Научная статья на тему 'Требования к личности учителя до и после Февральской революции 1917 года'

Требования к личности учителя до и после Февральской революции 1917 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / РЕВОЛЮЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / TEACHER / PEDAGOGICAL EDUCATION / FOLK SCHOOL / REVOLUTION / PEDAGOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

В статье представлен обзор требований к личности учителя в дореволюционный период и после. Автором отмечается, что больший вклад в развитие образования в Российской империи внесли активные учителя, которых называют подвижниками. Анализ архивных источников и литературы XIX века показывает, что в большинстве случаев государство возлагало ответственность за развитие народного образования на органы местного самоуправления, не желая выделять финансовые средства, землю, кадры. Развитие образования в регионах напрямую связано с деятельностью отдельных активных учителей, которые считали главной целью своей жизни воспитание и образование детей. Кроме этого, они способствовали становлению учительского корпуса в регионе, обучая бесплатно или за свой счет учеников в педагогических учебных заведениях, добиваясь открытия школ повышенного типа, организуя курсы повышения квалификации учителей. После революции 1917 года направление подготовки учителей значительно меняется. К основной педагогической и методической подготовке добавляется идейно-политическая направленность. Большое внимание уделяется социальной активности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher personality requirements before and after the revolution

The article provides an overview of teacher personality requirements during the pre-revolutionary period and after. The author notes that active teachers, called enthusiasts, made a greater contribution to the development of education in the Russian Empire. Analysis of archival sources and literature of the 19th century shows that in most cases the state assigned responsibility for the development of national education to local self-government bodies, not wishing to allocate funds, land, personnel. The development of education in the regions is directly related to the activities of individual active teachers, who considered the main goal of their lives to be the upbringing and education of children. In addition, they contributed to the development of the teaching corps in the region by teaching pupils free of charge or at their own expense in pedagogical educational institutions, by seeking the opening of high-level schools and by organizing teacher development courses. After the 1917 revolution, the direction of teacher training changed significantly. An ideological and political orientation is added to the basic pedagogical and methodological training. Much attention is paid to the social activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Требования к личности учителя до и после Февральской революции 1917 года»

PEDAGOGICAL SCIENCES

em educational technology from the perspective of activity-based and competency-based approaches], Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no, 8, pp, 145-152,

9, Eschenbrenner B., Nah F, Learning through mobile devices: Leveraging affordances as facilitators of engagement, International Journal of Mobile Learning and Organisation, 2019, Vol, 13,, is, 2,

10, Montrieux H,, Vanderlinde R,, Schellens T,, De Marez L, Teaching and Learning with Mobile Technology: A Qualitative Explorative Study about the Introduction of Tablet Devices in Secondary Education [Electronic resource], 2015, URL: https://journals,plos,org/plosone/article?id=10,1371/journal,pone,0144008,

11, Semenova I,N, Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm, Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014, 156 p,

12, Titova S,, Talmo T, Mobile voting systems for creating collaboration environment and get-ting immediate feedback: a new curriculum model of the university lecture [Electronic resource], International Journal of Mobile and Blended Learning, 2014, Vol, 6, no, 3, pp, 19-26, URL: http://istina,msu,ru/journals/7346361,

13, Yao-Ting Sung, Kuo-En Chang, Tzu-Chien Liu, The effects of integrating mobile devices with teaching and learning on students' learning performance: A meta-analysis and research synthesis [Electronic resource], Computers & Education, 2016, vol, 94, pp, 252-275, URL: https://doi,org/10,1016/ j,compedu,2015,11,008,

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.В. Слепухин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: ikto2016@gmail,com, ORCID: 0000-0002-1935-9318,

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A,V, Slepukhin, Ph,D, in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: ikto2016@gmail,com, ORCID: 0000-0002-1935-9318,

УДК 371

Елена Андреевна Сорокина

г. Шадринск

Требования к личности учителя до и после февральской революции 1917 года

В статье представлен обзор требований к личности учителя в дореволюционный период и после. Автором отмечается, что больший вклад в развитие образования в Российской империи внесли активные учителя, которых называют подвижниками. Анализ архивных источников и литературы XIX века показывает, что в большинстве случаев государство возлагало ответственность за развитие народного образования на органы местного самоуправления, не желая выделять финансовые средства, землю, кадры. Развитие образования в регионах напрямую связано с деятельностью отдельных активных учителей, которые считали главной целью своей жизни - воспитание и образование детей. Кроме этого, они способствовали становлению учительского корпуса в регионе, обучая бесплатно или за свой счет учеников в педагогических учебных заведениях, добиваясь открытия школ повышенного типа, организуя курсы повышения квалификации учителей. После революции 1917 года направление подготовки учителей значительно меняется. К основной педагогической и методической подготовке добавляется идейно-политическая направленность. Большое внимание уделяется социальной активности педагога.

