Научная статья на тему 'Требования к уровню подготовки специалиста по виду спорта в высших учебных заведениях'

Требования к уровню подготовки специалиста по виду спорта в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / WORK PERFORMANCE / PROFESSIONAL STANDARD / HIGH PERFORMANCE SPORT / THE QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Володькин Д.А.

Дальнейшее развитие отечественной системы спорта высших достижений в настоящее время не может быть положительным без уделения повышенного внимания к подготовке кадров отрасли физическая культура и спорт. Получение будущим специалистом необходимого для успешного осуществления объема и качества знаний позволяет сформировать должную основу профессиональных компетенций. Именно обоснованное применение в тренировочном процессе различных средств и методов способствует достижению высоких спортивных результатов воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS TO LEVEL OF PREPARATION OF SPECIALIST IN SPORT IN HIGHER EDUCATION

Further development of the national system of high performance sport currently can’t be positive without increased attention to training the field of physical culture and sports. The receipt of future specialist required for the successful implementation of the volume and quality of knowledge allows you to form the proper basis of professional competencies. It is reasonable application in the training process various means and methods contributes to the achievement of high sports results of the pupils.

Текст научной работы на тему «Требования к уровню подготовки специалиста по виду спорта в высших учебных заведениях»

8. Трутников Д.Ю. Воспитание в техническом вузе: традиции и новые подходы. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. №2. С. 147-152.

9. Трутников Д.Ю. Системные аспекты управления качеством воспитания в вузе (на примере тюменского государственного нефтегазового университета). Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 2006. №5. С. 118-125.

10. Чечет Т.И. Воспитание культурной личности будущего инженера в техническом университете.Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 265-266.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-197-201

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВИДУ СПОРТА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Чесноков H.H.1, Морозов А.П.2, Володькин Д.А.3

ЮИСГО: 0000-0001-8953-4321, ФГБУ «ФЦПСР», г. Москва, Российская Федерация

2ORCID: 0000-0003-0209-4859, ФГБОУ ВО «ГЦОЛИФК», г. Москва, Российская Федерация

3ORCID: 0000-0001-7474-5329, ФГБУ «ФЦПСР», г. Москва, Российская Федерация

Дальнейшее развитие отечественной системы спорта высших достижений в настоящее время не может быть положительным без уделения повышенного внимания к подготовке кадров отрасли физическая культура и спорт. Получение будущим специалистом необходимого для успешного осуществления объема и качества знаний позволяет сформировать должную основу профессиональных

компетенций. Именно обоснованное применение в тренировочном процессе различных средств и методов способствует достижению высоких спортивных результатов воспитанников.

Ключевые слова: трудовые функции; профессиональный стандарт; спорт высших достижений; качество подготовки.

REQUIREMENTS ТО LEVEL OF PREPARATION OF SPECIALIST IN SPORT IN HIGHER EDUCATION

Chesnokov N.N.1, Morozov A.P.2, Volodkin D.A.3

ЮКСГО: 0000-0001-8953-4321, FSBI «FCPSR», Moscow, Russian Federation 2ORCID: 0000-0003-0209-4859, FSBEIHPO «SCOLIPE», Moscow, Russian Federation

3ORCID: 0000-0001-7474-5329, FSBI «FCPSR», Moscow, Russian Federation

Further development of the national system of high performance sport currently can't be positive without increased attention to training the field ofphysical culture and sports. The receipt of future specialist required for the successful implementation ofthe volume and quality of knowledge allows you to form the proper basis of professional competencies. It is reasonable application in the training process various means and methods contributes to the achievement of high sports results of the pupils.

Keywords: work performance; professional standard; high performance sport; the quality of training.

Неразрывность разделов спортивной подготовки и в тоже время неравномерность их развертывания, значительно осложняет процесс управления спортивной подготовкой, что при отсутствии достаточной профессиональной компетентности тренерского состава может крайне отрицательно сказаться на уровне готовности спортсменов. Умение объективно и своевременно выбирать, применять необхо-

димые средства и методы, предъявляет самые высокие требования к процессу обучения будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта, что отражает общие тенденции к выполнению трудовых функций в избранной сфере деятельности.

