Научная статья на тему 'Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Информационная безопасность» при подготовке бакалавров по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов»'

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Информационная безопасность» при подготовке бакалавров по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВР / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE EDUCATIONAL STANDARD / BACHELOR / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеканова Е. В., Базотов В. Я., Чеканова Н. А.

Рассматриваются требования федерального государственного образовательного стандарта в целях подготовки бакалавров по направлению «Информационная безопасность». Представлены требования к профессиональной деятельности бакалавров. Определены критерии присутствия дисциплины по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеканова Е. В., Базотов В. Я., Чеканова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements of federal state educational standard are examined with a view of preparation of bachelors to direction of « Information safety ». Requirements to professional work of bachelors are submitted. Criteria of presence of discipline on direction « Chemistry and technology Energy Intensive materials » are determined.

Текст научной работы на тему «Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Информационная безопасность» при подготовке бакалавров по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов»»

Е. В. Чеканова, В. Я. Базотов, Н. А.Чеканова ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПНР «ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Ключевые слова: образовательный стандарт, бакалавр, информационная безопасность.

Рассматриваются требования федерального государственного образовательного стандарта в целях подготовки бакалавров по направлению «Информационная безопасность». Представлены требования к профессиональной деятельности бакалавров. Определены критерии присутствия дисциплины по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов».

Key words: The educational standard, bachelor, Information security.

Requirements of federal state educational standard are examined with a view of preparation of bachelors to direction of« Information safety ». Requirements to professional work of bachelors are submitted. Criteria of presence of discipline on direction « Chemistry and technology Energy Intensive materials » are determined.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537 в разделе «Наука, технология и образование» определяет пути осуществления гражданского воспитания новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, которые обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности. Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

- формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

- создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

- реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

- обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определен ряд требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Информационная безопасность». Они обязательны для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

Область профессиональной деятельности бакалавра информационной безопасности включает: области науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением защищенности объектов информатизации в условиях существования угроз в информационной сфере.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

- объекты информатизации, включая компьютерные, автоматизированные, телекоммуникационные и информационные системы, информационные ресурсы и информационные технологии в условиях существования угроз в информационной сфере.

- технологии обеспечения информационной безопасности объектов различного уровня (система, объект системы, компонент объекта), которые связаны с информационными технологиями, используемыми на этих объектах;

- процессы управления информационной безопасностью защищаемых объектов. Конкретный объект профессиональной деятельности определяется реализуемым

профилем подготовки.

В целях проведения учебного процесса на базе Инженерного химикотехнологического института (ИХТИ) университета определены следующие виды профессиональной деятельности бакалавров:

- эксплуатационная;

- проектно-технологическая;

- экспериментально-исследовательская;

- организационно-управленческая.

Выпускник по направлению подготовки «Информационная безопасность» - с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными)-

способность и готовность к соблюдению Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма, к свободному и ответственному поведению;

способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовность и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства;

б) профессиональными:

- способность использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных

источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах;

- способность определять виды и формы информации, подверженной угрозам, виды и возможные методы и пути реализации угроз на основе анализа структуры и содержания информационных процессов предприятия, целей и задач деятельности предприятия;

- способность формировать эффективный комплекс мер по ИБ с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности;

- способность организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по ИБ, управлять процессом их реализации с учетом решаемых задач и организационной структуры предприятия, внешних воздействий, вероятных угроз и уровня развития технологий защиты информации;

- способность организовывать и сопровождать аттестацию объекта на соответствие требованиям государственных или корпоративных нормативных документов;

- способность использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В связи с этим предъявляются требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на базе ИХТИ:

- реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

- удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

- программа бакалавриата в университете должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, информатики, БЖД, аппаратных средств ВТ, программно-аппаратных средств защиты информации, сетей и систем передачи информации, технологий и методов программирования, технической защиты информации, электротехники, электроники и схемотехники, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Кроме вышеизложенного необходимо обратить внимание на кадровое обеспечение учебного процесса. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, должна быть не менее 50%, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 6% преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60% преподавателей обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

В соответствии со стандартом - в структуре университета, реализующего основную образовательную программу бакалавриата, должна быть профильная выпускающая кафедра по направлению подготовки «Информационная безопасность».

Для реализации данного пункта необходимо провести ряд мероприятий. Одно из них - материально-техническое обеспечение учебного процесса. Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

Лаборатории:

- физики;

- сетей и систем передачи информации;

- технической защиты информации;

- аппаратных средств вычислительной техники;

- программно-аппаратных средств обеспечения ИБ.

Специально оборудованные кабинеты и аудитории:

- иностранного языка;

- информатики;

- технологий и методов программирования.

Компьютерные классы должны быть оборудованы современной ВТ из расчета одно рабочее место на 2-х обучаемых.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет. Университет должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Анализируя требования образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Информационная безопасность» в целях подготовки бакалавров, можно сделать вывод, что в стандарте по направлению ПНР «Химия и технология энергонасыщенных материалов» должны присутствовать дисциплины по защите информации. Основы стандарта должны быть применены для подготовки бакалавров по направлению подготовки «Информационная безопасность». Условия проведения учебного процесса в ИХТИ обеспечены как наличием материальной бызы, так и подготовленными специалистами.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9.09.2000г. № Пр-1895

3. Белов, Е.Б. УМО по образованию в области информационной безопасности / Е.Б. Белов // Тезисы доклада на Инфофоруме 2009г.

4. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А. Кирсанов //Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - № 4. - С.228.

© Е. В. Чеканова - нач. ОЗГТ КГТУ; В. Я. Базотов - д-р техн. наук, зав. каф. технологии твердых химических веществ КГТУ; Н. А.Чеканова - асп. той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.