Научная статья на тему 'Требования о предоставлении межстрановой отчетности в соответствии с рекомендациям ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (base erosion and Profit Shifting - BEPS). Практика осуществления в странах евразийского экономического Союза'

Требования о предоставлении межстрановой отчетности в соответствии с рекомендациям ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (base erosion and Profit Shifting - BEPS). Практика осуществления в странах евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖСТРАНОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВЫВОДА ПРИБЫЛИ ИЗПОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ройбу А. В.

Стремительная интернационализация мировой экономики и международная мобильность капитала привели к тому, что принципы международного налогообложения, разработанные Лигой наций в 1920-е годы, не соответствуют современным реалиям, в результате чего происходят создание межгосударственных механизмов налогового администрирования и дальнейшее совершенствование национального законодательства [2]. В статье изучаются меры, предлагаемые ОЭСР в отношении противодействия размыванию налоговой базы и ухода от налогообложения экономических субъектов, а именно требования о предоставлении межстрановой отчетности в соответствии с рекомендациями ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting BEPS). Также рассматриваются действия ряда стран, входящих в Евразийский экономический союз, которые связаны с реализацией мер по противодействию размывания налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В статье указаны страны, где уже осуществлено введение данных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования о предоставлении межстрановой отчетности в соответствии с рекомендациям ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (base erosion and Profit Shifting - BEPS). Практика осуществления в странах евразийского экономического Союза»

Требования о предоставлении межстрановой отчетности в соответствии с рекомендациям ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting - BEPS). Практика осуществления в странах Евразийского экономического союза.

Ройбу Андрей Василевич

аспирант, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», a5568228@gmail.com

Стремительная интернационализация мировой экономики и международная мобильность капитала привели к тому, что принципы международного налогообложения, разработанные Лигой наций в 1920-е годы, не соответствуют современным реалиям, в результате чего происходят создание межгосударственных механизмов налогового администрирования и дальнейшее совершенствование национального законодательства [2].

В статье изучаются меры, предлагаемые ОЭСР в отношении противодействия размыванию налоговой базы и ухода от налогообложения экономических субъектов, а именно - требования о предоставлении межстра-новой отчетности в соответствии с рекомендациями ОЭСР в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting - BEPS). Также рассматриваются действия ряда стран, входящих в Евразийский экономический союз, которые связаны с реализацией мер по противодействию размывания налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В статье указаны страны, где уже осуществлено введение данных требований.

Ключевые слова: интернационализация, налогообложение, налоговое администрирование, межстрановая отчетность, уменьшения налоговой базы, предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения.

Сегодня национальное налоговое законодательство не поспевает за стремительным процессом глобализации крупных компаний и цифровой экономики, оставляя пробелы, которые могут быть использованы транснациональными корпорациями для искусственного занижения налогов.

Принятый в июле 2013 г. ОЭСР план BEPS стал поворотной точкой в истории международного налогового сотрудничества.

Основной целью Плана BEPS является обеспечение налогообложения прибыли в том государстве, где фактически осуществляется предпринимательская деятельность, и препятствование искусственному перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции с целью уклонения от уплаты налогов [1]. План BEPS предусматривает изменение Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал, по предотвращению предоставления налоговых льгот в определенных обстоятельствах; изменение положений внутреннего законодательства стран - участниц ОЭСР с целью предотвратить уклонение от налогообложения и размывание налогооблагаемой базы и другое.

7 июня 2017 года в Париже 68 стран подписали многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения в рамках осуществления плана BEPS, и еще 8 юрисдикций заявили о желании присоединиться к Конвенции в ближайшее время [1].

Таким образом, в мировом экономическом сообществе в 2016 - 2017 гг. происходит внедрение действий Плана BEPS и мониторинг процесса их имплементации. Государства - члены ОЭСР и «Большой двадцатки» призваны усилить взаимодействие по проблемам Плана BEPS, с тем, чтобы к 2020 г. завершить его реализацию.