Ключевые слова: учитель, педагогическое образование, народная школа, революция, педагогические курсы.

Elena Andreevna Sorokina

Shadrinsk

Teacher personality requirements before and after the revolution

The article provides an overview of teacher personality requirements during the pre-revolutionary period and after. The author notes that active teachers, called enthusiasts, made a greater contribution to the development of education in the Russian Empire. Analysis of archival sources and literature of the 19th century shows that in most cases the state assigned responsibility for the development of national education to local self-government bodies, not wishing to allocate funds, land, personnel. The development of education in the regions is directly related to the activities of individual active teachers, who considered the main goal of their lives to be the upbringing and education of children. In addition, they contributed to the development of the teaching corps in the region by teaching pupils free of charge or at their own expense in pedagogical educational institutions, by seeking the opening of high-level schools and by organizing teacher development courses. After the 1917 revolution, the direction of teacher training changed significantly. An ideological and political orientation is added to the basic pedagogical and methodological training. Much attention is paid to the social activity of the teacher.

Keywords: teacher, pedagogical education, folk school, revolution, pedagogical courses.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, No, 4 (44) 2019

181

Стремление дать определение личности учителя, обозначить его функции и задачи всегда остро обсуждались учеными. Учитель выполняет важнейшую миссию транслятора накопленных веками знаний и опыта, является так называемым проводником между обществом и молодым поколением, между социальными требованиями общества и их реализацией в жизнь. Этот факт требует серьезного отношения к детальному изучению его личности, а также требований, предъявляемых обществом к его уровню подготовки и душевным качествам.

К сожалению, анализируя современную обстановку в стране, мы можем наблюдать, что в школе возникло множество проблем, связанных именно с личностью учителя. К таким проблемам можно отнести социальную раздробленность учителей разных учебных заведений, «бегство» молодых специалистов из профессии, отсутствие обновления педагогических кадров молодежью. Для решения таких серьезных задач необходимо обратиться к историческому прошлому, которое поможет создать программу социального развития учительского корпуса страны в современных условиях.

Если до XIX в. работы, посвященные личности учителя носили единичный характер, то в XIX - начале XX вв. наблюдается значительный рост интереса к личности учителя, выразившийся в увеличении количества работ, посвященных различным проблемам учителя. Впервые в научной терминологии появляется и получает распространение понятие «личность учителя» [3, 2].

В работах ученых и педагогов XIX в. нет единого мнения о личности учителя и требованиях к ней, так как каждый объясняет этот термин по своему усмотрению, наделяя учителя разными ценностно-значимыми качествами, формулируя требования к его профессиональной деятельности.

Д.Н. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов писали о личности учителя-революционера, борца за народное дело, которому в первую очередь необходимы качества для борьбы с общественным злом.

В.Г. Белинский, И.А. Ильин, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский писали о личности учителя-гражданина, занимающего деятельную, активную жизненную позицию. У такого учителя должны быть сильно развиты гражданские и патриотические качества.

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что учителю необходимо постоянное вдохновение, так как результаты его деятельности видны не сразу. По мнению великого педагога, такое однообразие может привести к механическому выполнению своих обязанностей [2, С. 228-231].

В.Г. Белинский указывал на то, что человек рождается не разумным, а только «способным быть разумным» [1, С.153]. Он называл счастливыми тех молодых людей, которые совершенство-

вали себя под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных наставников.

Николай Иванович Пирогов отмечал, что учитель должен в первую очередь серьезно относиться к жизни, осознавая при этом нравственную необходимость воспитания. Также учителю необходимы материальная и духовная поддержка со стороны начальства и близкого окружения [1, С. 172].

Русский философ И.А. Ильин писал о личности учителя, преданного своему делу, обладающего, укрепляющего и развивающего духовное, национальное, а также «религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности» [1, С. 324]. Иван Александрович отмечал необходимость осознания учителем своей наивысшей миссии: не устранение неграмотности, а воспитание молодого поколения. Большое внимание ученый уделял консолидации духовности в учениках.

В данный период сохраняется также тенденция приоритета личностных качеств учителя над уровнем его профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Представителями этой точки зрения являлись А.И. Герцен, В.О. Ключевский, Л.Н. Толстой. Эта тенденция была реализована на качественно новом уровне своего развития по сравнению со всеми предыдущими периодами. Прирост знаний о личности учителя заключался в понимании его профессиональной деятельности и личностного развития, а также в необходимости развития учителя как личности в процессе как педагогически - профессиональной деятельности, так и самой профессиональной деятельности. Об этом писали Д.И. Менделеев, К.Д. Ушинский.

Представителей противоположных направлений философии и педагогики (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.) объединяет идея приоритета духовных качеств личности. Все сходилось к тому, что духовность является важнейшим личностным качеством учителя. По мнению этих авторов учитель не имел права заниматься воспитанием будущего поколения, если сам не являлся духовной личностью.

