УДК 101.1
Бурханов Рафаэль Айратович
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и права Сургутского государственного университета
Иванова Евгения Владимировна
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры онтологии и теории познания, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, БОГ В ФИЛОСОФИИ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО: СИНТЕЗ ГРЕЧЕСКОЙ И ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЙ
Burkhanov Rafael Ayratovich
D.Phil., Professor, Head of the Philosophy and Law Department, Surgut State University
Ivanova Evgenia Vladimirovna
D.Phil., Associate Professor, Professor, Ontology and Theory of Knowledge Department, Ural Federal University
TRANSCENDENCE, TRANSCENDENT, GOD IN THE PHILOSOPHY OF PHILO OF ALEXANDRIA: SYNTHESIS OF GREEK AND JEWISH TRADITIONS
Аннотация:
Статья посвящена анализу проблемы трансцен-денции в философско-богословском учении Филона Александрийского. Отмечается, что в космологических учениях античности трансцендентное понималось как обладающая специфическими про-странственно-временными характеристиками высшая сфера бытия, недоступная для чувственного познания, но доступная для познания умозрительного. Подчеркивается, что в отличие от древнегреческих мыслителей Филон Иудей вводит в метафизику надмирного личного Бога и Его Откровение. Эти два концепта коренным образом изменили понимание трансцендентного и трансцен-денции. Вместо величественного, живого, разумного и имманентного людям Космоса, таящего в своих глубинах трансцендентные слои бытия, в философии великого Александрийца на первый план выходит всемогущий, сверхразумный и непостижимый Бог-Творец, полностью «запредельный» миру и человеку и изливающий на них Свою благодать. Древнееврейский мыслитель различает сущность Самого Бога и Его Силы, явленные в Творении. Это целостная иерархия, внизу которой расположен чувственно постигаемый мир, а наверху - мир умопостигаемый - Логос, Слово Божье, София, т. е. Разум Бога. Тем самым философ впервые разграничил абсолютно трансцендентное и относительно трансцендентное.
Ключевые слова:
метафизика, трансценденция, трансцендентное, трансцендентизм, трансцендентализм, априоризм, греческая философия, мир, человек, Космос, элейство, пифагореизм, атомизм, платонизм, аристотелизм, неоплатонизм, иудейская философия, Филон Александрийский, Бог, Сущий, Откровение, Божественные Силы, Логос.
Summary:
The study focuses on the analysis of the problem of the transcendence in the philosophical and theological teaching of Philo of Alexandria. It is noted that in the cos-mological teachings of antiquity, the transcendent was understood as a higher sphere, which possessed specific spatio-temporal characteristics, inaccessible for sensory knowledge, but available for speculative cognition. It is emphasized that, unlike Greek thinkers, Philo introduces a supramundane personal God and His Revelation into the philosophy. These two concepts have fundamentally changed the understanding of the transcendent and transcendence. Instead of the majestic, living, intelligent and immanent to people Cosmos, concealing in its depths the transcendent layers of being, in the philosophy of the great Alexandrian, the omnipotent, superintelligible and incomprehensible God-Creator comes to the fore, completely «beyond» the world and man and pouring out His grace on them. The Hebrew thinker distinguishes between the essence of God himself and His powers manifested in Creation. This is an integral hierarchy, at the bottom of which is the sensuously comprehensible world, and above - the intelligible world - the Logos, the Word of God, the Mind of God. Thus, the philosopher distinguished between the absolutely transcendent and the relatively transcendent.
Keywords:
metaphysics, transcendence, transcendent, transcen-dentism, transcendentalism, apriorism, Greek philosophy, world, man, Cosmos, eleianism, Pythagoreanism, atomism, Platonism, Aristotelianism, Neoplatonism, Jewish philosophy, Philo of Alexandria, God, Jehovah, Revelation, Divine Powers, Logos.
Без анализа становления трансцендентизма в античности невозможно понять истоки метафизики, которая со времен Платона и Аристотеля служит основой всех учений и систем философии. Будучи ее ядром, метафизика представляет собой вопрошание человека о предельных основаниях бытия и познания, рассуждение о сверхприродных первоначалах мироздания, т. е. совокупность таких мыслительных интенций, которые «ухватывают» и анализируют «нечто», принципиально не наблюдаемое в опыте. В качестве теории и методологии она нацелена на исследование мира в
целом, постижение сущего как такового, что приводит к размышлениям о трансценденции и трансцендентном. Все сказанное и обуславливает актуальность рассматриваемой в статье проблемы.
