Таблица
Утилизация части теплоты сбросных вод ТЭС (АЭС) при помощи ТНУ_
Объем охлажденной воды (источник), м3/ч Теплота, извлекаемая ТНУ из воды, ГДж/ч Эквивалент извлекаемой теплоты Стоимость** замещенного природного газа, руб./г
по электроэнергии, МВт по природному газу*, тыс.мЗ/ч
1000 4,18 1,16 0,122 610
20000 (Ростовская ТЭЦ-2) 83,6 23,2 2,44 12200
240000 (Новочеркасская ГРЭС) 1003 278,6 23,2 146000
320000 (Ростовская АЭС, 2 ГВт) 1330 370,6 38,9 194500
*Теплота сгорания природного газа принята 34,3 МДж/м3 [1], **Стоимость природного газа - 5руб./м3
Анализ данных таблицы показывает, что утилизация лишь относительно небольшой ( 20 %) части избыточного тепла, заключенного в сбросных водах, например, НчГРЭС, была бы эквивалентной введению в эксплуатацию нового котлоагрегата. Добавим к этому, что благодаря снижению оборотной воды уменьшается тепловое загрязнение окружающей среды и может быть обеспечена надлежащая эффективность работы градирни.
В настоящее время одной из наиболее крупных в мире является стокгольмская ТНУ (Швеция), мощностью 320 МВт. Расположенная на причаленных к берегу баржах, она использует балтийскую воду с температурой 4оС (зимой), охлаждая ее до 2оС. Себестоимость вырабатываемого тепла на 20 % ниже таковой, достигаемой на газовой котельной [4]. Известно также, что общее количество тепла, вырабатываемого многочисленными ТНУ, составляет в Швеции около половины от потребного. Что касается нашей страны, валовый энергетический потенциал тепла выходящих из систем охлаждения ТЭС и АЭС вод оценен в огромную цифру - 108,5 млн. т у.т. [2], что эквивалентно почти 40 % всего добываемого угля.
По-видимому, основным условием для применения ТНУ в целях обеспечения эксплуатационной надежности систем охлаждения оборотной (а в ряде случаев и прямоточной) воды на отечественных тепловых и атомных электростанциях, является экономически приемлемое использование получаемой горячей воды как на самих электростанциях, так и на других объектах. Если предложить последнюю для горячего водоснабжения и отопления, то ТНУ на Ростовской ТЭЦ-2, например, может обеспечить соответствующие потребности почти тысячи семей, а на НчГРЭС - более 10 тысяч. Перспективно применение таких ТНУ и для тепличных хозяйств, снижая их расходы на традиционные энергоносители (уголь, газ и
т.д.) и улучшая в то же время экологические показатели производства.
В развитых странах, где интенсивно развивается индустрия ТНУ самой различной производительности, снабжающих теплом как индивидуальные дома, так и целые городские районы, технические перспективы применения поверхностных вод в качестве источников низкопотенциального тепла отчасти ограничены расстояниями между последними и местами его конечного использования. Согласно накопленному зарубежному опыту, крупная ТНУ с выходной мощностью около 10 МВт может быть удалена на расстояние до 10 км от водного источника низкопотенциального тепла, а при мощности до 1 МВт экономически приемлемое расстояние уменьшается до 1 км [5].
Список литературы
1. Политехнический словарь /Гл. ред. акад. А.Ю. Ит-линский. - 2-е изд. - Совет. Энциклопедия, 1980. -656 с.
2. Перспективы развития возобновляемых источников энергии в России. Результаты проекта TACIS Europe Aid/116951/C/SV/RU. Санковский А.Г./ Под ред. В.Г. Николаева. - М.: Изд. «АТМОГРАФ»,
2009.
3. Справочник по ресурсам ВИЭ России и местным видам топлива /П.П. Безруких, В.В. Дегтярев, В.В. Елистратов и др. - М.: ИАЦ «Энергия», 2007.
4. Гибилиско С. Альтернативная энергетика/ С. Гиби-лиско; [пер. с англ. А.В. Соловьева]. - М.: Эксмо,
2010.
5. Энергосберегающие технологии в современном строительстве /Пер. с англ. Ю.А. Матросова и В.А. Овчаренко; под ред. В.Б. Козлова. - М.: Стройиз-дат, 1990.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СПЕЦИАЛИСТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЫМОВЫХ И ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ
Марц Наталья Валентиновна
Заведующий отделом экспертизы зданий, сооружений, проектной документации, ООО «РЦДИС», г. Владивосток
Жилин Александр Игоревич Специалист по промышленной безопасности, ООО «РЦДИС», г. Владивосток
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы проведения работ по обследованию дымовых и вентиляционных металлических
труб.
