Транзитный потенциал России как геоэкономический ресурс страны
УДК 656 (470) ББК 65.37 П-434
Существенный прогресс транспортных систем и коммуни- М.Б. Погориляк каций в мире в XX веке обусловил сокращение так называемого экономического расстояния между регионами, странами и континентами. В то же время со второй половины 1980-х годов получили широкое развитие процессы глобализации, которую эксперты Международного Валютного Фонда определили как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий»1.
Все это привело к формированию геоэкономического пространства - глобальной среды, образуемой и отображаемой не по государственно-территориальному признаку, а в рамках международных экономических процессов, которые становятся вынесенными за пределы какой-либо отдельно взятой страны, или не поддающимися государственному регулированию. Целью национальной деятельности в геоэкономическом пространстве становится своевременная перегруппировка сил для выхода на наиболее благоприятные условия формирования и перераспределения мирового дохода.
Иными словами, переход к геоэкономической доктрине развития2 ознаменовался возможностью достижения мирового или регионального могущества экономическим путем, что предполагает наличие и эффективное использование в первую очередь природно-ресурсного, пространственно-территориального, финансового и демографического потенциалов.
1 World Economic Outlook. Washington IMF -1997 May - P.45
2 Под геоэкономической доктриной автором понимается эффективное использование пространственной локализации экономической (в т.ч. географической, демографической, транспортной, ресурсной) и политической (в т.ч. внешнеэкономической) деятельности, основанное на формировании нового уровня стратегического взаимодействия систем хозяйствования внутри отдельно взятой страны, а также при взаимодействии с другими странами.
1 - 2012
Российский внешнеэкономический вестник
81 Q
Стратегия эволюции России в рамках геоэкономической доктрины общемирового развития должна основываться на имеющихся фундаментальных преимуществах, и в первую очередь, не на использовании богатых запасов исчерпываемых сырьевых ресурсов, и как следствие их истощении, а на эксплуатации обширной территории, предполагающей высокий транзитный потенциал, и выгодного географического положения в качестве связующего транспортного коридора между Западом и Востоком. Задача России как страны с территорией, соединяющей Европу с Азией, заключается в максимальном расширении влияния на зоны между ее сухопутной территорией и акваторией, омывающей евразийский материк, а также максимальной интеграции этих зон в геоэкономическом плане.
Следует учитывать, что развитие мировых рынков товаров, капиталов и рабочей силы стимулирует опережающие темпы роста международной торговли услугами (в т.ч. транспортными) (Рисунок 1) и расширение их позиций в экономике всех стан (в ВВП развитых стран сфера услуг превышает 70%, стран ЦВЕ - приближается к 60%, развивающихся стран - превышает 50%).
Рисунок 1
Мировой экспорт товаров, коммерческих услуг, в том числе транспортных услуг
(1980-2010 гг.)
Источник: на основе статистических данных Всемирной торговой организации (http:// stat.wto.org/StatisticalProgram/WsdbExport.aspx?Language=E)
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2012
В этой связи одними из важнейших инфраструктурных проектов являются проекты по созданию и развитию транспортных сетей. Наряду с другими, правильно организованные и своевременно развиваемые трансконтинентальные транспортные коридоры позволят использовать географическое положение страны как необходимую миру инфраструктуру и извлекать из него прибыль.
По данным Всемирной торговой организации рост мирового экспорта транспортных услуг в 2010 году составил 15% после падения на 23% во время кризиса 2008-2009 годов; всего экспорт транспортных услуг занял 21,3% от общего экспорта коммерческих услуг за 2010 год. Больше всего доходов от экспорта транспортных услуг получили страны Европы, страны Азии и Северная Америка (Таблица 1). Отмечается, что особое развитие транспортный сектор получил в 2010 году в странах Азии: в Китае экспорт вырос на 45%, в Республике Корея - на 33%, экспорт из Гонконга (Китай) и Индии возрос на 28% и 23% соответственно. Европа же восстанавливала докризисные показатели гораздо более медленными темпами: в 2010 году экспорт транспортных услуг из Европейского Союза увеличился на 8%.
