Научная статья на тему 'Требования законодательства при переходе на цифровые технологии в деятельности опасных производственных объектов'

Требования законодательства при переходе на цифровые технологии в деятельности опасных производственных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ / ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА / НАРЯД-ДОПУСК В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / DIGITALIZATION / VIDEO MONITORING SYSTEM AT HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES / PROTECTION OF EMPLOYEE'S PERSONAL DATA / PERMIT-TO-WORK IN ELECTRONIC FORM / ELECTRONIC SIGNATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седова Ж.И.

Цифровизация является одним из механизмов глобализации, проникающих во все процессы жизнедеятельности, включая производственные отношения, требующие жесткого правового регулирования в сфере охраны труда и техники безопасности. Переход к цифровым технологиям при эксплуатации опасных производственных объектов должен обязательно соответствовать законодательным требованиям, в связи с чем процесс диджитализации в этой области не опередит правовое регулирование, которое обычно отстает от складывающихся отношений с использованием цифровых технологий. Таким образом, актуальной задачей современного правового регулирования в сфере промышленной безопасности является разработка сбалансированных норм, позволяющих цифровизировать процессы в области техники безопасности и охраны труда при эксплуатации технологически сложного оборудования. Примером цифровизации на производстве является законодательное закрепление электронного наряда-допуска на выполнение работ в электроустановках и совокупности юридических требований к установке системы видеонаблюдения на опасных производственных объектах для сбора и обработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION REQUIREMENTS FOR THE TRANSITION TO DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES

Digitalization is one of the mechanisms of globalization, getting into all processes of daily living activities, including production relations, which require strict legal regulation in the field of health and safety. The transition to the digital technologies in the operation of hazardous industrial facilities shall be mandatory in compliance with the law requirements, and therefore the process of digitalization in this area will not precede the legal regulation, which usually lags behind the emerging relationship with the use of digital technologies. Thus, an actual task for modern legal regulation in the field of industrial safety is the development of balanced norms that allow to digitalize the processes in the field of health and safety when operate technologically complex equipment. An example of digitalization at the production operation is the legislative consolidation of an electronic permit-to-work form for the performance of works in electricity-generating equipment and a complex of legal requirements for the installation of a video monitoring system at hazardous production facilities for the collection and processing of information.

Текст научной работы на тему «Требования законодательства при переходе на цифровые технологии в деятельности опасных производственных объектов»

УДК: 351:004.9

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Ж.И. Седова,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры международного права

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет

правосудия»

117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69 E-mail: zhanna.sedova@enel.com

Аннотация: цифровизация является одним из механизмов глобализации, проникающих во все процессы жизнедеятельности, включая производственные отношения, требующие жесткого правового регулирования в сфере охраны труда и техники безопасности. Переход к цифровым технологиям при эксплуатации опасных производственных объектов должен обязательно соответствовать законодательным требованиям, в связи с чем процесс диджитализации в этой области не опередит правовое регулирование, которое обычно отстает от складывающихся отношений с использованием цифровых технологий. Таким образом, актуальной задачей современного правового регулирования в сфере промышленной безопасности является разработка сбалансированных норм, позволяющих цифровизиро-вать процессы в области техники безопасности и охраны труда при эксплуатации технологически сложного оборудования. Примером цифровизации на производстве является законодательное закрепление электронного наряда-допуска на выполнение работ в электроустановках и совокупности юридических требований к установке системы видеонаблюдения на опасных производственных объектах для сбора и обработки информации.

Ключевые слова: диджитализация, система видеонаблюдения на опасных производственных объектах, защита персональных данных работника, наряд-допуск в электронном виде, электронная подпись.

LEGISLATION REQUIREMENTS FOR

THE TRANSITION TO DIGITAL TECHNOLOGIES

IN THE ACTIVITIES OF HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES

Zh.I. Sedova,

Russian State University of Justice

69, Novocheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117418

E-mail: zhanna.sedova@enel.com

Annotation: digitalization is one of the mechanisms of globalization, getting into all processes of daily living activities, including production relations, which require strict legal regulation in the field of health and safety. The transition to the digital technologies in the operation of hazardous industrial facilities shall be mandatory in compliance with the law requirements, and therefore the process of digitalization in this area will not precede the legal regulation, which usually lags behind the emerging relationship with the use of digital technologies. Thus, an actual task for modern legal regulation in the field of industrial safety is the development of balanced norms that allow to digitalize the processes in the field of health and safety when operate technologically complex equipment. An example of digitalization at the production operation is the legislative consolidation of an electronic permit-to-work form for the performance of works in electricity-generating equipment and a complex of legal requirements for the installation of a video monitoring system at hazardous production facilities for the collection and processing of information.