В ходе второй региональной встречи для евразийского региона по теме «Занижение налоговой базы и перенос прибыли» в октябре 2015 г. представителями ОЭСР неоднократно подчеркивалось, что страны, желающие внедрить в законодательстве принципы Плана BEPS, не обязаны осуществлять все действия, содержащиеся в Плане. Имплементация должна происходить с учетом особенностей национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. Руководствуясь этим, можно выбрать именно те действия и инструменты для их реализации, которые в условиях ограниченных ресурсов позволят максимально противостоять налоговым злоупотреблениям в каждой конкретной стране и подходят к определенным особенностям среды и бизнеса.

На сегодняшний день государства - члены ЕАЭС ведут активную работу по анализу мероприятий ОЭСР, предложенных в соответствии с Планом BEPS, а также осуществляют практическую реализацию некоторых мер. В связи с тем, что государства - члены ЕАЭС не являются государствами - членами ОЭСР, большинство документов ОЭСР имеет для стран ЕАЭС рекомендательный характер. При применении и имплементации в свое законодательство мер, предлагаемых данной организацией, страна может

О

3

ю

5

г 8

см со £

Б

2 о

учитывать свои особенности экономического и социального развития. Так, в государствах - членах ЕАЭС уже ведется определенная работа по реализации указанных в Плане BEPS мероприятий с учетом экономических, социальных и политических реалий каждой страны.

В Российской Федерации особенно активно идет процесс реализации мероприятий Плана BEPS. В частности, осуществляется следующее.

20 июля 2017 года в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний».

Разработка данного проекта осуществлена с целью внедрения инициатив Направления 13 BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - План противодействия размыванию налогооблагаемой базы и переводу прибылей) в рамках проекта ОЭСР по реформированию международной системы налогообложения.

Данный законопроект предусматривает внесение изменений в Раздел V.I НК РФ с целью закрепления трехуровневого подхода к подготовке документации по трансфертному ценообразованию для международных групп компаний.

Цель указанного законопроекта - создать механизм противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения за счет эффективного обмена информацией с налоговыми ведомствами зарубежных стран в рамках выполнения Российской Федерацией условий Многостороннего соглашения компетентных органов по обмену межстрановыми отчетами.

Данный законопроект разработан на базе Стандарта межстрановой отчетности (Country-by-country Reporting), опубликованного ОЭСР 05 октября 2015 года в докладе «Документация по трансфертному ценообразованию и межстрановая отчетность» (Transfer Pricing Documentation and Country-by-country Reporting).

Проект федерального закона предусматривает механизм сбора налоговыми органами Российской Федерации информации, необходимой для осуществления обмена информацией с компетентными органами зарубежных стран в рамках выполнения условий Многостороннего соглашения. Так, проектом федерального закона на налогоплательщиков, являющихся участниками международной груп-

пы, начиная с 1 января 2018 г. возлагаются обязанности по представлению в налоговый орган уведомления о своем участии в международной группе и меж-страновой отчетности.

В соответствии с законопроектом, специальную отчетность будут предоставлять международные группы, состоящие из российских и иностранных компаний, связанных посредством участия и контроля, в отношении которых применяется требование предоставления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Предыдущая версия законопроекта была представлена для публичного обсуждения в марте 2017 года. Новая редакция законопроекта во многом повторяет предыдущую, однако является более определенной в отношении конкретных требований к содержанию подготавливаемой документации.

Законопроект устанавливает обязанность налогоплательщиков, входящих в состав международных групп, с 1 января 2018 г. (в предыдущей версии - с 1 января 2017 г.) представлять:

■ уведомление об участии в международной группе (не позднее 8-ми месяцев с даты окончания финансового года);

■ страновые сведения по международной группе компаний, которые включают в себя:

- страновой отчет по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (Country-by-Country Report -CbCR);

- глобальную документацию по международной группе компаний (Master file);

- национальную документацию участника международной группы компаний (Local file).

Подобные требования уже введены в ряде стран, в том числе в Нидерландах, Кипре, Австрии, Бельгии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, а также в Китае, Южной Корее и Японии с 2016 года (в отдельных странах - в отношении всех трех уровней отчетности, а в некоторых -только странового отчета). В связи с данными требованиями крупные международные группы компаний уже начали подготовку к подаче трехуровневой отчетности.

