УДК 614.84
Алимканов Ж.Ж.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: в статье рассматриваются требования, предъявляемые к оценке пожарного риска для зданий образовательных учреждений. Рассматриваются основные документы, регулирующие процесс оценки риска, а также рассматриваются этапы проведения пожарного риска, согласно действующей методики.
Ключевые слова: пожарный риск, образовательные организации, опасные факторы, пожарная безопасность.
Вопрос пожарной безопасности в образовательных организациях всегда был и остаётся одним из приоритетных. Здания, в которых учатся дети, а также работают преподаватели и технический персонал, должны соответствовать самым строгим стандартам безопасности. Оценка пожарного риска является неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Этот процесс помогает выявить потенциальные угрозы, снизить риск возникновения пожара и минимизировать последствия в случае его возникновения. В данной статье рассмотрим основные требования к оценке пожарного риска для зданий образовательных организаций.
Пожарный риск можно определить как вероятность возникновения и развития пожара, а также оценку возможных последствий его воздействия на людей и имущество. Оценка пожарного риска в образовательных организациях необходима для того, чтобы:
1649
• Обеспечить безопасность обучающихся, сотрудников и посетителей учреждения.
• Снизить вероятность возникновения пожара.
• Разработать эффективные меры по защите от пожаров.
• Минимизировать ущерб в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Правильная оценка пожарного риска позволяет выявить слабые места в системе пожарной безопасности здания и принять соответствующие меры для их устранения.
Процесс оценки пожарного риска включает в себя несколько этапов, каждый из которых необходим для получения объективной картины о состоянии безопасности объекта.
Идентификация опасных факторов пожара (ОФП) является ключевым этапом в процессе расчета пожарного риска. Этот этап включает в себя всесторонний анализ потенциальных угроз, которые могут возникнуть в результате пожара, их характеристик и влияния на людей, имущество и окружающую среду. Регламентация данного процесса осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» [1,5].
На этапе оценка вероятности возникновения пожара для каждого источника угрозы необходимо определить вероятность возникновения пожара. Это может зависеть от различных факторов, таких как техническое состояние оборудования, возраст здания и т. д.
Чтобы оценить вероятность возникновения пожара в результате короткого замыкания в проводке, проводится анализ состояния электрической сети. Например, если здание было построено в 1980 году и в нем использовалась устаревшая проводка, вероятность короткого замыкания может быть значительно выше, чем в здании с новой электропроводкой.
1650
Для этого можно использовать методики, описанные в нормативных актах, например, методику оценки пожарного риска в зданиях и сооружениях, разработанную МЧС России, которая позволяет рассчитать вероятность возгорания для каждого источника опасности [3].
Оценка возможных последствий. На данном этапе важно оценить, какие могут быть последствия для жизни и здоровья людей, а также для материальных ценностей и самого здания. Для этого учитываются:
• Количество людей
• Степень устойчивости конструкции здания к воздействию огня.
• Наличие и состояние средств эвакуации.
• Уровень оснащенности здания средствами автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения и вентиляции.
Принятие решения о мерах по снижению рисков. На основе полученных данных разрабатываются меры по минимизации рисков. Это может включать:
• Улучшение систем пожаротушения и автоматической сигнализации.
• Перепланировка помещений для обеспечения безопасной эвакуации.
• Обучение персонала и проведение регулярных тренировок по эвакуации.
• Модернизация электрических и вентиляционных систем.
Пожарная безопасность в образовательных учреждениях имеет свою
специфику. В таких зданиях в большинстве случаев находятся дети, подростки и пожилые люди, что требует особого внимания к системам эвакуации, пожарным дверям и путям эвакуации. Зачастую здания образовательных организаций являются многоэтажными, что усложняет эвакуацию в случае пожара.
Для примера рассмотрим двухэтажное образовательное здание, в котором обучаются 400 студентов. Согласно нормативным актам, для зданий такой категории расчётное время эвакуации людей с учётом плотности на путях эвакуации должно составлять не более 5 минут на этаж.
