Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ-НАСТАВНИКУ В ТРУДАХ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ-НАСТАВНИКУ В ТРУДАХ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отечественное образование / К.Д. Ушинский / требования к педагогу / наставник / наставничество / education in Russia / K.D. Ushinsky / requirements for teacher / mentor / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна, Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна, Беркулов Данияр Жомарт Улы

В статье описывается исследование, посвященное сравнительному анализу современных требований к педагогу-наставнику и требований к нему, изложенных выдающимся отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Авторами проведен анализ трудов К.Д. Ушинского «Руководство к преподаванию по “Родному слову”», «Проект учительской семинарии», «Предисловие к первому тому “Педагогической антропологии”», «Родное слово. Книга для учащих», выявлены требования к педагогу-наставнику в современной ситуации, выполнено их сопоставление. На основе педагогических сочинений К.Д. Ушинского авторами рассмотрены и описаны его требования к на ставнику как к учителю и воспитателю; раскрыто современное понимание наставничества. Авторами сделан вывод о том, что идеи К.Д. Ушинского могут быть применены в современном профессиональном образовании будущих педагогов и в наставнической деятельности начинающих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна, Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна, Беркулов Данияр Жомарт Улы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR A TEACHER-MENTOR IN THE WORKS OF K.D. USHINSKY AND MODERN AUTHORS: COMPARATIVE ANALYSIS

The article gives a comparative analysis of modern requirements for a teacher-mentor proposed by the outstanding Russian educationalist K.D. Ushinsky. The authors have analysed the following works by K.D. Ushinsky: “A Guide to Teaching Using the “Native Word”, “A Project of the Teachers’ Seminary”, “Preface to the First Volume of “Pedagogical Anthropology””, “Native Word. A Book for Teachers”. We have revealed the requirements for a teacher-mentor in the present-day situation and carried out their comparative study. On the basis of K.D. Ushinsky’s pedagogical works, the authors have identified and described his requirements for a mentor as a teacher and educator; the modern understanding of mentoring has also been revealed. The conclusion is that the ideas of K.D. Ushinsky can be applied in the modern professional education of future teachers and in the mentoring activities of beginning teachers.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ-НАСТАВНИКУ В ТРУДАХ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Светоносова Любовь Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет Шадринск, Россия lubaswet@yandex.ru

2023. Вып. 71. С. 79-88

Б01: 10.15382Мш^202371.79-88

https://orcid.org/0000-0002-6508-452X

Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна, канд. пед. наук, Колледж цифровых

и педагогических технологий

Тюмень, Россия nusya8@mail.ru

https://orcid.org/0009-0009-3427-0395

Беркулов Данияр Жомарт Улы, Шадринский государственный педагогический университет Шадринск, Россия danik290704@mail.ru

https://orcid.org/0009-0002-6157-7324

Требования к педагогу-наставнику в трудах К. Д. Ушинского и современных авторов:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Л. Г. Светоносова, А. Г. Корчагина-Мокеева, Д. Ж. У. Беркулов

Аннотация: В статье описывается исследование, посвященное сравнительному анализу современных требований к педагогу-наставнику и требований к нему, изложенных выдающимся отечественным педагогом К. Д. Ушинским. Авторами проведен анализ трудов К. Д. Ушинского «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», «Проект учительской семинарии», «Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"», «Родное слово. Книга для учащих», выявлены требования к педагогу-наставнику в современной ситуации, выполнено их сопоставление. На основе педагогических сочинений К. Д. Ушинского авторами рассмотрены и описаны его требования к наставнику как к учителю и воспитателю; раскрыто современное понимание наставничества. Авторами сделан вывод о том, что идеи К. Д. Ушинского могут быть применены в современном профессиональном образовании будущих педагогов и в наставнической деятельности начинающих учителей.

Ключевые слова: отечественное образование, К. Д. Ушинский, требования к педагогу, наставник, наставничество.

© Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г., Беркулов Д. Ж. У., 2023.

Введение

Обращение к педагогическому наследию выдающегося отечественного ученого К. Д. Ушинского обусловлено актуальностью его воззрений для нынешней образовательной практики и педагогического образования. К педагогу, школьному учителю предъявляются значительные требования со стороны социума, появляются все новые педагогические квалификации, например, педагог-наставник или педагог-методист. Следовательно, их можно считать социально востребованными и значимыми. Об идее педагогического наставничества говорили и мыслители Древней Греции, чешский педагог Ян Амос Коменский, отечественные педагоги XIX в. Д. К. Советкин, К. Д. Ушинский, 200-летие которого отмечается в 2023 г. и другие. К. Д. Ушинским написано множество научных трудов, в которых отражены его ведущие педагогические идеи, в том числе и требования к наставнику, обучающему учеников.