Ключевые слова: промышленный альпинизм, требования, трубы.
Надзор, обследования, техническое обслуживание и ремонт труб проводятся с целью обеспечения и поддержания их эксплуатационной надежности для своевременного обнаружения, локализации и устранения их дефектов и повреждений.
Любые обследования труб должны производиться специалистами, имеющими специальную подготовку, прошедшими медицинскую комиссию с допуском к работе на высоте.
Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже и ремонте, при этом основным средством, предохраняющим работников от падения, является предохранительный пояс.
Промышленный альпинизм - это специальная технология выполнения высотных работ на промышленных и других объектах, при которых рабочее место достигается с помощью подъема или спуска по веревке или с использованием других альпинистских методов передвижения и страховки. Методы промышленного альпинизма - совокупность технологий, способов достижения рабочего места, передвижения в пространстве и выполнения производственного задания.
Технологии выполнения работ методами промышленного альпинизма:
- основная технология - специальная альпинистская технология, позволяющая быстро, оптимально, без применения лесов, подмостей и специальных машин, и механизмов передвигаться в пространстве и достигать (подняться или спуститься) нужного места;
- технология исполнения - технология, с помощью которой непосредственно выполняется производственное задание (например, технология монтажа, ремонтных, реставрационных и других работ). Рассмотрим метод доступа к оголовку трубы, не
имеющей оснастки, методом промышленного альпинизма. Для этого применяются два стропа, застегнутых удавкой вокруг ствола. При этом верхняя петля - самостраховочная, а нижняя - для опоры ног. Нижнюю петлю нужно подстраховать к себе тонким репшнуром. Пристегнувшись к верхней петле, поднять как можно выше нижнюю, затем, встав ногами в стремена, отжаться ногами, поднимая одновременно двумя руками вверх по стойке как можно выше верхнюю самостраховочную петлю. После этого, зависнув на верхней петле, нагнуться вниз и поднять повыше вверх нижнюю петлю со стременами. Далее цикл повторяется.
При невозможности поднять петлю из-за большого диаметра трубы для подъема снаряжаются одновременно два альпиниста. Располагаются они на противоположных образующих диаметра трубы. Каждый имеет все те же полусхватывающие петли - одну для ног, другую для самостраховки. Работать парой необходимо потому, что в одиночку при больших диаметрах трубы полусхватывающие петли поднимать невозможно. Из-за трения будет подниматься только одна сторона, а вторая останется на месте. Петля лишь перекосится и расслабится. Поэтому каждую петлю альпинисты должны поднимать с обеих сторон одновременно.
При ведении верхолазных работ, наряду с требованиями соответствующих правил следует соблюдать требования безопасности труда, предусмотренные для конкретного вида выполняемых работ (техническое обследование, экспертиза промышленной безопасности), а
также необходимо иметь сертификаты на применяемое снаряжение.
Верхолазные работы должны выполняться группой (бригадой), численностью не менее 2 человек, один из которых, как правило, бригадир, назначается ответственным исполнителем работ.
Лица, допускаемые к выполнению верхолазных работ, должны быть не моложе 18 лет, а также:
1. пройти медицинское освидетельствование для допуска к работе по состоянию здоровья. Результатом медицинского освидетельствования является медицинский документ (справка) для работы на высоте форма 405. Данный документ — это заключение врачей, устанавливающие профпригодность по состоянию здоровья лица к работам, проводимым на высоте свыше 1.3 метра, а также проводимым на расстоянии менее 2 метров от не огражденных краев. Для получения справки необходимо пройти врачей специалистов, среди которых терапевт, невропатолог, офтальмолог, хирург, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, гинеколог (для женщин), а также сдать анализ крови, получить рентгенограмму груди, провести исследование вестибулярного аппарата. Поскольку работа на высоте считается видом деятельности с повышенным фактором опасности прохождение комиссии и получение справки необходимо ежегодно.
2. пройти обучение по специальности «промышленный альпинист» и иметь удостоверение государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения (имеющего лицензию на право обучения по указанной специальности, выданную полномочными организациями министерства образования РФ или субъектов Федерации). Сформировать умения и навыки использования личного снаряжения, методов и способов страховки и самостраховки при выполнении верхолазных работ методом промышленного альпинизма. Обеспечить исчерпывающие знания техники безопасности ведения ве-рхолазных работ методом промышленного альпинизма. Документом, удостоверяющим квалификацию промышленного альпиниста является свидетельство об окончании учебного заведения в объеме программы соответствующей квалификации
3. пройти инструктаж по применению технологий и методов исполнения работ,
4. не реже одного раза в 2 года пройти переподготовку по специальности «промышленный альпинист» в соответствующем учебном заведении, имеющем лицензию на право обучения специальности «промышленный альпинист.
