Научная статья на тему 'Требования инновационной экономики, предъявляемые к современным компаниям'

Требования инновационной экономики, предъявляемые к современным компаниям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / ORGANIZATIONAL KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воскресенская Ю.В.

В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современным компаниям в условиях инновационной экономики. Рассмотрены категории организационных знаний как основы конкурентного преимущества организаций. Приведена характеристика процесса управления знаниями, включая их сохранение и использование. Определены цели и задачи управления знаниями в рамках повышения инновационной активности предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements of innovation economy to the modern companies

The paper is devoted to requirements imposed to the modern companies in the conditions of innovation economy. The categories of organizational knowledge as basis of competitive advantage of organizations are examined. The characteristics of knowledge management process, including knowledge preservation and use, are provided. The objectives and problems of knowledge management within innovative activity increase of the enterprises are defined

Текст научной работы на тему «Требования инновационной экономики, предъявляемые к современным компаниям»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2015

Ю.В. ВОСКРЕСЕНСКАЯ

ассистент, Государственный университет управления (ГУУ)

ТРЕБОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ К СОВРЕМЕННЫМ КОМПАНИЯМ

В статье рассмотрены требования, предъявляемые к современным компаниям в условиях инновационной экономики. Рассмотрены категории организационных знаний как основы конкурентного преимущества организаций. Приведена характеристика процесса управления знаниями, включая их сохранение и использование. Определены цели и задачи управления знаниями в рамках повышения инновационной активности предприятий.

Ключевые слова: инновационная экономика, конкурентные преимущества, организационные знания, управления знаниями.

1БЬ: Е60, 038, Р52.

Эффективность конкурентного позиционирования организаций в инновационной экономике предполагает их фокусирование не на материальных ценностях, как это было в индустриальной экономике, а на смещение акцентов к управлению неосязаемыми активами, на внедрение новшеств как постоянного метода ведения хозяйственной деятельности.

В современных условиях инновационное развитие является основным источником экономического роста, повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, а также ведет к созданию новых отраслей, наращиванию инвестиционной активности, росту доходов населения и объемов потребления.

Нематериальные активы и ресурсы как новый источник инноваций, роста стоимости компаний и создания ценностей требуют постоянного обеспечения соответствующей информацией о них. Брэнд, покупательская приверженность, организационная культура, репутация компании, профессиональная квалификация и опыт сотрудников, промышленная собственность, патенты, авторские права, информационные технологии - все это становится ключевым стратегическим

ресурсом органического роста современной компании. Как известно, 99% рыночной капитализации Google (67% пользователей сети Интернет) [1] составляют нематериальные ресурсы - торговая марка, известность, преданность пользователей.

Российская Федерация, как и большинство развитых стран, определяет для себя указанный путь развития в качестве приоритетного. Государственная инновационная политика России направлена на создание необходимых условий для поддержания и развития инноваций. Этому, в частности, была подчинена разработка Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года1 и методы ее реализации. Данная стратегия призвана ответить не только на стоящие перед Россией вызовы, но также и на возможные угрозы в сфере инновационного развития. В качестве основных вызовов для инновационной экономики можно назвать следующие.

Ускорение технологического развития мировой экономики, появление новых информационных технологий, открывших мировые рынки для самых различных компаний. Это повлекло за собой генерирование огромного количества новых знаний и стремительное нарастание конкуренции, возникновение наукоемких товаров и услуг, требующих специфических знаний для своего производства, их постоянного обновления и совершенствования. Сегодня компаниям необходимо обладать современными и своевременными знаниями для удержания своих позиций на рынке.

Усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в том числе за высококвалифицированную рабочую силу, привлечение в проекты новых знаний, технологий и компетенций. Необходимость для транснациональных компаний налаживать обмен информацией и знаниями между своими подразделениями. Новым явлением стала так называемая «портфельная карьера», когда работники все реже долго работают в одной компании и раньше уходят на пенсию. Компании все чаще утрачивают ценные, годами накапливавшиеся знания, а поиск новых связан с высокой конкуренцией за знания. Из-за сокращения штатов и бюджетных ограничений менеджеры сегодня работают с меньшим количеством персонала, что повышает функциональную нагрузку на отдельно взятого сотрудника.