1651
1. Оценка плотности эвакуационных путей:
- Допустим, на одном этаже находится 200 человек.
- Ширина эвакуационного пути составляет 1 м.
- Плотность людей на пути эвакуации не должна превышать 5 человек на 1 метр ширины.
Формула для расчета плотности людей на эвакуационном пути:
N
где:
• D — плотность людей на пути эвакуации, чел./м2,
• N — количество людей на этаже, чел.,
• S— площадь эвакуационного пути, м2.
Пример: допустим, на этаже находятся 200 человек, ширина коридора составляет 1,2 м, а его длина — 20 м.
5 = а • b = 1,2 • 20 = 24 м2
200 2 D = — = 8,33 чел/м2
Согласно СП 1.13130.2020, максимально допустимая плотность — 6 чел./м2. Таким образом, плотность превышает допустимые нормы, и потребуется расширить эвакуационный путь или разделить потоки [4].
2. Расчет времени эвакуации:
- Для этого применяются нормативные коэффициенты, учитывающие количество людей и размеры путей эвакуации.
- На основании этих данных можно рассчитать, укладываются ли пути эвакуации в нормативы по времени эвакуации.
Формула для расчета времени эвакуации:
_L N
¿эвак = у + ^,
где:
• £эвак — общее время эвакуации, сек.,
• L — длина эвакуационного пути, м,
1652
• V — скорость движения потока, м/с (согласно СП 1.13130.2020, скорость движения при плотности до 3 чел./м2 — 1 м/с),
• N — количество людей, чел.,
• С — пропускная способность эвакуационного выхода, чел./с (рассчитывается как ширина выхода, умноженная на коэффициент пропускной способности — 1,6 чел./с на 1 м ширины).
Пример:
1. Длина эвакуационного пути составляет 30 м.
2. Ширина эвакуационного выхода — 1,2 м.
3. Количество людей — 200 чел.
Шаг 1. Расчет скорости потока и пропускной способности: С — ширина • 1,6 — 1,2 • 1,6 — 1,92 чел/с
Шаг 2. Расчет времени эвакуации через выход:
_ N _ 200 _
^выход - £ - 192 = 104 С
Шаг 3. Расчет времени прохождения пути:
_ь _ 30 _
^путь у 1 30 С"
Шаг 4. Общее время эвакуации:
^ — t + ^ — 30 + 104 — 134 с
'-эвак ''путь 1 ''выход 1 ■'■^-г ^о-г
Согласно СП 1.13130.2020, максимально допустимое время эвакуации для зданий с массовым пребыванием людей (категория Ф1.1, школы, детские сады) составляет 4 минуты (240 секунд). Таким образом, расчеты показывают, что эвакуация укладывается в нормативное время. Оценка пожарного риска для зданий образовательных организаций является важнейшим инструментом обеспечения безопасности учащихся, преподавателей и других сотрудников. Регулярная и точная оценка позволяет выявить уязвимости системы
1653
безопасности и своевременно устранить их, что способствует снижению вероятности возникновения пожара и минимизации его последствий.
Образовательные учреждения должны соответствовать всем нормативным требованиям в области пожарной безопасности, а также внедрять современные технологии и методы, которые обеспечат безопасность всех людей, находящихся в здании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
2. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
3. Приказ МЧС России от 14 ноября 2022 г. № 1140 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности»;
4. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
5. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».
1654
Alimkanov Zh.Zh.
St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia
named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)
REQUIREMENTS FOR FIRE RISK ASSESSMENT FOR BUILDINGS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract: the article discusses the requirements for fire risk assessment for buildings of educational institutions. The main documents regulating the risk assessment process are considered, as well as the stages of fire risk, according to the current methodology.
Keywords: fire risk, educational organizations, dangerous factors, fire safety.
1655