Научная статья на тему 'Транзитный потенциал России как геоэкономический ресурс страны'

Транзитный потенциал России как геоэкономический ресурс страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНЫЕ СЕТИ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / GLOBALIZATION / GEO-ECONOMIC SPACE / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT NETWORK / TRANSIT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погориляк Мария Борисовна

Развитие государства в современную геоэкономическую эпоху предполагает использование экономических преимуществ, таких как, в первую очередь, природно-ресурсный, пространственно-территориальный, финансовый и демографический потенциал, в целях формирования и получения доли мирового дохода. Россия как естественный «мост» между Европой и Азией обладает значительным транзитным потенциалом, развитие и инвестирование в который ведет к способности максимально эффективно обслуживать международные экономические процессы и извлекать из этого прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transit potential of Russia as a geoeconomic resource of the country

State’s development in the modern geo-economic age assumes the use of economic advantages, such as, in the first place, natural resources, territorial space, financial and demographic potential, for the purpose of forming and gaining share of the world profit. Russia as natural “bridge” between Europe and Asia possesses considerable transit potential, developing and investing in which leads to the ability of serving international economic processes with maximum efficiency and making profit from it.

Текст научной работы на тему «Транзитный потенциал России как геоэкономический ресурс страны»

Транзитный потенциал России как геоэкономический ресурс страны

УДК 656 (470) ББК 65.37 П-434

Существенный прогресс транспортных систем и коммуни- М.Б. Погориляк каций в мире в XX веке обусловил сокращение так называемого экономического расстояния между регионами, странами и континентами. В то же время со второй половины 1980-х годов получили широкое развитие процессы глобализации, которую эксперты Международного Валютного Фонда определили как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий»1.

Все это привело к формированию геоэкономического пространства - глобальной среды, образуемой и отображаемой не по государственно-территориальному признаку, а в рамках международных экономических процессов, которые становятся вынесенными за пределы какой-либо отдельно взятой страны, или не поддающимися государственному регулированию. Целью национальной деятельности в геоэкономическом пространстве становится своевременная перегруппировка сил для выхода на наиболее благоприятные условия формирования и перераспределения мирового дохода.

Иными словами, переход к геоэкономической доктрине развития2 ознаменовался возможностью достижения мирового или регионального могущества экономическим путем, что предполагает наличие и эффективное использование в первую очередь природно-ресурсного, пространственно-территориального, финансового и демографического потенциалов.

1 World Economic Outlook. Washington IMF -1997 May - P.45

2 Под геоэкономической доктриной автором понимается эффективное использование пространственной локализации экономической (в т.ч. географической, демографической, транспортной, ресурсной) и политической (в т.ч. внешнеэкономической) деятельности, основанное на формировании нового уровня стратегического взаимодействия систем хозяйствования внутри отдельно взятой страны, а также при взаимодействии с другими странами.

1 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Стратегия эволюции России в рамках геоэкономической доктрины общемирового развития должна основываться на имеющихся фундаментальных преимуществах, и в первую очередь, не на использовании богатых запасов исчерпываемых сырьевых ресурсов, и как следствие их истощении, а на эксплуатации обширной территории, предполагающей высокий транзитный потенциал, и выгодного географического положения в качестве связующего транспортного коридора между Западом и Востоком. Задача России как страны с территорией, соединяющей Европу с Азией, заключается в максимальном расширении влияния на зоны между ее сухопутной территорией и акваторией, омывающей евразийский материк, а также максимальной интеграции этих зон в геоэкономическом плане.

Следует учитывать, что развитие мировых рынков товаров, капиталов и рабочей силы стимулирует опережающие темпы роста международной торговли услугами (в т.ч. транспортными) (Рисунок 1) и расширение их позиций в экономике всех стан (в ВВП развитых стран сфера услуг превышает 70%, стран ЦВЕ - приближается к 60%, развивающихся стран - превышает 50%).

Рисунок 1

Мировой экспорт товаров, коммерческих услуг, в том числе транспортных услуг

(1980-2010 гг.)

Источник: на основе статистических данных Всемирной торговой организации (http:// stat.wto.org/StatisticalProgram/WsdbExport.aspx?Language=E)

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2012

В этой связи одними из важнейших инфраструктурных проектов являются проекты по созданию и развитию транспортных сетей. Наряду с другими, правильно организованные и своевременно развиваемые трансконтинентальные транспортные коридоры позволят использовать географическое положение страны как необходимую миру инфраструктуру и извлекать из него прибыль.

По данным Всемирной торговой организации рост мирового экспорта транспортных услуг в 2010 году составил 15% после падения на 23% во время кризиса 2008-2009 годов; всего экспорт транспортных услуг занял 21,3% от общего экспорта коммерческих услуг за 2010 год. Больше всего доходов от экспорта транспортных услуг получили страны Европы, страны Азии и Северная Америка (Таблица 1). Отмечается, что особое развитие транспортный сектор получил в 2010 году в странах Азии: в Китае экспорт вырос на 45%, в Республике Корея - на 33%, экспорт из Гонконга (Китай) и Индии возрос на 28% и 23% соответственно. Европа же восстанавливала докризисные показатели гораздо более медленными темпами: в 2010 году экспорт транспортных услуг из Европейского Союза увеличился на 8%.