Обзор литературы

Наставничеству в образовании посвящены многие современные исследования. В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев1 сущность наставничества видят в восполнении того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. В качестве наставника могут выступать не только начинающие педагоги, но и обучающиеся общеобразовательных школ. К трудовым функциям наставника авторы относят педагогическую поддержку обучающегося в деятельности, само обучение, медиацию, самообразование. Профессиональными требованиями к наставнику, по мнению данных авторов, являются высокая внутренняя мотивация к деятельности, лидерские качества, коммуникабельность, склонность к постоянному саморазвитию и др. Очевидно, что требования к педагогу-наставнику в образовании достаточно серьезны.

Перечисленные авторы разделяют их на личностные качества, которые способствуют наставнической деятельности, и личностные качества, которые препятствуют ей. В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев описывают и компетенции наставника: эмоциональный интеллект, коммуникативная компетенция, педагогический такт, готовность к сотрудничеству, креативность, способность решать нестандартные задачи.

Наставничество как механизм вхождения в профессию начинающего педагога рассматривают Е. В. Игнатьева и Н. Д. Базарнова2. В проведенном ими исследовании начинающих учителей выявлено, что наставник — в большей степени помощник, который обладает следующими личными качествами: готовностью делиться опытом, желанием наставлять, позитивным настроем, оптимизмом.

1 См.: Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

2 См.: Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (дата обращения: 22.08.2023).

З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов, Г. А. Александрова3 понимают наставничество как условие карьерного роста учителя. В качестве требований, необходимых наставнику, авторы называют профессионализм, установление доверительных взаимоотношений с наставляемым, помощь в решении профессиональных задач. Как мы видим, большинство авторов рассматривают наставничество в русле профессиональной помощи более опытного педагога менее опытному.

Методология и методы исследования

Современные требования к педагогу-наставнику и требования к нему в трудах К. Д. Ушинского отличаются, так как авторами различно понимается сущность наставничества. В настоящее время под педагогом-наставником подразумевается опытный педагог, наставляющий молодых коллег, тогда как К. Д. Ушинский наставником считал воспитателя и учителя. Цель исследования заключается в сопоставлении современных требований к педагогу-наставнику с требованиями к нему, сформулированными К. Д. Ушинским. Задачи исследования состоят в следующем: 1) проанализировать педагогические труды К. Д. Ушинского и выявить требования к педагогу-наставнику; 2) провести сравнительный анализ современных требований к педагогу-наставнику и требований к нему К. Д. Ушинского. Основными методами нашего исследования стали теоретический анализ, позволяющий определить содержание требований, и сравнительный анализ, дающий возможность сопоставить взгляды К. Д. Ушинского и современных педагогов на проблему наставничества в школе.

Обратимся к трудам К. Д. Ушинского. В «Руководстве к преподаванию по "Родному слову"» мы находим параграф «Обязанности для наставника», посвященный «разнообразным обязанностям первоначального наставника в отечественном языке». В нем К. Д. Ушинский описывает пять обязанностей наставника первоначального (начального) обучения:

1. Создание условий для сознательного изучения родного языка учеником.

2. Правильная речь наставника и богатство его словарного запаса.

3. Способствование сознательному усвоению родного языка учеников.

4. Приучение учеников к ясному пониманию письменной и печатной речи.

5. Научить ученика писать (выражать свои мысли) в соответствии с правилами родного языка4.

Таким образом, К. Д. Ушинский предъявляет специфические требования к учителю начальных классов: образованность, правильная речь, мотивированность на то, чтобы ученики усвоили родный язык сознательно, понимали и умели с грамматической точки зрения правильно излагать свои мысли и устно, и письменно.

3 См.: Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 131-140.

4 См.: Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 159-162.

В «Проекте учительской семинарии» ученый указывает на «недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»5. Исходя из этого, можно заключить, что одним из главных требований, предъявляемых к наставнику, становится его готовность к исполнению своих обязанностей, т. е. решению профессиональных задач. Особенно К. Д. Ушинский подчеркивает, что «в деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно, а необходимо и умение»6. Согласно Ушинскому, наставнику малолетних детей необходимо быть личностью, поскольку только через нее (характер, нравственность и убеждения) можно быть настоящим воспитателем для них. В «Проекте учительской семинарии» педагог указывает на значимость «приготовительных педагогических курсов» для обучения учителей. В данном труде подчеркивается, что будущий учитель должен обладать нравственными качествами, для воспитания которых 18-летнему юноше необходимо в том числе общение в кругу своих сверстников.

