В статье представлена научная концепция подготовки учителей физики к организации работы с учащимися - участниками различных этапов олимпиады по астрономии, которая содержит теоретическое обоснование работы учителя с олим-пиадной командой, структуру рабочей программы элективного курса и требования к учителю реализующего эту концепцию.
Шефер Ольга Робертовна
док. пед. наук, профессор ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» профессор кафедры теории и методики обучения физике г. Челябинск [email protected] Шахматова Валентина Васильевна канд. пед. наук, доцент кафедры естественноматематических дисциплин ГОУ ДПО «Челябинский ИПиПКРО г. Челябинск [email protected]
Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии
Как помочь учителю подготовить учащихся к олимпиаде по астрономии?
Ключевые слова: олимпиада по астрономии, концепция подготовки учащихся к олимпиаде, элективный курс, рабочая программа.
Человек думает, что создает идеи, но в действительности они создают его
КГ. Юнг
/Смоделировать и реализовать на практике си-Ч^стему подготовки учащихся к олимпиаде может только профессионально компетентный учитель. Компетентность, согласно словарю иностранных слов, -это «1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» [3, с. 247].
Т.Г. Браже отмечает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только профессиональными базовыми знаниями, но и ценностными ориентациями специалиста (что особо важно для организации воспитания подрастающего поколения), мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимодействия с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала [2, с. 39-62].
В.И. Юдин в своем исследовании рассматривает содержание профессионально-педагогической компетентности в аспекте ее развития через освоение вариативных педагогических технологий и выделяет четыре взаимосвязанных компонента компетентности:
1) интеллектуальные и волевые способности, нравственные позиции, профессиональные установки и мотивы, определяющие творческу ю активность педагога;
2) профессиональные знания (психологические, педагогические, предметно-научные, методические, обще-культурныс и др.) по основам наук, сведенья о существующем опыте практической деятельности, обеспечивающие научно-педагогические, методические и другие аспекты преемственности в деятельности учителя;
3) систему профессиональных замыслов, методологических ориентиров, практико-ориентированных проектов педагогической деятельности, обеспечивающих ее планомерность, целостность, прогнозируемость;
4) гностические, конструктивные, коммуникативные умения, обеспечивающие собственно исполнение профессиональных замыслов и проектов педагогической деятельности» [5, с. 93].
Анализируя публикации в психолого-педагогиче-ской литературе, посвященной исследованию компетентности, можем очертить компетентность учителя, осуществляющего подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии. Компетентность учителя проявляется:
• в профессионально-педагогических умениях и знаниях процесса моделирования и реализации современных подходов в работе с одаренными детьми;
• в умении своевременно корректировать приемы и методы, используемые как для теоретической подготовки учащихся, так практической (решении олимпи-адных задач разного вида, организации и проведении наблюдений объектов звездного неба в соответствии с программой олимпиады);
• в понимании необходимости систематически в течение всего учебного года проводить занятия с участниками школьной олимпиадной командой;
• в постоянном внимании к новым научным открытиям в области астрофизики и космонавтики;
• в умении конструировать учебный процесс с целью интеграции астрономического материала в курс физики, как основной, так и старшей (полной) школы. На основании описанной выше компетентности выделим требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии, учитывая, что требования выступают как обязательная необходимость наличия тех или иных качеств, реальных действий с соблюдением принципов и условий (присущих данной деятельности), приводящих к реализации целей.
Предъявлять какие-то требования к учителю можно лишь на подготовленной образованием основе и наличия необходимых качеств. К таким качествам относятся знание, интеллект, опыт, умения.
Учителю физики и астрономии, руководителю кружка «Юный астроном» или элективного курса по астрономии необходимо ясно осознавать, что для реализации цели - формирования астрономических знаний и умений у учащихся, способных оперировать ими при выполнении заданий как минимум областного этапа астрономической олимпиады, необходимо самому знать и уметь на данном или более высоком уровне.