Персонал, работающий на высоте, должен знать специфику и особенности производства верхолазных работ, уметь пользоваться альпинистским снаряжением, знать способы страховки, самостраховки и оказания помощи в аварийных и нештатных ситуациях, должен знать местонахождение аптечки и уметь пользоваться средствами аварийной сигнализации, связи и пожаротушения, знать пути и средства срочной эвакуации из опасной зоны при возникновении аварийных ситуаций или пожаров, уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим при несчастных случаях.
Персонал, использующий в работе электроинструмент, должен иметь соответствующий допуск к работе с электроинструментом.
Лица, находящиеся под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарственных препаратов к высотным работам не допускаются. Для безошибочной идентификации на все рабочее снаряжение должны быть заведены формуляры для регистрации отработанного времени и условий эксплуатации. По каждой веревке или приспособлении в формуляре должны указываться:
- номер заводского сертификата;
- присвоенный номер;
- производитель;
- дата выпуска;
- тип, для веревки - длина и цвет;
- дата приобретения;
- календарная таблица с записью по месяцам количества часов отработанного времени с графой особых условий эксплуатации;
- дата последней проверки;
- подпись проверяющего лица.
Данные правила не относятся к снаряжению, не подлежащему учету (например, к карабинам и репшнурам). Для такого снаряжения следует обеспечить выбраковку и уничтожение при износе, истечении срока эксплуатации и после чрезмерных нагрузок.
Каски следует выбраковывать после 5 лет использования или в случае повреждения.
После проведения всех выше изложенных мероприятий можно приступать к работе по проведению обследования металлических дымовых труб.
Список литературы
1. ГОСТ Р 53778-2010 Национальный стандарт Российской Федерации Здания и сооружения, правила обследования и мониторинга технического состояния.
2. Временные правила безопасности в промышленном альпинизме. Спасательный центр МЧС России.
3. Кондратьев О.В., Добров О.Г. Техника промышленного альпинизма. - Новосибирск, Сибирское соглашение, 2000. - 118с. 8с ил.
4. Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000 введены в действие 1.12.2000 г.
5. СП 13-101-99 Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб
МОДЕЛИРОВАНИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ
Мавричев Дмитрий Олегович
магистрант 1-го курса, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара
Пиявский Семен Авраамович
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Прикладной математики и вычислительной техники
Самарского государственного архитектурно-строительного университета, г. Самара
АННОТАЦИЯ
Цель работы: выявить достоверную информацию о результатах исследовательской деятельности студентов Факультета информационных систем и технологий Самарского государственного архитектурно-строительного университета и анализ этих результатов. Исследовать области значений коэффициентов теста "Деятельность-мотивация ", приводящие к реалистичным результатам. Разработать и реализовать программный комплекс, позволяющий моделировать формирование исследовательскую деятельность личности на основе базовой математической модели.
В работе используется концепция организации учебного процесса на основе оптимально управления творческим развитием школьника и студента. Эта концепция предложена и реализована на кафедре Прикладной математики и вычислительной техники Самарского государственного архитектурно-строительного университета под руководством Семена Авраамовича Пиявского.
Ключевые слова: информационные технологии, моделирование, исследовательская деятельность, анализ, программный комплекс, высшее учебное заведение.
Важнейшей задачей высшего профессионального образования, на современном этапе развития, является подготовка специалистов, обладающими глубокими знаниями, умениями и навыками, способных ввести активную инновационную и научно-исследовательскую деятельность. Для достижения этой цели в Министерстве образования и науки Российской Федерации была утверждена концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года [1, с. 1]. В ней формулируются основные направления и идеи повышения эффективности вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности.
В стенах Самарского государственного архитектурно-строительного университета на Факультете информационных систем и технологий (далее - ФИСТ) в 90-ые года прошлого века началась работа по разработке способа моделирования исследовательской деятельности студентов, который изложен в [2]. В основе модели лежит утверждение о том, что исследовательские способности включают четыре компоненты: интеллект, креативность, квалификацию и мотивацию, из которых две первые, начиная с возраста 15-16 лет, уже не подлежат изменениям. Что же касается квалификации и мотивации, то они динамичны и могут изменяться, причем исследовательская квалификация формируется исключительно в процессе целостной исследовательской деятельности личности. В соответствии с этой гипотезой, количественными показателями, описывающими научной квалификацию