Научная статья на тему 'Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков'

Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ТОВАРОПОТОКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЕВРОПА СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА АЗИЯ» / ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / STRATEGIC DIRECTION «EUROPE NORTH AMERICA ASIA» / INTERNATIONAL TRADE / TRANSPORT SERVICES / TRAFFIC GOODS FLOW / TRANSIT TRAFFIC / TRANS-SIBERIAN RAILWAY / CONTAINER TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Центры роста и экономической интеграции мирохозяйственной системы страны Европы, Азии, Америки, образуют в совокупности геостратегический треугольник XXI века в котором формируются основные товарно-денежные потоки, и которые представляют для России приоритетное направление развития внешнеэкономических связей, в особенности реализации транспортных возможностей. Более того, существенная и увеличивающаяся во времени часть спроса на межстрановые и межконтинентальные перевозки будет удовлетворяться преимущественно железнодорожным транспортом, а роль России с ее «потенциалом транзитности» и наличием Транссибирской магистрали существенно возрастет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e centers of growth and economic integration of the world economic system Europe, Asia, America form together a geo-strategic triangle of the XXI century. Th is triangle makes up the main commodity and cash fl ows. Th ose centers represent for Russia the priority directions of foreign economic relations, in particular the implementation of transportation facilities. Moreover, a substantial and increasing over the time part of the demand for cross-country and inter-continental transport will be met mainly by rail, and the role of Russia, with its «transit potential» and the presence of Trans-Siberian Railway will be essential.

Текст научной работы на тему «Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков»

А. Г. Куречка

УДК 656 ББК 39 К-930

Транспортный фактор - основа межрегиональных грузопотоков

Международная торговля - это одна из первых и наиболее развитых форм международных экономических отношений, мощный импульс развитию которой придали машинное производство и международное разделение труда (МРТ) в условиях товарного производства. Постоянно углубляясь и совершенствуясь, МРТ открывает безграничные возможности для международной торговли. Развитие промышленного производства и его различных отраслей приводят к качественным преобразованиям всех элементов производительных сил, сдвигам в географии мировых товаропотоков, усиливают зависимость национальных экономик стран от мирового рынка, порождают многообразие форм и направлений международной торговли, при этом транспорту отводится особое место в международном товаропотоке.

Общий объем экспорта услуг в мире в 2010 г. составил 3,66 трлн долл. (2008 г. - 3,78 трлн долл., 2009 г. - 3,35 трлн долл.), в том числе транспортных услуг - 0,78 трлн долл. (0,89 трлн долл., 0,70 трлн долл.) соответственно; общий объем экспорта услуг России в 2008г. составил 51,3 млрд долл., в том числе транспортных услуг - 15,1 млрд долл. В России планировалось увеличить экспорт транспортных услуг к 2015 г. до 17 млрд долл., однако достигнуть желаемых показателей на современном этапе развития экономки оказывается невозможно, так как мировой финансовый кризис значительно сократил объемы мировой торговли, что отразилось для всех стран мира, в частности и для России (см.таблицу 1).1

1 http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Таблица 1

Мировая торговля транспортными услугами по регионам мира в 2000-2009 гг.,

млрд долл., %

Объем, млрд долл. Объем, %

2008 г. 2009 г. 2000 г. 2008 г. 2009 г.

Экспорт

Мир 890 700 100,0 100,0 100,0

Северная

Америка 105 82 17,1 11,7 11,7

Латинская

Америка 25 21 2,9 2,8 3,0

Европа, в т.ч. 443 351 47,9 49,7 50,1

ЕС (27) 403 318 42,6 45,2 45,4

СНГ 31 26 2,4 3,5 3,7

Африка 26 20 2,2 2,9 2,9

Ближний Восток 22 19 2,1 2,4 2,7

Азия 240 182 25,4 26,9 26,0

Импорт

Мир 1045 835 100,0 100,0 100,0

Севеверная

Америка 129 101 18,5 12,3 12,1

Латинская

Америка 45 35 4,8 4,3 4,2

Европа, в т.ч. 398 307 38,9 38,2 36,7

ЕС (27) 364 279 35,6 34,8 33,5

СНГ 26 18 0,9 2,5 2,2

Африка 53 49 3,4 5,1 5,8

Ближний Восток 66 62 4,5 6,4 7,4

Азия 326 263 29,0 31,2 31,6

Источник: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Сложившиеся направления становления мировой экономики требуют нового подхода к развитию транспорта: оптимальному распределению грузовых и пассажирских потоков в условиях роста объемов перевозок. В результате детально просчитывают транспортные издержки маршрутов движения грузопотоков по суше и по воде, исследуются связи между маршрутами транспортировок и объемами

электронной торговли, между демографической динамикой и пропорциями спроса и предложения, в регионах с большим транзитным потенциалом повышенное значение придается политической стабильности.

