Научная статья на тему 'Трансцендентальное и трансцендентное в познании прекрасного: гносеологический аспект'

Трансцендентальное и трансцендентное в познании прекрасного: гносеологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ" / "TRANSCENDENTAL" / "ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ" / КРАСОТА / BEAUTY / ПРЕКРАСНОЕ / BEAUTIFUL / ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ ПРЕКРАСНОГО / "ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ" / "ДУХ" / "TRANSCENDENT" / THE FRONTIERS OF COGNITION BEAUTIFUL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жигулёва Ирина Геннадьевна

В статье исследуется гносеологический аспект понятий «трансцендентальное» и «трансцендентное» в познании прекрасного. Обосновывается та мысль, что прекрасное, как нечто «хрупкое», обнаруживает при этом существенное начало в самом развёртывании мысли человека. Это последнее раскрывается в «непосредственном созерцании» красоты, которая выступает формой существования самосознания, имеющего отношение к «трансцендентальному субъекту». Трансцендентное, напротив, выходит за пределы всякого «возможного опыта»; оно устремлено к миру никогда не бывшему. В связи с этим, автор проводит ту мысль, что познание «прекрасного» сопряжено именно не с «трансцендентным», а с «трансцендентальным», которое связано с земным миром. Ведь сама красота есть явление «трансцендентного», Божественного начала в человеческой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жигулёва Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transcendental and transcendent in the cognition of beauty: the gnoseologic aspect

The article studies gnoseological aspect of concepts «transcendental» and «transcendent» in the cognition beautiful. Substantiated the idea, that beautiful as something «fragile», encounters with significant start in the deployment of a person's thoughts. This is the last disclosed in the «direct contemplation» of beauty, which is the form of existence of self-cognition, relevant to «transcendental subject». Transcendent, on the contrary, goes beyond any «possible experience»; it is directed to the world that never was. Her beauty is the phenomenon of «transcendental», the Divine in human form.

Текст научной работы на тему «Трансцендентальное и трансцендентное в познании прекрасного: гносеологический аспект»

И.Г. ЖИГУЛЁВА педагог дополнительного образования в МБУ-ОДПК «Лидер», аспирант кафедры истории и философии науки БашГУ*

Трансцендентальное и трансцендентное в познании прекрасного: гносеологический аспект

Понятия «трансцендентное» и «трансцендентальное» имеют историю, причём, как с точки зрения исследования «критической философии» И. Канта, так и с точки зрения развития европейской философии.

Сам И. Кант противопоставляет друг другу эти понятия. «Трансцендентное» приобретает у него традиционное значение. Оно -суть то, что независимо от опыта и сознания людей, что существует само по себе1.

В европейской философии «трансцендентное» как термин встречается у Августина. Термин у Платона «епекейна», означающий потустороннее, можно представить как нечто, переходящее за границу, как «сверхъестественное». Отсюда, в философской мысли эпохи средневековья понятия «трансцендентное» и «трансцендентальное» не противопоставлялись друг другу. Трансцендентальная философия означала просто метафизику, как науку о «сверхчувственном». Данное значение она сохранила до Канта, и сам И. Кант применяет указанный термин в этом понимании. С точки зрения использования термина «трансцендентное» можно отметить, что Г.В. Лейбниц «называл трансцендентным число, выходящее за пределы алгебры»2.

Трансценденталии в средневековой философии авторы, как правило, связывали с необходимостью, вытекающей из самой сущности бытия. Поэтому «трансценденталии», обычно, приписывались всякому

* Жигулева Ирина Геннадьевна, е-mail: irisha-future@yandex.ru

1 Тевзадзе Г. Имманул Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979, с. 91.

2 Hofmeister P. Wörterbuchder philosophischen Begriffe, Hamburg, 1995, с. 618.

виду бытия. Именовались они «трансценденталиями» именно потому, что приписывались не какой-либо одной сфере бытия, а преступали, т.е.

о

«трансцендировали границы его специфических сфер»3.

И. Кант под словом «трансцендентальное» имеет в виду плодотворную глубину «опыта», так что данное понятие «означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что ему (a priori) предшествует, но лишь затем, чтобы сделать возможным опытное познание»4. Трансцендентальный предмет, в роли которого, зачастую, выступает высокое искусство, не говоря уже о трансцендентном, в принципе, не выступает в качестве предмета науки. Далеко не случайно сам И. Кант отталкивает «дух», как трансцендентальный предмет, в эстетическую сферу, где царствуют категории «удовольствия» и «наслаждения».

«Для философии, точку зрения которой мы представляем, - пишет Г. Дрейер, - это слово (т.е. «дух» - И. Ж.) есть, может быть, одно из самых опасных обобщений, которые знает история науки». Дрейер предлагает изгнать «дух» из философии или оттеснить его куда-нибудь в эстетическую сферу, как в своё время это осуществил И. Кант5.

Однако дальнейшая судьба философской мысли, включая немецкую классическую, прочно оказывается связанной с терминами «дух» и «духовное». Причём, указанный процесс развивался параллельно с разработкой понятия философской «системы». Уже ученики И. Канта, К.Л. Рейнгольд, С. Маймон и И.Г. Фихте постепенно пришли к выводу, что «критический идеализм» страдает от разорванности духовного (эстетически-нравственного) и «систематического разума». Роль, которая связана в объединении данных понятий, прослеживается в оппозициях «трансцендентального»

3 Тевзадзе Г. Имманул Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979, с. 92.

4 Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс» - «VITA», 1993, с. 191.

5 Dreyer H. Der Begriff Geistinderdeutschen Philosophie von Kant bis Hegel (Kantstudien Ergänzungschefte № 7). Berlin, 1908.

и «трансцендентного». «Такие выражения, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - как трансцендентальное единство самосознания, кажутся очень трудными, как будто за ними скрыто нечто страшное, но дело в действительности проще»6. «Трансцендентное», замечает Гегель, реконструируя мысль И. Канта, «есть вообще то, что выходит за пределы определённости рассудка и в этом смысле встречается впервые в математике». Например, в геометрии мы высказываем ту мысль, что «следует представлять себе периферию круга как состоящую из бесконечно многих бесконечно малых прямых линий. Здесь, таким образом, определения, которые рассудок считает совершенно различными (прямая и кривая линии), явно полагаются тождественными»7.

В этом плане, тождественное «с собой», а также «бесконечное в себе самосознание», также представляют собой «такое трансцендентное в отличие от определяемого конечным материалом обыденного сознания». Сам И. Кант называет, тем не менее, данное «единство самосознания лишь трансцендентальным, полагая, что это единство лишь субъективно, а не принадлежит также и самим предметам, как они существуют в себе».

Трансцендентальное познание способствует нашему погружению в самую глубину нравственного и эстетического опыта. При этом заметим, что сама способность нашего прорыва в «трансцендентный» мир, которого не достигает не только фантазия, но и разум, всё же сопряжена с вдохновением, с действием самого творческого акта.

Заметим, что само наличие в человеческом «духе» некоторой «идеальной интуиции» далеко не устраняет религиозной сферы, а, напротив, расширяет саму сферу философии как вполне самостоятельной дисциплины, поскольку само вхождение в «трансцендентальный» мир есть нечто необходимое для любого

6 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975, с. 158.

7 Там же.

познания. Это «вхождение» оказывается открытым человеческому духу и вне религиозной сферы.

Когда мы ведём речь о трансцендентальном познании прекрасного, красивого, но в то же время хрупкого бытия, то в нашем самосознании мы, разумеется, обнаруживаем нечто весьма существенное. Это последнее раскрывается в «непосредственном созерцании», поскольку все предикаты нашего внутреннего чувства относятся к «самосознанию», к «Я», как «трансцендентальному субъекту». Этот субъект, на наш взгляд, не может быть мыслим как «предикат» иного субъекта. Кажется, что здесь мы вновь и вновь сталкиваемся с самим эстетическим, или абсолютным субъектом. Но эта надежда всё же оказывается весьма тщетной, ибо «Я», самосознание, вовсе не есть только одно голое понятие, а лишь некое обозначение для эстетического и, одновременно, нравственного предмета чувства, обращённого к красивому и нравственному бытию. Вместе с тем, заметим, что подлинно «трансцендентальное» связано, в конечном счёте, с преодолением «эстетического», сферы интересов субъекта, где преобладают понятия «удовольствия» и «наслаждения».

Трансцендентальный субъект «красоты» мы не познаём никаким дальнейшим предикатом. Поэтому, прекрасное, хотя и не может стать «предикатом» другой вещи, но точно таким же образом оно не в состоянии стать и определённым понятием красоты, т.е. неким состоянием, модусом «абсолютного субъекта», устремлённого к миру никогда не бывшему, к иной красоте, а не к красоте земной, эмпирической, которой служит и перед которой преклоняется примитивный человеческий рассудок. Подлинный «трансцендентальный субъект» выражает только отношение внутренних духовных явлений к «их неизвестному субъекту». Но неизвестное всегда манит человека. Красота и прекрасное никогда не могут быть подавлены рефлексией, этим «теоретико-познавательным» самочувствием субъекта. Красота

позволяет сохранить сам «субъект», человека, общество в целом как нечто наивысшее. Прекрасное сопряжено с «совестью» как фундаментом познания красоты и утверждения самого прекрасного начала в человеке и обществе.

Жигулева И.Г. Трансцендентальное и трансцендентное в познании прекрасного: гносеологический аспект. В статье исследуется гносеологический аспект понятий «трансцендентальное» и «трансцендентное» в познании прекрасного. Обосновывается та мысль, что прекрасное, как нечто «хрупкое», обнаруживает при этом существенное начало в самом развёртывании мысли человека. Это последнее раскрывается в «непосредственном созерцании» красоты, которая выступает формой существования самосознания, имеющего отношение к «трансцендентальному субъекту». Трансцендентное, напротив, выходит за пределы всякого «возможного опыта»; оно устремлено к миру никогда не бывшему. В связи с этим, автор проводит ту мысль, что познание «прекрасного» сопряжено именно не с «трансцендентным», а с «трансцендентальным», которое связано с земным миром. Ведь сама красота есть явление «трансцендентного», Божественного начала в человеческой форме.

Ключевые слова: «трансцендентальное», «трансцендентное», красота, прекрасное, границы познания прекрасного, «трансцендентальный субъект», «дух».

Zhiguleva I.G. The article studies gnoseological aspect of concepts «transcendental» and «transcendent» in the cognition beautiful. Substantiated the idea, that beautiful as something «fragile», encounters with significant start in the deployment of a person's thoughts. This is the last disclosed in the «direct contemplation» of beauty, which is the form of existence of self-cognition, relevant to «transcendental subject». Transcendent, on the contrary, goes beyond any «possible experience»; it is directed to the world that never was. Her beauty is the phenomenon of «transcendental», the Divine in human form.

Key words: «transcendental», «transcendent», beauty, beautiful, the frontiers of cognition beautiful, «transcendental subject», «spirit».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.