Комплексная оценка уровня физической подготовленности в условиях высоких физических и психологических нагрузок, проблемы сохранения здоровья спортсменов, также являются составными элементами деятельности специалистов отрасли физическая культура и спорт. Наличие в арсенале тренера новейших методик и соответствующие теоретические и практические знания и умения, позволяют эффективно управлять состоянием спортивной формы, производить дифференцированный анализ наиболее важных параметров тренировочного процесса, обеспечивать достижение поставленной в индивидуальном плане подготовки цели.

Повышение результативности выступлений на соревнованиях зависит прежде всего от качества управления процессом подготовки спортсменов в течение всей спортивной карьеры. Поэтому на современном этапе специалисту - тренеру по виду спорта - необходимо обладать глубокими знаниями не только в определенной спортивной дисциплине и смежных отраслях - спортивной медицине, физиологии, биомеханике, но и в методическом, нормативно-правовом, социально-экономическом плане.

Формирование основного комплекса профессиональных компетенций специалиста отрасли физическая культура и спорт происходит во время получения образования в профильном учебном заведении во время освоения уровня бакалавриата и/или магистратуры [1, с. 6-8]. Анализ нормативно-правовой, научно-методической литературы, федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура», 49.04.03. «Спорт», примерных программ по видам спорта, требований профессиональных стандартов «Инструктор методист» [2, с. 3-13], «Тренер» [3, с. 2-16], позволил установить ряд ключевых требований к качеству профессиональной деятельность специалиста в области спорта:

- умение рационально планировать тренировочный процесс в различных условиях, эффективно применяя имеющееся материально-техническое обеспечение;

- своевременно и детально осуществлять подачу практического и теоретического материала;

- непрерывное самообразование, систематическое участие в научно-практических конференциях и семинарах, вебинарах, посещение и организация мастер-классов и т.д.;

- максимально полное усвоение обучающимися теоретического и практического материала, характеризуется не столько полным или частичным воспроизведением на зачетах и экзаменах, сколько продуктивной практической деятельностью в избранной профессиональной деятельности;

- регулярная подготовка научных статей и учебно-методических материалов, участие в разработке полезных изобретений;

- культура специалиста по виду спорта, его коммуникативные способности, умение в доступной форме излагать материал любого уровня сложности, при работе со спортсменами на разных этапах подготовки.

Сочетание данных требований к компетентности специалистов -будущих тренеров по видам спорта, в свою очередь является серьезным вопросом к существующей в настоящее время системе подготовки профессиональных кадров. Решением поставленных задач будет модернизация существующих учебных планов подготовки студентов профильных учебных заведений, необходимо существенно увеличить долю практических занятий по специализации, как основное условие дальнейшего прогрессирования в профессиональной деятельности будущих специалистов и реализации федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.

Выводы

1. Требования к уровню профессиональных знаний и умений специалиста отрасли физическая культура и спорт в высшем учебном заведении, складывается из двух взаимообусловленных условий,

первое из которых это владение комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, второе - наличие необходимого для практической работы творческого подхода, самоанализ, аналитическое мышление, позволяющие управлять тренировочным процессом на качественном уровне.

2. Эффективное управление тренировочным процессом в различных спортивных дисциплинах, начиная от групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства, невозможно представить без владения новейшими знаниями в области построения тренировочных занятий, учета индивидуальных физиологических, психологических и социокультурных особенностей воспитанников, рационального применения средств восстановления.

3. Компетентность будущего тренера должна распространяться не только на знание методики обучения конкретному виду спорта, с его спецификой, своевременным включением в тренировочный процесс тех или иных средств и методов, но и на способности вести занятия оздоровительного, общеразвивающего характера, что также является необходимым компонентом спортивной подготовки.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Электрон, дан. Режим доступа URL: http://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения 16.03.2017).

2. Приказ Минтруда России от 08.09.2014г. № 630h «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 № 34135) // Электрон, дан. Режим доступа URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-miritruda-rossii-ot-08092014-п-630п/ (дата обращения 16.03.2017).

3. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33035) // Электрон, дан. Режим доступа URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (дата обращения 17.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.