Научная статья на тему 'ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА'

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕРМАКРИЗИС / ОБЩЕСТВО / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / БЫТИЕ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ПОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пашкова Наталия Викторовна, Куземина Елена Федоровна

В статье рассматриваются системообразующие принципы трансцендирования, связывающие воедино личность и общество посредством выявления смысла человеческого существования. Определяется положительное значение процедуры трансцендирования в архитектуре духовного мира индивида. Авторы приходят к выводу о том, что в новых реалиях пермакризиса, личность как субстанция, основывающаяся на определенной системе ценностей, а также общество в целом нуждаются в коренной аксиологической «перезагрузке», мировоззренческой «революции», после которой человек-личность станет главной движущей силой нового социума, переключив своё внимание с чувственно-материального «слоя» на то, что может дать ему смысл собственного существования. В этом процессе трансцендирование будет являться своего рода «эффективной техникой для преображения душ». Заключается, что в результате выхода за пределы социальности и субъективности человек сможет стать активной и преобразующей силой, реализующейся в социальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSCENDENCE AS A SPIRITUAL POTENTIAL OF PERSONAL AND SOCIETAL DEVELOPMENT

The article examines the systemic principles of transcendence that bind the individual and society together by revealing the meaning of human existence. The positive significance of the transcendental procedure in the architecture of the individual's spiritual world is identified. The authors conclude that in the new realities of permacrisis, the individual as a substance based on a certain system of values, as well as society as a whole, needs a radical axiological “reset”, a worldview “revolution”, after which the individual will become the main driving force of the new society, shifting its attention from the sensual-material “layer” to that which can give meaning to its own existence. In this process, transcendence will be a kind of “effective technique for the transformation of souls”. In conclusion, as a result of transcending sociality and subjectivity, the individual can become an active and transformative force that is realized in social space.

Текст научной работы на тему «ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 2. С. 36-40. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 2. P. 36-40.

Научная статья УДК 111.8

https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.5

Трансцендирование как духовный потенциал развития личности и общества

Наталия Викторовна Пашкова1, Елена Федоровна Куземина2

12Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия 1pashkov17@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2215-6869 2dudakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9907-4880

Аннотация. В статье рассматриваются системообразующие принципы трансцендирования, связывающие воедино личность и общество посредством выявления смысла человеческого существования. Определяется положительное значение процедуры трансцендирования в архитектуре духовного мира индивида. Авторы приходят к выводу о том, что в новых реалиях пермакризиса, личность как субстанция, основывающаяся на определенной системе ценностей, а также общество в целом нуждаются в коренной аксиологической «перезагрузке», мировоззренческой «революции», после которой человек-личность станет главной движущей силой нового социума, переключив своё внимание с чувственно-материального «слоя» на то, что может дать ему смысл собственного существования. В этом процессе трансцендирование будет являться своего рода «эффективной техникой для преображения душ». Заключается, что в результате выхода за пределы социальности и субъективности человек сможет стать активной и преобразующей силой, реализующейся в социальном пространстве.

Ключевые слова: Я, личность, пермакризис, общество, трансцендирование, бытие, субъект, объект, познание, духовный мир

Для цитирования: Пашкова Н.В., Куземина Е.Ф. Трансцендирование как духовный потенциал развития личности и общества // Общество: философия, история, культура. 2023. № 2. С. 36-40. https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.5.

Original article

Transcendence as a Spiritual Potential of Personal and Societal Development

Natalia V. Pashkova1, Elena F. Kuzemina2

12Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia 1pashkov17@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-2215-6869 2dudakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9907-4880

Abstract. The article examines the systemic principles of transcendence that bind the individual and society together by revealing the meaning of human existence. The positive significance of the transcendental procedure in the architecture of the individual's spiritual world is identified. The authors conclude that in the new realities of permacrisis, the individual as a substance based on a certain system of values, as well as society as a whole, needs a radical axiological "reset", a worldview "revolution", after which the individual will become the main driving force of the new society, shifting its attention from the sensual-material "layer" to that which can give meaning to its own existence. In this process, transcendence will be a kind of "effective technique for the transformation of souls". In conclusion, as a result of transcending sociality and subjectivity, the individual can become an active and transformative force that is realized in social space.

Keywords: Self, personality, permacrisis, society, transcendence, being, subject, object, cognition, spiritual

world

For citation: Pashkova, N.V. & Kuzemina, E.F. (2023) Transcendence as a Spiritual Potential of Personal and Societal Development. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 36-40. Available from: doi:10.24158/fik.2023.2.5 (In Russian).