В.В. Зеньковский написал работу «О педагогическом интеллектуализме», где рассмотрел проблемы современной школы. Как говорит автор, «скромнее мыслят ныне о себе педагоги», они не думают создавать «новую породу людей». В связи с этим проявляется осознание той роли, которую играет и должна играть школа в формировании из ребенка будущего самостоятельного человека.

Актуальным по сегодняшний день остается требование теоретической и практической подготовки учителя к профессиональной деятельности, использования в профессиональной деятельности

PEDAGOGICAL SCIENCES

данных педагогики, психологии, антропологии, логики и других наук, предъявляемое К.Д. Ушин-ским, так как и сегодня «гораздо чаще мы встречаем таких практиков, которые с презрением о педагогической теории и питали какую-то странную вражду к ней» [5].

На рубеже XIX и XX вв. Д.И. Менделеев впервые высказался о необходимости создания специализированного педагогического образования. При этом он создал несколько программ подготовки учительских кадров в условиях политической обстановки начала XIX в. К сожалению, эти программы остались невостребованными. Д.И. Менделеев указывал, что работа учителя часто представляет собой рутину, которая мешает пониманию общих целей образования и частных целей учеников [1, С. 294].

В послереволюционный период роль учителя также высоко оценивается. В.И. Ленин писал в своих «Страничках из дневника», что страна нуждается в истреблении неграмотности и бескульту-рия. Эту трудную задачу он возлагал на народного учителя и призывал поднять его социальный статус. А.В. Луначарский, возглавлявший Народный комиссариат РСФСР, впоследствии преобразованный в Министерство просвещения РСФСР, характеризовал учителя как человека, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков, при этом избегать предрассудков, пороков и болезней. Для этого необходимо было перестроить школу, учителя, вооружить его системой новых взглядов, подготовить к формированию нужных советскому обществу убеждений у подрастающего поколения.

Состояние учительского корпуса мы можем рассмотреть на примере Курганского уезда. В «Кратком политико-экономическом обзоре Курганского округа Уральской области» (издание 1925 г.) описывается ситуация школьного образования конца XIX в. В справочнике указывается, что основную массу учителей начальных школ составляли священники, которые безответственно относились к преподаванию. Позднее на должность учителей поступают молодые лица, получившие образование в уездном училище или прогимназии. Лишь с 1905 по 1917 г. в учительницы идут окончившие курс полной женской гимназии, этот элемент и является основным ядром учительского персонала.

После революции у населения повышается потребность в образовании: в уездный отдел народного образования, созданный 15 августа 1919 г., на 3-й день после освобождения г. Кургана от Колчака, поступают в большом количестве просьбы об открытии школ в селах и деревнях. Только в период с 1 сентября по 16 ноября 1919 г. в отдел народного образования поступило 84 протокола крестьянских обществ и других коллективов с просьбой открыть школы. Просьбы продолжают поступать и в 1920 г.

Несмотря на бедность Курганского уезда, школы открываются: на 1 января 1920 г. была 321 школа, на 1 мая - 362, на 1 сентября - 415 всех типов школ. В г. Кургане было уже 28 школ I ступени и 7 школ II ступени.

Главной проблемой при открытии новых школ стала нехватка учителей. Зауральский краевед У.И. Постовалова отмечает, что среди старой интеллигенции были замечательные педагоги, мыслящие, одаренные, отдавшие делу народного образования все свои силы и знания. Например, А.Е. Новиков успешно руководил Падеринской школой. Его уроки отличались организованностью, четкостью, вызывали живой интерес у учащихся, ученики славились красивым почерком, глубокими знаниями русского языка и арифметики [4].

Новиков А.Е., Шалабанова Н.М., Снетко-ва К.А., Киселева А.М., Киселева М.М, Золото-ва С.А., Русинов М.Д. и Гиганова З.П. и другие учителя старшего поколения являлись первыми организаторами народного образования в Курганской области.

Несмотря на это, подготовленных квалифицированных учителей в регионе не хватало, поэтому первый съезд учителей г. Кургана и уезда, открывшийся 13 января 1920 г., обращает внимание на подготовку педагогических кадров, на их воспитание. Результатом работы стало открытие краткосрочных курсов, где не только дают знания, но и проводят политическую подготовку.

Однако послереволюционное общество ставило целью подготовить учителя, который будет воспитывать молодое поколение в духе новых идей. Поэтому главной целью курсов было - помощь учителям в понимании смысла и значения революции. Таким образом, мы можем наблюдать идеологическую направленность подготовки учителей. В архивных источниках можно встретить ситуации, когда учителя погибали во время мятежей или хулиганских действий. Например, учитель Шатровской школы М.И. Федосеев был убит во время кулацкого мятежа, а молодая учительница Лопатинской школы погибла во время заготовок хлеба от рук бандитов.