Новые проблемы, связанные с изменением климата, старением населения, здравоохранением и обеспечением продовольственной безопасности в мировом масштабе.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В настоящее время уровень развития инновационной экономики характеризуется такими показателями, как доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, доля высокотехнологичных товаров и услуг на мировых рынках, доля экспорта таких товаров в общем мировом объеме экспорта, валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте, доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности, внутренние затраты на исследования и разработки. К этому нужно добавить показатели, отражающие долю публикаций исследователей отдельной страны в общем количестве публикаций в мировых научных изданиях, количество цитирований в расчете на 1 публикацию в научных журналах, количество вузов, входящих в число 200 ведущих университетов согласно мировому рейтингу (Quacquarelli Symonds World University Rankings), число патентов, ежегодно регистрируемых в патентных ведомствах, долю средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие университеты за счет всех источников финансирования. Особое значение имеет также уровень компьютеризации населения.

Сегодня Российская Федерация все еще значительно отстает от своих иностранных партнеров по ряду вышеназванных показателей инновационной экономики в силу множества причин. Это отставание постоянно нарастает на фоне стремительного развития мирового научно-технического прогресса. Несмотря на высокий уровень образованности населения России, качество отечественного образования пока не соответствует принятым международным стандартам. Не развито непрерывное образование, являющееся важнейшим условием поддержания уровня квалификации специалиста на протяжении его трудовой деятельности и его творческого развития. Исследования и разработки не находят применения в отечественной экономике из-за дешевизны приобретения подобных технологий за рубежом. Существует также проблема имитационности российских инноваций [2], когда отечественные разработки зачастую являются гораздо более затратными аналогами зарубежных, созданных ранее. Финансирование инновационного развития в России отстает по объемам от многих развитых стран. И это лишь очень малое число проблем в области инновационного развития страны. Однако в современном российском обществе все-таки растет понимание, что тот, кто формирует «образ будущего», ожидания и тренды производства и потребления, - тот и побеждает в глобальной геополитической и геоэкономической войне [3].

Рассмотрим, какое влияние оказывает формирование инновационной экономики на отдельно взятую компанию, работающую на российском рынке. Уже сейчас российские компании вынуждены конку-

рировать с иностранными компаниями, активно внедряющими инновации, прежде всего на отечественном рынке. Усиление конкуренции как следствие транснационализации бизнеса и упрощения доступа к информации и знаниям превращает инновационный процесс даже не столько в фактор конкурентного преимущества, сколько в минимально необходимое условие успешного функционирования предприятия на рынке. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации постепенно выравнивает для каждого предприятия возможности вступить во всеобщую конкурентную борьбу.

В новой экономике основная часть доходов предприятий основывается на оригинальных идеях, технологиях и моделях ведения бизнеса. Наукоемкие продукты, требующие новых знаний, становятся определяющим фактором экономического роста. Фокус новой экономики окончательно смещается с производства товаров на оказание услуг: большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или обработки и обмена информацией [4]. Происходят существенные изменения в принципах обслуживания потребителей, переход от пассивной маркетинговой стратегии поиска и удовлетворения потребностей к активной стратегии создания, а затем удовлетворения потребностей. В этом смысле центральное место принадлежит информационным технологиям, которые позволяют изучить потребности клиентов, трансформировать товар под конкретные нужды, а также влиять одновременно на большое количество потребителей.

Особое значение приобретает человеческий капитал, проблема стимулирования инновационной деятельности, новых идей, творчества и управления творческими процессами. Число творческих работников в развитых странах неуклонно растет. Современные предприятия должны постоянно искать и удерживать таланты, удовлетворять их нужды, эффективно использовать их потенциал и создавать такую атмосферу, которая максимально способствует активной творческой деятельности. Предприятие, обладающее многими талантами, способно на большее количество инновационных и эффективных решений и имеет повышенные шансы на успех.

Как неоднократно отмечалось на различных международных форумах, посвященных инновациям, в частности, на II Московском международном форуме «Открытые инновации»2 [5], ответы на инновационные вызовы как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий, даются совместно. Это означает, что как поддержка и развитие инновационной сферы осуществляется странами чаще всего в партнерстве, так и предприятиям зачастую выгоднее и эффективнее

2 http://www.forinnovations.ru/.