В настоящее время имеется возможность объективной проверки у учителя уровня сформированно-сти астрономических знаний, умения решать олим-пиадные задачи, а, следовательно, реального уровня знаний им астрономии. Перед учителем стоит задача постоянного развития и повышения уровня знаний.
Повышать знания и обогащать свой опыт учитель может за счет:
1) решения задач «олимпиаднош» уровня из существующих задачников по астрономии и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), что является эффективной конкретной формой контроля и развития собственного уровня применения астрономического знания;
2) проявления интереса к современным астрофизическим открытиям, освещаемых в журналах «Земля и вселенная», «Знание сила» и сайтах Интернета;
3) отслеживания на основе «Астрономического календаря» (переменной его части) или «Школьного астрономического календаря» появления новых астрономических объектов на небе и осуществления наблюдения за ними;
4) создания электронных фотоальбомов и презентаций из снимков с теоретическим описанием наблюдаемых редких астрономических явлений;
5) разработки рабочих программ элективных курсов на основе рекомендаций, разработанных специалистами ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», имеющих следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка:
2.1 наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе, которой разработана рабочая программа;
2.2 обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения и пр.);
2.3 обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом;
2.4 обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
3. Календарно-тематический план
3. Перечень компонентов учебно-методическош комплекса, обеспечивающего реализация рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе)
4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
7. Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольноизмерительные материалы и др.)
Этими пунктами, разумеется, не исчерпываются возможные формы самоконтроля и саморазвития учителя.
В настоящее время олимпиадное движение является одной из общепризнанных и естественных форм выявления учащихся наиболее способных к деятельности в данной области и одной из конкретных форм профессиональной (в широком смысле слова) направленности образования. Для этого учителю, организующему подготовь учащихся к олимпиаде по астрономии, необходимы основы знаний этого процесса и сформированные организаторские умения. Что должно бьпъ заложено еще во время учебы в педагогическом вузе или сформировано в начале педагогической деятельности. К сожалению, в настоящее время астрономическое образование исчезло не только из общеобразовательных школ, но и ю всей России нет педагогических вузов, где бы на должном уровне готовили студентов к организации олимпиадного движения, тем более к организации и проведению олимпиады по астрономии.
Вышесказанным обосновывается необходимость введения спецкурса «Олимпиады школьников по астрономии» для студентов и модульного курса для практикующих учителей. При этом курс будет включать в себя как теоретическую часть - лекции, так и практическую. На практических занятиях необходимо формировать следующие навыки: решение олимпиадных задач разного типа; организация наблюдений и фотографирования космических объектов Особое внимание должно быть уделено пониманию основных условий и принципов подготовки и проведения олимпиад, подготовке учащихся к олимпиадам, осуществляемых в рамках кружковой работы или на элективных курсах.
Данный курс будет автоматически способствовать углубленному изучению астрономии (мотивирующий фактор). При этом, как нам представляется, в рамках практических занятий студенты будут участвовать в проведении олимпиад школьников по астрономии, получая навыки в реальной практике. Кроме того, как часть практических занятий, будет обязательным участие студентов во внутривузовской астрономической олимпиаде. Возможно также, что результатом занятий на курсе будет активное участие студентов и учителей физики в научных конференциях, на основе создания иллюстративного материала по наблюдениям за космическими объектами и явлениями, как инструментальным, так и визуальным, а так же их теоретического описания.
Несомненно, что данный курс будет способствовать формированию у студентов и учителей компетенций, необходимых для организации подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии.
На практике очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у учителей молодых и со стажем проявляется неосознанный дилетантский подход к орга-
низации подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии, низкий квалификационный уровень, особенно при проверке олимпиадных заданий. Эти проблемы в значительной степени могут быть устранены введением предлагаемых курсов: спсцкурса для студентов и модульного курса для учителей. В процессе занятий слушатели курсов (студенты и учителя) будут приобретаться знания и умения, а также опыт, необходимый для проведения астрономических олимпиад на различных этапах (школьный, муниципальный, региональный) на высоком организационном и профессиональном уровне.
