Научная статья на тему 'Транзитный потенциал региона как важнейшая составляющая в деятельности добывающих предприятий Урала'

Транзитный потенциал региона как важнейшая составляющая в деятельности добывающих предприятий Урала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАЙОНА / ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ / КРУПНЕЙШИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ЦЕНТР / ECONOMIC GROWTH INTENSIFICATION / RESOURCE-INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION / FERROUS AND NONFERROUS METALLURGY / THE LARGEST TRANSPORT CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкаренко Нина Константиновна

Конкретизировано значение экспортной компоненты в модели взаимодополняющего функционирования минерально-сырьевого и промышленно-перерабатывающего секторов региона. Предложены стратегии для достижения успешных результатов деятельности транспортно-логистических компаний, взаимодействующих с горными предприятиями Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкаренко Нина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSIT POTENTIAL AS THE KEY COMPONENT OF EXTRACTING ENTERPRISES' ACTIVITY IN THE URAL REGION

The article specifies the role of export component in the model of complementary functioning of primary-mineral and industrial-manufacturing sector in the region. The author proposes strategies to help transport and logistics companies achieve good results in cooperation with mining enterprises in the Ural Federal District.

Текст научной работы на тему «Транзитный потенциал региона как важнейшая составляющая в деятельности добывающих предприятий Урала»

(N

СО

тН

О

(N

УДК 338.47 Н. К. Шинкаренко

ББК 65.°4 кандидат экономических наук, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения

ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ УРАЛА

Конкретизировано значение экспортной компоненты в модели взаимодополняющего функционирования минерально-сырьевого и промышленно-перерабатывающего секторов региона. Предложены стратегии для достижения успешных результатов деятельности транспортно-логистических компаний, взаимодействующих с горными предприятиями Уральского федерального округа.

Ключевые слова: интенсификация экономического роста; ресурсно-инновационное развитие района; черная и цветная металлургия; крупнейший транспортный центр.

N. K. Shinkarenko

PhD in Economics, Associate Professor, Ural State University of Railway Transport

TRANSIT POTENTIAL AS THE KEY COMPONENT OF EXTRACTING ENTERPRISES’ ACTIVITY IN THE URAL REGION

ssi

2sê Es =

Ин5|

Н£ї

н51

Ой"

°i<s ^ 1

5s І

^ П £

s ¡ґ і Ssî

ИН 25 о СнО!

£я§|

E40 %

аи-і

Sffle

К

H

H

о

H

PQ

СО

H

The article specifies the role of export component in the model of complementary functioning of primary-mineral and industrial-manufacturing sector in the region. The author proposes strategies to help transport and logistics companies achieve good results in cooperation with mining enterprises in the Ural Federal District.

Keywords: economic growth intensification; resource-innovative development of the region; ferrous and nonferrous metallurgy; the largest transport center.

Глобальный финансово-экономический кризис актуализировал вопросы реализации государственной антикризисной политики в области регулирования процессов, происходящих в добывающей отрасли, с целью возврата на траекторию устойчивого экономического роста.

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Уральского региона до 2020 г. ориентирована на эффективную реализацию разнообразия природно-ресурсного потенциала, развитие промышленного комплекса, в основном, нефтегазодобычи и переработки нефтепродуктов, энергетики, горнодобывающей промышленности; а также мощной, хотя и неравномерно развитой, транспортной инфраструктуры [1]. Для Уральского федерального округа это, прежде всего, авиация, железнодорожный и автомобильно-дорожный транспорт.

Сохранение и, особенно, дальнейшее развитие тенденций деградации добывающего сектора способны законсервировать технологическую отсталость некоторых областей Уральского региона, сделать разрыв с развитыми секторами близким к необратимому.

Отметим, что предлагаемая модель совместного взаимодополняющего функционирования минерально-сырьевого и промышленно-перера-

© Н. К. Шинкаренко, 2013

СО

тН

О

«К1

2нё Яч >

ИдЗ!

нйе

нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

батывающего секторов применима не для всех субъектов РФ, а только к тем территориям, для которых освоение минерально-сырьевой базы и создание на ее основе минерально-сырьевого комплекса является (или может являться в будущем) определяющим направлением развития экономики (рис.) [2].

Субъекты Российской Федерации, ориентированные на развитие горнодобывающего сектора

Практически все территории в южной приграничной зоне Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов обладают богатым ресурсным потенциалом, причем это их преимущество дополняется достаточно развитой транспортной и энергетической инфраструктурой, а также значительной (по сравнению с северными зонами Сибири и Дальнего Востока) концентрацией населения.

Россия за счет обозначенных регионов обладает значительным минерально-сырьевым потенциалом, при рациональном использовании которого в течение относительно значительного временного интервала (около 50-60 лет), будет иметь весомые преимущества по сравнению с экономически развитыми странами, где обеспеченность полезными ископаемыми менее значима.