объединяться в различные стратегические альянсы, картели, инновационные консорциумы либо совместно выполнять проекты в области инновационной деятельности.

Инновационные проекты, реализуемые предприятиями в условиях новой экономики, связаны с риском, неопределенностью и непредсказуемостью. Для их финансирования требуется участие венчурного капитала. В Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства создаются, совместно с Российской венчурной компанией, федеральные и региональные венчурные фонды, ориентированные на работу с инновационными предприятиями в рамках проектов.

Таким образом, новая экономика, характеризующаяся динамичностью и неопределенностью, помещает предприятия в условия постоянного риска, неуверенности не только в долгосрочной, но порой и в краткосрочной перспективе. Возникает необходимость перманентных изменений, которые связаны с повышением эффективности всего процесса поиска, обмена и воплощения новых знаний и идей в инновационных продуктах, услугах или бизнес-моделях. Управление изменениями требует также специфических знаний для понимания того, в каком направлении проводить данные изменения и в какой момент времени. Такая экономика требует принципиально новых методов управления предприятиями, обеспечивающих гибкость, инновационность, творчество, готовность к постоянным переменам, высокого потенциала знаний, непрерывного самообучения, трансформации предприятий в новые типы организаций (предпринимательские, эдхократические, партисипативные, многомерные, ориентированные на рынок и иные формы мягких структур) и, соответственно, разработки и применения новых методов управления.

По прогнозам многих специалистов, именно эффективное управление знаниями в ближайшее время станет основным конкурентным преимуществом, ключевой технологией, определяющей парадигму менеджмента в целом [5]. Такие исследователи в области менеджмента, как Друкер, Коэн, Джик, Сенге, Клейнер, Робертс, Коттер, считают, что конкурентоспособность компаний в первую очередь зависит от умения предвидеть, управлять и внедрять организационные изменения и инновации. В новой экономике становится очевидным, что эти изменения всегда связаны с управлением знаниями.

Основная цель управления знаниями как раз и состоит в повышении текущей эффективности компании, а также в создании долгосрочного устойчивого конкурентного преимущества предприятия. Управление знаниями - это новый этап формирования подходов к управлению инновациями, который позволяет совершенствовать инновационный процесс, сделав его непрерывным, снижая затраты на инновационную деятельность, позволяя эффективнее использовать собственные ресурсы.

Литература

1. Доля Yahoo на рынке веб-поиска США стала рекордно низкой, 21.07.2014. http://www.searchengines.ru/news/archives/dolya_yahoo_ na_US.htmlhttp://marketshare.hitslink.com/report.aspx?qprid=4&qpti meframe=M&qpsp=107&qpdt=1&qpct=3&qpf=1.

2. Соколов А. Имитация инноваций: Россия отстает даже от развивающихся стран, РБК, 2013г. http://top.rbc.ru/economics/17/10/2013/882656. shtml.

3. Фетисов Г. Россия по уровню технологий отстает от развитых стран на 50 лет, 2013. http://www.mk.ru/economics/article/2013/05/11/852491-rossiya-po-urovnyu-tehnologiy-otstaet-ot-razvityih-stran-na-50-let. html.

4. Пашкус В.Ю. Новая экономика и российская специфика (на примере фирмы-эксплерента НПП «Системные технологии»), 2014. http://www.ippnou.ru/print/000205/.

5. Гарин А. Управление знаниями одна из основных концепций управления, С.-Пб., 2004. http://www.klubok.net/reviews161.html.

Y.V. VOSKRESENSKAYA

assistant of the State University of Management, Moscow, Russia e-mail: minosminor@list.ru

REQUIREMENTS OF INNOVATION ECONOMY TO THE MODERN COMPANIES The paper is devoted to requirements imposed to the modern companies in the conditions of innovation economy. The categories of organizational knowledge as basis of competitive advantage of organizations are examined. The characteristics of knowledge management process, including knowledge preservation and use, are provided. The objectives and problems of knowledge management within innovative activity increase of the enterprises are defined.

Keywords: innovation economy, competitive advantages, organizational knowledge, knowledge management. JEL: O32, L26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.