УДК 332.1
© А. А. Санковец
ТРАНЗИТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Транзитивность экономики — это такое свойство экономики, которое формируется под воздействием и объективных, и субъективных факторов, и должно нацеливать её на повышение эффективности и стабильности национальной экономической системы в целом. Проявления транзитивности российской экономики, безусловно, выражаются в специфических ее проявлениях, что не может не отражаться на разработке мер государственного регулирования экономических процессов в целом и программ регионального развития. Фактор транзитивности национальной экономической системы — это необходимое условие для успешной адаптации российской экономики к международным условиям хозяйствования.
Ключевые слова: транзитивность, национальная экономическая система, региональная экономическая политика
A. A. Sankovets
TRANSITIVITY OF THE RUSSIAN ECONOMY AS AN ESSENTIAL CONDITION IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC POLICY
Transitive economy — it is the property of the economy, which is influenced by both objective and subjective factors, and it must aim at improving the efficiency and stability of the national economic system as a whole. Manifestations of transitive Russian economy, of course, expressed in particular its forms, which can not but affect the development of measures of state regulation of economic processes in general and regional development programs. Factor transitive national economic system — a necessary condition for the successful adaptation of the Russian economy to international economic conditions.
Keywords: transitive, the national economic system, regional economic policy.
Для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект анализа экономического развития всегда имел большое значение. При централизованном управлении экономикой главной тенденцией было сглаживание межрегиональных различий, и анализ был подчинен их выявлению. В условиях коренного реформирования хозяйственного механизма социально-экономическое развитие регионов значительно отличалось друг от друга, что явилось следствием различных стартовых возможностей. Хозяйственный комплекс России до сих пор находится в состоянии транзитивности, перехода от одного экономического уклада к другому.
Экономика любой страны, находящейся в процессе экономической трансформации, т.е. перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию (economy intransition). Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от находящейся в относительно устойчивом экономическом состоянии и, которое обеспечивается совершенствованием и частными изменениями присущих ей институтов, связей и отношений. Ситуация возникновения и
развития экономики переходного периода идет путем образования на этапе перехода новых институтов, связей и отношений, соответствующих нарождающемуся столкновения исчезающих и возникающих институтов появляются новые макро- и микроэкономические закономерности и тенденции, социальные и политические изменения, возникают новые задачи экономической политики. Однако данный процесс носит противоречивый характер, демонтаж старых институтов может иметь достаточно продолжительный характер, встраиваясь в систему новых отношений.
В настоящее время транзитивность рассматривается как свойство экономических систем, существенно влияющее на развитие региональной политики в современном мире. Существует большое количество исследований, так или иначе характеризующих сущность, финансовый механизм, организационные и институциональные формы транзитивной экономики [5]
По нашему мнению, такое свойство как транзитивность национальной экономической системы — необходимое условие для успешной адаптации российской экономики к международным условиям хозяйствования (необходимое условие, но не достаточное для достижения определенных целей). Транзитивность экономики, по нашему мнению, — это особое свойство экономики, которое формируется под воздействием и объективных, и субъективных факторов, и должно нацеливать её на повышение эффективности и стабильности национальной экономической системы в целом [6].
Экономическая система вынуждена функционировать в таких условиях в противном случае ее ждет еще больший кризис. Для этого, на наш взгляд, необходимо институционально придавать экономическому комплексу качества транзитивности. Транзитивность по возможности должна быть всеобщей, распространяющейся на все стороны функционирования экономической системы. Однако, при этом она не может быть не ограниченной во времени (транзитивная экономика ациклична).
К сожалению, в русскоязычной экономической литературе имеет место некоторое смешение, отождествление понятий «транзитивная экономика» и «переходная экономика» [4]. Нам представляется важным и весьма своевременным прояснение вопроса об истинной или мнимой идентичности этих понятий.
Однозначное отождествление понятий «переходная экономика» (или «экономика переходного периода») и «транзитивная экономика» вряд ли можно считать полностью приемлемым. Они могут «пересекаться», одно может покрывать другое, но это лишь частные случаи. Полагаем, что под транзитивной экономикой следует понимать экономику, стремящуюся к возрастающему соответствию не только внутренним, национальным, но и наднациональным условиям хозяйствования, способной реагировать не только на внутренние импульсы, но и на международные, наднациональные. Это — качество присущее лишь открытым национальным экономическим системам.