Трансценденция постигается нами тогда, когда мир предстает не как состоящий из себя самого, а как «переход» из трансцендентного для нас бытия в бытие, для нас имманентное [1, с. 112]. В свою очередь категорией трансцендентного философы обозначают «запредельную» для людей сферу бытия, «находящуюся» по ту сторону всего существующего.
Мировоззренческую рефлексию проблемы трансценденции на основе синтеза греческой и иудейской традиций впервые осуществил Филон Александрийский. Целью данной статьи является анализ обозначенной проблемы в его философско-богословском учении.
В античной мысли проблему трансцендентного начали разрабатывать элеаты. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс пришли к выводу, что умопостигаемое всеобщее, единое, неделимое бытие трансцендентно по отношению к воспринимаемому чувствами многообразному, изменчивому миру людей [2]. Развивая эти идеи, атомисты стали рассуждать о трансценденции внешнего мира в имманентный человеку мир. Левкипп, Демокрит и Эпикур учили, что из вещей, которые суть различные варианты сцепления атомов, проистекают их образы, которые воспринимаются людьми посредством органов чувств. Философы противопоставили «темный» и «истинный» виды познания. К первому, посредством которого познаются вещи и явления, по их мнению, относятся чувственные восприятия, а ко второму, через который постигаются атомы и их движения, - умозрительные рассуждения о сущности мироздания [3, с. 330-335, 349-350].
В космологических учениях античности трансцендентное «помещалось» в само бытие Космоса, в его «высший слой». В онтологическом плане единое бытие подразделялось на бытие посюстороннее, где обитают люди, и бытие потустороннее, принципиально недоступное для людей, где обитают боги и «находятся» идеи. В гносеологическом плане «запредельное» бытие считалось непостижимым для чувственного познания, но постижимым для познания умозрительного. Следовательно, древнегреческие мыслители трактовали трансцендентное как высшую сферу бытия, обладающую специфическими пространственно-временными характеристиками и недоступную для эмпирического познания человека.
Такое понимание начало формироваться в учении Пифагора о числах как основаниях мироздания [4]; в развитом виде оно было представлено в учении Платона о бытии идей в небесном, совершенном мире и бытии вещей и людей в земном, несовершенном мире; в его гносеологической концепции анамнезиса - априорного «припоминания» души о том, что она узрела в высшем мире и запамятовала при вселении в тело [5, с. 385-386]; в рассуждениях Аристотеля о неподвижном Боге как причине и перводвигателе Космоса [6, с. 70, 309-312, 314], внешнем по отношению к миру [7]; в атомистическом учении Эпикура о бытии богов в пространствах между шарообразными мирами [8, с. 501]; в концепции неоплатонизма об эманации (истечении) высшего бытия в бытие низшее [9, с. 559] и в других метафизических построениях древних мыслителей. Эту мировоззренческую позицию в целом можно охарактеризовать как трансцендентизм с элементами трансцендентализма.
В отличие от греческого языческого любомудрия, обожествлявшего природный Космос, Филон исходил из принципа абсолютности и непостижимости Бога, который в религиозно-монотеистической традиции иудаизма рассматривался как истинное бытие. При толковании Пятикнижия Моисея александрийский мыслитель использовал достижения античной культуры и философии. В его сочинениях синтезированы идеи пифагореизма, платонизма, аристотелизма, стоицизма и других учений.
О жизни основоположника древнееврейской философии известно очень мало. Он родился в 15/20 г. до н. э., примерно за 10-15 лет до появления на свет Иисуса Христа. Будучи уважаемым человеком в родном городе, Филон входил в состав посольства, сопровождавшего дары в Иерусалим, а в 39-40 гг. возглавил делегацию иудеев во время путешествия в Рим, к императору Калигуле для решения вопроса о положении еврейской общины Александрии. Умер философ около 40 г. н. э. (по другим сведениям - в 54 г. н. э.).
Филон Иудей написал примерно 70 трактатов, 50 из них дошли до нас полностью или частично. Его богословские и философские сочинения подразделяются на три группы: 1) комментарии к Пятикнижию, где автор излагает свою трактовку Ветхого Завета; 2) историко-апологети-ческие сочинения, в которых Филон защищает иудаизм от современных ему критиков («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев» и др.); 3) философские работы, создавая которые автор опирался на греческую традицию («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен» и др.) [10, с. 27-31, 34-37].