Key words: digitalization, video monitoring system at hazardous production facilities, protection of employee's personal data, permit-to-work in electronic form, electronic signature.

Основными видами деятельности, цифровизация которых активно реализуется на практике обществами, владеющими промышленными объектами, являются: в производственной сфере - это организация видеонаблюдения за производственными процессами для целей сокращения несчастных случаев и повышения дисциплины труда работников; в сфере корпоративного управления - это создание электронной платформы для организации деятельности совета директоров, электронного голосования акционеров на общем собрании акционеров, если такая возможность электронного голосования закреплена уставом общества; в сфере трудового права - это подписание электронной подписью документов, регулирующих трудовые отношения; в сфере организации документооборота - это

создание электронного документооборота компании по ознакомлению, согласованию документов, их обмену и хранению; в сфере налогового учета - это подписание электронной подписью документов, имеющих налоговые последствия и обмен информацией с налоговыми органами по цифровым каналам связи. Каждая компания заинтересована в диджитализации1 своих процессов и нахождении тех цифровых решений, которые приспособлены исключительно под внутренние требования и специализацию компании или холдинга. Однако для того, чтобы цифровизировать те или иные направления деятельности в обществе, необходимо разобраться, насколько российское законодательство обладает гибкостью для возможности применения цифровых решений. Особенно существенное значение имеет соответствие диджитал-технологий, используемых на опасных производственных объектах, жестким требованиям действующего законодательства.

Цифровизация в производственной сфере выражается, прежде всего, в установке систем мониторинга показателей состояния действующего оборудования, систем алкотестирования работников на проходных пунктах и систем видеонаблюдения на опасных производственных объектах, что позволяет передавать оперативно информацию о нарушениях охраняемого периметра объектов, нарушениях правил эксплуатации и ремонтов основного оборудования, об авариях на производстве.

В связи с тем, что для целей мотивации исполнения дисциплины труда, соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда работодатель стремится повсеместно устанавливать видеонаблюдение для сбора и обработки соответствующей информации, то необходимо проанализировать законодательные требования к установке и использованию системы видеонаблюдения на опасных производственных объектах.

Действующее трудовое законодательство РФ не содержит положений, запрещающих организациям устанавливать системы видеонаблюдения, равно как и положений, регулирующих порядок установки системы видеонаблюдения на рабочих местах. Вместе с тем в некоторых случаях установка видеонаблюдения может быть предписана требованиями закона. В частности, согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Кроме того, в силу статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Рабочее

1 Диджитализация (от английского слова «digitaHzatюn») - переход на цифровые технологии, на электронные каналы взаимодействия (с клиентами, акционерами и т.п.).

место работника прямо или косвенно находится под контролем работодателя согласно части 6 статьи 209 Трудового кодекса РФ. Следовательно, установка систем видеонаблюдения на производственных объектах (в производственных помещениях) является нормативно обоснованной, поскольку обусловлена выполнением работодателем требований по обеспечению охраны труда и техники безопасности.

Установка систем видеонаблюдения на рабочих местах административных работников вспомогательных функций (бухгалтеров, юристов и т.п.), т.е. не связанных непосредственно с производством, должна быть выполнена в соответствии с законом и (или) трудовым договором, когда видеонаблюдение необходимо для обеспечения безопасных условий труда, сохранности материальных ценностей и надлежащего выполнения работником других трудовых обязанностей. Таким образом, при установке на рабочих местах системы видеонаблюдения необходимо соблюдать следующее.

1) Право работника на информацию об условиях труда:

Согласно части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. Таким образом, при установке систем видеонаблюдения на рабочих местах необходимо проинформировать работника под роспись о наличии видеонаблюдения на рабочем месте, а места установки видеокамер (систем видеонаблюдения) обозначить соответствующими табличками.

2) Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны:

В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ. Правовая охрана изображения гражданина как нематериального блага предусмотрена статьей 152.1 Гражданского кодекса РФ с изъятием из общего запрета - например, когда видеосъемка производится в местах, открытых для общего доступа1. Таким образом, в целях недопущения нарушения указанных прав работников не допускается установка системы видеонаблюдения в раздевалках, душевых, туалетах, медпунктах и иных местах, связанных с частной (личной, семейной) жизнью работника.

3) Защита персональных данных работника:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно опреде-

1 Патракеев С., Дмитриев Д. Видеонаблюдение: юридические аспекты // Трудовое право. 2012. № 6. С. 105-117.

ленному либо определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Осуществление видеонаблюдения за трудовым процессом и, соответственно, за работником расценивается как обработка персональных данных, поскольку под «обработкой персональных данных» согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» понимается сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу статьи 87 Трудового кодекса РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов. Лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 90 Трудового кодекса РФ).

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены условия и порядок обработки персональных данных в целях недопущения нарушения прав обладателей персональных данных.