Так, Кипр издал указ, обязывающий многонациональные предприятия представлять межстрановые отчетности (Country-by-country reporting).

Российский законопроект предусматривает, что налогоплательщики также

вправе в отношении периодов, начинающихся до 1 января 2018 г., подготовить и подать страновой отчет в России в добровольном порядке. Такой вариант может быть интересен для крупных международных групп с головным холдингом в России. Соглашение об автоматическом обмене страновыми отчетами уже подписано со стороны России, поэтому подача странового отчета в России позволяет получить освобождение от предоставления странового отчета в других юрисдикциях.

В соответствии с законопроектом международной группой компаний признается группа организаций, входящих в единый периметр консолидации для целей подготовки консолидированной финансовой отчетности, при условии наличия в ней хотя бы одного лица - налогового резидента РФ и одного лица, не являющегося налоговым резидентом РФ.

Требование о подаче новой отчетности распространяется на международные группы, совокупная выручка которых, в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за предшествующий финансовый год, составляет не менее 50 миллиардов рублей. При этом в случае составления консолидированной отчетности в иностранной валюте эквивалентная сумма в рублях РФ определяется исходя из среднегодового официального курса рубля к валюте составления консолидированной отчетности.

Страновой отчет должен быть предоставлен материнской компанией группы или ее уполномоченным участником, если они являются российскими организациями или налоговыми резидентами РФ. Срок предоставления - не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года.

Страновой отчет должен содержать информацию о суммах дохода (внутри группы и от независимых лиц), прибыли, уплаченного и начисленного налога на прибыль, уставного капитала, численности работников, величине материальных активов группы в разрезе юрисдикций. При этом по выбору налогоплательщика могут использоваться как данные согласно международным стандартам финансовой отчетности, так и исходя из локальных бухгалтерских стандартов соответствующих юрисдикций присутствия группы. Страновой отчет также должен содержать информацию о видах деятельности всех компаний группы, включенных в консолидированную отчетность.

Глобальная документация предоставляется по требованию ФНС России-

в течение 3 месяцев с момента его получения, но не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года (в предыдущих редакциях законопроекта срок истребования глобальной документации ограничен не был).

Глобальная документация предоставляется налогоплательщиком - участником международной группы по запросу ФНС России. Она составляется в произвольной форме и должна содержать в себе следующую информацию:

- о структуре владения международной группы компаний;

- о деятельности международной группы компаний, включая описание основных драйверов финансовых результатов, цепочек создания стоимости по пяти крупнейшим продуктам, внутригруп-повых договоров по оказанию услуг, информацию о функциях компаний и имевшей место реструктуризации бизнеса;

- о нематериальных активах, принадлежащих группе (с описанием стратегии развития и методики ценообразования в данной области);

- о внутригрупповой финансовой деятельности;

- иную информацию (финансовую отчетность, перечень и описание условий заключенных соглашений с налоговыми органами и пр.).

Национальная документация предоставляется налогоплательщиком - участником международной группы компаний в те же сроки, что и обычная документация для обоснования цен, а именно 30 рабочих дней с момента запроса (это новое положение по сравнению с предыдущей версией законопроекта). Она составляется в произвольной форме в отношении контролируемых сделок с иностранными контрагентами, осуществляемых данным участником группы. Национальная документация должна содержать информацию о совершенных сделках и результатах анализа ценообразования по ним, аналогичную раскрываемой в документации для целей налогового контроля цен, подготавливаемой для контролируемых сделок (групп однородных контролируемых сделок).

За непредставление уведомления (в предыдущей версии законопроекта использовалась формулировка «неправомерное непредставление») и страновых сведений, начиная с отчетности за 2021 год предусмотрены штрафы:

• 50 тысяч рублей за непредставление уведомления;

• 100 тысяч рублей за непредставление каждого из документов в рамках трехуровневой отчетности (предыдущая версия законопроекта не устанавливала штраф за непредставление глобальной и национальной документации).

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Госдумой РФ в 2017 году и соответствующий закон вступит в силу начиная с 2018 года.