Таким образом, все более четко формируется три полюса экономической активности - азиатско-тихоокеанский, американский, европейский, при этом экспорт транспортных услуг составляет: Европа (50,1%), Азия (26,0%), Северная Америка (11,7%) и другие регионы (12,2%) (см. рис.1).2

Рисунок 1

Структура мирового экспорта транспортных услуг, 2009 г., %

Северная Америка

■ Латинская Америка Европа СНГ

■ Африка Ближний Восток

■ Азия

Источник: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Ускоренное развитие мирового транспортного сектора способствует более интенсивному товарообмену между регионами мира, определяющееся исходя из основных центров мирового хозяйства - Азии, Северной Америки и Западной Европы, на которые приходится 3/4 мирового валового продукта, около 85% мирового производства, 87% экспорта и 88% импорта товаров, и что важно отметь, удельный вес стран Азии (Китай, Индия, Япония), России резко усиливается и в производстве ВВП, и в международной торговле, и в мировой финансовой системе.

Мировой товаропоток в межрегиональном разрезе формируется за счет ведущих экспортеров товаров, так в 2009 г. это - Китай - 1,58 трлн долл. (10% от всего экспорта мира), Соединенные Штаты - 1,28 трлн долл. (8%), Германия - 1,27 трлн долл.(8%), Япония - 770 млрд долл. (5%) и Нидерланды - 572 млрд долл. (3,8%). Данные объемов торговли показывают, что Соединенные Штаты приблизились к

2 http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Германии и заняли второе место по величине экспорта в мире, спустя один год после этого Германия уступила ключевую позицию Китаю. Главными импортерами товаров в 2010 г. были Соединенные Штаты - 1,97 трлн долл. (13% от всего импорта мира), Китай - 1,40 трлн долл. (9%), Германия - 1,07 трлн. долл. (7%), Япония

- 693 млрд долл. (4,5%) Франция - 606 млрд долл. (4%), Республика Корея - 425 млрд долл. (3,5%).3

Важное место в геостратегическом направлении «Европа - Северная Америка

- Азия» принадлежит России, так как страна занимает центральное положение в области осуществления внешнеэкономических связей стран Европы и Азии. Россия в целом, и в частности Сибирь и Дальний Восток, по экономическому и демографическому потенциалам уступает США и Европейскому союзу, но геополитические позиции остаются значительными. Основанием для такой оценки является уникальное географическое положение страны, мощная сырьевая база, огромные территории, имеющийся научно-технический и военный потенциалы.

Современная Россия находится в поиске своего места в мировом сообществе государств и требует переосмысления многих устоявшихся приоритетов, ее внутренней и внешней политики, направлений антикризисных мер развития, а также всестороннего комплексного анализа новых геополитических возможностей. Поэтому, одной из возможностей на современном этапе является реализация транзитного потенциала России посредством ее включения в мировую транспортную систему через установление долгосрочных взаимовыгодных отношений со странами Европы, Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Центры роста и экономической интеграции мирохозяйственной системы - страны Европы, Азии, Америки, образующие в совокупности геостратегический треугольник XXI века, в котором формируются основные товарно-денежные потоки, интенсивность которых в обозримой перспективе будет нарастать, представляют для России приоритетное направление развития внешнеэкономических связей, в особенности реализации транспортных возможностей. Более того, существенная и увеличивающаяся во времени часть спроса на межстрановые и межконтинентальные перевозки будет удовлетворяться преимущественно железнодорожным транспортом.