Обращаю внимание, что согласно Разъяснениям Роскомнадзора1 «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки» при ведении видеонаблюдения в рабочих помещениях

1 Согласно статье 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - «Роскомна дзор») является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

оператора с целью фиксации возможных действий противоправного характера согласно статье 74 Трудового кодекса РФ работники должны быть уведомлены за два месяца об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (введением видеонаблюдения), под роспись.

В то же время суды придерживаются иного подхода и считают, что не требуется включать в трудовой договор специальное условие о системе видеонаблюдения на рабочем месте, так как видеонаблюдение является необязательным условием трудового договора с учетом части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, т.е. наличие или отсутствие видеонаблюдения рабочего места не относится к существенным условиям труда, в связи с чем не нужно уведомлять работников об установке видеонаблюдения за два месяца в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ. Установка системы видеонаблюдения на рабочем месте не является изменением условий трудового договора, так как видеонаблюдение связано с обеспечением безопасности и не является и источником получения персональных данных работника по смыслу, заложенному в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»1.

Учитывая вышеизложенное, в целях соблюдения перечисленных выше требований российского законодательства при введении системы видеонаблюдения в обществе, в том числе на его производственных объектах, необходимо: (1) разработать локальный нормативный акт, регламентирующий: места установки систем видеонаблюдения; порядок и условия установки, использования систем видеонаблюдения; порядок и условия использования, хранения, уничтожения информации (данных) с систем видеонаблюдения; ответственных лиц за соблюдение требований по установке, использования систем видеонаблюдения, а также сборе, хранении/ уничтожении данных (информации) с систем видеонаблюдения; (2) ознакомить работников общества с указанным локальным актом под роспись согласно статье 22 Трудового кодекса РФ; (3) в помещениях, в которых будет вестись видеонаблюдение, разместить информационные таблички об установке системы видеонаблюдения с графическим изображением, а также текстовым информированием о наличии видеонаблюдения; (4) проверить наличие письменного согласия всех работников на обработку персональных данных работников, в том числе с использованием систем видеонаблюдения в помещениях, в периметре охраняемой зоны территории общества.

Одним из важных вопросов в сфере обеспечения техники безопасности при выполнении ремонтов оборудования собственным операци-

1 См. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2016 № 3330048/2016, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15.10.2013 по делу № 33-8403/2013 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

онным персоналом и (или) работниками подрядных организаций является оформление нарядов-допусков. От соблюдения выдающим лицом порядка оформления наряда-допуска и выполнения ремонтной бригадой требований наряда-допуска зависит безопасность проведения работ и ответственность должностных лиц за отсутствием несчастных случаев на производстве. Выдача нарядов-допусков относится к требованиям охраны труда и является элементом промышленной безопасности. Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий1.

Порядок оформления наряда-допуска (далее - «наряд») для безопасного проведения работ зависит от вида технологически сложного оборудования, на котором необходимо выполнить ремонтные работы. Для целей выполнения ремонтных работ на электроустановках разрешается выдача нарядов в электронном виде.

До 03.08.2014 оформление нарядов регулировалось «ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 05.01.2001 № 3 и Приказом Министерства энергетики РФ от 27.12.2000 № 163, (далее - Межотраслевые правила)2. Согласно пункту 2.2 Межотраслевых правил письменная форма для наряда до 03.08.2014 была обязательной. Однако 03.08.2014 вступил в силу Приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (далее - «Приказ № 328н»). Согласно пункту 6.1 Приказа № 328н наряд разрешено оформлять в электронном виде и передавать по электронной почте. При этом согласно пункту 6.6 Приказа № 328н выдача и заполнение наряда, ведение журнала учета работ по нарядам и распоряжениям допускается в электронной форме с применением автоматизированных систем и использованием электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеприведенных положений Приказа № 328н очевидно, что в электронной форме могут осуществляться следующе действия: оформление наряда (выдача и заполнение наряда) по форме Приложения № 7 к Приказу № 328н, передача наряда, ведение журнала учета работ по нарядам и распоряжениям.

1 Устинов А.А. Классификация опасных производственных объектов и требования промышленной безопасности // Правовой энергетический форум. 2015. № 4. С. 4-11.

2 Документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, утвердившего новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Следует учитывать, что оформление (выдачу и заполнение) наряда, а также его передачу осуществляет работник, выдающий наряд. Пункт 5.2 Приказа № 328н устанавливает исчерпывающий перечень работников, ответственных за безопасное ведение работ в электроустановках. Таким образом, только работник, выдающий наряд, может использовать электронную подпись, все другие лица, чьи подписи предусмотрены формой наряда, должны расписываться лично без применения электронной цифровой подписи. Согласно пункту 4.1 Приказа № 328н указания по заполнению наряда предусмотрены Приложением № 7 к Приказу № 328н. Приложением № 7 к Приказу № 328н предусмотрено наличие в наряде подписей всех лиц, перечисленных в пункте 5.2 Приказа № 328н, и этим лицам не предоставлено право использования электронной подписи, кроме работника, выдающего наряд. Поэтому проставление подписи в наряде всеми иными работниками, ответственными за безопасное ведение работ в электроустановках, кроме выдающего наряд, должно осуществляться на документе (наряде), изготовленном на бумажном носителе.

