М.Ю. Шамрин, аспирант кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), тел.: + 7(499)244-86-95, E-mail: [email protected] (Россия, Москва)
IMPROVEMENT OF LEGISLA TION ON THE STA TUS OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN: THEORETICAL ASPECT M.Y. Shamrin
The article examines the legal status of the Ombudsman on the rights of the child in the Russian Federation, presents the author's view the draft Federal law on the Ombudsman on the rights of the child, studied the experience of foreign countries regarding the activities and legal status of the Ombudsman for the rights of the child.
Key words: rights of the child, the children's Ombudsman, the Ombudsman.
M.Y. Shamrin, Department of Administrative Law of the Moscow State Law University O. Kutafin (MSLA), Tel.: +7 (499) 244-86-95, E-mail: [email protected] (Russia, Moscow)
УДК 347.736.6
ТРЕБОВАНИЯ К АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ: ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Л.В. Черникова
Автор рассматривает условия членства в саморегулируемых организациях и право лиц, участвующих в деле, выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования. Предлагается ввести ограничения на регион деятельности арбитражных управляющих, данная позиция обосновывается примерами из практики.
Ключевые слова: арбитражный управляющий, саморегулируемые организации, требования к арбитражному управляющему, банкротство.
Одной из центральных и ключевых фигур в деле о несостоятельности (банкротстве) является арбитражный управляющий (временный, административный, внешний или конкурсный управляющий).
В соответствии с ч.1 статьи 20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту Закон о банкротстве) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющейся членом одной из саморегулируемых организаций (далее по тексту СРО) арбитражных управляющих.
СРО арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации (часть 2 статьи 20 Закона о банкротстве):
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о
банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
В части 3 статьи 20.2 Закона о банкротстве конкурсному кредитору или уполномоченному органу, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собранию кредиторов предоставлено право выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:
- наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
- наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
- проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган либо собрание кредиторов вправе выдвигать только предусмотренные настоящим пунктом требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Согласно ч.1 ст. 45 Закона о банкротстве при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная СРО арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 выше указанного закона.
По смыслу выше перечисленных положений Закона о банкротстве членом СРО арбитражных управляющих «Н», расположенной в городе Москва, может быть гражданин РФ, выполнивший все обязательные условия членства в этой организации и проживающий в городе Калининград. Следовательно, данный гражданин признается арбитражным управляющим.
Ограничения на регион деятельности в Законе о банкротстве отсутствуют.
Также данный закон не ограничивает одновременного участия конкурсного управляющего в проведение двух и более процедур конкурсного производства.
Считаем, что данные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не в полной мере предусматривают обстоятельства и события, возникающие в реальных условиях при осуществлении процедуры банкротства. А именно, на практике очень частые случаи, когда место проживания арбитражного управляющего, место нахождение СРО, в которой состоит этот арбитражный управляющий, место проведения процедуры банкротства и место расположения должника значительно отличаются в географическом положении. Все они могут находиться в разных городах или даже в разных субъектах Российской Федерации.
Рассмотрим ситуацию, которая уже имеется на практике, может возникнуть в реальности и приводит к коллизии права.
Кредитор, проживающий в г. Москва, обращается в арбитражный суд Хабаровского края, Приморского края, Камчатского края или Сахалинской области с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) и представляет кандидатуру арбитражного управляющего и СРО арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий. Арбитражный суд утверждает данную кандидатуру арбитражным управляющим.
Для осуществления своих обязанностей по процедурам банкротства арбитражному управляющему необходимо выезжать с места его жительства (г. Калининград) на место нахождения должника и его имущества в Хабаровский край, Приморский край, Камчатский край или Сахалинскую область.
Обратимся к Таблице 1, расположенной на сайте «Банкротство РФ»[2], на котором арбитражные управляющие представляют свои кандидатуры. В данной таблице предлагаю обратить внимание только на два критерия: это «регион» и «регион деятельности».
