Научная статья на тему 'Транзит символов в конспирологическом дискурсе постсоветской России: миф о хазарском каганате и межэтнические отношения на Северном Кавказе'

Транзит символов в конспирологическом дискурсе постсоветской России: миф о хазарском каганате и межэтнические отношения на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
412
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория заговора / национализм / национальное строительство / Северный Кавказ / Хазарский каганат / conspiracy theory / nationalism / nation building / Northern Caucasus / the Khazar Khaganate

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Л. С. Ланда, И. А. Яблоков

В статье проанализирован трансфер антиеврейской концепции заговора хазар из идеологии радикальных русских националистов в националистический дискурс народов Северного Кавказа. Конспирологическое восприятие истории Хазарского каганата, согласно исследованным источникам, является важной концепцией, способствующей социальной мобилизации и помогающей сформулировать собственную национальную идентичность как следствие краха СССР и последующих вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transit of symbols in conspiratorial discourse in post-Soviet Russia: The Myth of the Khazar Khaganate and interethnic relations in the North Caucasus

The article analyzes the development of the anti-Jewish conspiracy theory about the Khazar Khaganate, the ancient state which is widely considered among Russian radical nationalists as a threat to Russian nation. In the 1990 s the aforementioned idea was transferred from the ideology of Russian nationalists to the nationalist discourse of the Northern Caucasian nations. As a result, the conspiracy myth about the Khazars boosts social mobilization and strongly influences the construction of national identity among the Caucasian nations.

Текст научной работы на тему «Транзит символов в конспирологическом дискурсе постсоветской России: миф о хазарском каганате и межэтнические отношения на Северном Кавказе»

Л.С. Ланда, И.А. Яблоков

ТРАНЗИТ СИМВОЛОВ В КОНСПИРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: МИФ О ХАЗАРСКОМ КАГАНАТЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ1

Одна из главных проблем постсоветского северокавказского общества - вопрос национальной самоидентификации. У каждого северокавказского народа (включая казаков и горских евреев) есть несколько мифов, в большинстве своем появившихся в XX - начале XXI в., которые рассказывают о происхождении данной этнической группы. Характерной деталью этих нарративов является то, что данные мифологические конструкции часто противоречат друг другу и совершенно не соотносятся со схожими мифами народов, проживающих по соседству. Несмотря на это, жителями региона они воспринимаются как цельная историческая традиция. Миф о происхождении народа обычно состоит из двух функциональных частей, каждая из которых выполняет определенную задачу в формировании национальной идентичности. Первая повествует о кавказской автохтонности того или иного народа, вторая - раскрывает преемственность по отношению к древним государствам (Урарту, хеттов или более поздних образований аваров, аланов и иногда даже римлян). Именно так представляется история аварцев, лезгин, кумыков, ингушей, чеченцев, осетин и других народов Северного Кавказа [Шнирельман, 2006]. Более того, активный процесс нацио-

1 Авторы благодарят В. А. Шнирельмана за неоценимую помощь в подготовке данной статьи.

нального мифотворчества способствовал резкому обострению межэтнических отношений, в которых немалую роль сыграло противопоставление собственного исторического величия и укорененности на территории проживания национальным нарративам соседних народов.