Обладание самой протяженной железнодорожной магистралью в мире - Транссибом, дает возможность России быть проводником экономического взаимодействия между азиатскими и европейскими странами. Обеспечивая связь между континентами, вовлекая их в процесс взаимообогащения, Транссибирская магистраль имеет особо важное значение не только экономического, но и политического характера, и от того, какую политику Российская Федерация станет проводить в отношении развития магистрали, будет во многом зависеть развитие страны в целом, и, в конечном итоге, ее места в мировом сообществе. Целесообразно под-

3 http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

черкнуть и то, что осознание мировым сообществом становления Транссибирской магистрали как сухопутного моста между Европой, Азией и Америкой является взаимовыгодным проектом, который принесет пользу не только России, но и всему миру. Понимая всю важность и необходимость вовлечения в мировой товарообмен российского железнодорожного транспорта, в частности Транссибирской магистрали, Правительством Российской Федерации совместно с Министерством Транспорта России и ОАО «РЖД» разработана и утверждена «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Местоположение России в международных интеграционных процессах определяет необходимость активного развития транспорта, в большей степени железнодорожного, участвующего в обеспечении внешней торговли между регионами мира. Разработка множества проектов (Сахалин-Япония, Трансконтинентальная магистраль через Берингов пролив, Трасека, Трансокеанский маршрут, проект интеграции Транссибирской и Транскорейской магистралей и другие) предполагают соединение транспортными маршрутами преимущественно стран Европы и Азии.

Главным геополитическим мотивом российского интереса является стремление занять достойные позиции в формирующемся восточно-азиатском общем рынке. России в ближайшей перспективе необходимо как можно быстрее уравновесить сформированные взаимозависимости на Западе такими же прочными взаимозависимостями на Востоке. Достижение этой цели позволяет реализовать огромный внутренний потенциал России. Курс России на тесное взаимовыгодное сотрудничество с государствами Восточной Азии естественным образом вписывается в провозглашенную ООН универсальную концепцию о диалоге цивилизаций и в этом отношении обоснована российская внешнеполитическая стратегия, ориентированная на установление взаимозависимостей со странами Азии, которые бы полностью отвечали долгосрочным национальным интересам.

В этой связи евразийское географическое положение России, ее уникальный «ресурс транзитности» позволяют не только включить страну в глобальную железнодорожную сеть мира, но и превратить железные дороги страны в ключевой фрагмент этой сети, радикально меняющий конфигурацию мировых грузопотоков, и для этого необходимы проекты, которые бы позволили усилить значимость России.

В рамках развития железнодорожного транспорта и для успешной реализации межгосударственных проектов в частности, российская сторона прикладывает усилия для: приведения уровня качества и безопасности перевозок в соответствии с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта; снижения совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения

эффективности функционирования железнодорожного транспорта; повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта; снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта; улучшения транспортной обеспеченности регионов; развития пропускных способностей магистральных железнодорожных линий; обеспечения права граждан России на благоприятную окружающую среду.4

К настоящему времени мировой товарообмен существенно увеличился, по сравнению с серединой ХХ века, однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы и стало сложно прогнозировать развитие мировой экономики. В новых условиях мнения экспертов сходятся в том, что высокого экономического роста ожидать не стоит, потому правительства стран направили свои усилия на увеличение финансовой поддержки своих экономик и проведения более скоординированной политики управления. Тем не менее, дальнейшее развитие мировой экономики невозможно без межрегиональных грузопотоков, которые имеют огромные масштабы и охватывают все регионы мира и международная торговля по-прежнему занимает в них центральное место и именно в этой сфере реализуются экономические интересы ее участников.

Представленные показатели на рисунке 2 наглядно отражают распределение грузопотоков в мире, где Северная Америка, Европа и Азия занимают лидирующие позиции, другие регионы имеют значительно меньшие показатели. По данным European Liner Affairs Association (ELAA), объемы контейнерных перевозок в 2009 году по отношению к 2008 г. в целом снизились на 16,3%, в направлениях Азия-Европа снизились на 15% до 11,5 млн TEU, в направлении Азия-Америка -на 16,8% (5,2 млн TEU), в направлении Америка-Европа - 17,1% (3,4 млн TEU).5,6,7

4 Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» от 17 июня 2008 г. № 877-р, с.5

5 Пехтерев Ф.С. О прогнозируемых объемах контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали и задачах по развитию железнодорожной инфраструктуры для их обеспечения до 2015 г.. - // Ж.-д. трансп. - 2009. - №6. - с. 32.

6 «Прогнозы развития рынка контейнерных перевозок» http://www.deliverjournal.com/ explore/index.php?ELEMENT_ID=1906

7 «Выступление президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на XIX Пленарном заседании Координационного Совета по Транссибирским перевозкам на тему: «Транссибирские перевозки: глобальные вызовы и факторы успеха»», Словакия, г. Братислава, 29 сентября 2010 г. http://press.rzd.ru/isvp/public/press?STRUCTURE_ID=951&layer_id=4069&refererLa yerId=4069&id=75586

Рисунок 2

Межрегиональный общий объем рынка перевозок грузов в рамках геостратегического треугольника «Европа - Азия - Америка», 2008 г. (2009 г.)

Рост уровня контейнеризации осуществляется в соответствии с мировой тенденцией доставки грузов. Специалисты в области логистики определяют ежегодный прирост контейнерных перевозок в 7-10%. Однако, несмотря на текущий мировой финансовый кризис, начавшийся во второй половине 2008 г., который демонстрирует спад мировых объемов перевозок контейнеров (см.рисунок 3), большинством экспертов и перевозчиков уверено прогнозируется, что спад не будет продолжительным.8

Увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Внешняя торговля многократно усиливает взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов, где нарушение функционирования экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно сказывается на экономике других стран. В приводимой ниже таблице 2 детально иллюстрируются объемы межрегиональных потоков в мире.9

8 «Прогнозы развития рынка контейнерных перевозок» http://www.deliverjournal.com7 explore/index.php?ELEMENT_ID=1906

9 http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Рисунок 3

Общий объем контейнерных перевозок по миру 1985-2009гг, прогноз до 2020 г., млн TEU

Источник: «Прогнозы развития рынка контейнерных перевозок» http://www. deliverjournal.com7explore/index.php?ELEMENT_ID=1906

Таблица 2

Распределение межрегиональных потоков в мире, млрд. долл., %

2008 2009 2010

Регион Северная Латинская

Ближний

Всего в Всего Всего

Америка Америка Европа СНГ Африка Восток Азия мире в мире в мире

Мир 2708 583 6736 517 458 618 3903 15717 12178 14855

Северная Америка 1014,5 164,9 369,1 16,0 33,6 60,2 375,5 2035,7 1602 1964

Латинская Америка 169,2 158,6 121,3 9,0 16,8 11,9 100,6 599,7 459 575

Европа 475,4 96,4 4695,0 240,0 185,5 188,6 486,5 6446,6 5016 5626

2008 2009 2010

Регион Северная Латинская Ближний Всего в Всего Всего

Америка Америка Европа СНГ Африка Восток Азия мире в мире в мире

СНГ 36,1 10,1 405,6 134,7 10,5 25,0 76,8 702,8 452 588

Африка 121,6 18,5 218,1 1,5 53,4 14,0 113,9 557,8 384 500

Ближний Восток 116,5 6,9 125,5 7,2 36,6 122,1 568,9 1021,2 690 916

Азия 775,0 127,3 801,0 108,4 121,3 196,4 2181,4 4353,0 3575 4685

Источник: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

Как представляется, наибольший объем доставки контейнеров (57% от общего мирового объема рынка грузоперевозок (11,5 млн ТЕи в 2009 г.)) определяется в рамках евроазиатских связей, при этом потенциал данного сегмента транспортного рынка оценивается более чем в 600 млрд.долларов. Величина объема контейнерных грузов в сообщении «Европа-Азия» ожидается к 2015 г. - 43 млн т с тенденцией к увеличению разрыва между объемами европейского экспорта и импорта в пользу последнего (см. таблицу 3).10

Таблица 3

Перспективные объемы экспортных и импортных контейнерных грузов в евроазиатской

торговле, тыс. тонн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Азии

Казах- Всего стра-

Регион Европы Год Китай Япония Республика Корея КНДР Монголия стан ны Европы

2006 1345/2620 236/712 200/410 1/0 5/2 23/13 1810/3757

Восточная 2010 1450/3050 280/820 230/470 2/0 8/3 27/19 1997/4362

Европа 2015 280/820 340/960 270/560 10/10 10/10 33/24 2413/5124

2006 4270/11390 2134/3019 810/1145 0/0 6/5 4/3 7224/15562

Западная 2010 4420/12900 2230/3400 860/1300 2/0 13/5 6/5 7531/17610

Европа 2015 4620/14800 2320/4000 920/1490 10/10 20/10 8/7 7898/20317

2006 1110/3186 605/692 313/222 0/0 6/3 1/1 2035/4104

Северная 2010 1280/3250 780/710 450/230 5/0 10/5 1/1 2526/4196

Европа 5 01 2 0 8 4 /3 0/ 5 3 880/750 520/250 10/5 12/10 2/2 2774/4497

10 «Интересы России на евроазиатском транспортном пространстве»http://institutiones. com/general/1942-interesy-rossii-na-evroaziatskom-transportnom-prostranstve.html

