели и принятие решения действовать определенным образом. Воплощение цели в намерение осуществляется как планирование действий. Выполнение актуализированного намерения следует за реализационным решением. Динамический план и двигает намерение, и сам находится в движении, изменении по ходу своего осуществления. При этом нужно отличать планирование действия, создающее намеренность, от конкретизации и коррекции плана при реализации намерения, сохраняющем при этом свою инвариантность [12].

В процессе формирования мотива по Е.П. Ильину выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь выражается в сознательном преднамеренном побуждении к действию [7].

Однако при наличии намерения у человека может не хватить решимости осуществить задуманное. Также намерение может быть и без активного действия, когда человек намерен что-то не делать.

Более или менее неопределенная динамическая тенденция превращается, согласно Л.С. Рубинштейну, в стремление, когда сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено [16].

Актуализация и реализация намерения предполагает стремление к цели и завершающей реакции. Для этого стремление должно быть активным (К. Хорни, И.А. Фурманов), сознательным (Д. МакКлелланд, М.Ш. Магомед-Эминов), настойчивым (К. Обуховский).

3. ХОТЕНИЕ-ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

Категории «хочу» и «должен» в психологии, как житейской, так и научной, обычно рассматриваются как два полюса некого континуума либо две противоположности отношения к той или иной ситуации, между которыми следует найти определенный баланс. При этом категория «хочу» подразумевает спонтанность (от лат. spontaneus - самопроизвольный), свободное, искреннее выражение своих побуждений, вызванных внутренними причинами и самодерминированных (от себя [14]), а «должен» - императивность (от лат. imperativus -требование, приказ, закон) навязанное, предписанное извне (от родителя [9]). Однокоренные слова «должник» и «должность» передают нюансы значения категории «долженствование».

В Словаре Академии Российской ХОТЪНГЕ трактуется как «желаше, изволеше» и причислено к группе глагола ХОЩУ (желаю чего, имЬю къ чему хотЬше; имЬю намЬреше) вместе со словами ОХОТА (желаше, наклонность къ чему), ПОХОТЪ (желаше, вожделЬше), ПРИХОТЬ (желашя странныя, какихъ бы имЬть не надлежало или не нужно), ПОХОТЪНГЕ (пожелаше) [17, т. 6, стб. 578]. ДОЛЖЕНСТВУЮ толкуется как «долженъ есмь, обязанъ» в группе слова ДОЛГЪ (должность или обязанность исполнятъ что, налагаемая законами, обычаемъ, честноспю, дружествомъ и проч.) вместе со словом ДОЛЖНО (надлежитъ, надобно, потребно) [17, т. 2, стб. 719].

Словарь церковно-славянского и русского языка определяет ХОТЪНГЕ как «желаше», а ХОТЪТЬ, значит, «имЬть къ чему либо охоту, желать чего нибудь; желать, имЬть намЬреше, предпринимать что нибудь» [20, т. 4, с. 410]. ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ трактуется как «быть обязану», а ДОЛГЪ как «обязанность исполнять предписанное; что либо данное, или взятое въ заемъ» [20, т. 1, с. 347].

В толковом словаре В. Даля ХОТЪНЬЕ рассматривается как состояние по глаголу ХОТЪТЬ -«желать, волить, имЬть охоту, охотиться, стремиться, побуждаться къ чему, намереваться, собираться». В. Даль также указывает используемые в различных регионах версии слова ХОТЬ, ХОТЪНЫ, ХОЧЬ (сильное, страстное желанье; похоть, плотское стремленье), ХОТЪНКИ (хотЬнье, желанье, воленье, охота), ХОТЬНКА (прихоть), ХОЧА (охота, хотЬнье, желанье, наклонность, поползновенье; прихоть) [5, т. 4, с. 514]. ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ (быть должну или быть обязану) означает то же, что и ДОЛЖНО - над-лежитъ, надо, надобно, слЬдуетъ, потребно, необходимо требуется, по долгу, по обязаности, должнымъ порядкомъ. «Общш долгъ человЬка вмЬщаетъ долгъ его Богу, долгъ гражданина и долгъ семьянина, исполнешемъ этихъ обязаностей онъ въ долгу, онЬ составляютъ долгъ его, какъ взятыя у кого взаймы денги или вещи, или все то, чЬмъ обязанъ онъ, по обЬщанью или какому услов^» [5, т. 1, с. 411].

