Научная статья на тему 'Требования к наличию специальной и форменной одежды в ресторанном бизнесе'

Требования к наличию специальной и форменной одежды в ресторанном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1213
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / SPECIAL CLOTHES / UNIFORM CLOTHES / PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT / RESTAURANT BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бледнова Т. В.

Ресторанный бизнес, как сфера услуг общественного питания, предполагает обеспечение части работников специальной и форменной одеждой, требования к наличию которой, не всегда выполняются работодателями. В статье проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие выдачу специальной одежды, как средств индивидуальной защиты, в ресторанном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restaurant business, as the sphere of catering services, assumes providing some employees with special clothes and uniform clothes. However, the requirements for availability of these clothes are not always executed by employers. The article analyzes the normative legal acts governing the issuance of special clothes as personal protective equipment in the restaurant business.

Текст научной работы на тему «Требования к наличию специальной и форменной одежды в ресторанном бизнесе»

НАУКА МОЛОДЫХ Бледнова Т.В.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Зылёва Н.В.

ТРЕБОВАНИЯ К НАЛИЧИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

Тюменский государственный университет

Ключевые слова: специальная одежда, форменная одежда, средства индивидуальной защиты, ресторанный бизнес.

Аннотация: ресторанный бизнес, как сфера услуг общественного питания, предполагает обеспечение части работников специальной и форменной одеждой, требования к наличию которой, не всегда выполняются работодателями. В статье проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие выдачу специальной одежды, как средств индивидуальной защиты, в ресторанном бизнесе.

Keywords: special clothes, uniform clothes, personal protective equipment, restaurant business.

Abstract: restaurant business, as the sphere of catering services, assumes providing some employees with special clothes and uniform clothes. However, the requirements for availability of these clothes are not always executed by employers. The article analyzes the normative legal acts governing the issuance of special clothes as personal protective equipment in the restaurant business.

Ресторанный бизнес представляет собой цельную структуру, в которой все взаимосвязано - и приготовление блюд, и качество обслуживания, и управление продажами, и рекламная политика. Ресторанный бизнес в наше время - это не просто общественное питание, а сфера досуга, включающая множество компонент, не учитывая которые легко проиграть в ожесточённой конкурентной борьбе.

Когда речь заходит о ресторанах перед нами сразу всплывают образы поваров, одетых в фартуки и колпаки, образы официантов, в красивых одинаковых формах. В заведениях общественного питания уделяется внимание не только безопасности и санитарии, что обеспечивается выдачей специальной одежды кухонным работникам, но и эстетической составляющей - форменной одежде. Именно она подчёркивает фирменный стиль заведения. По аккуратности и чистоте

одежды персонала можно судить и о том, какое место уделяется качеству производимой продукции. Если сотрудники выглядят безупречно, в отглаженных и чистых формах - у покупателя складывается приятное впечатление, как от самого заведения, так и от блюд, которые ему предстоит попробовать.

Специальная одежда относится к средствам индивидуальной защиты работника. Для каждого вида производства выдвигаются свои требования к спецодежде: к материалам, из которых она изготовлена, комплектации и даже цвету. Однако главная задача остаётся неизменной - обеспечить работнику своей организации безопасность и комфорт в его ежедневной трудовой деятельности.

В ресторанном бизнесе представлены работники разных профессий и с разными условиями труда. Это повара, официанты, бармены, гардеробщики, технический персонал. Каждого из них работодатель обязан обеспечить профессиональной одеждой, опираясь на специфику труда. Так, например, повар должен получить специальную одежду, соответствующую требованиям гигиены и безопасности, официант - красивую, удобную и привлекающую внимание форменную одежду. Каждая будет выполнять свою функцию, создавая у посетителей положительную оценку работы ресторана.

Тем не менее, в последнее время не все работодатели ответственно относятся к своим обязанностям по обеспечению работников профессиональной одеждой, указывая на то, что сотрудник должен самостоятельно и за свой счет приобрести специальную одежду для выполнения своих профессиональных обязанностей. В данной статье будут проанализированы законодательные акты, устанавливающие требования к наличию специальной и форменной одежды у работников ресторана.

Конституция РФ статьей 37 гарантирует своим гражданам право на труд в условиях, отвечающих всем требованиям санитарных норм и безопасности. В продолжение раскрытия этих прав Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) статьями 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» и 21 «Основные права и обязанности работника» регламентирует предоставление работникам вредных и опасных условий труда средств индивидуальной защиты, в том числе и специальной одежды.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденный Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 г. №878, устанавливает единый порядок применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты [1]. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 «О

применении санитарных мер в Таможенном союзе» установлены следующие требования в отношении средств индивидуальной защиты (СИЗ):

- для их производства не могут быть использованы материалы и вещества, которые потенциально опасны для здоровья сотрудников и окружающей среды;

- СИЗ должны быть достаточно легкими, однако данное качество не должно идти в разрез с их эксплуатационными характеристиками;

- важно, чтобы СИЗ был изготовлен с учетом физиологических норм и отвечал характеру трудовой деятельности и особенностям окружающей среды;

- конструкция СИЗ не должна мешать сотруднику выполнять его трудовую деятельность в нормальном режиме;

- к СИЗ должна быть приложена этикетка с информацией о производителе, сфере применения, сроках годности, режиме хранения, правилах эксплуатации, мерах безопасности [1].