Страны Азии

Казах- Всего стра-

Регион Китай Япония Республика КНДР Монголия стан ны Европы

Европы Год Корея

„ 2006 6725/17196 2975/4423 1323/1777 1/0 17/10 28/17 11069/23423

Всего ---------------------------------------------------------------------------------

страны 2010 7150/18200 3290/4930 1540/2000 9/0 31/13 34/25 12054/261681

Европы 2015 7720/21840 3540/5710 1710/2300 30/25 42/30 43/33 13085/29938

Примечание: экспорт/импорт

Источник: «Интересы России на евроазиатском транспортном пространстве» http:// institutiones.com/general/1942-interesy-rossii-na-evroaziatskom-transportnom-prostranstve. html

Немаловажным аспектом формирования транспортных товаропотоков является численность населения, где безусловным лидером являются азиатские страны. Этот показатель чрезвычайно важен не только при обсуждении вопросов «демографического взрыва», бедности и голода, но и при анализе грузопотоков. В условиях роста численности населения растут продовольственные и хозяйственные потребности, растет собственное производство товаров и услуг, что предполагает увеличение грузооборота на транспортных системах стран и регионов.

В связи с тем, что одной из главных тенденций стало ускоренное развитие экономических связей между странами и континентами, проявляющееся в росте объемов торговли товарами и услугами, предполагая, что формирование грузопотоков между ними будет происходить под воздействием общих направлений экономического развития и расширения экономических связей между основными центрами деловой активности в геостратегическом треугольнике «Европа - Северная Америка - Азия» в условиях транснационализации мирового производства и всеобщего мирового развития.

Для развития евроазиатских экономических связей в среднесрочной и долгосрочной перспективе выделены следующие направления:

1. Дальнейшая либерализация торгового обмена между странами Европы и Азии, осуществляемая под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО), одним из значимых результатов которой является минимизация тарифных и нетарифных ограничений взаимного доступа на рынки товаров и услуг заинтересованных стран. Вступившие в ВТО страны со статусом «развивающихся», т.е. большинство азиатских стран, обязаны либерализовать свои рынки в течение десяти лет после вступления в ВТО. Ликвидация или существенное снижение таможенных пошлин, несомненно, станет мощным стимулом дальнейшего развития взаимных поставок грузов. В результате потоки между странами Европы и Азии к 2030 г. могут существенно возрасти как в стоимостном, так и в весовом выражении, при этом предполагается изменение товарной структуры взаимной торговли за счет увеличения доли продукции, подвергавшейся наиболее жестким мерам защиты на национальных товарных рынках.

2. Расширение деятельности на рынках самостоятельного и крупного субъекта международных экономических отношений - транснациональных корпораций (ТНК) как следствие расширения процессов развития мировой торговли. В настоящее время сложилась система мироустройства, при которой ТНК контролируют около 50% промышленного производства, 2/3 всего внешнеторгового оборота, почти 80% патентов и лицензий на новую технику и технологии.11 Основу мирохозяйственной системы составляют около 500 наиболее крупных ТНК, при поддержке международных организаций (в первую очередь ВТО), оказывающих влияние на мировой рынок в большей мере, чем многие национальные правительства. Несомненно, роль ТНК в перспективе будет возрастать, создавая условия для свободного перемещения по миру товаров, способствовать формированию рынков капиталов и рабочей силы, расширению гуманитарных связей.

3. Расширение товарных рынков и рост межгосударственных связей вследствие смягчения транспортных ограничений в результате применения новой транспортной техники и технологий, использования международных транспортных коридоров, что в совокупности позволит снизить уровень удельных транспортных затрат и время транспортировки грузов.

В результате выделены 3 главные особенности, влияющие на развитие транспортных связей между странами Азии и Европы.

Первая из них относится к формированию Панъевропейских транспортных коридоров, моста «Азия - Европа», моста «Восток - Запад» (страны ЮВА - США), коридор «Север - Юг», Транссиб, Транскорейская магистраль, Северный морской путь (международная программа Г^ЯОР), Транспортный коридор «Европа - Кавказ - Азия» (ТЯЛСЕСЛ), Туманган, Берингов пролив и др.