Основное имманентно присущее качество транзитивной экономике — это во многом взаимоисключающие явления в экономической системе, подсистемами и элементами которой постоянно являются переменные и противо-
речивые величины, приводящие ее к существенной разбалансированности
[3].
Мы определяем ее как экономику в условиях перехода от одного состояния к другому, сопровождающуюся определенными промежуточными реформами в социально-экономической, организационно-экономической и институционально-экономической сферах, которые ведут к качественным изменениям во всех фазах воспроизводственного цикла.
Предложенное понятие конкретизирует всю совокупность отношений между экономическими субъектами рынка, которые расширяют научные представления о преобразованиях во всех фазах воспроизводственного цикла
[7].
Экономическая система транзитивного типа стремится к восстановлению непрерывности и целостности воспроизводственных процессов, однако, достижение эффективного расширенного типа воспроизводства не является закономерным и неизбежным этапом ее развития. При этом под типом воспроизводства понимается не только количественное изменение инвестиционных ресурсов, но и соблюдение всех критериев возобновляемости, а также экономических и институциональных условий для устойчивого изменения во времени.
Для достижения этой цели необходимыми условиями являются одновременное развитие инвестиционных и социальных процессов; согласованность воспроизводства на микро- и макроуровне; сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования, глубокая ментальная переориентация населения.
Нужно отметить, что наличие ограничений воспроизводства инвестиционного потенциала, особенно экономических и институциональных, несложившийся финансовый механизм саморегулирования, существенное различие в экономическом развитии российских регионов предполагают участие государства в процессе его регулирования. Для определения сферы и степени его участия необходима группировка фактологических данных, позволяющих дать комплексную оценку сложившейся экономической ситуации как в целом в стране, так и в ее регионах, что даст возможность разработать комплекс мер по его реализации.
По нашему мнению в России сохраняется переходное экономическое состояние, что представлено в таблице 1, в сравнении с признаками транзитивной экономики и совершенной модели рынка.
Таблица 1
Основные признаки транзитивной экономики, рыночной модели и российской экономики
Критерии Рыночная экономика Транзитивная Особенности в России
Цель Самосохранение экономической системы Преодоление кризисных явлений Длительный экономический спад
Состав элементов Стабильный состав элементов: функци- Изменяющийся по содержанию и по Преобладание акционерных форм (особенно
онирование организаций в определенных организационно-правовых формах (предприятия различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные фонды и пр.) функциям состав элементов: взаимодействие элементов предыдущей системы (гос. предприятия, домашние хозяйства, производственные кооперативы и др.) и новых форм хозяйствования закрытого типа, с участием гос. капитала), значительна роль государства в перераспределении доходов населения и общественные формы присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т. д.)
Государственное участие, государственная собственность Низкое: прямое государственное вмешательство, преобладание частной собственности Высокое с тенденцией сокращения: активное воздействие государства на функционирование экономики, значительный удельный вес предприятий с участием гос. Капитала в ВВП Развитие госкорпораций (рейтинг рыночной свободы в РФ — 143 место из 179), доля произведенной продукции предприятий с участием государства в ВВП страны — около 70 %
Доля малого бизнеса Высокая, с относительно равномерным распределением, как в производственной, так и в непроизводственной сферах Низкая, с преобладанием в сфере коммерческой торговли и обеспечения бытовых услуг Доля малого бизнеса не превышает 20 %. На 100 тыс. жителей — 154,8 малых предприятий, наблюдается тенденция к снижению
Структура экономики Равномерное долевое распределение отраслей национального хозяйства Структурные диспропорции Преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства. Кризис техноло-гий.Социальное иждивенчество.^ всех субъектов РФ имеет монопрофильную структуру народного хозяйства и основным донором их бюджетов — крупные вертикально-интегрированные структуры (корпорации)
Уровень Сформированы пра- Институциональная Зачаточное состояние
развития вила рыночного неполнота, отсут- рынка земли, слабое
институци- поведения и меха- ствие или зачаточ- развитие фондового
ональной низмы их выполне- ное состояние от- рынка, высокая по-
базы ния. Основные ин- дельных институтов движность и изменчи-
ституты: частная вость отношений соб-
собственность, эко- ственности. Проблема
номическая свобо- ненадлежащей защиты
да, ответственность прав собственности
хозяйствующих (отсутствие или сла-
субъектов, конку- бость институтов защи-
ренция, рыночная ты права собственно-
инфраструктура и сти, усиление власти
др. менеджмента предпри-
ятия над акционерами,
коррумпированность
судов при решении во-
просов, связанных с
распределением прав
собственности).
