Научная статья на тему 'Анализ рынка труда экологов как необходимое условие формирования образовательных программ направления подготовки «Экология и природопользование»'

Анализ рынка труда экологов как необходимое условие формирования образовательных программ направления подготовки «Экология и природопользование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОЛОГА-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ЭКОЛОГОВ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / ENVIRONMENTAL EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SPECIFIC COMPETENCES OF STUDENTS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стурман Владимир Ицхакович, Малькова Ирина Леонидовна, Захарова Станислава Александровна

Рассмотрены возможности корректировки образовательных программ по направлению подготовки «Экология и природопользование», исходя из анализа рынка труда специалистов экологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стурман Владимир Ицхакович, Малькова Ирина Леонидовна, Захарова Станислава Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploration of labour market for ecologists as a necessary condition for the development of educational programs on the subject “Ecology and nature management”

The opportunities for the correction of educational programs on the subject “Ecology and nature management” on the basis of the analysis of the labour market for specialists in environmental science are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка труда экологов как необходимое условие формирования образовательных программ направления подготовки «Экология и природопользование»»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

179

2013. Вып. 4

УДК 372.891 (045)

В.И. Стурман, И.Л. Малькова, С.А. Захарова

АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА ЭКОЛОГОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Рассмотрены возможности корректировки образовательных программ по направлению подготовки «Экология и природопользование», исходя из анализа рынка труда специалистов экологического профиля.

Ключевые слова: экологическое образование в высшей школе, предметно-специфические компетенции эколога-природопользователя, трудоустройство экологов-природопользователей.

Формирование профессиональных компетенций для современного специалиста имеет большое значение. Компетенции в высшем профессиональном экологическом образовании - это набор квалификационных требований, предъявляемых к подготовке студентов по направлению «Экология и природопользование» и в целом ориентированных на формирование профессиональной компетентности выпускников [1].

Сопоставление требований Европейских квалификационных рамок и компетенций по направлению «Экология и природопользование» в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте третьего поколения говорит в целом о соответствии перечня компетенций российских бакалавров и магистров международным рамкам. Но анализ этих списков со стороны, прежде всего работодателей, позволяет говорить о «размытости» формулировок большинства предметно-специфических компетенций, необходимости их конкретизации.

Компетентностный подход мало провозгласить. Содержащиеся в новом стандарте формулировки, например, «...знание нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ. (ПК-8 ФГОС)» - всего лишь декларация, причем очень далекая от реальности. Ни в стандартах, ни в опубликованных программах дисциплин, даже не обозначены основные на сегодня виды профессиональной деятельности в данной области, такие как инженерно-экологические изыскания, разработка природоохранных разделов проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе в части воздействия на окружающую среду (что сегодня не тождественно экологической экспертизе). Соответственно, задача подготовки выпускников к указанным видам профессиональной деятельности в государственном стандарте пока не только не решена, но даже не поставлена.

Нормативных документов, «регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ», существуют многие сотни, а с региональными и тысячи. Это не только законы и кодексы, но и бесчисленные постановления, письма, приказы руководителей ведомств, в том числе давно упраздненных, а также СНиПы, ГОСТы, СанПиНы, ГН, СП, РД, МУ и т.п. К тому же, в отличие от реальной экономики, где на кону серьезные деньги, в природопользовании систематизированные и постоянно обновляющиеся своды нормативных документов типа «Консультанта» отсутствуют. Всю нормативную базу не знают даже ее разработчики. Преподаватели и те могут в лучшем случае «знать, что надо знать». Работу эколога, так же как и экономиста, юриста сегодня существенно облегчает наличие электронных справочных систем («Консультант» и т.п.). Однако ни во ФГОС, ни в опубликованных программах базовых дисциплин об этом ничего не сказано.

Кафедра природопользования и экологического картографирования географического факультета Удмуртского госуниверситета на протяжении 2011-2013 гг. входила в состав рабочей группы по направлению «Экология» в реализации международного проекта «Создание сети центров "Тюнинг" в российских вузах» в рамках программы Европейской комиссии Темпус IV «Внедрение методологии "Тюнинг" в систему образования Российской Федерации». На первом этапе реализации данного проекта на основе методологии «Тюнинг», собственного опыта, а также ФГОСа для бакалавров и магистров с учетом направления подготовки был составлен список предметно-специфических компетенций. По направлению «Экология» в данный список первоначально вошло 18 компетенций. На следующем этапе для корректировки списка был проведен опрос участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, выпускников и работодателей) с целью выявления важности и уровня

2013. Вып. 4

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

реализации выбранных компетенций [2].