Толковый словарь Д.Н. Ушакова трактует ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ как «необходимость чего-нибудь, вытекающая из нравственного закона; то, что должно быть, в противоположность тому, что существует; необходимость того, что должно совершиться». При этом отмечается, что ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ (быть обязанным, должным что-н. сделать) является словом устаревшим [21, т. 1, стб. 756]. Под ХОТЕНИЕМ понимается «желание», а также действие по глаголу ХОТЕТЬ - иметь желание, охоту, ощущать потребность в чем-н.; испытывать любовное, половое влечение к кому-н.; иметь намерение (делать что-н.); стремиться к чему-н., добиваться осуществления, получения, приобретения чего-н.; искать, предполагать найти что-н. в ком-чем-н. [21, т. 4, стб. 1180].

Большой академический словарь как устаревшие рассматривает оба слова - и хотение, и долженствование. ХОТЕНИЕ имеет два значения: 1) желание, охота; 2) воля, изъявление воли, желания. Трактовка однокоренных глаголов вполне современная: ХОТЕТЬСЯ, значит, ощущаться как потребность, желание, стремление, а ХОТЕТЬ — иметь желание, охоту, ощущать потребность в чем-нибудь (в еде, отдыхе и т.п.); иметь желание ощутить, познать, испытать что-нибудь; испытывать потребность в обществе кого-нибудь, нуждаться в ком-нибудь; испытывать к кому-нибудь любовное влечение, страсть; иметь желание обладать чем-нибудь; стараться достичь чего-нибудь, стремиться к чему-нибудь; собираться, намереваться; иметь желание сделать что-нибудь, принять участие в чем-нибудь; иметь желание, чтобы что-нибудь произошло определенным образом [19, т. 17, стб. 409-413]. ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ лишь упоминается без пояснений, а ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ определяется как «быть обязанным, должным» [19, т. 3, стб. 941-942].

Малый академический словарь про слово ХОТЕНИЕ указывает, что это «то же, что желание» [18, т. 4, с. 622], а ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ трактует как «необходимость совершения какого-л. действия» и состояние по значению устаревшего глагола ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ (быть должным, обязанным) [18, т. 1, с. 423].

В психологии категории «хотение» и «долженствование» как самостоятельные понятия встречаются редко, в современных публикациях почти не упоминаются.

Согласно В. Вундту, чувствование представляет состояние, мыслимое только у существа, способного хотеть. Чувствование заранее предполагает хотение, а хотение наоборот - чувствование [2].

По мнению Л.С. Рубинштейна, общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции большой действенной силы, тенденции долженствования [16].

Долженствование, отмечает Е.П. Ильин, придает особую психологическую окраску и мотивации, и поведению человека, свидетельствует о его социальной зрелости, о формировании у него чувства долга. Долженствование может быть разной природы, как без понуждения извне, так и с воздействиями извне - приказами, требованиями, предписаниями.

Поведение по долженствованию обусловлено потребностями более высокого порядка, идущими от разума, нравственности человека (в уважении и самоуважении, альтруизме и т.д.). Они связаны с актуализацией той социальной роли, которая в данный момент заставляет подавлять другие потребности. Тогда нет преднамеренного воздействия, навязывания извне того или иного поступка. Ситуация скорее напоминает человеку о его обязанностях, о том, что ему надо сделать, а он сам организует свое поведение [7].

Таким образом, слова «побуждение», «влечение», «желание», «намерение», «стремление», «хотение», «долженствование» используются как синонимичные и взаимозаменяемые понятия, подтверждая тем самым внутреннее концептуальное единство.

В завершение следует отметить, что малочисленная и фрагментарная представленность категории «побуждение» в отечественных научных публикациях связана в том числе и с тем, что психологическая реальность и феноменология, охватываемая этим понятием, часто заменяется терминами «мотив» и «мотивация».

А.Н. Леонтьев прямо указывает: «Побуждение можно назвать иностранным словом «мотив». Это, собственно, и есть то, что движет, побуждает» [11, с. 418].

Конструкцию «побуждение/motivation» использует И.В. Гочева при описании результатов проведенного концептуального анализа комплекса знаний, стоящих за этими категориями в русском и английском языках [4].

Категории МОТИВ нет ни в Словаре Академии Российской 1789 г., ни в Словаре цер-ковно-славянского и русского языка 1847 г. Примечательно, что в Словаре церковно-славян-ского и русского языка ИНСТИНКТЪ определяется как «внутреннее побуждеше, врожденное животнымъ, посредствомъ котораго они находятъ для себя полезное и избЬгаютъ вреднаго; побудка» [20, т. 2, с. 133].

Новый словотолкователь 1803 г. Н.М. Яновского, содержащий встречающиеся в российском языке иностранные речения и технические термины, значения которых не всякому известно, включает МОТИВЪ как «... слово, употребляемое только композиторами въ тех-ническомъ смыслЬ, значитъ первоначальную и главную мысль, на которой композиторъ основываетъ и располагаетъ свое сочинеше» [25, т. 2, стб. 867].