Введение. Актуальность темы состоит в проблеме идентичности человека, которая наиболее остро проявилась в эпоху «пермакризиса». Данный термин, являясь, по версии «Словаря Коллинза», главным словом 2022 года1, исчерпывающе описывает «длительный период нестабильности и отсутствия безопасности», в котором мы живем. Запущенные в обществе процессы,

1 Permacrisis [Электронный ресурс] // Collinsdictionary.com. URL: https://www.collinsdictionary.com/woty (дата обращения: 16.12. 2022).

© Пашкова Н.В., Куземина Е.Ф., 2023

направленные на улучшение материальных условий существования человека, оказались неспособными защитить его от «тревожного выгорания». Охватывая всё большее количество сфер деятельности, предлагая альтернативу живому общению, умственному труду, физическим усилиям и творческим дерзаниям, цифровые технологии убили в человеке способность переживать и сопереживать. «Чувственный тип человека», о котором говорил П. Сорокин на заре постиндустриального общества (Сорокин, 1997), находится на грани исчезновения. Растущие кризисы сигнализируют об утрате веры в прогресс. Пребывая в состоянии постоянной тревоги, испытывая продолжительный острый стресс, человек оказывается потерянным и становится пассивным наблюдателем за тем, что происходит вокруг. Он теряет способность не только преодолевать, но и управлять кризисом. Усталость от проблем порождает «экзистенциальный вакуум» (Франк, 2007), и в состоянии истощения ему все сложнее самостоятельно искать смысл своего бытия.

Всё чаще в научно-исследовательской литературе в связи с изучением данной проблемы используется понятие «трансцендирование», а вместе с этим выявляются новые смыслы и возможности данной «процедуры» в процессе «осуществления призвания человека» (Латышева, 2012). Изначально проявившись в религиозно-мистических учениях, трансцендирование со временем получило более широкое применение в гуманитарных науках. Несмотря на различие в выборе методов и задачах исследования, все они направлены на одну цель: на человека во всех его ипостасях (от самой конкретной социальной единицы -личности до коллективного сознания - общества).

Используя принципы компаративистского подхода, мы провели сопоставление воззрений западных и отечественных мыслителей на проблему онтологии человека. В контексте различных школ и течений выявляется особенность толкования и применения в философской системе понятия «трансцендирование», связанного с вопросом раскрытия человеческой сущности, проявления ее в своей полноте, возвышения личности над обыденностью для самопознания. В ходе работы были применены частные диалектические методы: анализ и синтез, направленные на всестороннее изучение явления «трансцендирования». Метод исторического анализа позволил проследить, как менялись с течением времени представления о нем.

Переступив порог XXI века, общество не только не утратило ощущение глубокого духовного кризиса, но и попало в «пограничную ситуацию». Пандемия и военные конфликты, политические и экономические кризисы, климатические изменения и экологические проблемы актуализировали проблему существования человека. Для философа это драма и великое таинство одновременно. С одной стороны, ситуация опасности рождает аффективные состояния, страх, растерянность, отчаяние, что приводит к разрушительным последствиям на микро- и макроуровнях социальной жизни. С другой стороны, именно пограничная ситуация, переживаемая конкретным и общественным субъектами, требует разрешения «здесь и сейчас», что позволяет рассчитывать на скорейшие преобразования, которые выведут личность и общество из ситуации неопределенности.

Прежде всего необходимо пояснить, что именно создало пограничную ситуацию. Несмотря на разнообразие социально-философских концепций, все они однозначно указывают на последствия новой научной революции, подарившей миру «искусственный интеллект».

Никогда прежде не существовало таких обстоятельств, когда компьютерный разум почти полностью мог заменить человека, причём не только на уровне рутинных дел: он уже уверенно занимает самое главное его пространство - творчество. Нейронная сеть проникла в сферу музыкального искусства, живопись и даже в литературу. В связи с этим возникают вопросы, останется ли человек человеком, кто такой человек вообще, что такое личность и не исчезнет ли она в сетевом мире1.

Сегодня появляется еще одна проблема, она связана не только с верификацией информации, но и с масштабом ее распространения. Социальные сети становятся триггером эмоциональной тревоги, порождая массовый психоз. Думскроллинг создает иллюзию информированности, но человек теряет самое главное - проживание момента, ощущение здесь и сейчас. «Мы дезориентированы в том, как жить на этой планете»2.