Таблица 1
Ведущие экспортеры и импортеры транспортных услуг
(Млрд долларов и %)
Стоимость Доля Годовое % изменение
Экспортеры 2010 2005 2010 2005-10 2008 2009 2010
Европейский Союз (27) 339,4 46,0 43,2 5 15 -23 8
Экспорт вне Евросоюза (27) 168,5 22,8 21,5 5 18 -24 12
США 71,1 9,3 9,1 6 14 -18 15
Япония 39,0 6,3 5,0 2 11 -33 23
Республика Корея 38,0 4,2 4,8 10 33 -36 33
Китай 34,2 2,7 4,4 17 23 -39 45
Сингапур 32,7 3,4 4,2 11 22 -19 15
Гонконг (Китай) 30,3 3,6 3,9 8 13 -18 28
Норвегия 15,8 2,7 2,0 1 10 -25 2
Российская Федерация 14,9 1,6 1,9 10 27 -18 21
Индия 13,2 1,0 1,7 18 28 -5 21
Канада 11,7 1,7 1,5 4 3 -19 25
Тайбэй (Тайвань*) 9,8 1,0 1,2 11 4 -31 54
1 - 2012
Российский внешнеэкономический вестник
83 0
(Млрд долларов и %)
Стоимость Доля Годовое % изменение
Экспортеры 2010 2005 2010 2005-10 2008 2009 2010
Турция 8,4 0,9 1,1 11 19 -3 11
Египет 7,9 0,8 1,0 11 17 -18 18
Украина 7,8 0,8 1,0 12 25 -18 25
Импортеры
Европейский Союз (27) 308,6 36,8 32,1 4 13 -25 11
Экспорт вне Евросоюза (27) 143,3 16,4 14,9 5 17 -25 17
США 77,0 11,6 8,0 0 5 -22 14
Китай 63,3 4,2 6,6 17 16 -7 36
Япония 46,5 5,9 4,8 3 10 -25 15
Индия 46,4 3,0 4,8 18 38 -17 31
Республика Корея 28,8 3,0 3,0 7 26 -36 23
Сингапур 28,4 3,0 3,0 7 9 -18 15
ОАЭ 25,4 1,6 2,6 18 33 -10 11
Таиланд 22,6 2,1 2,4 9 26 -26 32
Канада 20,4 2,1 2,1 7 11 -18 21
Гонконг (Китай) 14,6 1,5 1,5 7 14 -23 19
Австралия 13,3 1,6 1,4 4 13 -31 30
Саудовская Аравия 12,7 0,7 1,3 22 71 -27 12
Российская Федерация 12,0 0,8 1,2 18 39 -27 27
Малайзия 11,9 1,2 1,2 7 4 -19 28
Примечание к таблице:
* - Тайбэй - столица провинции Тайвань в составе КНР.
Источник: International trade statistics 2011, Geneva WTO (http://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/its2011_e/its11_trade_category_e.htm)
Определяя место России на мировом рынке транспортных услуг, необходимо отметить, что из 6 млн контейнеров с грузами общей стоимостью 250 млрд долларов, ежегодно перевозимых между Западной Европой и Восточной Азией, только 2% потока контейнерных перевозок проходят по отечественной территории.
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2012
При этом к предпосылкам наличия в России высокоразвитой транспортной сети можно отнести:
□ Обширную территорию, богатую природными ресурсами, расположенными и требующими освоения в отдаленных районах страны;
□ Географическое положение «моста», связующего Европу и Азию;
□ Вступление во Всемирную торговую организацию, которое повлечет за собой увеличение внешнеторгового оборота, что в свою очередь благоприятно для российских перевозчиков;
□ Подготовку России к принятию крупнейших мировых спортивных мероприятий (Олимпиады в Сочи 2014 года и Мирового кубка по футболу 2018 года), что требует увеличения объемов транспортировки, в первую очередь строительных материалов;
□ Потенциал наличия собственной высокоразвитой транспортной инфраструктуры должен стать одним из факторов привлечения партнеров при формировании новых региональных группировок.
Российская транспортная отрасль испытывает ограничения в объемах осуществляемой деятельности во многом ввиду ухудшения инфраструктуры железных дорог, что несет в себе риск в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как железные дороги являются ключевым элементом российской транспортной системы, занимая 85% всех грузовых перевозок (Рисунок 2). Россия обладает одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире, насчитывающей более 87 тыс. км железнодорожных путей, половина из которых - электрифицированные, и занимает второе место в мире после США. По протяженности электрифицированных дорог - 42 тыс. км - Россия является мировым лидером. В то же время развитие железнодорожного сообщения внутри страны носит неравномерный характер: пять субъектов РФ не имеют железных дорог, из-за их отсутствия не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения природных ресурсов. В европейской части РФ находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого в радиальном направлении расходятся крупные железнодорожные магистрали (например, Октябрьская железная дорога - старейшая и самая протяженная). Железнодорожная сеть Сибири отличается меньшей густотой и широтным направлением основных магистралей, таких как Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская, ЮжноСибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.
Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала
1 - 2012
Российский внешнеэкономический вестник
85 0