Распад Советского Союза, в том числе подготовленный национальными движениями, как в союзных республиках, так и в рамках самого РСФСР, сделал особенно актуальным вопрос поиска символов, которые бы позволили эффективно сплотить нацию в борьбе за существование [Suny, 1993, p. 127-160]. Процесс сплочения нации неизменно включает в себя как стратегии самоидентификации, так и процесс идентификации Другого, чье бытование призвано подчеркнуть уникальность той или иной национальности. Одним из наиболее популярных способов описания Другого служит теория заговора, эффективно и четко разделяющая общество на своих и чужих и, тем самым, маркирующая границы бытования национальности. Принято считать, что теория заговора является плодом «параноидального стиля мышления» (по терминологии Ричарда Хофстадтера [Hofstadter, 1996]). Опираясь на новейшие зарубежные исследования в области гуманитарных наук, мы предлагаем рассматривать теории заговора как популистский инструмент перераспределения власти между различными политическими акторами с целью делегитимиза-ции оппонента и усиления позиций актора, использующего теории заговора для достижения собственных целей. Данная методология, предложенная американским политологом Марком Фенстером, позволяет избавить феномен конспирологического мифотворчества от клейма маргинального знания и проанализировать социальные функции, которые он в себе содержит [Fenster, 2008, p. 84-90]. Более того, подобный подход к теориям заговора позволяет проследить, как теории заговора способствуют созданию национальной идентичности. Опираясь на теорию популизма Эрнеста Лакло, Фенстер показал, каким образом теории заговора разделяют социум на две части: народ, выдвигающий запрос, и Другого, представляющего властные элиты. Общество разделяется на Нас и Их. Мы - это народ, который Лакло называл английским термином «underdog», что можно перевести как «аутсайдер», и Они, «властный блок» (power bloc). Наша задача - перераспределить власть в свою пользу, реализовав Наш запрос, и, таким образом удовлетворить свои потребности, изменив баланс политического неравенства. В ходе этого процесса различные группы общества соединяются воедино, образуя новые политические, национальные и социальные идентичности. При этом чаще всего они

временные и после выполнения задачи могут распадаться или объединяться в иные структуры [Ьао1аи, 2005, р. 34-38].

Использование данной методологии позволяет оценить ту роль, которую в процессе формирования национальных идентич-ностей на Северном Кавказе играют различные теории заговора. Как правило, эти теории опираются либо на определенные мифы, выросшие из локальной социальной среды (например, миф о заговоре низших сословий в Дагестане, которые захватили власть в республике в советский период), либона мифы, заимствованные из некавказских регионов. В данном контексте стоит, прежде всего, назвать миф о Хазарии, возникший в среде русской интеллигенции XIX в. и значительно обогатившийся стараниями историков М. Артамонова и Л. Гумилева в XX в. Будучи важным элементом конспирологического дискурса русских националистов, которые связывали его с заговором евреев против России, Хазарский каганат, как негативный символ, у народов Северного Кавказа совершенно отсутствовал вплоть до недавних пор. Однако последние 20 лет ознаменовались резким ростом популярности данной теории, удивительным образом сплотившей коммунистов, исламистов и националистов. Символика Хазарского каганата и его негативной роли в истории региона встречается в популярной культуре многих северокавказских республик. Хазарское, т.е. еврейское, происхождение приписывают, как правило, соседним народам, с которыми в предыдущие годы были сложные межэтнические отношения. Краеугольным камнем хазарского мифа, который играет важную роль и в дискурсе русских националистов, является иудаизм, который считается хазарской религией. Таким образом, негативный миф о Хазарии «удачно» связывается с идеями о мировом господстве евреев, арабской юдофобией и концепцией «третьей власти» в регионе, которая не допускает единства кавказцев между собой и русско-кавказского диалога.

Феномен теории заговора до сих пор остается малоизученным, как в отечественной историографии, так и в исследовательской литературе по Северному Кавказу. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим процесс транзита конспирологического мифа о Хазарии как символа заговора, из русского националистического дискурса в общественное сознание стран Северного Кавказа и постараемся оценить ту роль, которую он играет в поиске национальной идентичности местных народов. В качестве источников мы будем использовать печатные работы, а также публикации на северокавказских интернет-форумах.

Хазарский миф на Северном Кавказе: Истоки феномена и динамика развития

Несмотря на то что корни популярности хазарского мифа следует искать в XIX в., настоящее развитие данный конспирологиче-ский символ получает в советский период. Большой вклад в распространение конспирологического аспекта теории об уникальном месте Хазарского каганата в истории России внесли советские историки М.И. Артамонов и, в особенности, Л.Н. Гумилёв. Последний делает особый акцент на еврейском характере Каганата. Хазария не интересует Гумилёва без роли евреев в ее управлении. Он рассматривает влияние иудейской знати на Хазарское государство как сугубо негативное явление, где особое, если не главное место занимает превращение Хазарского каганата в паразитирующее, рабовладельческое государство, досаждавшее русам набегами и способствовавшее задержке государственного развития славян [Шнирельман, 2012, с. 68-71]. Среди русских националистов до сих пор популярна идея о Хазарии как об «иудейском зле», и в их среде особо почитаемым праздником является День победы Святослава над еврейской Хазарией [Шнирельман, 2012, с. 146, 232].