В соответствии с п.2 ГОСТа от 01.07.1990 № 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», действующего по сей день, к спецодежде работников выдвигаются следующие требования:

- средства защиты работающих должны обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов;

- средства защиты не должны быть источником опасных и вредных производственных факторов;

- средства защиты должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики;

- выбор конкретного типа средства защиты работающих должен осуществляться с учетом требований безопасности для данного процесса или вида работ;

- средства индивидуальной защиты следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты;

- средства индивидуальной защиты не должны изменять своих свойств при их стирке, химчистке и обеззараживании;

- средства индивидуальной защиты должны подвергаться оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям;

- требования к маркировке средств индивидуальной защиты должны соответствовать ГОСТ 12.4.115 и стандартам на маркировку на конкретные виды средств индивидуальной защиты;

- средства индивидуальной защиты должны иметь инструкцию с указанием назначения и срока службы изделия, правил его эксплуатации и хранения [2].

Ресторанный бизнес можно сравнить с обрабатывающим производством, где превращают сельскохозяйственное сырье в готовую продукцию или полуфабрикат [3]. При этом готовую продукцию в ресторанном бизнесе получает сразу конечный потребитель - посетитель ресторана, заказавший услугу общественного питания.

В соответствии с п.4.9 ГОСТа от 1.01.2010 № Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» обслуживающий и производственный персонал предприятия общественного питания должен быть одет в соответствующую форменную и/или санитарную одежду (спецодежду) и обувь установленного для данного предприятия образца [4]. Так, в обязанности руководителя ресторана входит обеспечение поваров и кухонных работников средствами индивидуальной защиты, в том числе специальной одеждой, а обслуживающий персонал (официантов, барменов, администраторов) - форменной одеждой.

Форменная одежда не относится к индивидуальным средствам защиты, однако такие понятия как «форменная» и «специальная» одежда часто приравнивают, тем самым допуская грубейшую ошибку.

По мнению Лебедевой И.В. и Ревякиной О.В. спецодежда - это одежда, играющая важную роль в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности труда, работающих за счёт снижения воздействии на человека опасных и вредных производственных факторов [5]. То есть, специальная одежда - это средство индивидуальной защиты, призванное обеспечить безопасность труда и поддержать нормальную работоспособность сотрудника в течение всего рабочего времени.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что специальная и форменная одежда - два совершенно разных вида профессиональной одежды. Они отличаются друг от друга целью использования. Специальная одежда призвана защищать работника от вредных условий труда, а также повышать качество производимой продукции за счёт соблюдения санитарных норм, в то время как форменная одежда призвана создавать имидж организации.

Так как в ресторане специалисты работают в непосредственном контакте с пищевыми продуктами, то к спецодежде повара и официантов предъявляются самые строгие требования по соответствию всем нормам гигиены. В соответствии с п.6.9 и п.6.11 ГОСТа от 01.01.2016 № 30524-2013 установлено следующее:

- персонал предприятия общественного питания должен соблюдать нормативные документы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, действующие на территории государства, принявшего стандарт, в т.ч. правила личной гигиены и гигиены рабочих мест;

- обслуживающий и производственный персонал предприятия общественного питания должен быть одет в соответствующую форменную и/или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии, без видимых загрязнений, повреждений и заметных следов ремонта;

- производственному персоналу запрещается появляться в помещении для потребителей в санитарной одежде, если это не связано с выполнением им прямых обязанностей;

- работники предприятия общественного питания на форменной одежде могут носить служебный значок (бейдж) с указанием имени/фамилии и должности на государственном языке и эмблемой (торговым знаком) предприятия.

Таким образом, наличие в ресторанном бизнесе специальной и форменной одежды объясняется не только желанием соблюдения санитарно-гигиенических норм приготовления и подачи пищи, а также привлечением посетителей за счет внешнего вида обслуживающего персонала, но и требованиями нормативных актов. Соблюдение данных требований позволит избежать трудовых споров в части соблюдения безопасных условий труда сотрудников.

Список литературы

1. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты -прямая обязанность работодателя [Электронный ресурс] /ЛЛМ-ECOGROUP. - - Режим доступа: Ы1р://агт-ecogroup.ru/articles/obespechenie-rabotnikov-sredstvami-individualnoy-zashchity-pryamaya-obyazannost-rabotodatelya (дата обращения: 12.01.2015)

2. ГОСТ 12.4.011-89. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация (введ. 01.07.1990) - М.: Стандартинформ, 2013. - 21 с.

3. Зылёва Н.В., Алибеков Ш.И. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 196с.

4. ГОСТ Р 50935-2007. Услуги общественного питания. Требования к персоналу (введ. 01.01. 2010) - М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с

5. Лебедева И.В., Ревякина О.В. Проблемы и тенденции производства специальной одежды в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2-1.

Линькова М.В.

Научный руководитель: к.т.н., доцент Селиванов Ф.С.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И АКСИОМЫ

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина

Аннотация: в данной статье рассмотрено прогнозирование цен на недвижимость при помощи технического анализа, а так же методы и аксиомы технического анализа.

Ключевые слова: цена, прогнозирование, доход, рынок, технический анализ, методы технического анализа, аксиомы технического анализа.

Abstract: this article considers forecasting of real estate prices using technical analysis also considers the methods and assumptions of technical analysis.

Keywords: price, forecasting, income, market, technical analysis methods technical analysis axioms of the technical analysis.

Технический анализ - прогнозирование изменений цен в будущем на основе анализа изменений цен в прошлом. В его основе лежит анализ временных рядов цен - «чартов» (от английского chart). Помимо ценовых рядов, в техническом анализе используется информация об объёмах торгов и другие статистические данные. Наиболее часто методы технического анализа используются для анализа цен, изменяющихся свободно, например, на биржах.

Технический анализ не рассматривает причины того, почему цена изменяет своё направление (например, вследствие низкой доходности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.