Исходный пункт мировоззрения Филона - Бог, которого основатель Александрийской школы именует «Сущим», «Истинно Сущим», «Тем, Который есть». Так, в трактате «О смешении языков»
он пишет, что философам «подобает стремиться к тому, чтобы созерцать Сущее, а если они не в состоянии, то созерцать... Его образ - священное Слово, и уже потом - совершеннейшее из всего, что воспринимаемо, этот мир» [11, с. 355]. В конце сочинения «О сотворении мира» Филон формулирует свое «credo»: 1. Божество существует. 2. Бог един. 3. Мир сотворен. 4. Мир един. 5. Бог осуществляет Промысел о мире [12, с. 92]. Американский исследователь Г.О. Вольфсон различает восемь основных принципов, впервые сформулированных Филоном на философском уровне: 1) существование Бога, 2) единство Бога, 3) Божественное Провидение, 4) Сотворение мира, 5) единство мира, 6) бытие идей, 7) Откровение Закона, 8) вечность Закона [13, p. 165].
Бог личностен и истинно сущен, как полагает иудейский мыслитель, однако Он не антропоморфное существо, и тело человека не подобно Ему. Бог свободен от несовершенств и выше всех совершенств созданных Им тварей. Бог не совпадает с миром или его Душой; Он есть Мировой Ум, пребывающий вне природы, Он Благо и Красота. Как сущность и причина мироздания, Бог выше того, что Сам же и породил. Находящийся вне пространства и времени, Он объемлет собой все, Его же не объемлет ничего. Будучи единым, Он прост, поскольку в Нем нет никакого смешения.
В сущности, Бог бескачествен и непознаваем, невыразим и неопределим, единственным Его атрибутом является существование. В трактате «О наградах и наказаниях» Филон пишет, что Иаков, которому Бог дал способность созерцать Себя, «видел не то, чем является Бог, а то, что Он существует» [14, с. 98]. Поэтому всякая попытка постигнуть разумом неизреченного и непостижимого Бога безрезультатна. Слова и предложения, образы и переживания не в состоянии адекватно выразить и описать Сущего и проявления Его Силы. Людям является не трансцендентное Божество, а Его образ, символ, имманентный человеческому познанию.
По отношению к материи идеи являются у Филона чем-то априорным и даже трансцендентальным, причем априорность эта дана у него и субъективно, когда идеи упорядочивают непрерывный поток чувственных ощущений, и объективно, когда они определяют и оформляют всю текучую массу стихийных состояний мироздания [15, с. 112, 116-117, 121-122, 158-160].
Высшее Божество, которое Филон называет «Иегова» или «Яхве», «запредельный» для мира и человека Сущий - Творец, Управитель и Судья Космоса. «.Задумав построить Великий град, Он сперва продумывает его модели, - пишет философ о Боге в трактате «О сотворении мира». - Из них Он создает мыслимый космос и, пользуясь им как образцом, возводит космос чувственный» [16, с. 121].
Александрийский мыслитель различает сущность самого Бога и Его силы, явленные в Творении. «Бог Филона трансцендентен... бесконечно далек от мира по своему существу, и в то же время в Своих силах Он имманентен миру, присущ ему. как мироправящий разум, - подчеркивает С.Н. Трубецкой. - Учение о силах Божества дополняет собою учение о Его абсолютной трансцендентности» [17, с. 163, 166].
Именно поэтому Бог не мог непосредственно участвовать в создании мира. Он творил мир через Свои бестелесные Силы, которые в филоновском трактате «Об особых законах» отождествляются с платоновскими формами или идеями. «Будучи самодостаточным Абсолютом, Божество излучает из Себя великий поток света, - пишет американский ученый Э.Р. Гуденау. - Этот поток в целом может быть назван Логосом или Софией. Как таковой, он есть Бог в исхождении... или Сын Божий, но. не Бог в полном смысле слова» [18, р. 243]. Это сияние от Логоса распадается на Божественные Силы, посредством которых формируется и управляется материальный и идеальный мир.