Менталь- Ответственность, Формирующаяся Правовой нигилизм,
ные харак- инициативность, законопослушность, ярко выраженное
теристики самостоятельность, становление эконо- стремление общества к
общества предприимчивость, мического расчета и патернализму со сторо-
склонность к эко- экономического ны государства, стрем-
номическому расче- мышления, разви- ление к уравнительно-
ту, законопослуш- тие хозяйственной сти, экономическая
ность (социальной) ответ- пассивность значитель-
ственности, склон- ной части населения,
ность к высокому высокий уровень кри-
государственному минализации экономи-
присутствию ки, отсутствие довери-
тельного партнерства
На основании вышеперечисленных характеристик транзитивности российской экономики, мы считаем, что продолжающийся до сих пор этап переходного периода в нашей стране является в некоторой мере неизбежным состоянием для подобной экономической системы на данном этапе. Это связано с тем, что становление необходимых институтов государственного управления требует достаточно длительных временных границ для того, чтобы достичь уровня эффективности их функционирования, наблюдаемого в странах с рыночной экономикой. Причем длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны. Острота региональной дифференциации в экономике переходного периода усиливается в результате противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства и возросшей динамичностью экономических условий производства. Вследствие этого возникают диспропорции между спросом и предложением на регио-
нальных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства. Региональные различия усиливаются также в результате несбалансированности рыночных преобразований в разных сферах. Особое влияние на территориальную экономическую дифференциацию, понашему мнению, оказывает усилившийся в период транзитивности субъективный фактор. Его результат воздействия прослеживается в том, что влиятельные, харизматичные лидеры отдельных регионов в период кризиса государственного управления в стране сумели притянуть относительно скудные ресурсы страны на свои территории. В связи с выше сказанным, можно отметить, что территориальная экономическая дифференциация в России испытывает на себе особое влияние транзитивного состояния экономики в стране. Это проявляется в том, что регионы, изначально вошедшие в новые экономические условия с различными стартовыми условиями для дальнейшего развития, с течением времени показывали совершенно непредсказуемые результаты. Некоторые активизировали свой потенциал, а некоторые резко снизили темпы своего дореформенного развития.
По нашему мнению сущность транзитивной экономики заключается в том, что она противоречиво соединяет в себе прошлое и будущее, это в первую очередь относиться к сфере сознания людей, вовлеченных в экономические процессы. Сознание людей, обладающее определенной инерцией, независимо от рациональной потребности в скрытом виде противодействует новому. Этим во многом объясняется существующее противоречие между непосредственными субъектами рыночного процесса и институциональной средой, призванной его обслуживать. В настоящее время, в России данное противоречие проявляется в постоянном столкновении действительно частного бизнеса с государственными органами, регулирующими и контролирующими его деятельность, государственными компаниями, обладающими различными преференциями, бизнес-структурами, глубоко аффилированными с органами власти, коррупционные отношения, выстраиваемые носителями власти с предпринимательским корпусом. Однако с другой стороны необходимо отметить, что у значительной части представителей частного бизнеса еще не выработана в полной мере социальная ответственность как перед потребителями, так и перед нанятой рабочей силой, что проявляется во многих фактах нарушения существующего законодательства. Стагнация роста малого и среднего бизнеса в России является прямым следствием данных отношений. Значимость транзитивного периода российской экономики в позитивном значении означает раскрепощение и мобилизацию производительных сил общества для решения хозяйственных и социальных проблем, в негативном — в скатывании всего социально-экономического и политического устройства государства в примитивный криминальный капитализм некоторых латиноамериканских стран.