Таблица 1. Кандидатуры Арбитражных управляющих
1 Кочетов Алексей Валентинович Рег. номер: 10282
Работа АУ с 2006 года СРО: НП "ОАУ "Авангард"
Регион: Свердловская область
Регионы деятельности: Свердловская область, Челябинская область, Тюменская область, Пермский край, Курганская область, Республика Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург
2 Василега Михаил Юрьевич Рег. номер: 782
Работа АУ с 1999 года СРО: НП "МСОПАУ"
Регион: Москва
Регионы деятельности: Москва, Московская область, Красноярский край,
Алтайский край, Кировская область, Иркутская область, Калининградская область, Приморский край, Хабаровский край, Кемеровская область
3 Мамонтов Эдуард Павлович Рег. номер: 10975 Работа АУ с 2011 года СРО: НП "СОАУ "Меркурий"
Регионы деятельности: Москва, Московская область, Удмуртская
Республика, Самарская область, Краснодарский край, Воронежская область, Калининградская область, Ростовская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область
Проанализировав данные, приведенные в Таблице 1 , видно, что показатель «регион» и показатель «регион деятельности» в географическом положении значительно удалены друг от друга. Арбитражный управляющий под номером 1, регион - Свердловская область, а регион его деятельности — Санкт-Петербург. Арбитражный управляющий под номером 2, регион -Москва, а регион его деятельности Хабаровский край и Приморский край.
Согласно ст. 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, оплата проезда из региона проживания арбитражного управляющего в регион его деятельности, проживание арбитражного управляющего в гостинице и командировочные расходы будут выплачиваться за счёт имущества должника. Следовательно, на сумму этих расходов уменьшаться средства подлежащие выплате кредиторам. Таким образом, в Законе о банкротстве изначально заложен механизм ущемления прав и интересов кредиторов.
На практике мы столкнулись с делом №А06 -2187/2012 о
несостоятельности (банкротстве) должника. По данному делу арбитражный управляющий проживает в г. Москва, состоит в СРО, находящейся в г. Москва, а кредиторы и должник находятся в г. Астрахани. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий доводит до кредиторов дату проведения собрания, повестку дня, а также информацию о том, что они могут ознакомиться с материалами и документами по адресу г. Москва (далее он указывает подробный адрес).
Из этого следует, что кредиторам, находящимся в городе Астрахань, нужно проделать путь в город Москва для ознакомления с материалами дела, затратить время на дорогу, а также понести дополнительные расходы на переезд в город Москва и обратно, а также понести затраты на проживание там.
Считаю, что данный пробел в законодательстве создает трудности при принятии мер по защите имущества должника, при управлении процедурами
несостоятельности (банкротства), а также нарушает интересы и права кредитора.
В целях защиты интересов прав кредиторов и должника и более полного удовлетворения требования кредиторов и повышения результативности процедуры несостоятельности (банкротства) необходимо внести изменения в статью 45 Закона о банкротстве в части утверждения Арбитражным судом той кандидатуры арбитражного управляющего, у которой совпадет показатель «регион» и показатель «регион деятельности», а также чтобы требования по совпадению «региона» и «региона деятельности» арбитражного управляющего были обязательными условиями членства в СРО.
Мы предлагаем сделать поправки в выше указанный закон в статью 20.2 Требования к арбитражному управляющему по отношению к своему должнику и кредитору, и сделать акцент с географической точки зрения к условиям утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
Список литературы
1. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ// СЗ РФ, 2002. - № 43. -Ст. 4190.
2. Банкротство.РФ - Все о несотоятельности (банкротстве). [Электронный ресурс]. URL: http://au-info.ru/au/index (дата обращения 11.06.2013 г.)
Л.В. Черникова, аспирант кафедры гражданского права Астраханского Государственного Университета, e-mail: [email protected], тел. 8 905 361 16 75 (Россия, Астрахань)
REQUIREMENTS ARBITRATION MANAGER: GAPS IN LEGISLATION AND HOW TO
OVERCOME THEM L.V. Chernikovа
The author examines the conditions of membership in self-regulatory organizations, and the right of persons involved in the case to put forward to the candidate trustee additional requirements. It is proposed to introduce restrictions on the region of arbitration managers, this position is justified by the practical examples.
Keywords: arbitration manager, self-regulatory organizations, the requirements for the liquidator, bankruptcy.
L. V. Chernikovа, a graduate student of the Civil Law of the Astrakhan State University, email: lara.87 @ bk.ru, tel. 8905361 16 75 (Russia, Astrakhan)