В националистическом дискурсе Северного Кавказа символический образ Хазарии получает активное распространение в 1980-х - начале 1990-х годов, однако в тот период он не нес в себе компонента «еврейского заговора». Лидеры национальных движений либо воспринимали его в качестве средневекового государственного образования, располагавшегося на территориях современных северокавказских республик, либо искали в хазарах своих прямых предков, что, как и в случае с аланами, албанами или аварами, должно было связать современные кавказские этносы с могущественными государственными образованиями прошлого [Абдурагимов, 1995, с. 100]. В отдельных случаях, например в среде кумыкских националистов, хазары до сих пор воспринимаются вне иудейского контекста, а, скорее, представляются тюрка-ми-протокумыками, заложившими основы кумыкской государственности [Кадыраджиев, 2000].

С конца 1990-х годов отношение к хазарской проблеме в кавказском межэтническом диалоге меняется: роль потомков хазар стараются уже приписывать соседям, намекая прежде всего на их еврейское происхождение. Предположительно, с одной стороны, это происходит под влиянием распространяющейся идеологии

русского национализма, в которой Хазария занимает важное символическое место. С другой стороны, идеология радикального ислама, проникшая на территорию Северного Кавказа в середине 1990-х годов при поддержке ряда ближневосточных арабских организаций, способствовала пересмотру хазарских корней северокавказских этнических групп [Hunter, 2004, p. 383-386]. Таким образом, пришедший извне миф об иудейском государстве на Северном Кавказе, как символ порабощения и опасности для наций в регионе, удачно сочетавшийся с арабо-мусульманской юдо-фобией, породил еще один миф - о еврейском заговоре против народов Кавказа и особой роли Хазарии в кавказско-славянских отношениях.

Символика Хазарии и образ осетин

Довольно популярной темой среди участников вайнахских интернет-форумов является история о происхождении осетин от евреев. Эта концепция, в частности, основывается на книге Бенья-мина Каплана «Иранские евреи-осетины» [Каплан, 2007]. Установить факт ее публикации довольно трудно (можем предположить, что она был напечатана весьма ограниченным тиражом и не получила распространения за пределами северокавказских республик). Однако на различных вайнахских националистических форумах часто пересказывается содержание книги, якобы представляющей осетин одним из колен израильских, с которыми смешались разбитые славянами хазары. «Еврейские» корни осетин выявляются, в частности, через лингвистический анализ, обнаруживающий сходство терминов в региональных диалектах и иврите. Согласно Ка-плану, хазары проникли в соседние народы, а часть из них основала Осетию, ставшую оплотом евреев-хазар на Кавказе [Форум «История Осетии», 2012]. Через использование теории о «еврейском» происхождении осетин их соседи - ингуши и чеченцы -стараются подчеркнуть осетинскую «враждебность» нахским народам (в особенности, ингушскому народу), признавая в осетинах опасного Другого для межнациональных отношений.

Несмотря на то что работа Каплана подверглась жесткой критике со стороны как специалистов по иудаике, так и регионо-ведов, основные выводы книги по-прежнему тиражируются в виртуальном пространстве [Мороз, 2007]. Более того, негативный символ Хазарии, связываемый с осетинами, воспринимается и

некоторыми русскими националистами как доказательство заговора евреев против русской нации. Данная идея доказывается фактом массового производства в Северной Осетии ликеро-водочной продукции, направленной на «разрушение русской нации» [Ассианст-во, 2008]. То есть наблюдается взаимообмен конспирологическими символами между русскими и северокавказскими националистами, использующими негативный образ Хазарии, чтобы обвинить осетин в заговоре против своих народов.

Миф о Хазарии как символ национального строительства современной чеченской идентичности

Образ Хазарии в националистическом дискурсе чеченского народа имеет амбивалентную природу. В некоторых работах символ Хазарии обладает традиционно негативным оттенком: он ассоциируется с определенными «внешними» силами, стремящимися уничтожить чеченский народ. С другой стороны, некоторые авторы склонны в хазарском прошлом видеть символ величия, незаконно отобранного интригами евреев и сионистов.