Учителя на селе занимались и хлебозаготовками и вели культурно-просветительную работу. Так, в Каргаполье в 1923 г. драматическим кружком, в котором было более 30 человек, руководила учительница Тихомирова, а хоровым, в составе 16 чел., - и учительница Булыгина. Литературной секцией руководил учитель Осинцев. Деревня в массе своей была суеверна и религиозна. Нелегка была роль учителя-атеиста, учителя-безбожника. Иные родители на религиозной почве не пускали детей в школу, особенно во время религиозных праздников. В годы коллективизации учителя, несмотря на угрозы кулачества, были активными творцами новых, коллективных форм жизни крестьянства. Чтобы показать пример, сами вступали в члены колхо-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

183

зов. Эту бурную общественную деятельность учителя совмещали с работой в новой советской школе, которая рождалась, строилась, утверждалась.

Одновременно с процессом становления новой школы оформлялась стройная система подготовки педагогических кадров. Были организованы Шадринское, Куртамышское, Сафакулевское педучилища. Созданное в 1928 г. Курганское педагогическое училище (педтехникум) в 1931 г. сделало свой первый выпуск.

Советская власть также стала уделять большое внимание педагогическому образованию, так как совершенствование общего образования в первую очередь связано с научной и методической квалификацией учителя, его идейно-политического и культурного кругозора. На повестку дня выносятся такие вопросы, как: создание необходимых условий для реализации педагогической деятельности, систематическое повышение квалификации учителей, организация работы в соответствии с законами об охране труда, льготах и преимуществах для учительских кадров, вопросу создания необходимых условий

Партия и правительство высоко оценивали выдающиеся заслуги учителей перед советским

народом. Начиная с 1939 г., когда впервые была награждена большая группа сельских учителей орденами и медалями нашего государства, все время отмечались те, кто наиболее успешно учит и воспитывает подрастающее поколение. В Курганской области орденом Ленина награждены 127 человек, Трудового Красного Знамени - 157 чел., орденом «Знак Почета» - 289 чел., медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие» - 1677 чел. Высокое звание «Заслуженного учителя школы РСФСР» присвоено 96 лучшим учителям области. Среди них такие мастера педагогического труда, как М.В. Лаврентьев, А.М. Косарева, Г.И. Заговеньева, А.Т. Андросова и многие другие.

Таким образом, в XIX - начале XX веков понятие «личность учителя» по мере развития школы и учительской деятельности стало предметом обсуждения философов, педагогов и деятелей культуры разных направлений. Уже в то время можно было наблюдать прогрессивные идеи относительно требований к личности учителя у большинства мыслителей. После революции требования к личности учителя остаются таким же высокими, но большее внимание уделяется политико-идейной направленности подготовки молодых учителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. История педагогики в России : хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М. : Академия, 1999. - 400 с.

2. Константинов, Н.А. История педагогики : учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с.

3. Неупокоев, И.В. Учительство Тобольской губернии во второй половине 19 - начале 20 века как социально-профессиональная группа : автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.В. Неупокоев. - Челябинск, 2006. - 22 с.

4. Постовалова, У.И. Народное образование в Курганской области за 50 лет Советской власти / У.И. Постовалова. - Курган, 1967. - 199 с.

5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. 1857-1861 / К.Д. Ушинский. - М. ; Л. : АПН, 1948. REFERENCES

1. Egorov S.F. (ed.) Istoriya pedagogiki v Rossii: hrestomatiya [The history of pedagogy in Russia]. Moscow: Akademi-ya, 1999. 400 p.

2. Konstantinov N.A., Medynskij E.N., Shabaeva M.F. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya studentov ped. in-tov [The history of pedagogy]. 5-e izd., dop. i pererab. MOscow: Prosveshchenie, 1982. 447 p.

3. Neupokoev I.V. Uchitel'stvo Tobol'skoj gubernii vo vtoroj polovine 19 - nachale 20 veka kak social'no-professional'naya gruppa. Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Teaching of the Tobolsk province in the second half of the 19th -beginning of the 20th century as a social and professional group. Ph. D. (History) thesis]. Chelyabinsk, 2006. 22 p.

4. Postovalova U.I. Narodnoe obrazovanie v Kurganskoj oblasti za 50 let Sovetskoj vlasti [Public education in the Kurgan region for 50 years of Soviet power]. Kurgan, 1967. 199 p.

5. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. T. 2. 1857-1861 [Collected works V. 2. 1857-1861]. Moscow; Leningrad: APN, 1948. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языка, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: helen-a2003@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4569-0378.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Sorokina, Ph.D in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Theory and Practice of German Language, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: helen-a2003@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4569-0378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.