Вторая особенность - развитие евроазиатской торговли и рост грузопотоков пропорционально росту ВВП. По мнению большинства международных экспертов, мировой экономический рост в предстоящие 10-12 лет будет достигнут преимущественно за счет развивающихся стран: страны BRICs и прежде всего Китая и Индии, на долю которых придется белее трети мирового роста; развитые страны сохранят темпы роста в пределах 1,5-2% в год.12

Третья особенность - высокий уровень контейнеризации евроазиатских грузопотоков (достиг 60% в 2008 году).13

Все отмеченные особенности предполагают реализацию единого конечного результата - снижение транспортных ограничений на развитие преимущественно евроазиатской торговли. Поэтому, в перспективе, естественный рост взаимных поставок, удовлетворяющих расширяющийся спрос евроазиатских стран будет

11 Мировая экономика и международный бизнес [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / В. В. Поляков [и др.].. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2010-С.46.

12 Транспортная система России - обеспечение прорыва - В.Доманов - // Междунар. автомоб. перевозки. - 2008. - №5. - С. 20

13 Шатилов С. В. Проблемы и перспективы развития внешнеторговых контейнерных перевозок. - // Ж. -д. трансп. - 2009. - №4. - С. 55

сопровождаться снижением транспортной составляющей в цене товаров, что, в свою очередь, будет служить дополнительным стимулом увеличения евроазиатской торговли, которую будут обеспечивать транспортные коммуникации тяготеющих к ней стран и в большей степени России с ее центральным местоположением.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Кириллин М. Коридоры развития: эффективное использование транзитного потенциала России - стимул роста всей экономики страны. - // Трансп. России. - 2009. - №24. - С. 3.

2. Леонтьев Р.Г. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией / Р. Г. Леонтьев, Н. А. Шпилева, А. Л. Орлов. - // Бюл. трансп. информ. - 2010.

- №3. - С. 21-28.

3. Международные экономические отношения / Под ред. Б. М. Смитиенко [и др.]. - М.: Инфра-М, 2011. - 527 с.

4. Милославская С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки. - М.: РосКон-сульт, 2001. - 364 с.

5. Нехорошков В.П., Куречка А.Г. Основные направления интеграции Транссиба в мировую транспортную систему.- // Трансп. Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - С. 5-8.

6. Нехорошков В.П. Роль России в транспортном обеспечении мировой торговли и возможные пути повышения ее эффективного участия. - // Российский внешнеэкономический вестник, 2009. - №12. - С. 23-27.

7. Персианов В.А. Место транспорта России в экономике страны и в мирохозяйственной системе. Транспортно-экономические балансы как фактор стратегического управления // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. - №1. С. 17-60.

8. Пехтерев Ф.С. О прогнозируемых объемах контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали и задачах по развитию железнодорожной инфраструктуры для их обеспечения до 2015 г.. - // Ж.-д. трансп. - 2009. - №6. - с. 32-35.

9. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Е.Б. Кибалов, С.В. Минин, В.П. Нехорошков, Е.В. Нехорошков, Г.Ф. Пахомова, К.А. Пахомов, М.В. Пятаев, С.В. Ро-манкевич, А.Б. Хуторецкий. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. - 156 с.

10. Ткаченко В.Я. Геополитическая направленность развития транспортной системы: опыт Евросоюза. - // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения: тр. Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2009. - Вып. 3. - С. 218-221.

11. Транспортная система России - обеспечение прорыва - В.Доманов - // Междунар. автомоб. перевозки. - 2008. - №5. - С. 20-23.

12. Шатилов С. В. Проблемы и перспективы развития внешнеторговых контейнерных перевозок. - // Ж. -д. трансп. - 2009. - №4. - С. 55-57.

13. Статистика http://www.wto.org/english/res_e/statis_e

14. Интересы России на евроазиатском транспортном пространстве http://institutiones. com/general/1942-interesy-rossii-na-evroaziatskom-transportnom-prostranstve.html

15. Выступление президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на XIX Пленарном заседании Координационного Совета по Транссибирским перевозкам на тему: «Транссибирские перевозки: глобальные вызовы и факторы успеха»», Словакия, г. Братислава, 29 сентября 2010 г. http://press.rzd.m/isvp/public/press?STRИCTИRE_ГО=951&layer_id=4069&refererLa yerГd=4069&id=75586

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.