Бывший политработник и чеченский националист С. А. Дауев в своей работе изображает Хазарский каганат как источник проникновения евреев (прежде всего горских евреев) на Северный Кавказ с целью уничтожить чеченский народ [Дауев, 1999, с. 8-10]. Являясь «агентами» Хазарского каганата, евреи постоянно предпринимали попытки отделить чеченцев от русских, чтобы воссоздать древнюю Хазарию. Согласно его концепции, война имама Шамиля против России в XIX в., а также контртеррористическая операция против «Свободной Ичкерии» в 1990-х годах являются частью одного «плана» восстановления Хазарского каганата и разрушения мирного сосуществования чеченцев и русских [там же, с. 46, 113]. Опубликованная в конце 1990-х, книга Дауева стремится продемонстрировать традиционный союз между двумя народами, находя истоки конфликтов на Северном Кавказе в действиях «Запада» и Хазарии. Как отмечает Виктор Шнирельман, подход Дауева не оставляет места для какого-либо противостояния Чечни и России [Шнирельман, 2006, с. 190]. В данном случае, как мы видим, конспирологиче-ский миф о Хазарии является своеобразным способом урегулирования межэтнического конфликта.

В конце 2000-х годов сравнительно большую популярность получает и другая трактовка мифа о Хазарии, интерпретирующая

ее влияние на историю чеченского народа иначе. Как утверждают некоторые чеченские интеллектуалы, противники чеченского величия намеренно распространяют идею о том, что хазары, проживавшие на территории современной Чечни, являлись предками евреев. Сторонники этой теории полагают, что «истинными» хазарами были предки чеченцев и ингушей, правившие миром из его центра - Чечни. Однако враги чеченского и ингушского народов традиционно поддерживали осетин, которые, как и Израиль, оккупируют чужие земли и являются оплотом оккупантов (в случае Израиля оккупантами являются американцы, а в случае Осетии -русские) [Ибрагимов, 2012 а]. Более того, евреи, как народ, были «изобретены» специально, чтобы приписать им родство с Хазарией. Ризван Ибрагимов, член-корреспондент Российской академии естественных наук, заявляет: «"Древние евреи" - это никто иные, как древние нахи... Район Хазарии - это географическое пространство с центром на территории Чечни, где, по мнению историков, располагалась столица Хазарии Семендер. Соответственно - основные жители Хазарии - это древние нахи.» [Ибрагимов, 2012 в].

Ссылка на величие и центральную роль своего этноса в мировой истории является традиционной чертой конспирологического мифа [Яблоков, 2012, с. 52-83]. В данном контексте символ Хазарии выступает как символ величия чеченского народа, связанный с регионом проживания и подчеркивающий героический характер чеченской нации. Одновременно конспирологический миф о Хаза-рии является способом объяснения произошедших в XX в. трагедий: репрессий против чечено-ингушского народа в 1944 г., а также двух контртеррористических кампаний в постсоветский период [Ибрагимов, 2013].

О роли чеченцев в Хазарском каганате пишет и известный в России чеченский публицист Герман Садулаев. Автор указывает на то, что чеченцы были частью хазарского государства, и название самой Хазарии имеет чеченскую этимологию - «хаза аре», расшифровываемое как «прекрасные равнины» [Садулаев, 2012, с. 67]. Автор указывает на негативную роль евреев в каганате, связанную с работорговлей, которую завезли именно евреи [там же, с. 56]. По мнению Садулаева, евреи обладали огромной властью в каганате, которую они использовали против чечено-ингушских племен, -эта тема традиционна для антиеврейских конспирологических мифов. «Отношение к евреям осталось сложным, напряженным - еще с тех времен, видимо, как память о перевороте, когда евреи захвати-

ли власть в каганате и дискриминировали все племена хазар, включая нахские общества» [Садулаев, 2012, с. 68].