Владение основами знаний всех разделов астрономии и методикой подготовки учащихся к выполнению заданий астрономической олимпиады в работе учителя предполагает:
• знание основных научных фактов, понятий, законов, научных теорий в их логической связи, как в рамках отдельных разделов, так и связующих всех разделов астрономии;
• знание соответствующего математического аппарата и физической теории.
Только при этих условиях учитель может быть свободным в стратегическом планировании своих занятий, не привязанным к какому-то конкретному учебник или задач никл , может не вставать в позу «скорбящего» критика.
Владение основами знаний всех разделов астрономии, позволяющее компактно представлять астрономические законы и принципы, результаты решения разного типа задач (которые часто сами носят довольно широкий характер в смысле их частных проявлений), проводить наблюдения за космическими объектами и фиксировать полученные результаты, необходимо начинать закладывать еще в школе, а в дальнейшем, при обучении в вузе (особенно в педвузе) и на курсах переподготовки и повышения квалификации, развивать целенаправленно в ходе лекций, практических занятий, консультаций, зачетов, экзаменов, индивидуальных занятий.
Владение методикой подготовки учащихся к выполнению заданий астрономической олимпиады, предполагает наличие у учителя таких умений и навыков как:
1. Определять разделы (темы) физики и математики, которые необходимы для выполнения олимпиадных задач для конкретной параллели.
2. Определять объем астрономической информации, которой должны владеть учащиеся, выступающие за соответствующую параллель, согласно спецификации олимпиадной работы.
3. Подбирать задачи разного типа согласно программе олимпиады по астрономии и принципам формирования комплекта заданий для различных этапов олимпиады.
4. Формировать у учащихся умение решать олим-пиадные задачи.
5. Формировать у учащихся умение самостоятельно проводить наблюдения за космическими объектами и на основе полученной информации составлять олимпиадные задачи и решать их.
Обучение учащихся умению решать задачи олим-пиаднош характера имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены системообразующей функ-
цией и выделением новых операций в структуре деятельности по решению задач:
• определение тем, разделов астрономии, физики и математики, по которым изучался теоретический блок, лежащий в основе решения олимпиадной задачи;
• построение умозаключений на основе комплексного применения знаний, с целью получения соотношения между условием и требованием задачи, определения их достаточности;
• выявление причинно-следственных связей, которые помогают правильно обосновать ответ к олимпиадной задаче.
Учителю, заинтересованному в подготовке учащихся к участию в олимпиаде, необходимо отчетливо осознавать, что его отношения с учениками должны быть партнерскими. Превосходство учителя может выражаться только в уровне знаний и умений. Чем выше эти качества, тем более учитель свободен в смысле педагогических воздействий на ученика, возникающих часто как реакция на обстоятельства. В психологическом плане необходимо учитывать, развивать некоторые явления, которые вроде бы находятся на поверхности, очевидны:
• считаться с чувством собственного достоинства учащихся;
• развивать чувство радости, удовлетворения за самостоятельно решенное задание;
• воспитывать стремление найти решение самостоятельно развивать настойчивость, упорство в достижении цели.
Учителю необходимо чувство меры в объеме заданий учащимся для самостоятельной работы и планировании учебных заданий по времени (после-олимпиадный, межолимпиадный, предолимпиадный периоды), знание способностей каждого, чтобы не допускать перегрузки, поскольку в организме возникают охранительные реакции, приводящие к притуплению творческого потенциала.
Список используемой и цитируемой литературы
1. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2Е2. - 164 с.
2. Браже Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление КГезисы к семинару 25-29 июля 199ПСПодред. ВВ.И. Онушкина. - Л.: НИИ ООВ, 199П - С. 39-62.
3. Словарь иностранных слов. - М.: Изд-во [Русский языкр 199Ш - 624 с.
4. Шефер О.Р. Теория и практика моделирования и диагностирования воспитательной работы учителя физики: Монография. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2ПЗ.
5. Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: ДиссП кан. пед. наук. - СПб., 1996. - 14Пс.