Сложившиеся условия являются предпосылкой к совершенствованию структуры и повышению активности национальной экономики на базе опережающего развития обрабатывающих отраслей, которое не может реализоваться при сокращении сырьевого сектора. Наоборот, процесс реализации ресурсно-инновационного развития России возможен,

%

СО в основном, за счет комплексного использования руд цветных, редких и

редкоземельных металлов.

Нынешняя ситуация отличается благосклонностью к перспективе СО | развития горнодобывающей отрасли, о чем свидетельствует конъюн-

^ ктура золота на мировом рынке. Растущая цена (по данным независи-

5^ мой консалтинговой компании GFMS уже в четвертом квартале 2012 г.

не исключен рост к новому максимуму, в том числе свыше 2 тыс. дол. за унцию) не снижает спрос на него как со стороны финансового (инвестиционного) сектора экономики, так ювелирной и других отраслей про-мышленности1.

Сожаление вызывает факт ограничения возможностей вложения значительных финансовых ресурсов, аккумулированных за рубежом, в профильные отрасли экономики РФ. В этих условиях значительная роль отводится экспортной составляющей сырьевого сектора. Россия вынуждена торговать избытком руды, который не находит реализации внутри страны.

РФ занимает выгодное географическое положение на Евразийском континенте, а Екатеринбург — один из крупнейших транспортных центров, что должно способствовать значительному сокращению издержек на перемещение продукции добывающей отрасли. К сожалению, в настоящий момент, благоприятные условия для подобных перевозок не созданы в полной мере. В первую очередь, это связано с состоянием транспортно-экспедиционной отрасли, неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог, неразвитость придорожной инфраструктуры и т. п.

Особенно эта проблема важна для металлургической отрасли с ее достаточно высокой стоимостью конечной продукции. Поэтому уже сейчас многие отечественные компании всерьез задумываются об оптимизации своих логистических систем.

Еще одним актуальным вопросом в международной логистике явля-; ется отсутствие качественного складского обслуживания в России.

По мнению автора, в ближайшее время наиболее успешные результата § ты транспортно-логистическим компаниям обеспечат две стратегии.

^ | Первая — ориентация на расширение бизнеса. Крупные игроки, кой* | нечно, имеют место быть, но пока рано говорить о глобальных начинани-

о§! ях. Тем не менее, стремление стать поставщиками полного набора услуг

в привело к значительному числу горизонтальных поглощений, некото-

рые отличились масштабностью. Так, в 2011 г. произошло 45 сделок на в 8,3 млрд дол. (10,9 % объема рынка). Крупнейшей из них была покуп-

иоэ ка Независимой транспортной компанией 75 % акций Первой грузовой

к®! компании в октябре 2011 г. за 4,2 млрд дол.2

И вторая — сбалансированность различных бизнес-направлений, вплоть до создания специализированных логистических компаний (на-23 пример, «Евраз Групп», «ММК-Транс», «Мечел Транс»). Учитывая, что

основная часть перевозок металла как в РФ, так и за рубежом осуществляется именно по железной дороге, вероятно, что по некоторым сегментам подобные компании, владеющие собственным подвижным парком, в скором будущем смогут конкурировать с РЖД.

О

н

Р5

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

1 http://www.forexpf.ru/techanalitics_arch.php.

2 http://www.mosuruslugi.ru/articles/83/.

<N

СО

тН

О

(N

Список использованной литературы

1. Аникиенко Е. Е. Большой Урал: стратегия опережающего роста / Е. Е. Аникиенко // Южноуральская панорама. — 2009. — Янв. — URL: http://www.up74.ru/rubricks/ehkonomika-i-politika/2009/01-janvar/ bolshoj_ural_strategija_operezhajushhego_rosta/

2. Фадеев А. М. Промышленный потенциал Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа / А. М. Фадеев, А. Е. Черепови-цын, Ф. Д. Ларичкин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2010. — № 1 (21). — № рег. статьи 0067. — URL : http:// region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=184.

References

1. Anikienko E. E. The Big Ural: outrunning growth strategy. Yuzhnouralskaya panorama - South Ural Panorama, 2009, Jan. Available at: http://www.up74. ru/rubricks/ehkonomika-i-politika/2009/01-janvar/bolshoj_ural_strategija_ operezhajushhego_rosta/ (in Russian).

2. Fadeev A. M., Cherepovitsyn A. E., Larichkin F. D. Industrial potential of Murmansk region in exploring the Arctic shelf hydrocarbon resources. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal - Regional Economy and Administration: electronic scientific journal, 2010, no. 1 (21). Available at: http:// region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=184 (in Russian).

Информация об авторе

Шинкаренко Нина Константиновна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и логистики, Уральский государственный университет путей сообщения, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66, e-mail: [email protected].

SS1

2sl ЯЧ г

й Iі

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

« ¡Ґ I 8s! ЕнО а

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

Н

Author

Shinkarenko Nina Konstantinovna — PhD in Economics, Associate Professor, Dep-t of World Economics and Logistics, Ural State University of Railway Transport, 66 Kolmogorov st., 620034, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.