Приказ № 328н не определяет тип электронной подписи для наряда, указав общую ссылку в пункте 6.6 на необходимость использования электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок использования электронной подписи регулируется Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи», в статье 5 которого предусмотрены простая и усиленная электронные подписи, последняя делится на квалифицированную и неквалифицированную.

Наибольшей юридической силой обладает квалифицированная подпись, поскольку электронная квалифицированная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ. В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» презюмируется, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Например, в пункте 4.1.3 Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей (РД 34.03.201-97), утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 03.04.1997, указано, что наряд-допуск - это письменное распоряжение на безопасное производство работ. Таким образом, не допускается оформление в электронной форме наряда на безопасное проведение работ на тепломеханическом оборудовании и тепловых сетях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Учитывая вышеизложенные положения нормативных актов, а также в целях исключения риска признания наряда-допуска, подписанного электронной подписью, оформленным ненадлежащим образом, для подписания наряда-допуска электронной подписью сторонам договора подряда, в рамках которого необходимо выполнить работы по ремонту электроустановки, рекомендуется заключить отдельное соглашение об использовании электронной подписи, в котором предусмотреть согласие сторон на оформление нарядов посредством электронной подписи с определением вида электронной подписи, удостоверяющего центра, порядка создания и проверки электронных подписей и т.д.1

Несмотря на юридическую возможность заключения в электронном виде с использованием электронной подписи как гражданско-правового договора на выполнение работ на опасных производственных объектах, так и нарядов-допусков на некоторые виды работ, факт надлежащего заключения или оформления любого из документов может быть оспорен другим участником электронного документооборота и, соответственно, может стать основанием для судебного спора, в связи с чем в юридической науке также требуют изучения средств и способов доказывания в судебном процессе надлежащего использования цифровых технологий для выработки единого подхода к оценке электронных доказательств2.

Вышеописанные примеры применения цифровых систем мониторинга и цифровых решений при создании документов в сфере охраны труда и техники безопасности в электронном виде с использованием электронной подписи в процессе эксплуатации опасных производственных объектов свидетельствуют о том, что современное правовое регулирование посте-

1 Данная рекомендация сделана для тех обществ, которые до сих пор не перешли на процедуру оформления актов-допусков и нарядов-допусков в порядке Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных Приказом Минтруда России от 23.06.2016 № 310н, и продолжают оформление нарядов-допусков силами заказчика для работников подрядчика. В связи с существующими противоречиями в законодательстве, регулирующем порядок оформления актов-допусков и нарядов-допусков, ожидаются разъяснения от Минэнерго РФ по запросу генерирующей компании.

2 Крылов Е. Электронные доказательства: когда скайп, смс и переписка по e-mail помогут выиграть спор // Юрист компании. № 3. 2017. URL: https://e.lawyercom.ru/article. aspx?aid=540177 (дата обращения: 23.09.2018).

пенно закрепляет результаты диджитализации даже в опасных сферах, которые требуют специального государственного надзора и контроля.

Вне правового регулирования параллельно развиваются вспомогательные электронные ресурсы, оптимизирующие рабочие процессы, например, для эффективного решения задач служб технических ассистентов, осуществляющих техническое обслуживание сложного оборудования, юридических подразделений, служб безопасности и финансового мониторинга, служб по работе с корпоративными клиентами и по работе с проблемными активами. Такие электронные сервисы объединяют информацию о публичных процессах, информационные базы судов, сведения из реестра налоговых служб и залогов движимого имущества, выполняя поиск и тематическое обобщение любых доступных данных. Создаются центры данных о показателях работы оборудования на опасных производственных объектах для целей обобщения такой информации и выявления однотипных ошибок в работе оборудования, могущих привести к аварии, что позволит в будущем не устранять последствия аварий, а предотвращать их возникновение.

Библиографический список:

1. Крылов Е. Электронные доказательства: когда скайп, смс и переписка по e-mail помогут выиграть спор // Юрист компании. 2017. № 3. URL: https://e.lawyercom.ru/article.aspx?aid=540177.

2. Патракеев С., Дмитриев Д. Видеонаблюдение: юридические аспекты // Трудовое право. 2012. № 6. С. 105-117.

3. Устинов А.А. Классификация опасных производственных объектов и требования промышленной безопасности // Правовой энергетический форум. 2015. № 4. С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.