Божественные Силы многообразны. Во-первых, это умопостигаемые способности Самого Божества, которые восходят к Его Личности; во-вторых, это неотъемлемые качества Божественного, обладающие объективным бытием в природе Бога; в-третьих, это персональные носители этих качеств. В сущности, Божественные силы представляют собой постоянно действующие константы Творения. Это целостная иерархия, внизу которой расположен чувственно постигаемый мир, а наверху - мир умопостигаемый (Логос, Слово Божье, София, т. е. Разум Бога).
Александрийский мыслитель выделяет шесть основных Сил: 1) Логос, или Слово Божье, 2) Творческая Сила, 3) Царственная Сила, 4) Благодетельная и Законодательная Сила, которая разделяется на 5) Благодетельную Силу и 6) Карательную Силу. В результате вся реальность мира у Филона становится Божественной: Силы пронизывают бытие и управляют не только чувственно воспринимаемым, но и умопостигаемым миром. Бесконечное количество этих Сил формирует идеальный мир. Они поддерживают Космос в состоянии, угодном Богу, обеспечивая действие законов природы [19, с. 250-255].
Среди всех Божественных Сил первой и самой главной является Логос. Это образ Бога и предвечный план Его Творенья, в ходе которого он проходит три стадии становления. На первой стадии Логос абсолютно трансцендентен миру и почти совпадает с Богом, будучи Его Умом, в котором содержатся идеи. Как совокупность идей Бога, Логос на второй стадии «исходит» из
Него, оставаясь относительно трансцендентным миру бытием, умопостигаемым Космосом. На этом уровне существования он является Монадой, объединяющей в себе всю полноту Божественных Сил, и отождествляется с Софией - Мудростью Бога. На третьей стадии Логос имманентен чувственному миру, как Разум или Закон природы, Душа мира, Божественная Сила, которая управляет им [20, с. 40].
Таким образом, в отличие от древнегреческих мыслителей Филон Иудей вводит в метафизику надмирного личного Бога и Его Откровение. Эти два концепта коренным образом изменили понимание трансцендентного и трансценденции. Вместо величественного, живого, разумного и имманентного людям Космоса, таящего в своих глубинах трансцендентные слои бытия, у великого Александрийца на первый план выходит всемогущий, сверхразумный и непостижимый Бог-творец, полностью «запредельный» миру и человеку и изливающий на них Свою благодать. Тем самым Филон впервые разграничил абсолютно трансцендентное и относительно трансцендентное.
В целом его учение представляет собой иудаистско-эллинистический вариант античного трансцендентизма с элементами трансцендентализма, основные положения которого были разработаны Платоном и Аристотелем [21, с. 214-217, 220, 225-227, 240, 254-256, 260-263, 274-275, 320-321]. Однако трансцендентное и трансцендентальное древние философы понимали иначе, чем новоевропейские, поскольку они, в отличие от И. Канта, не могли допустить даже мысли об обособленном от «макрокосма природы» «микрокосме человека», которому присущи априорные принципы познания, целеполагания и воления.
Ссылки и примечания:
1. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992. С. 104-115.
2. «То, что... мыслится, необходимо должно быть сущим...» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 288).
3. Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. 577 с.
4. «.Все возникает согласно числу, так как в числе - первый порядок.» (Фрагменты ранних греческих философов ... С. 149).
5. Антология мировой философии ... С. 385-386.
6. Аристотель. Метафизика // Сочинения : в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 64-367.
7. «Недвижный двигатель» Космоса мыслится Стагиритом как причина, трансцендентная миру (Аристотель. Указ. соч. С. 309-310).
8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999. 703 с.
9. Антология мировой философии . С. 559.
10. Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. М., 2007. 275 с.
11. Богомолов А.С. Античная философия. М., 2006. 390 с.
12. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого завета. М., 2000. С. 51-92.
13. Wolfson H.A. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam. Cambridge, 1947. 418 p.
14. Шенк К. Указ. соч. С. 98.
15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков ; М., 2020. 960 с.
16. Филон Иудей из Александрии. О сотворении мира // Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. СПб., 2002. С. 118-123.
17. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе и его истории // Сочинения. М., 1994. С. 43-480.
18. Goodenough E.R. By Light, Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. Amsterdam, 1969. 436 p.
19. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2011. 1008 с.
20. Матусова Е.Д. Филон Александрийский - комментатор Ветхого Завета // Филон Александрийский. Толкования Ветхого завета. М., 2000. С. 7-50.
21. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 2000. 846 с.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна