Научная статья на тему 'Травмирование матки катетером при имитации процедуры глубокой внутриматочной трансплантации эмбрионов свиньи'

Травмирование матки катетером при имитации процедуры глубокой внутриматочной трансплантации эмбрионов свиньи Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
247
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свиноматка / глубокая внутриматочная трансплантация (осемене-ние) / катетер / травмирование матки. / sow / deep intrauterine transplantation (insemination) / catheter / uterus injury.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — А Г. Чирков, Н А. Мартыненко, П В. Денисюк, В А. Лобченко, О А. Вагидова

Установлены уровень и типология повреждений в попытках введения катетера глу-боко в матку свиньи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — А Г. Чирков, Н А. Мартыненко, П В. Денисюк, В А. Лобченко, О А. Вагидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Injury of uterus by catheter while imitating the procedure of deep intrauterine transplantation of pig embryo.

We have established the level and typology of injuries in the attempts of introduction of catheter deep into the uterus of pig.

Текст научной работы на тему «Травмирование матки катетером при имитации процедуры глубокой внутриматочной трансплантации эмбрионов свиньи»

8. СТБ 1598-2006. Молоко коровье. Требования при закупках. Технические требования. Введ. 2006-01-08. - Минск: БелНИКТИММП, 2006. - 20 с.

9. Трофимов, А.Ф. Оптимальный микроклимат - залог высокой продуктивности коров / А.Ф. Трофимов, В.Н. Тимошенко, А.А. Музыка // Наше сельское хозяйство. -2011. - № 5. - С. 4-10.

10. Шведов, В.В. Естественная вентиляция на фермах / В. В. Шведов // Зоотехния. -2000. - № 6. - С. 23-26.

УДК 612:636.4:59.082.591.1.

ТРАВМИРОВАНИЕ МАТКИ КАТЕТЕРОМ ПРИ ИМИТАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ ГЛУБОКОЙ ВНУТРИМАТОЧНОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЭМБРИОНОВ СВИНЬИ

А.Г. ЧИРКОВ, Н.А. МАРТЫНЕНКО, П.В. ДЕНИСЮК, В.А. ЛОБЧЕНКО, О.А. ВАГИДОВА Институт свиноводства и агропромышленного производства НААН г. Полтава, Украина, 36013

(Поступила в редакцию 23.02.2012)

Введение. В качестве средства нехирургической трансплантации эмбрионов (NS ET), в частности глубоко в маточный рог (DIU ET), а также внутриматочного (IU AI, IUI) и глубокого внутриматочного (DIU AI, DIUI) осеменения свиней, используют различные по конструкции, механическим свойствам и оснащенности дополнительными устройствами катетеры [7-14]. По сообщениям некоторые из них, в частности при лапароскопическом контроле, способны доставить порцию спермы или пул эмбрионов на глубину 2/3 маточного рога [1012].

Разработка внутриматочных техник открывает потенциальную возможность широкого применения инновационных технологий, таких как эмбриопродукция in vitro, криоконсервация эмбрионов, спермсек-синг, а также радикального, в десятки раз, снижения размера спермо-дозы и, следовательно, максимально полного использования генетического потенциала особо ценных производителей в селекции и промышленном свиноводстве. Однако вне рамок строго контролируемых условий, DIU-техники не показывают должной эффективности и стабильности результатов, причины которых обсуждаются [3-6]. Задачей является разработка варианта, пригодного для применения в условиях фермы и коммерчески целесообразного.

Несмотря на то, что на рынке появилось множество различных модификаций катетеров, предназначенных для доставки спермы в краниальный отдел маточного рога, остается под вопросом эффективность и безопасность их применения. Особенности анатомии полового аппарата свиньи осложняют преодоление цервикального канала, но еще в большей степени - продвижение катетера вдоль маточного рога, обра-

371

зующего множественные складки. Исходя из этого, следует ожидать ограничения глубины проникновения катетера в матку, а также ее повреждений во время DIU-процедуры, что может существенно повлиять на результативность последней. Имеются данные [4-6], прямо указывающие на травмирование репродуктивного тракта эластичным катетером в процессе DIU ET и DIU AI, о чем свидетельствовали следы крови на катетере и случаи маточного кровотечения. В то же время исследования по данному вопросу недостаточны, а работ, раскрывающих типологию повреждений, а также их связь с пространственным расположением катетера в матке и его проходимостью, нами не обнаружено.

Цель работы - проверить экспериментально в условиях фермы действенность и надежность трансцервикальных катетеров как средства доставки пула эмбрионов (или порции спермы) глубоко в рог матки свиньи, определить степень риска травмирования репродуктивного тракта и характер наносимых DIU-процедурой повреждений.

Материал и методика исследований. Для решения задачи проведено две серии опытов на 16 головах холостых свиноматок крупной белой, крупной черной и миргородской пород, 3-7-дневных за эст-ральным циклом.

В 1-й серии осуществляли имитацию DIU-процедуры (3 гол.), а также варианта IU-процедуры с фиксацией длины вводимого участка катетера на уровне 65 см от входа в цервикс (2 гол.). Сразу после его введения в репродуктивный тракт реципиентов убивали и определяли пространственное положение и фактическую глубину проникновения катетера в маточный рог, наличие и характер деформаций матки и нанесенных процедурой повреждений эндометрия. Исследовали также эффекты, возникающие при постмортальном извлечении катетера из репродуктивного тракта.

Во 2-й серии свиноматки (11 гол.) были подвергнуты процедуре DIU-трансплантации суррогатных эмбрионов, через 3-20 мин по окончании которой реципиенты были убиты, а их репродуктивные органы извлечены и исследованы. В частности, определяли наличие травм, их характер, а также глубину вхождения катетера по оставленному его продвижением травматическому следу в эндометрии.

В опытах использовали стандартный эластичный трехслойный коммерческий катетер длиной 150 см, а также полужесткий однослойный аналогичного назначения катетер конструкции Института свиноводства. Внутриматочный катетер проводили через предварительно введенный до упора в цервикс внешний катетер и осторожно продвигали вглубь матки до появления признаков его остановки (начинал слегка пружинить), после чего фиксировали относительно внешнего. Длину введенного в матку отрезка отмеривали от конца головки внешнего катетера.

Результаты исследований и их обсуждение. Пространственная конфигурация введенного в матку катетера, наблюдаемая в 1 -й серии

372

опытов, представляла собой довольно сложную спиралевидную структуру, витки которой (от одного до трех в зависимости от глубины введения) стремились занять взаимно-перпендикулярное положение и упруго растягивали стенку рога; растяжению и скручиванию подвергалась также маточная связка. При использовании более эластичного стандартного катетера отдельные его участки, кроме того, образовывали петли (в двух из трех случаев) в полости тела матки, основании рогов и цервикальном канале. Передний конец катетера упирался в стенку рога, выдавливая в ней углубление в виде кармана.

У 75 % реципиентов (12 из 16) были обнаружены множественные травмы разных участков матки - цервикса, тела, области бифуркации и одного из рогов, предположительно способные оказать влияние на результат реальной процедуры. Еще у двух (12,5 %) животных такие повреждения были выражены в незначительной степени, и лишь двое (12,5 %) реципиентов не имели заметных травм репродуктивного тракта.

Установлены характерные повреждения:

1) травмы (ссадины) слизистой цервикального канала, прежде всего выступов цервикальных «замков», с кровоизлияниями в слизистую, а у части животных - также в просвет канала. Отмечены в 87,5 % (14 из 16) случаев и, видимо, почти неизбежны, особенно у молодых животных, из-за сложного профиля цервикального канала свиньи;

2) травматический след в эндометрии в виде узкой (обычно 0,61,0 см, в некоторых местах шире) и длинной (9-38 см) борозды с разрывами слизистой или уплощенной и исчерченной поперечными складками «дорожки». Этот след начинался в области бифуркации и проходил по большой кривизне рога, заканчиваясь характерным углублением в его стенке - вдавленностью от головки катетера. Такого рода повреждения имели место в 87,5 % (14 из 16) опытов и, видимо, являются обычным следствием продвижения катетера вглубь маточного рога;

3) растяжение и измятость стенки рога с нарушением целостности мелких кровеносных сосудов. Заметные следы растяжения и цианоз соответствующего участка рога наблюдали в половине опытов;

4) обширные участки гиперемированного эндометрия в области тела и прилегающего к нему участка рога - местах контакта с катетером. Обнаружены у 87,5 % (14 из 16) реципиентов.

Глубина проникновения катетера в рог матки при непосредственном измерении в 1-й серии опытов составляла 26,8±5,7 см (от 9 до 38 см) или в среднем 1/4 (от 1/10 до 1/3) длины соответствующего рога. Такие же результаты были получены в опытах 2-й серии на основании измерения обнаруженных травматических следов - «дорожек» или борозд в эндометрии - в среднем 24,1±3,5 см (от 10 до 35 см), что соответствовало локализации головки катетера в пределах IV (каудаль-ной) - III четвертей маточного рога. В 18,2 % (2 из 11) опытов 2-й серии этот показатель не удалось определить из-за отсутствия заметного травматического следа.

Следует отметить, что ни в одной из 14 предпринятых попыток глубокого внутриматочного введения катетер не достигал участка матки, соответствующего определению deep intrauterine, под которым обычно понимают помещение спермы или эмбрионов в переднюю часть (или треть) рога. Длина введеного в матку отрезка составляла в среднем 103,2±4,0 (от 87 до 129) см от входа в цервикс. Теоретически этого достаточно, чтобы достичь краниальной четверти, однако в большинстве опытов местом фактической локализации головки катетера оказался каудальный участок рога, отстоящий от тела матки всего на 16,1-26,8 % его длины. Лишь в двух случаях глубина проникновения приближалась к середине рога, составляя соответственно 43,4 % и 47,9 % его длины. Значительная часть введенного в матку отрезка катетера - 53,4±3,6 % (от 35,6 до 72,8 %) для гибкого и 35,3±8,4 % (26,9 и 43,6 %) для полужесткого оказалась неэффективной и, более того, послужила дополнительным источником травмирования репродуктивного тракта реципиентов, что означает снижение вероятности успешного исхода DIU-процедуры. Для сравнения: при ограничении длины введенного участка обоих типов катетера до 65 см этот показатель составил 47,7 % для гибкого и 30,8 % - полужесткого катетера. При этом отмечена тенденция к снижению уровня повреждений по сравнению с попытками глубокого внутриматочного введения.

Естественным объяснением наблюдаемого травмирующего воздействия и ограниченной глубины проникновения катетера в маточный рог является действие упругих сил и сил трения, возникающих при его продвижении и вынужденной деформации в извитом репродуктивном тракте свиньи; действие этих сил возрастает по мере увеличения длины введенного в рог отрезка. Нарастающее сопротивление в итоге делает невозможным дальнейшее продвижение катетера вглубь рога и все усилия, приложенные к его свободному концу, будут иметь следствием исключительно деформацию и травмирование матки.

В опытах 1-й серии установлено, что травмирующим эффектом обладает также завершающий этап процедуры - извлечение катетера из репродуктивного тракта. Распирая рог изнутри, закрученный в спираль катетер прочно удерживался в таком положении. В то время как передний конец его оставался зафиксированным, процесс выведения начинался с основы рога, вследствие чего каудальная часть маточного рога последовательно, участок за участком, сминалась в «гармошку» и сдавливалась. Одновременно подвергалась деформации и растяжению маточная связка. Как и в случае поступательного продвижения, масштаб этой составляющей травмирующего эффекта зависит от достигнутой глубины введения катетера в маточный рог.

Таким образом, размер введенного в матку отрезка катетера не может быть показателем и средством контроля глубины его проникновения в маточный рог свиньи, в то же время, являясь фактором деформации и повреждений матки реципиента. Множественность и масштаб травм, наличие в маточной полости следов крови, развитие воспали-

374

тельного процесса, опасность занесения инфекции - все это позволяет предполагать серьезные негативные последствия DIU-процедуры. Обнаруженные травмы вполне способны существенно повлиять на результат эмбриопересадки и осеменения, что согласуется с сообщениями о высоком уровне возобновления цикла свиноматками после DIU ET [4], а также DIU AI заморожено-размороженной [6] и сексиро-ванной [5] спермой из-за травмирования репродуктивных путей эластичным катетером. Последствия некоторых повреждений матки способны наносить также долговременный ущерб репродуктивной функции животного, сокращая период его использования.

Заключение. Все это ставит под сомнение целесообразность применения внутриматочных катетеров как средства доставки пула эмбрионов (или порции спермы) глубоко в рог матки свиньи - по крайней мере, в условиях производства, без сложного лабораторного контроля. С нашей точки зрения, такие попытки не имеют достаточного физиолого-анатомического обоснования.

В качестве приемлемого и вполне осуществимого в условиях фермы варианта внутриматочных техник может служить помещение пула эмбрионов или порции спермы в каудальную четверть или даже основание маточного рога. Такой подход позволяет снизить уровень деформаций и повреждений, а, следовательно, и риск нарушения репродуктивных функций реципиента. Его реализация привела к удовлетворительным результатам от пересадки бластоцист [2, 13], а также осеменения свиноматок уменьшенной спермодозой [1, 14].

В то же время остается актуальной разработка нетравмирующих способов нехирургической доставки эмбрионов и спермы в вершину маточного рога свиньи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваленко, В.Ф. Порiвняння трьох методав штучного оамешння свиноматок / Аграрний вюник Причорномор'я / В.Ф. Коваленко, С.В. Пилипенко // Зб. наук. праць. -Одеса, 2005. - № 31. - С. 103-105.