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1897 г. также дает определение МО-ТИВЪ только в музыке и изобразительных искусствах, упоминая при этом происхождение слова «отъ лат. movere - двигать, побудительная причина, поводъ» [24, т. 20, с. 42].

В толковом словаре В. Даля 1865 г. уже приведено двойное определение МОТИВЪ как «побудительная причина» и как «напЬвь, голосъ, погудка, наголоска». МОТИВИРОВАТЬ что, значит, «подкрЬпить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами» [5, т. 2, с. 947].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова 1938 г. содержит такие трактовки понятия МОТИВ [фр. motif], как: 1) побудительная причина, повод к какому-н. действию; 2) довод в пользу чего-н.; 3) простейшая единица сюжета; тема, сюжет произведения искусства; 4) простейшая ритмическая единица мелодии. Мелодия, напев. Включено также понятие МОТИВАЦИЯ как:

1) система доводов, аргументов в пользу чего-н., мотивировка; 2) совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.) [21, т. 2, стб. 266]. Последняя ремарка (псих.) означает, что это слово стало уже употребляться в психологическом контексте.

Большой академический словарь 1957 г. указывает такие значения слова МОТИВ, как: 1) основание, причина, повод (к какому-либо действию); довод в пользу чего-либо;

2) в музыке - простейшая ритмическая единица мелодии; мелодия, напев; 3) идея или тема произведения искусства; простейшая составная часть сюжета; 4) образец, отличительная особенность (рисунка, изображения); кружевной или вышитый узор. МОТИВАЦИЯ также трактуется более психологично, как «совокупность доводов, мотивов в пользу чего-либо, мотивировка; совокупность мотивов, побудительных причин, обусловливающих тот или иной поступок» [19, т. 6, стб. 1296-1297].

Следовательно, «мотив» как научное понятие представляет собой заимствованное слово, термин из сферы искусства (прежде всего музыки), который получил далее более широкое применение в психологическом контексте, фактически вытеснив из научного русскоязычного категориально-понятийного аппарата слово «побуждение» и некоторые его синонимы. Подведём итоги:

1. Побуждение можно рассматривать как многомерный концепт в соответствии с фрейдовской структурой личности: 1) Оно / неосознанное - осознанное; 2) Я / потенциальное - актуальное; 3) Сверх-Я / спонтанное - императивное.

2. Трехмерная модель побуждений включает параметры осознанности, реализованности и детерминированности и шесть основных форм: влечение -желание, намерение - стремление, хотение - долженствование.

3. Психологическая феноменология, охватываемая понятием «побуждение», часто заменена в современных русскоязычных научных публикациях категориями «мотив» и «мотивация».

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

2. Вундт В. Очерк психологии. СПб., 1896.

3. Гефдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. СПб., 1898.

4. Гочева И.В. Концептуальный анализ побуждения (на материале русского и английского языков) // Неофилология. 2021. Т. 7. № 26.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1863-1866.

6. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. № 3.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

8. Казакова И.В. Побуждение к действию как результат регуляции внутренней активности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35).

9. Кузьминых К. Послушание или самодетерминация? // Mundo Eslavo. 2019. № 18.

10. Левин К. Намерение, воля и потребность // Динамическая психология: Избранные труды. М., 2001.

11. Леонтьев А.Н. Лекция 3 // Лекции по общей психологии. М., 2000.

12. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

13. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.

14. Одинцова М.М., Москвичева Н.Л., Костромина С.Н., Зиновьева Е.В. Обыденные представления о самодетерминации личности: структура и феноменология // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 3.

15. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М., 2002.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. II.

17. Словарь Академии Российской: в 6 т. СПб., 1789-1794.

18. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985-1988.

19. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. В.И. Чернышёва. М., Л., 1948-1965.

20. Словарь церковно-славянского и русского языка Императорской Академии наук: в 4 т. СПб., 1847.

21. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.

22. Фрейд З. Влечения и их судьба // Основные психологические теории в психоанализе: сб. стате. М., 1923.

23. Шкляр Т.Л. Мотивация: ракурс из психоанализа // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 3.

24. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 полутомах с ил. и доп. мат. СПб., 1890-1907.

25. Яновский Н.М. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту: содержащий разные в российском языке встречающиеся иностранные речения и технические термины: в 3 т. СПб., 1803-1806.

Е.А. Трухан

кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук Белорусский государственный университет, г. Минск Е-mail: elenapsybsu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.