Таблица 1

Ведущие экспортеры и импортеры транспортных услуг

(Млрд долларов и %)

Стоимость Доля Годовое % изменение

Экспортеры 2010 2005 2010 2005-10 2008 2009 2010

Европейский Союз (27) 339,4 46,0 43,2 5 15 -23 8

Экспорт вне Евросоюза (27) 168,5 22,8 21,5 5 18 -24 12

США 71,1 9,3 9,1 6 14 -18 15

Япония 39,0 6,3 5,0 2 11 -33 23

Республика Корея 38,0 4,2 4,8 10 33 -36 33

Китай 34,2 2,7 4,4 17 23 -39 45

Сингапур 32,7 3,4 4,2 11 22 -19 15

Гонконг (Китай) 30,3 3,6 3,9 8 13 -18 28

Норвегия 15,8 2,7 2,0 1 10 -25 2

Российская Федерация 14,9 1,6 1,9 10 27 -18 21

Индия 13,2 1,0 1,7 18 28 -5 21

Канада 11,7 1,7 1,5 4 3 -19 25

Тайбэй (Тайвань*) 9,8 1,0 1,2 11 4 -31 54

1 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

83 0

(Млрд долларов и %)

Стоимость Доля Годовое % изменение

Экспортеры 2010 2005 2010 2005-10 2008 2009 2010

Турция 8,4 0,9 1,1 11 19 -3 11

Египет 7,9 0,8 1,0 11 17 -18 18

Украина 7,8 0,8 1,0 12 25 -18 25

Импортеры

Европейский Союз (27) 308,6 36,8 32,1 4 13 -25 11

Экспорт вне Евросоюза (27) 143,3 16,4 14,9 5 17 -25 17

США 77,0 11,6 8,0 0 5 -22 14

Китай 63,3 4,2 6,6 17 16 -7 36

Япония 46,5 5,9 4,8 3 10 -25 15

Индия 46,4 3,0 4,8 18 38 -17 31

Республика Корея 28,8 3,0 3,0 7 26 -36 23

Сингапур 28,4 3,0 3,0 7 9 -18 15

ОАЭ 25,4 1,6 2,6 18 33 -10 11

Таиланд 22,6 2,1 2,4 9 26 -26 32

Канада 20,4 2,1 2,1 7 11 -18 21

Гонконг (Китай) 14,6 1,5 1,5 7 14 -23 19

Австралия 13,3 1,6 1,4 4 13 -31 30

Саудовская Аравия 12,7 0,7 1,3 22 71 -27 12

Российская Федерация 12,0 0,8 1,2 18 39 -27 27

Малайзия 11,9 1,2 1,2 7 4 -19 28

Примечание к таблице:

* - Тайбэй - столица провинции Тайвань в составе КНР.

Источник: International trade statistics 2011, Geneva WTO (http://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/its2011_e/its11_trade_category_e.htm)

Определяя место России на мировом рынке транспортных услуг, необходимо отметить, что из 6 млн контейнеров с грузами общей стоимостью 250 млрд долларов, ежегодно перевозимых между Западной Европой и Восточной Азией, только 2% потока контейнерных перевозок проходят по отечественной территории.

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2012

При этом к предпосылкам наличия в России высокоразвитой транспортной сети можно отнести:

□ Обширную территорию, богатую природными ресурсами, расположенными и требующими освоения в отдаленных районах страны;

□ Географическое положение «моста», связующего Европу и Азию;

□ Вступление во Всемирную торговую организацию, которое повлечет за собой увеличение внешнеторгового оборота, что в свою очередь благоприятно для российских перевозчиков;

□ Подготовку России к принятию крупнейших мировых спортивных мероприятий (Олимпиады в Сочи 2014 года и Мирового кубка по футболу 2018 года), что требует увеличения объемов транспортировки, в первую очередь строительных материалов;

□ Потенциал наличия собственной высокоразвитой транспортной инфраструктуры должен стать одним из факторов привлечения партнеров при формировании новых региональных группировок.

Российская транспортная отрасль испытывает ограничения в объемах осуществляемой деятельности во многом ввиду ухудшения инфраструктуры железных дорог, что несет в себе риск в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как железные дороги являются ключевым элементом российской транспортной системы, занимая 85% всех грузовых перевозок (Рисунок 2). Россия обладает одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире, насчитывающей более 87 тыс. км железнодорожных путей, половина из которых - электрифицированные, и занимает второе место в мире после США. По протяженности электрифицированных дорог - 42 тыс. км - Россия является мировым лидером. В то же время развитие железнодорожного сообщения внутри страны носит неравномерный характер: пять субъектов РФ не имеют железных дорог, из-за их отсутствия не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения природных ресурсов. В европейской части РФ находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого в радиальном направлении расходятся крупные железнодорожные магистрали (например, Октябрьская железная дорога - старейшая и самая протяженная). Железнодорожная сеть Сибири отличается меньшей густотой и широтным направлением основных магистралей, таких как Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская, ЮжноСибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала

1 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

85 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.