Данные факторы оказывают прямое воздействие и на социальную систему. Причиной острых конфликтов и противостояний является отсутствие между членами общества взаимопонимания и органического единства3. При этом речь не идёт о формализованных способах коммуникации («внешнем слое общества»), а касается онтологии социальных отношений, непосредственно вовлекающих «Я» и «Мы» в процесс взаимодействия. Проблема человека - это весь спектр научных, философских, религиозных концептов, обращённых к центру такой далекой и такой близкой «Вселенной».

1 Черниговская Т. XXI век как испытание человеческой цивилизации [Электронный ресурс] // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/9496/ (дата обращения: 10.12.2022).

2 Там же.

3 Под «органическим единством» мы имеем в виду тезис о неразрывной связи между личностью и обществом, потеря которой не только деформирует «внешнюю» социальность, но и способствует духовному кризису, грозит разрушением социальной системы как на локальном, так и глобальном уровнях.

Всё в человеке начинается и всё в человеке разрешается - так мы подходим к самому главному: каким образом научиться противостоять глобальным процессам, не теряя своей «самости», сохранить своё подлинное бытие, выстраивая гармоничные отношения с окружающим миром; как, отталкиваясь от античного «Познай самого себя», понять: с какой точки мысли «запустить» движение к самому себе, с какой стороны подойти. Одним из методологических принципов, сочетающих религиозную медитативность и философскую рефлексию, выступает процесс трансцендирования.

Проблема дефиниции данного философского термина заключается в потенциале смыслов, которые он содержит. Каждый раз, когда происходит обращение к понятию трансцендирования, оно «рождается» заново в новых формах мысли. Поэтому когда мы говорим об «идее», то обязательно уточняем: это «идея» Платона, а это - «идея» Канта. Не является исключением и рассматриваемый феномен. Оттолкнувшись от прямого значения термина - «переходить», «выходить за пределы», мы обнаруживаем широкий спектр его применения, в зависимости от контекста, авторской интерпретации, дисциплинарного подхода.

Понятие трансцендирования вызревало на протяжении всего периода развития философской мысли, «кузницей» которой, несомненно, является античность. Платон, бросивший вызов познанию открытием трансцендентного начала в структуре бытия, по сути, не только поднял уровень философской рефлексии на новый уровень, но и открыл человеку дорогу к самопознанию. Именно «в метафизике Платона возникают основополагающие понятия трансцендентальной парадигмы» (Семенов, 2011: 105).

В XX веке происходит систематизация и обобщение различных теорий и концепций о человеке (не без влияния философской антропологии), которые представляют его существом, обладающим возможностью возвышаться над действительностью, быть открытым миру, преодолевать границы биологизма. Данные выводы подталкивают нас к определению сущностных характеристик трансцендирования: «это реализация человеком мирооткрытости, эксцентричности и других его "антропологических констант", выражающаяся в преодолении границ имманентно-замкнутого, биологического существования и создании многообразия форм духовной и материальной культуры. Иными словами, всякая созидательная, культуротворческая деятельность человека есть в той или иной степени форме проявление трансцендирования» (Латышева, 2012). М.К. Мамардашвили так говорил об этом процессе: «это выскакивание человека за естественный, природой регулируемый ход событий» (Мамардашвили, 2002: 26).

А. Маслоу определяет множество смысловых оттенков интересующего нас понятия, связывая его с различными состояниями человеческой психики, используя такие словосочетания, как «трансцендирование времени», «трансцендирование культуры», «трансцендирование своего прошлого», «трансцендирование смерти», «трансцендирование любви» и т.д. (Маслоу, 1999).

Ж. Латышева вводит понятие нуминозного трансцендирования, подразумевая под ним «выход за пределы повседневной реальности, прорыв к высшим символам, священным смыслам» (Латышева, 2012).

Несмотря на различное понимание процедуры трансцендирования, в дефинициях всегда идёт речь о преодолении человеком границ и выходе за пределы своего «Я». Это может быть переходом от эгоистичной любви к всеобщей, от сознательного к бессознательному, от низменного к высшему (ценностному), от личностного к надличностному, от конкретного к всеобщему и т. д. С чем бы мы не связывали транцендирование, это всегда «высшее и в максимальной степени включающее холистический уровень человеческого сознания» явление (Маслоу, 1999).

Несмотря на широкий спектр интерпретаций и подходов, смысл и значение понятия трансцендирования по-прежнему выступают в качестве неизвестных в «уравнении» духовной деятельности человека. Почему? Транцендирование не может быть представлено и описано по аналогии с физическим объектом, оно переживаемо в контексте личного опыта, а потому не может иметь фиксированного значения. Это своего рода «эффективная техника для преображения душ» (Мамардашвили, 2002: 284).

