Научная статья на тему 'Требования современного рынка труда к компетенциям выпускников'

Требования современного рынка труда к компетенциям выпускников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малькова Ирина Леонидовна, Захарова Станислава Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования современного рынка труда к компетенциям выпускников»

компетенции и квалификации

выпускник вуза на рынке труда

Требования современного рынка труда к компетенциям выпускников

малькова

ириналеонидовна,

кандидат географических наук, доцент кафедры природопользования и экологического картографирования Удмуртского государственного университета, Ижевск

Захарова

Станислава Александровна,

аспирант Удмуртского государственного университета, Ижевск

В целом перечень компетенций российских бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование» в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте третьего поколения соответствует требованиям Европейских квалификационных рамок. Но работодателям формулировки большинства предметно-специфических компетенций кажутся недостаточно конкретными.

К

невостребованной работодателями является компетенция магистерского уровня — проведение самостоятельных научно и практически значимых исследований.

афедра природопользования и экологического картографирования географического факультета Удмуртского госуниверситета на протяжении трех лет (с 2011 по 2013) входила в рабочую группу по направлению «Экология» в реализации международного проекта «Создание сети центров «Тюнинг» в российских вузах в рамках программы Европейской комиссии Темпус IV «Внедрение методологии «Тюнинг» в систему образования Российской Федерации». На первом этапе на основе методологии «Тюнинг», собственного опыта, а также ФГОС был составлен список 18 предметно-специфических компетенций. На следующем этапе был проведен опрос участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, выпускников и работодателей) с целью выявления важности и уровня реализации выбранных компетенций. Общее количество респондентов составило 880 человек, из которых 192 работодателя. Это представители министерств и ведомств, производств, природоохранных и образовательных учреждений, то есть те, кто на сегодняшний день формирует рынок труда в области экологии и охраны окружающей среды. Респондентам было предложено по четырехбалльной шкале оценить степень важности и уровень реализации компетенций, что в дальнейшем легло в основу их ранжирования. При этом были использованы методы качественного анализа и одномерной статистики.

Таким образом, результаты исследования представляют собой оценку базовых компетенций, обусловленных общими тенденциями развития конкурентности на рынке труда, тре-

бованиями работодателей к системе высшего профессионального образования в условиях перехода на новый уровень образования. Результаты опроса дают возможность оценить профессиональную компетентность выпускников представителями всех групп участников образовательного процесса. Позволяют увидеть соотношение запросов работодателей с тем, что предлагают сегодня высшие учебные заведения, и наметить необходимые корректировки образовательных программ для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

С точки зрения работодателей

Анализ результатов оценки важности предметно-специфических компетенций показал наименьшую сходимость баллов между группой работодателей и группами преподавателей и студентов. В большинстве случаев расхождения во мнениях преподавателей и работодателей вызваны недостаточной определенностью реально необходимых на рынке труда компетенций экологов-природопользователей.

Невостребованной работодателями является компетенция магистерского уровня — проведение самостоятельных научно и практически значимых исследований в сфере экологии. Как наименее реализованная, работодателями была отмечена такая предметно-специфическая компетенция, как способность разрабатывать и ре-ализовывать стратегический план мероприятий по решению экологических проблем.

Необходимо уточнить, для какой конкретно сферы деятельности мы готовим нашего выпускника, провести сегментирование рынка труда. А затем, анализируя должностные инструкции, с учетом профессиональных стандартов, более целенаправленно формулировать предметно-специфические компетенции.

выпускник вуза на рынке труда

компетенции и квалификации

Экология на рынке труда

Общее количество выпускников очной формы обучения кафедры природопользования и экологического картографирования Удмуртского государственного университета за период с 1997 по 2012 год составило 206 человек, из них 141 был трудоустроен по специальности (68,4%). Результаты исследования структуры занятости выпускников, для которых первым местом трудоустройства после выпуска стала работа по специальности, свидетельствуют о том, что основным сегментом рынка труда для выпускников кафедры (54,6%) являются природоохранные подразделения предприятий и организаций.