В отношении иных стран, можно отметить, что Украина с 1 января 2017 года присоединилась к плану BEPS по борьбе с уходом от налогообложения и получила официальное членство в BEPS.

Предпринимаемые в Республике Беларусь меры налогового администрирования скорее соответствуют общемировым тенденциям в области налогообложения, нежели пунктам Плана BEPS. Республикой Беларусь проводятся следующие мероприятия:

- в настоящее время МНС прорабатывает вопрос присоединения к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, разработанной Советом Европы совместно с ОЭСР.

- в Налоговый кодекс Республики Беларусь (редакция, вступившая в силу с 2015 г.) внесены положения, направленные на предотвращение вывода прибыли в рамках механизма тонкой капитализации.

- с 1 января 2016 г. дополнены и усовершенствованы правила трансфертного ценообразования.

- с 1 января 2016 г. расширены положения законодательства, устанавливающие право налоговых органов истребовать у нерезидента - получателя дохода документы в целях установления того, является ли он подлинным владельцем дохода, получаемого из источников в Республике Беларусь.

- проводится работа по дополнению законодательства нормами, позволяющими налоговым органам не учитывать при налогообложении экономически необоснованные затраты.

- кроме того, МНС поддерживает идею разработки под эгидой ОЭСР многостороннего инструмента об избежании двойного налогообложения.

В Республике Казахстан на сегодняшний день План BEPS изучается и прорабатывается Правительством. Планируется, что данная работа будет завершена в 2017 году. После завершения такой работы Республика Казахстан предполагает внесение соответствующих изменений в национальное законодательство. Рабо-

та в данном направлении, в том числе по руководству и межотраслевой координации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, будет вестись Министерством финансов Республики Казахстан.

Кыргызская Республика на сегодняшний день осуществляет изучение положений Плана BEPS.

Таким образом, экономическая роль Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли очевидна. Он предлагает т.н. глобальную дорожную карту, которая позволит странам получать по праву причитающиеся им доходы от налогообложения и выполнять обязательства перед своими гражданами. План также предоставляет бизнесу уверенность, необходимую для осуществления инвестиций и развития деятельности [3].

Благодаря действиям, составившим данный план, правительства стран смогут и внутри своих экономик, и на международном уровне предотвращать размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения.

Литература

1. http://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2017-24-rus.pdf

2. http://budget.open.gov.ru/upload/ iblock/2eb/ 2ebf054a14f287a437d607df675176f1.pdf

3. http://ru.g20russia.ru/news/ 20130719/781655049.html

The requirement to provide crosscountry reporting in accordance with the recommendations of the OECD in the framework of the project to prevent the erosion of the tax base and tax evasion (Base Erosion and Profit Shifting -BEPS). Practice of implementation within the framework of the Eurasian Economic Union Roybu A.V.

Plekhanov Russian University of

Economics The rapid internationalization of the world economy and the international mobility of capital have led to the fact that the principles of international taxation developed by the League of Nations in the 1920s do not correspond to contemporary realities, as a result of which intergovernmental mechanisms for tax administration and further improvement of national legislation are taking place. The article examines the measures proposed by the OECD for

О À

es

S

if 8

combating the erosion of the tax base and the avoidance of taxation by economic entities, namely the requirement to provide intercountry reporting in accordance with OECD recommendations within the framework of the project to prevent the erosion of the tax base and tax evasion (Base Erosion and Profit Shifting - BEPS). Also considered are the actions of a number of countries that are members of the

Eurasian Economic Union, which are related to the implementation of measures to counteract the erosion of the tax base and the withdrawal of profits from taxation. The article indicates the countries where these requirements have already been implemented.

Key words: internationalization, taxation, tax administration, inter-country reporting, base erosion, prevention of withdrawal of profits from

taxation. References

1. http://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/ legislation/tax-flash-report-2017-24-rus.pdf

2. http://budget.open.gov.ru/upload/

iblock/2eb/ 2ebf054a14f287a437d607df675176f1.pdf

3. http://ru.g20russia.ru/news/ 20130719/781655049.html

см

CO £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.