Наибольший интерес представляют результаты опроса работодателей как основных потребителей конечного продукта образовательных услуг. Общее количество респондентов составило 192 человека: представители министерств и ведомств, производств, природоохранных и образовательных учреждений, то есть те, кто на сегодняшний день формирует рынок труда в области экологии и охраны окружающей среды.

Анализ результатов оценки важности предметно-специфических компетенций показал наименьшую сходимость баллов между группой работодателей и группами преподавателей и студентов. Из наиболее важных для эколога-природопользователя были названы следующие компетенции:

- понимать взаимодействие процессов окружающей среды и оценивать их последствия;

- знать и понимать основные факты, концепты, процессы, принципы и теории экологии;

- адекватно оценивать источники информации по вопросам экологии.

Эти же компетенции были указаны как наиболее реализованные. Также в числе наиболее важных работодатели отметили компетенции сугубо практической направленности:

- понимать принципы деятельности и ответственности специалистов в сфере экологии и их роль в обществе;

- самостоятельно анализировать элементы окружающей среды в полевых и лабораторных условиях, описывать, оформлять документально и представлять результаты исследования;

- выбирать и применять необходимые инструменты для анализа и обработки информации по вопросам экологии.

По мнению большинства опрошенных работодателей, наименее важными оказались такие компетенции, как:

- быть способным вести преподавательскую деятельность по направлению «Экология»;

- понимать и использовать специальные термины при решении экологических проблем.

Невостребованной работодателями является компетенция уровня магистра - проводить самостоятельные, оригинальные, научно и практически значимые исследования в сфере экологии.

Как наименее реализованная работодателями была отмечена такая предметно-специфическая компетенция, как «способность разрабатывать и реализовывать стратегический план мероприятий по решению экологических проблем». Средняя оценка уровня реализации компетенций составила 2,995 балла (по 4-балльной шкале). Причем со стороны работодателей по всем компетенциям были получены более высокие баллы в сравнении с оценками преподавателей. Ранжирование компетенций выявило наибольшие расхождения между группами преподавателей и работодателей (0,75). Удивляться этому не приходится. Все-таки «разрабатывать и реализовывать стратегические планы» чего-либо -прерогатива людей, обремененных жизненным и производственным опытом, а отнюдь не юных выпускников. И кому, как не преподавателям, это понимать?!

По многим компетенциям также были отмечены расхождения между работодателями и студентами. Видимо, даже при наличии производственных и предквалифиционных практик на старших курсах студенты далеко не всегда адекватно оценивают свои знания, умения и навыки относительно требований работодателей.

Во многом аналогичные результаты были получены в 2000 г. при ранжировании работодателями компетенций выпускников экологических специальностей [1]. Среди наименее устраивающих работодателей компетенций доминировали: слабая практическая, экономическая и юридическая подготовка, способность применять имеющиеся знания при решении новых проблем.

В большинстве случаев расхождения вызваны недостаточной определенностью реально необходимых компетенций. Для устранения несоответствия между уровнем подготовки выпускников и запросами работодателей необходима корректировка формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Необходимо уточниться, для какой конкретно сферы деятельности мы готовим нашего выпускника, провести сегментирование рынка труда для специалистов экологического профиля. А затем, анализируя должностные инструкции, с учетом профессиональных стандартов, более целенаправленно формулировать предметно-специфические компетенции.

Общее количество выпускников очной формы обучения кафедры природопользования и экологического картографирования Удмуртского государственного университета за период с 1997 по 2012 г. составило 206 чел., из них трудоустроен по специальности 141 чел. (68,4%). Результаты исследования структуры занятости выпускников, для которых первым местом трудоустройства после выпуска стала

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2013. Вып. 4

работа по специальности, свидетельствуют о том, что основным сегментом рынка труда для выпускников кафедры (54,6%) являются природоохранные подразделения предприятий и организаций.