Теоретический анализ предисловия к первому тому «Педагогической антропологии» показывает, что К. Д. Ушинский придает значение таким качествам воспитателя, как терпение, врожденная способность к воспитанию, а также владение специальными знаниями7. Ученый пишет о том, что педагог должен узнать своего воспитанника со всех сторон — «во всех отношениях». Ученый обращает внимание на педагогический такт, подразумевая под ним такт психологический, который необходим для воздействия на личность воспитанника. Кроме того, К. Д. Ушинский придает большое значение педагогическому опыту учителя, который накапливается благодаря наблюдению за учениками, разрешению им педагогических ситуаций. Таким образом, педагогу-наставнику необходимо обладать как специальными знаниями, так и терпением, педагогическими тактом и опытом.

В пособии «Родное слово. Книга для учащих» К. Д. Ушинский пишет о том, что все уроки дети должны выполнять под руководством педагога, в обязанность которого входит научить ребенка учиться. В процессе приготовления уроков учитель наблюдает за ребенком для того, чтобы: 1) увидеть его трудности и свои ошибки в преподавании; 2) изучить ученика; 3) обучающийся овладел умением учиться под руководством учителя8. По мысли ученого, педагог не должен быть скучным в преподавании. Для этого необходимо применять ситуации занимательности, игровые приемы и другие методы, иными словами, использовать творческий подход к организации процесса обучения.

В пособии К. Д. Ушинский подчеркивает, что учебный процесс в школе должен строиться с позиций разумности, религиозности и нравственности. Особое внимание ученый уделяет дисциплине в классе. К. Д. Ушинский упоминает также методы поощрения и наказания. Речь идет прежде всего о взыскании за не-

5 Ушинский К. Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. С. 339.

6 Там же. С. 340.

7 См.: Ушинский К. Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Там же. С. 351.

8 См.: Ушинский К. Д. Родное слово // Там же. С. 97.

внимательность и о поощрениях за внимание. В случае усталости обучающихся ученый рекомендует применять классное хоровое пение. Если учитель не умеет петь, то ему рекомендуется «произносить целым классом какие-нибудь стихотворения, пословицы»9. Таким образом, К. Д. Ушинский предъявляет требования к педагогу-наставнику исходя из возраста учеников, которым тот преподает. Эти требования отражают необходимость как теоретической, так и практической (методической) подготовки педагога к профессиональной деятельности.

Обратимся теперь к современным требованиям. В настоящее время Мин-просвещения РФ разрабатывает Профстандарт педагога-наставника. В проекте профессионального стандарта педагога-наставника отмечается, что тот работает с молодыми педагогами или с педагогами, которые назначены на должность, но не имеют опыта работы в ней. Основные функции педагога-наставника в данном нормативном документе связаны с помощью и поддержкой начинающего педагога в адаптации к профессии, в решении профессиональных задач, в накоплении им профессионального опыта. Педагог-наставник выполняет ряд функций: адаптационную, консультационную, контрольно-оценочную, аналитическую, координационную и развивающую10.

Термин «наставничество» понимается учеными по-разному. В Педагогическом энциклопедическом словаре наставничество имеет широкую трактовку: передача опыта и знаний от старших членов общества к младшим. В обязанности наставника входит не только обучение молодого коллеги специальности, но и его воспитание, в том числе нравственное11.

И. В. Круглова трактует педагогическое наставничество в русле длительного профессионального становления молодого специалиста (его профессиональной адаптации, мотивации к выбранной профессии, расширения профессионального и общечеловеческого кругозора)12. С. И. Поздеева под наставничеством понимает практику вхождения в профессию, которая подразумевает совместные действия наставника и подопечного13. С. Я. Батышев определяет наставничество как форму обучения и воспитания начинающих специалистов, реализуемую опытными людьми в рабочее время и на рабочем месте14. Наставничество, по мнению М. А. Лаврентьевой, О. С. Гришиной, представляет собой кураторство более опытным педагогом молодого учителя15. Наставником является опыт-

9 Ушинский К. Д. Родное слово // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. С. 103.

10 См.: Проект профессионального стандарта педагога-наставника. URL: https://www. admrad.ru/wp-content/uploads/2019/11/Стандарт-Педагог-наставник.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

"См.: Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002. С. 324.

12 См.: Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

13 См.: Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91-96.

14 См.: Батышев С. Я. Производственная педагогика. М., 1985.