Таким образом, и Садулаев, и Ризван Ибрагимов воспринимают символ Хазарии позитивно, именно с ним связывая величие чеченского народа. Роль евреев сводится либо к фальсификации чеченской истории, либо к формированию стереотипа о богатых евреях-работорговцах, захвативших экономическую и политическую власть в Хазарском каганате (что напрямую связано с традиционным антиеврейским дискурсом).

Символ Хазарии в межклановых отношениях в современном Дагестане

Если в случае осетин, ингушей и чеченцев символ Хазарии используется, чтобы обозначить опасность той или иной нации для существования народа, в Дагестане данный символ приобрел несколько иной масштаб в межклановых отношениях. Ярким примером может служить серия интервью дагестанского краеведа Ахмеда Магомедова, который связывает могущество хунзахского клана (население Хунзахского плато бывшего Аварского ханства) на внутридагестанской политической арене с их родством с хазарами. Согласно Магомедову, селение Хунзах стало центром тайного ордена, ведущего свое начало из античности. Выходцы из этого села, называемые автором «хунзахский клан», всегда обладали огромной властью и тайнами мира и явились прародителями хазар, которые были изгнаны из клана и исчезли, поскольку приняли иудаизм [Мухин, 2010].

Такая интерпретация мировой истории, выдержанная в традиционном конспирологическом ключе, имеет четкий региональный оттенок, поскольку отражает межклановые отношения в Дагестане. В данном случае Другой, обладающий властью в регионе (в тот момент во главе республики стоит хунзахский аварец М.Г. Алиев), становится ключевым актором для перераспределения власти между политическими и экономическими элитами Дагестана. Тем самым, символ Хазарии, воплощающий в себе образ власти, призван, с нашей точки зрения, продемонстрировать «чуждость» и опасность представителей данного рода для других кланов и этносов Дагестана.

Заключение

Коротко обозначив специфику бытования конспирологиче-ского мифа о Хазарии, можно сделать несколько выводов о роли данного символа в межэтнических отношениях на постсоветском Северном Кавказе.

Конспирологический миф о Хазарии, как символ опасности для населяющих Северный Кавказ народов, попав в общественный дискурс на рубеже 1990-2000-х годов, претерпел серьезные изменения, став важным символом национального единения. Под влиянием русского националистического дискурса миф о Хазарии, как символ еврейского заговора, стал ключевым в объяснении межэтнических конфликтов. Делая акцент на чуждости евреев для данного региона, некоторые чеченские и ингушские интеллектуалы видели в осетинах символ оккупации, похожей на политику Израиля в Палестине. Отражение мировой политической повестки дня, ставшей приметой времени, позволило использовать накопленный потенциал мировой антисионистской пропаганды в приложении к региональным межэтническим конфликтам. Немалую роль в развитии антисемитского аспекта мифа о Хазарии сыграли и настроения в российском публичном пространстве, где отдельные публичные интеллектуалы использовали антиизраильские теории заговора с целью сплотить российскую нацию [Шевченко, 2012].

В то же время восприятие Хазарии как древнего и могучего государства, частично расположенного на территории Северного Кавказа, послужило использованию данного символа в качестве базового в построении национальной идентичности. Обращаясь к прошлому воображаемому величию Хазарского каганата, чеченские интеллектуалы именно Чечню стараются изобразить как истинный центр мира, являющийся объектом заговора евреев, «изобретенных» для уничтожения чеченской нации. В данном контексте миф о Хазарии служит и символом национального единения, и способом объяснения трагедий чеченского народа в недавнем прошлом.

Процесс трансфера мифа о Хазарии как символа заговора против северокавказкских народов демонстрирует степень включенности данных сообществ в мировые информационные потоки. Заимствуя традиционные для русского националистического дискурса конспирологические символы, северокавказские интеллектуалы удачно используют их потенциал для формирования собст-

венной национальной идентичности. Однако, принимая во внимание всю сложность межэтнических отношений в данном регионе, понимание специфики генезиса подобных символов в межэтнических отношениях и их роли в формировании национальной идентичности требует особого внимания, поскольку оно обладает опасным потенциалом агрессии.

Литература

Абдурагимов Г. А. Кавказская Албания - Лезгистан: история и современность. -СПб.: [Б. и.], 1995. - 607 с.