2. Мартиненко, Н.А. Нове вгтчизняне досягнення у галу^ репродуктивно! бю-технологл / Н.А. Мартиненко, В.Ф. Коваленко, О.Г. Чирков [та ш.] // Вюник аграрно! науки. - 2007. - № 9. - С. 37-40.

3. Мартиненко, Н.А. Трансцервжальна трансплантащя ембрюшв у свинарствi ХХ1 столтя: проблеми i перспективи / Н.А. Мартиненко, О.Г. Чирков, П.В. Денисюк,

B.О. Лобченко // Вюник Полтавсько! державно! аграрно! академи. - 2008. - № 4. -

C.187-190.

4. Bathgate, R. Non-surgical deep intra-uterine transfer of in vitro produced porcine embryos derived from sex-sorted frozen-thawed boar sperm / R. Bathgate, K.M. Morton, B.M. Eriksson [et al.] // Anim. Reprod. Sci. - 2007. - 99. - P. 82-92.

5. Bathgate, R. Early pregnancy loss in sows after low dose, deep uterine artificial insemination with sex-sorted, frozen-thawed sperm / R. Bathgate, D. Grossfeld, M. Susetio [et al.] // J.Anm.Sci. - 2008. - 104. (2-4). - P. 440-444.

6. Bathgate, R. Field fertility of frozen-thawed boar sperm at low doses using nonsurgical, deep uterine insemination / R. Bathgate, B.M. Eriksson // Anim. Reprod.Sci. - 2008. -103. - P. 323-335.

7. Cuello, C. Piglets born after non-surgical deep intrauterine transfer of vitrified blastocysts in gilts / C. Cuello, F. Berthelot, F. Martinat-Botte [et al.] // Anim. Reprod. Sci. -2005. - 85. (3-4). - P. 275-286.

8. Hazeleger, W. Farrowing rate and litter size after transcervical embryo transfer / W. Hazeleger, B. Kemp // Reprod. Dom. Anim. - 1994. - 29. - P. 481-487.

9. Kano, M. Non-surgical porcine embryo transfer by a balloon catheter producing subsequent high farrowing rate / M. Kano, A. Ichikawa, T. Masuda, S. Kobayashi // J. Anim. Sci. -

2000. - 71. - Р. 579-585.

10. Martinez, E.A. Successful nonsurgical deep uterine embryo transfer in pigs / E.A. Martinez, J.N. Caamano, M.A. Gil [et al.] // Theriogenology. - 2004. - 61. - Р. 137-146.

11. Martinez, E.A. Minimum number of spermatozoa required for normal fertility after deep intrauterine insemination in non-sedated sows / E.A. Martinez, J.M. Vazquez, J. Roca [et al.] // Reproduction. - 2002. - P. 163-170.

12. Martinez, E.A. Successful non-surgical deep intrauterine insemination with small numbers of spermatozoa in sows / E.A. Martinez, J.M. Vazquez, J. Roca [et al.] // Reprod. -

2001. - 122:289-296.

13. Nakazawa, Y. Effect of volume of non-surgical embryo transfer medium in ability of porcine embryos to survive to term / Y. Nakazawa, H. Misawa, Y. Fujino [et al.] // J. Reprod. Dev. - 2008. - 54. - P. 30-34.

14. Wolken, A. Sows can successfully be inseminated nonsurgically into the distal uterine horn with a highly reduced number of sperm cells / A. Wolken, D. Rath [et al.] // Proc.28th Annual Conference International. Embryo Transfer Soc. Brazil: Theriogenology. - 2002. - P. 392.

УДК 619: 616.98:578.831.31:636.2(476.6)

СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ

РЕСПИРАТОРНЫХ ИНФЕКЦИЙ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В ХОЗЯЙСТВАХ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И.В. ЧУЕНКО

УО «Гродненский государственный аграрный университет» г. Гродно, Республика Беларусь, 230008 П.А. КРАСОЧКО

РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского» г. Минск, Республика Беларусь, 220034

(Поступила в редакцию 29.02.2012)

Введение. Одна из важнейших задач, стоящих перед животноводством, - получение здорового молодняка, повышение его жизнеспособности и сохранности. Решение этой проблемы позволит не только существенно увеличить производство молока и мяса, но и улучшить селекционную работу, пополнить стадо высокопродуктивными животными [9].

Несмотря на это, инфекционные заболевания животных вирусной и бактериальной этиологии приводят к значительным потерям вследствие падежа и снижения продуктивности. Важным предрасполагающим фактором, способствующим возникновению инфекционных болезней, является снижение устойчивости животных к возбудителям, которая возникает на фоне иммунодефицитов этиологии различного характера, нарушением зоогигиенических норм (температурно-влажностный

376

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.