Работодатель в данном сегменте ожидает, что каждый инженер-эколог может самостоятельно выполнить весь комплекс мероприятий, направленных на уменьшение платежей за негативное воздействие на окружающую среду и соблюдение законодательства, разработать экологические проекты для предприятия, получить разрешительную документацию на выбросы, сбросы, размещение отходов. Нередко достоверность, научная обоснованность и качество выполнения работ отходят на второй план, уступая место оперативности, умению отстоять свое мнение перед контролирующими органами и получить в конечном итоге положительное заключение. Данное направление деятельности предполагает выраженное ситуативное проявление компетентности, то есть умение эффективно применять на практике те или иные методики, осуществлять оперативное управление во внештатной ситуации.

Другие важные сегменты рынка труда выпускников (по 18,45%) — органы государственного управления природопользованием и про-ектно-изыскательские организации. В первом случае от выпускников требуются хорошее знание законодательных основ и нормативной базы в сфере природопользования, владение методами экологического менеджмента и аудита, умение пользоваться электронными базами нормативных документов. Должностные обязанности представителей контролирующих органов в области охраны окружающей среды и управления природопользованием строго регламентированы и предполагают умение грамотно применить к конкретной ситуации норму экологического права и методический инструментарий, соблюдая регламенты и неся ответственность за результаты принимаемых решений.

Профессиональные функции специалистов экологического профиля, задействованных в проектных и проектно-изыскательских организациях, заключаются в разработке природоохранной документации, согласовании и техническом сопровождении экологических проектов, осуществлении работ по экологическому аудиту. Осуществляемая специалистом-экологом экспертная оценка и консалтинг подразумевают хорошее знание нормативно-правовой базы, инженерно-технологических аспектов и процессов, происходящих в окру-

жающей среде под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Это требует хорошей подготовки в области прикладных наук о земле — геологии (в т. ч. инженерной геологии, гидрогеологии, геофизических методов исследования), а также топографии и картографии. Необходимо также умение сопоставлять информацию, моделировать и прогнозировать те или иные ситуации и процессы, что имеет характер исследовательской деятельности. Именно в этой сфере в наибольшей степени востребована компетенция уровня магистра — способность проводить самостоятельные, оригинальные, научно и практически значимые исследования в предметной сфере.

Работа специалистов экологического профиля в образовательных и просветительских учреждениях требует сочетания когнитивного компонента в профессиональной экологической компетенции, характеризующего высокий академический уровень экологической образованности, и личностного компонента, позволяющего добиваться поставленных педагогических задач. Данный сектор рынка труда для эко-логов-природопользователей не самый значимый — 8,5%.

Наименее устраивала работодателей практическая, экономическая и юридическая подготовка выпускников и их способность применять имеющиеся знания при решении новых проблем. Работодателю в большинстве случаев нужен довольно узкоспециализированный работник, причем, на уровне бакалавра, умеющий по шаблону, по инструкции выполнять определенный набор функций. В очень редких случаях приветствуются инициативность, креативность, инновационная деятельность, не говоря уже о научной значимости результатов деятельности. Преподаватели придерживаются традиционной точки зрения, в соответствии с которой выпускник вуза — это, прежде всего, интеллигентный человек.

В этом случае необходимо решить, какие требования должны учитываться при проектировании образовательной программы. Кем является работодатель в образовательном процессе — заказчиком или потребителем? Насколько тесной должна быть связь между рынком труда и рынком образовательных услуг? Что дает для производства магистерское образование, если магистра готовят, прежде всего, как исследователя? С другой стороны, достаточно ли знаний дает бакалавриат для успешной работы выпускника во всех сферах производства?

необходимо уточнить, для какой конкретно сферы деятельности мы готовим нашего выпускник. А затем с учетом профессиональных стандартов более целенаправленно формулировать предметно-специфические компетенции.

Нередко достоверность, научная обоснованность и качество выполнения работ отходят на второй план, уступая место оперативности, умению отстоять свое мнение перед контролирующими органами.

Работодателю в большинстве случаев нужен довольно узкоспециализированный работник, причем, на уровне бакалавра, умеющий по шаблону, по инструкции выполнять определенный набор функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.