Ассианство // Форум ПравоСлавие. - 2008. - Режим доступа: http://neopravoslavie. borda.ru/71-1-60-00000071-000-60-0 (Дата посещения: 20.10.2013.)

Дауев С.А. Чечня: коварные таинства истории. - М.: Русь, 1999. - 241 с.

Ибрагимов Р. Еврейский народ не тот, за кого себя выдает // Нохчий ду. - Грозный, 2013. - 9 июля. - Режим доступа: http://www.nohchidu.com/2009-12-28-12-29-03/enntzksv.html (Дата посещения: 20.10.2013.)

Ибрагимов Р. Осетины и ингуши - тоже евреи? // Нохчий ду. - Грозный, 2012 а. -27 марта. - Режим доступа: http://www.nohchidu.com/2009-12-28-12-29-03/ enntzksv/oiite.html (Дата посещения: 20.10.2013.)

Ибрагимов Р. Палестина? Нет, Чечня! Чечня - истинная Святая Земля // Нохчий ду. - Грозный, 2012 в. - 3 сентября. - Режим доступа: http://www.nohchidu.com/ 2009-12-28-12-29-03/pnch.html (Дата посещения: 20.10.2013.)

История Осетии // Кавказский полигон - форум народов Кавказа. - 2012. -7 апреля. - Режим доступа: http://poligonkavkaz.info/topic/1351-istoriia-osetii/ page-41 (Дата посещения: 20.10.2013.)

Кадыраджиев К. Хазарский был языком кипчакского типа // Вести КНКО. -Махачкала, 2000. - № 2. - Режим доступа: http://kumukia.ru/article-22.html (Дата посещения: 20.10.2013.)

Каплан Б. Осетины - иранские евреи. - Владикавказ: ИПП им. В. Гассиева, 2007. - 94 c.

Мороз Е. «Бывает... О "еврейском" происхождении осетин» // Народ Книги в мире книг. - СПб., 2007. - № 71. - Режим доступа: http://narodknigi.ru/journals/ 71/byvaet_o_evreyskom_proiskhozhdenii_osetin (Дата посещения: 20.10.2013.)

Мухин Г. Хунзахский клан: История Грааля и хазарского каганата // Stringer. -М., 2010. - 25 января. - Режим доступа: http://stringer-news.com/publication. mhtml?Part=48&PubID=12687# (Дата посещения: 20.10.2013.)

Садулаев Г. Прыжок волка: Очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012. - 251 с.

Форум «Темы от Ингушетия .ру» // Ингушетия.ру. - Магас, 2011. - 19 января. - Режим доступа: http://old.ingushetiyaru.org/forum_main/msg_400639_400592_26.html (Дата посещения: 20.10.2013.)

Шевченко М. Колониальная ретроспектива Израиля // Кавказская политика. - М., 2012. - 20 ноября. - Режим доступа: http://kavpolit.com/kolonialnaya-retrospektiva-izrailya/ (Дата посещения: 20.10.2013.)

Шнирельман В. А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. - М.: НЛО, 2006. - 348 с.

Шнирельман В. А. Русское родноверие: Неоязычество и национализм в современной России. - М.: Изд-во ББИ, 2012. - 306 с.

Шнирельман В.А. Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки. - М.: Мосты культуры-Гешарим, 2012. - 313 с.

Яблоков И.А. Теория заговора и современное историческое сознание (на примере американской исторической мысли). - Saarbrücken: LAP, 2012. - 225 с.

Fenster M. Conspiracy theories: Secrecy and power in American culture. - Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 2008. - 400 p.

Hofstadter R. The paranoid style in American politics: And other essays. - Cambridge: Harvard univ. press, 1996. - 330 p.

Hunter S.T. Islam in Russia: The politics of identity and security. - N.Y.: M.E. Sharpe, 2004. - 568 p.

Laclau E. Populism: What's in a name? // Populism and the mirror of democracy. - L.: Verso, 2005. - P. 32-49.

Suny R.G. The Revenge of the past: Nationalism, revolution, and the collapse of the Soviet Union. - Stanford: Stanford univ. press, 1993. - 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.