Ключевой компетенцией, необходимой для природоохранной работы на уровне предприятия или природоохранного органа низового уровня, является владение методами разработки предельно-допустимых выбросов, предельно-допустимых сбросов, предельных нормативов образования отходов и лимитов размещения и платы за загрязнение окружающей среды [3]. Указанные документы экологического нормирования разрабатываются на основе проведения инвентаризации источников загрязнения (единиц производственного оборудования), что предполагает наличие у студентов некоторых основ технических знаний и умения хотя бы читать генплан. Требуется также использование многочисленных методик расчета образования загрязняющих веществ, что предполагает наличие вычислительных навыков. Разработка практических природоохранных мероприятий предполагает использование очистных сооружений с учетом их назначения и технических характеристик. Однако согласно образовательным стандартам и программам дисциплин базовой части техническая грамотность студентов-экологов не предусматривается.

Не менее важна практическая экономика природопользования на уровне предприятия. Не теорема Коуза и не абстрактные схемы, а знание плана счетов и умение анализировать бухгалтерский баланс. Курсы экологического менеджмента и аудита согласно ГОС и ФГОС в учебные планы введены и преподаются уже более 10 лет. Однако, если студенты до их изучения не освоили некоторые основы бухгалтерского учета, то очень мала вероятность того, что, став государственными инспекторами, они смогут проверить реальность выполнения предприятием планов природоохранных мероприятий, предписаний и т. п. При этом велика вероятность, что менеджмент и аудит в их исполнении сведутся к перекладыванию и подшиванию бумаг, не ими составленных.

Также важно отметить, что эколог (инженер-эколог) на предприятии часто является единственным специалистом данного профиля, и лишь на крупных и крупнейших предприятиях может работать в составе небольшого отдела или бюро, и практически никогда - в составе многочисленного коллектива коллег. Это означает, что молодому специалисту-экологу обычно бывает не у кого учиться по месту работы, а всю ответственность за принимаемые решения необходимо брать на себя. Такие условия работы не могут не повышать требования к самостоятельности и ответственности за счет менее значимых в подобных условиях навыков «командной работы».

Анализ должностных инструкций инженеров по охране окружающей среды (экологов) не выявил существенной дифференциации в перечне профессиональных обязанностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Работодатель в данном сегменте ожидает, что каждый инженер-эколог может самостоятельно выполнить весь комплекс мероприятий, направленных на уменьшение платежей за негативное воздействие и соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды, включающий разработку для предприятия экологических проектов, получение разрешительной документации на выбросы, сбросы, размещение отходов. Нередко достоверность, научная обоснованность и качество выполнения работ отходят на второй план, уступая место оперативности, умению отстоять свое мнение перед контролирующими органами и получить в конечном итоге положительное заключение. Данное направление деятельности предполагает выраженное ситуативное проявление компетентности, то есть умение эффективно применять на практике те или иные методики, осуществлять оперативное управление во внештатной ситуации.

На небольших предприятиях (а это - преобладающая часть рынка труда сегодня) эколог нередко совмещает функции специалиста по охране труда. Поэтому преподавание дисциплины «Охрана труда и производственная санитария» в довольно значительном объеме (3 зачетных единицы, 72 аудиторных часа) способствует повышению конкурентноспособности выпускников кафедры.

Другие важные сегменты рынка труда выпускников (по 18,45%) - органы государственного управления природопользованием и проектно-изыскательские организации. В первом случае от выпускников требуются хорошие знания законодательных основ и нормативной базы в сфере природопользования, владение методами экологического менеджмента и аудита, умение пользоваться электронными базами нормативных документов («Консультант» и т. п.). Должностные обязанности представителей контролирующих органов в области охраны окружающей среды и управления природопользованием строго регламентированы и предполагают умение грамотно применить к конкретной ситуации норму экологического права и методический инструментарий, соблюдая регламенты и неся ответственность за результаты принимаемых решений.