Для философа термин никогда не был конечной целью исследования: гораздо больше его интересует то, что за ним скрывается. Так и в нашем случае: самым интригующим является то, что же именно отражает значение «выходить за пределы». Что из себя представляет точка или мгновение перехода от «до» к «после»? В данном моменте и скрывается вся тайна духовного преображения. Другой проблемой является предпосылка «перехода»: что это за сила, аккумулирующая активность субъекта? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

«Выход за пределы» социальности: трансцендирование во-внутрь. Загадка человека кроется в его «Я». В самом широком смысле «Я» - индивидуальная жизнь субъекта, центр сознания, «продукт» социума, внутренний мир. Однако всё это лишь обобщённое описание, указывающее на неисчерпаемость «Я» и его невыразимость в каких-либо определенных значениях.

«Я» - бытие, «вещь-в-себе», всеобъемлющая реальность, каждое мгновение преобразующаяся, движущаяся, воплощающаяся в различных сферах деятельности человека. «Всякая личность, -говорит С. Франк, - всякое духовное существо есть некая исконная тайна не только в том смысле, что мы не можем здесь исчерпать конкретный состав личности никаким логическим анализом, никаким комплексом отвлеченных признаков, но и в том смысле, что самый род ее реальности в его общем существе есть некое чудо, превосходящее все наши понятия» (Франк, 2007).

Неслучайно самопознание является самой сложной процедурой и испытанием для субъекта. Трудность его заключается в том, что для самого человека довольно непросто разграничить в своем сознании «своё» и «чужое», а также те состояния, в которых он пребывает. Интуитивно субъект чувствует, что за поверхностью его переживаний и ежедневной суеты скрывается нечто большее: то, что он не может проанализировать, охватить широтой своего опыта. Инстинктивно отступая перед неизвестным, неведанным, пугающим своими масштабами и глубиной, человек отдаёт предпочтение нахождению в неведении, оставляя за собой лишь социальную жизнь с её простыми и понятными для него правилами. Испытание же представляет собой процесс движения человека к самому себе, которое начинается с вопрошания и заканчивается трансформацией «Я».

Вопрошание «Кто Я?» и где именно (в каких состояниях) искать то, что «Я» есть на самом деле, осложняется тем, что сознание многомерно. В нем отражается и наше «эмпирическое Я», что позволило Э. Маху отстаивать тезис об отсутствии самотождественности «Я» (Мах, 2005). Также сознательная жизнь связана с внешней средой, с социумом: происходит освоение социальных ролей, формируется тесная взаимосвязь между «Я» и обществом. Среди всевозможных наслоений просматривается нечто, и это нечто человек обнаруживает косвенным образом, подобно тому, как астрономы открывают экзопланеты, наблюдая за солнечной активностью. Процесс внутреннего трансцендирования - это выход за пределы внешнего слоя «Я». Можно сказать, что для познающего его «Я» как бы раздваивается - так наступает тот самый сокровенный момент, когда мы обнаруживаем себя как подлинное бытие. Это высшее выражение индивидуальности, обнаружение самого себя как уникальной, бесценной, творческой единицы. Неслучайно данная тема находится в фокусе внимания религиозной, мистической или иррациональной философии, поскольку миг озарения интуитивен, включает конгломерат эмоциональных переживаний, подталкивающих личность к духовному поиску. Таким образом, человек обретает смысл своего бытия через преодоление: «Человека без трансцендирования нет. Его нет без выхода за рамки природно-данного и без построения чего-то другого» (Мамардашвили, 2002: 29).

Трансцендирование во-вне: личность в социальном бытии. Социальная система опирается на свод общепринятых правил, поддерживающих её стабильность. Однако, как показывает тысячелетний опыт, ни одно правило или закон не привело общество к гармоничному существованию. Социум - это «колыбель», в которой появляется личность, но не рождается человек в единстве природного, социального и духовного. Получается, что духовное есть не что иное, как выход за пределы социального, в котором личность играет главную роль. Отталкиваясь от данности взаимообусловленности личности и общества, мы видим двунаправленность процесса трансцендирования: во-внутрь и во-вне. «Я» видит мир не просто как внешнюю реальность, а как «мою реальность», полагает и проявляет себя в ней. В контексте религиозно-философской системы С.Л. Франка (Франк, 2007) отдельно взятое «Я» не имеет силы воздействия на общество без «Я» Другого («Ты») или общества, противостоящего конкретному «Я» (Мы). Общество, в результате трансцендирования, это уже не просто среда, а отражение «Я». Каждая личность «обнаруживает» себя посредством реакции другого «Я», инициируя рефлексивные процессы. Таким образом, взаимодействие членов общества строится не на формальных связях, а на духовных основаниях. Чем более мы погружаемся в хаос, тем более ощущаем необходимость полной реконструкции социальных отношений, основанных на духовных ценностях.