По нашему мнению, в рамках совершенствования российской региональной политики необходимо учитывать взаимное влияние территориальной экономической дифференциации и транзитивного состояния при разработке мер и выборе инструментов государственного воздействия на региональное
развитие. Это связано с тем, что экономическое неравенство было заложено в ходе исторического развития территории. Стартовый уровень регионов, входящих в рыночную экономику, был различным не только по степени использования природного потенциала и уровню эффективности функционирования региональной экономики, но и по этапам циклического развития. Некоторые регионы до сих пор находятся на стадии доиндустриального развития (Республики Тыва, Калмыкия, Дагестан и т. д.); другие — на стадии индустриального развития (Свердловская, Нижегородская, Самарская, Пермская, Челябинская, Тульская области, Республики Татарстан, Башкортостан и т. д.); третьи — на стадии постиндустриального развития (Москва, Санкт-Петербург). Учёт особенностей циклического развития региональной экономики крайне необходим при разработке и проведении новой экономической политики.
Транзитивное состояние экономики России, являясь закономерным состоянием трансформирующихся производительных и производственных отношений, имеет ряд особенностей, которые существенно отличают ее от других стран с переходной экономикой. Наша страна не только претворяла в жизнь коммунистические идеи, но и была основным их инициатором, самым ортодоксальным и последовательным строителем нового провозглашенного общества с наибольшим временным периодом социалистической практики, что привело не только к полному исчезновению частного сектора и носителей предпринимательского опыта, но и ментально укоренило в сознании абсолютного большинства общества о имманентно присущих частной собственности и предпринимательству социальных пороках, о неограниченных возможностях государства в решении социально-экономических вопросов, о всесилии принципов социального конструктивизма и др. Ментальность людей, имеющая не вещественно-материальную форму, а определенное состояние сознательного и подсознательного, обладает значительной инерцией, попытки преодолеть которую в ускоренном режиме лишь порождают причудливые образы действительности, которые сталкиваясь с реальными экономическими процессами, вызывают у многих людей растерянность, социальную апатию, агрессивность, правовой нигилизм и другие явления, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений. На наш взгляд, это является важнейшим фактором, определяющим транзитивную экономику и непосредственно влияющим на территориальную экономическую дифференциацию России.
Также при этом необходимо учитывать большое многообразие народов, населяющих страну, ее протяженность, площадь, большое количество территориально-административных субъектов, находящихся в существенно различающихся природно-климатических условиях. Глубоко монополизированную с преобладающим милитаризированным уклоном экономику страны, обладающей ликвидными природно-минеральными ресурсами, эти и другие факторы создают во многом уникальную ситуацию российской транзитивности и определяют ее влияние на экономическое развитие территорий нашей страны.
Литература
1. Барабанов М. Годы без промышленной политики: особенности российской переходной экономики // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. № 5. С. 84-90;
2. Голобокова Г. М. Стратегическое управление регионом в транзитивной экономике. Иркутск, 1997. 159 с.
3. Клейнер Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода. / Пробл. теории и практики управления. 2002ю № 6. С. 35-40.
4. Лузин Г. П., Павлов К. В. Патоэкономика, или общая теория переходных, кризисных социально-экономических процессов и состояний. Мурманск, 1999. 580 с.
5. Проблемы транзитивной экономики: теория и практика: сб. науч. тр. / под ред. А. Е. Зубарева. Хабаровск, 1999. 203 с.
6. Развитие экономических систем переходного периода // Сб. науч. тр. Балт. инта экономики и финансов. Калининград, 2000. Вып.7. 177 с.
7. Соловьевой О. А. Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике: дис. Челябинск, 2007.
8. Экономические проблемы транзитивной экономики: межвуз. сб. ст. науч.-практ. конф. Хабаровск, 1998. 283 с.
Санковец Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры эконометрики и прикладной экономики, Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, E-mail: [email protected]
Sankovets Anastasiya Aleksandrovna, candidate of Economic sciences, A/Professor of the Department of Econometrics and Applied Economics, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia, E-mail: [email protected]