2013. Вып. 4

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Профессиональные функции специалистов экологического профиля, задействованных в проектных и проектно-изыскательских организациях, заключаются в разработке природоохранной документации, согласовании и техническом сопровождении экологических проектов, осуществлении работ по экологическому аудиту. Осуществляемая специалистом-экологом экспертная оценка и консалтинг подразумевают хорошее знание нормативно-правовой базы, инженерно-технологических аспектов и процессов, происходящих в окружающей среде под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Это требует хорошей подготовки в области прикладных наук о Земле - геологии (в т.ч. инженерной геологии, гидрогеологии, геофизических методов исследования), а также топографии и картографии. Необходимо также умение сопоставлять информацию, моделировать и прогнозировать те или иные ситуации и процессы, что носит характер исследовательской деятельности. Именно в этой сфере в наибольшей степени востребована компетенция уровня магистра - способность проводить самостоятельные, оригинальные, научно и практически значимые исследования в предметной сфере.

Работа специалистов экологического профиля в образовательных и просветительских учреждениях характеризуется сочетанием когнитивного компонента в профессиональной экологической компетенции, характеризующего высокий академический уровень экологической образованности и личностного компонента, позволяющего добиваться поставленных педагогических задач. Данный сектор рынка труда для экологов-природопользователей не самый значимый - 8,5%. В условиях отсутствия педагогической практики у студентов 4-х курсов в рамках дисциплины «Экологическое образование и воспитание» есть возможность ознакомиться со спецификой дополнительного школьного образования посредством экскурсий, мастер-классов, выездов в детские эколого-краеведческие лагеря, участия в научно-исследовательских проектах учащихся. Кроме того, организация учебного процесса на географическом факультете УдГУ предоставляет возможность получения дополнительной квалификации преподавателя.

В действующем стандарте подготовки специалиста (ГОС 2-го поколения, в редакции 2003 г.) дисциплины, предполагающие приобретение практических знаний и навыков, составляют всего 6 из 32, или 18,75%. Понятно, что в университетском образовании не обойтись без дисциплин общеобразовательных, фундаментальных, но все же доля специальных дисциплин очень мала. В учебном плане кафедры 2-го поколения за счет регионального и вузовского компонента, в частности цикла специальных дисциплин, доля «полезной нагрузки» составляет 30 из 74 (40,5%).

В новом учебном плане на основе стандарта ФГОС 3-го поколения при подготовке бакалавров доля аналогичной «полезной нагрузки» в базовой части больше - 11 дисциплин из 42 (26,2%). За счет профильной части доля «полезной нагрузки» нами доведена до 46,5% (33 дисциплины из 71).

Таким образом, с учетом запросов работодателей в условиях быстро меняющихся требований рынка труда необходимы постоянные корректировки образовательных программ, что будет способствовать повышению конкурентноспособности выпускников. При малочисленности контингентов студентов введение отдельных профилей подготовки соответственно сегментам рынка труда проблематично. В этих условиях анализ трудоустройства выпускников становится важным ориентиром при распределении объемов учебной нагрузки в вариативной части учебного плана. Не менее важны экономические и нормативные механизмы, поощряющие активность вузов в постоянной корректировке

учебных программ и планов и компенсирующие сопряженные с такой деятельностью затруднения.

* * *

1. Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального образования в России: анализ проблем. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. 192 с.

2. Малькова И.Л. Выявление приоритетных компетенций студентов направления подготовки «Экология» в рамках проекта "Тюнинг"» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о земле. 2012. Вып. 3. С. 147-154.

3. Стурман В.И., Яковлева Т.Н. Проблемы реализации компетентностного подхода в экологическом образовании и пути к их решению // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2006. Вып. 9. С. 121-132.

Поступила в редакцию 06.11.13

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2013. Вып. 4

V.I. Sturman, I.L. Malkova, S.A. Zakharova

Exploration of labour market for ecologists as a necessary condition for the development of educational programs on the subject "Ecology and nature management"

The opportunities for the correction of educational programs on the subject "Ecology and nature management" on the basis of the analysis of the labour market for specialists in environmental science are considered.

Keywords: environmental education at higher educational institutions, specific competences of students in the field of environmental science.

Стурман Владимир Ицхакович, доктор географических наук, профессор E-mail: st@izh.com

Малькова Ирина Леонидовна, кандидат географических наук, доцент E-mail: mi.izhevsk@mail.ru

Захарова Станислава Александровна, аспирант E-mail: stasy_zaharova@mail.ru

Sturman VI.,

doctor of geography, professor E-mail: st@izh.com

Malkova I.L.,

candidate of geography, associate professor E-mail: mi.izhevsk@mail.ru

Zakharova S.A., postgraduate student E-mail: stasy_zaharova@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.