15 См.: Лаврентьева М. А., Гришина О. С. Наставничество в сфере образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья // Интеграция науки и образова-

ный, высококвалифицированный специалист, который оказывает поддержку и дает профессиональные рекомендации начинающим педагогам. С. Л. Даниль-ченко рассматривает систему наставничества как форму обучения на рабочем месте, формирование практических навыков, развитие прикладных профессиональных компетенций, освоение необходимых компетенций в конкретной организации или на предприятии. Наставничество, по мнению ученого, представляет собой необходимый компонент практико-ориентированного педагогического образования16. В. В. Никитина понимает наставничество как длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации студентов, качественному освоению учебной программы, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека и требующий огромной выдержки, опыта и желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности17. Применительно к профессионально-педагогической деятельности наставничество представляет собой форму дополнительного профессионального образования молодых учителей, осуществляемого опытными педагогами18. Авторы единодушны в том, что наставническая деятельность связана с профессиональным сопровождением начинающих педагогов в новой для них образовательной среде трудовой деятельности — общеобразовательной школе или образовательной организации.

Рассмотрим требования к педагогу, являющемуся наставником молодого (начинающего) коллеги. Им может быть опытный педагог с многолетним стажем, эксперт в сфере преподавания своего учебного предмета, знающий возрастную психологию, отличающийся гибкостью и открытостью в общении, мотивированный на наставническую деятельность. К формам взаимодействия педагога-наставника с наставляемым относятся: проведение наставником демонстрационных уроков с последующим их обсуждением, совместная подготовка учебных занятий, консультирование, преподавание молодого (начинающего) педагога под наблюдением наставника19. Мы можем заключить, что современные требования к педагогу-наставнику сводятся к его успешности, признанной экспертности, профессионализму, открытости и гибкости в общении, заинтересованности в передаче своих профессиональных знаний и опыта молодому (начинающему) педагогу.

Подведем итоги. Деятельность педагога-наставника в настоящее время связывается, как правило, с сопровождением молодых (начинающих) педагогов, в то время как в трудах К. Д. Ушинского наставник — это прежде всего учитель (по отношению к ученикам). Само понятие «наставник» К. Д. Ушинский трактует

ния в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 04 декабря 2018 года. Саранск, 2018. С. 478-485.

16 См.: Данильченко С. Л. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П. К. Менькова» // Гуманитариум. 2018. № 1 (6). С. 20-28.

17 См.: Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50-56.

18 См.: Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Указ. соч.

19 См.: Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62-70.

как «воспитатель» или «учитель», употребляя их как синонимы. Требования, которые он предъявляет к наставнику, носят профессиональный (методический) и личностный характер (например, требуется терпение, внимательность, наблюдательность). К. Д. Ушинский делает акцент на организацию процесса обучения в классе, пишет о дисциплине, о том, как применять методы поощрения и наказания. Понимание наставничества в данном случае имеет принципиальное отличие от современного его толкования в русле профессионального сопровождения начинающих педагогов.

Результаты

В трудах К. Д. Ушинского содержатся важные положения относительно организации обучения в учебных заведениях и требований к наставникам, его осуществляющим. Особое внимание К. Д. Ушинский уделяет наставнику в процессе первоначального (начального) обучения детей. Он должен обладать правильной речью и богатым словарным запасом, владеть методическими приемами обучения детей, научить их сознательно понимать родную речь и грамотно писать.

Требования К. Д. Ушинского к наставнику могут быть использованы в современной профессиональной подготовке будущих педагогов, а именно: создание условий для развития правильной речи, расширения кругозора, формирования педагогического такта и приобретения педагогического опыта; организация дополнительных педагогических кружков для студентов — будущих педагогов. Методические требования к наставнику, сформулированные К. Д. Ушинским, могут быть осмыслены и применены будущими педагогами в обучении младших школьников, а именно при организации на уроках и во внеурочное время хорового пения и хорового проговаривания стихотворений, правил.

Выводы

В современном образовании педагог-наставник занимается профессиональным сопровождением молодого (начинающего) педагога, тогда как по К. Д. Ушинскому — это учитель для детей, знающий свой учебный предмет, владеющий педагогическим опытом и тактом, умеющий вовлекать ребят в учебный процесс с помощью занимательных ситуаций, применить к ученикам поощрение и наказание, изучающий своих подопечных и наблюдающий за ними. Педагогические идеи К. Д. Ушинского могут применяться и в современной практике наставничества. Так, более опытные коллеги должны делиться опытом с начинающими, а молодые педагоги — осознавать и транслировать его в своей профессионально-педагогической деятельности. Современный наставник изучает психологию молодого педагога, направляет его профессиональное и личностное развитие, как это делал наставник у К. Д. Ушинского по отношению к своим ученикам.

Список источников

Батышев С. Я. Производственная педагогика. М., 1985.

Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

Данильченко С. Л. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П. К. Менькова» // Гуманитариум. 2018. № 1 (6). С. 20-28.

Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 131-140.

Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. № 2 (23). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (дата обращения: 22.08.2023).

Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

Лаврентьева М. А., Гришина О. С. Наставничество в сфере образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 04 декабря 2018 года. Саранск, 2018. С. 478485.

Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50-56.

Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91-96.

Проект профессионального стандарта педагога-наставника. URL: https://www.admrad. ru/wp-content/uploads/2019/11/Стандарт-Педагог-наставник.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

Ушинский К. Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 351-382.

Ушинский К. Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 339-345.

Ушинский К. Д. Родное слово: книга для учащих // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 89-150.

Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 151-185.

Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62-70.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 71. P. 79-88 DOI: 10.15382/sturIV202371.79-88

Shadrinsk State Pedagogical University

Candidate of Sciences in Education,

Lyubov Svetonosova,

Shadrinsk, Russia lubaswet@yandex.ru

Associate Professor,

https://orcid.org/0000-0002-6508-452X

Anna Korchagina-Mokeeva, Candidate of Sciences in Education, College of Digital and Pedagogical Technologies

Tyumen, Russia nusya8@mail.ru https://orcid.org/0009-0009-3427-0395

Daniyar Berkulov, Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia danik290704@mail.ru https://orcid.org/0009-0002-6157-7324

Requirements for a Teacher-Mentor in the Works of K. D. Ushinsky and Modern Authors: Comparative Analysis

L. Svetonosova, A. Korchagina-Mokeeva, D. Berkulov

Abstract: The article gives a comparative analysis of modern requirements for a teacher-mentor proposed by the outstanding Russian educationalist K. D. Ushinsky. The authors have analysed the following works by K. D. Ushinsky: "A Guide to Teaching Using the "Native Word", "A Project ofthe Teachers' Seminary", "Preface to the First Volume of "Pedagogical Anthropology"", "Native Word. A Book for Teachers". We have revealed the requirements for a teacher-mentor in the present-day situation and carried out their comparative study. On the basis of K. D. Ushinsky's pedagogical works, the authors have identified and described his requirements for a mentor as a teacher and educator; the modern understanding of mentoring has also been revealed. The conclusion is that the ideas of K. D. Ushinsky can be applied in the modern professional education of future teachers and in the mentoring activities of beginning teachers.

Keywords: education in Russia, K. D. Ushinsky, requirements for teacher, mentor, mentoring.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Batyshev S. (1985) Proizvodstvennaiapedagogika. Moscow (in Russian).

Blinov V., Esenina E., Sergeev I. (2019) "Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen khorosho zatochennyi instrument". Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2019, no. 3, pp. 4—18 (in Russian).

Chernyavskaya A., Danilova L. (2019) "Rol' pedagoga-nastavnika v adaptatsii molodogo uchite-lia". Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2019, no. 4 (109), pp. 62—70 (in Russian).

Danil'chenko S. (2018) "Nastavnichestvo v praktikoorientirovannom pedagogicheskom obrazovanii: iz opyta raboty GBOU PO 'SPK im. P. K. Men'kova'". Gumanitarium, 2018, no. 1 (6), pp. 20-28 (in Russian).

Diplomatova Z., Ivanov V., Aleksandrova G. (2021) "Nastavnichestvo v obrazovatel'noi organi-zatsii kak uslovie kar'ernogo rosta uchitelia". Vestnik ChGPUim. I. Iakovleva. 2021, no. 1 (110), pp. 131-140 (in Russian).

Ignat'eva E., Bazarnova N. (2018) "Nastavnichestvo v sovremennoi shkole: mif ili real'nost'?". VestnikMininskogo universiteta, 2018, no. 2 (23), available at https://cyberleninka.ru/article/n/ nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (accessed 22.08.2023; in Russian).

Lavrent'eva M., Grishina O. (2018) "Nastavnichestvo v sfere obrazovatel'noi inkliuzii lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia", in Integratsiia nauki i obrazovaniia v XXIveke: psikhologiia, pedagogika, defektologiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii. Saransk, pp. 478-485 (in Russian).

Nikitina V. (2013) "Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii". Otechestvennaia i zarube-zhnaiapedagogika, 2013, no. 6 (15), pp. 50-56 (in Russian).

Pozdeeva S. (2019) "Sovmestnaia deiatel'nost' i otkrytaia professionalizatsiia pedagoga kak kontseptual'nye osnovy nastavnichestva". Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie Pedagogical Review, 2019, no. 6 (28), pp. 91-96 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.08.2023

The article was submitted 23.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.