Заключение. Таким образом, преодоление кризиса настоящего времени возможно при активном и равноправном участии двух субъектов - «Я» и «Мы». Главной проблемой нынешнего общества является «расчеловечение», уничтожение базовых принципов, на которых строились мировые цивилизации: сострадание, милосердие, любовь. Настоящий кризис отличается системностью, главным узлом которого является человек, и именно с него необходимо начинать преобразование. «Единственная ценность, вокруг которой человек еще способен собрать себя -это он сам» (Куземина, Пашков, 2011: 20). Только благодаря глубокому знанию себя, личность может сделать выбор и изменить ход индивидуальной и общественной истории. Без аксиологической составляющей духовная жизнь невозможна, а человечество обречено на вымирание. Ценности не имеют никакого значения без понимания их истинного смысла каждой личностью.

Процесс транцендирования - это выход за пределы и социальности, который приводит к духовному поиску, и субъективности, позволяющий «Я» стать активной и преобразующей силой, реализующейся в социальном пространстве. Как показала история, другого решения глобальных проблем без изменения сознания и духовных основ общества не существует.

Список источников:

Куземина Е.Ф., Пашкова Н.В. Ностальгия по человеку (антропологический поворот в философии М.К. Мамардашвили) // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 17-21.

Латышева Ж.В. К вопросу о дефиниции и типологии трансцендирования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 2. С. 45-48.

Латышева Ж.В. Феномен трансцендирования (историко-философский и социальный аспекты). Владимир, 2012. 148 с. Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002. 832 с. Маслоу А. Новые рубежи развития человека. М., 1999. 425 с.

Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психологическому. М., 2005. 300 с.

Семенов В.Е. Трансценденталистская семантика Платона // Вопросы философии. 2011. № 7. С. 105-117.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. 350 с.

Франк С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии. М., 2007. 510 с.

References:

Frank, S. L. (2007) Nepostizhimoe: ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii[The Inscrutable: An OntologicalIntroduction to the Philosophy of Religion]. Moscow. 510 p. (In Russian).

Kuzemina, E. F. & Pashkova, N. V. (2011) Nostal'giya po cheloveku (antropologicheskii povorot v filosofii M.K. Mamardashvili) [Nostalgia for Man (The Anthropological Turn in M.K. Mamardashvili's Philosophy)]. Theory and Practice of Social Development. (2), 17-21. (In Russian).

Latysheva, Zh. V. (2012) Fenomen transtsendirovaniya (istoriko-filosofskii i sotsial'nyi aspekty) [The Phenomenon of Transcendence (Historical, Philosophical and Social Aspects)]. Vladimir. 148 p. (In Russian).

Latysheva, Zh. V. (2012) On the Issue of Definition and Typology of Transcending. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 18 (2), 45-48. (In Russian).

Makh, E. (2005) Analiz oshchushchenii i otnoshenie fizicheskogo k psikhologicheskomu [Analysis of Sensations and the Relation of the Physical to the Psychological]. Moscow. 300 p. (In Russian).

Mamardashvili, M. K. (2002) Filosofskie chteniya [Philosophical Readings]. St. Petersburg. 832 p. (In Russian).

Maslou, A. (1999) Novye rubezhi razvitiya cheloveka [New Frontiers of Human Development]. Moscow. 425 p. (In Russian).

Semenov, V. E. (2011) Transtsendentalistskaya semantika Platona [Transcendentalist Semantics of Plato]. Voprosy filosofii. (7), 105-117. (In Russian).

Sorokin, P. A. (1997) Glavnye tendentsii nashego vremeni [The Main Trends of Our Time]. Moscow. 350 p. (In Russian).

Информация об авторах Н.В. Пашкова - кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета, Краснодар, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=654352

Е.Ф. Куземина - кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета, Краснодар, Россия.

Information about the authors N.V. Pashkova - PhD, Associate Professor, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=654352

E.F. Kuzemina - PhD, Associate Professor, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 14.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.