Научная статья на тему 'Транстихоокеанское партнёрство и его влияние на международную авиацию'

Транстихоокеанское партнёрство и его влияние на международную авиацию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЯ О ТРАНСТИХООКЕАНСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АВИАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НОРМА ПРАВА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК / ИНФРАСТРУКТУРА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК / TRANS PACIFIC PARTNERSHIP AGREEMENT / INTERNATIONAL AVIATION / INTERNATIONAL TRADE / AIR SERVICES LAW / AIR TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полубелов Н.А.

Рассматриваются важность Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве для гражданской авиации, основные элементы Транстихоокеанское партнёрства и его общую значимость для стран-участниц, изменения Транстихоокеанское партнёрства в нормах авиационного права, перспективы для вступления в Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP AND ITS EFFECT ON INTERNATIONAL AVIATION

The view on the importance of the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation for Civil Aviation, the main elements of the Trans-Pacific Partnership and its common significance for the participating countries, the changes in the Trans-Pacific Partnership in the norms of aviation law, prospects for accession to the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation by Russia.

Текст научной работы на тему «Транстихоокеанское партнёрство и его влияние на международную авиацию»

УДК 341.24

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЁРСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ АВИАЦИЮ

Н. А. Полубелов Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: npolubelov@yandex.ru

Рассматриваются важность Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве для гражданской авиации, основные элементы Транстихоокеанское партнёрства и его общую значимость для стран-участниц, изменения Транстихоокеанское партнёрства в нормах авиационного права, перспективы для вступления в Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве России.

Ключевые слова: Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве, международная авиация, международная торговля, норма права воздушных перевозок, инфраструктура воздушных перевозок,

THE TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP AND ITS EFFECT ON INTERNATIONAL

AVIATION

N. A. Polubelov Scientific Supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: npolubelov@yandex.ru

The view on the importance of the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation for Civil Aviation, the main elements of the Trans-Pacific Partnership and its common significance for the participating countries, the changes in the Trans-Pacific Partnership in the norms of aviation law, prospects for accession to the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation by Russia.

Keywords: Trans Pacific Partnership Agreement, International Aviation, international trade, air services law, air transport infrastructure.

На сегодняшний день соглашения о либерализации международной торговли являются важным и необходимым этапом трансформации отношений между странами, так как либерализация торговли участниками этих соглашений напрямую ведёт к развитию экономики, внешней политики и гражданской авиации государств.

Стоит отметить, что развитие гражданской авиации в целом оказывает существенное влияние на развитие экономики государств, так как многие наиболее крупные авиакомпании связаны с государством различного рода субсидиями или акциями данных авиакомпаний (например, в России государство обладает контрольным пакетом акции «Аэрофлота»), а также из-за того, что сейчас многие крупные авиакомпании, помимо авиационной индустрии, активно финансируют исследования и разработки в сфере космоса, которые, с учетом сегодняшнего прогресса в области космического туризма, в ближайшие 10 лет могут стать весомым источником дохода в бюджет как авиакомпаний, так и государства, которое обладает акциями данных авиакомпаний.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Россия не является исключением, так что для преобразования в условиях кризиса, нам стоит смотреть в сторону зарубежных коллег и на их передовые договоры в способах ведения внешней политики и развития правовых норм воздушных перевозок.

Одним из таких договоров является подписанное 4 февраля 2016 года Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве (далее Транстихоокеанское партнёрство, ТТП или Соглашение), предполагается, что оно окажет сильнейшие воздействия на мировую экономику. Но есть ещё одна отрасль хозяйства, на которую положительно повлияет данный документ - это авиация. В Соглашении нет явных отсылок к воздушным перевозкам, однако в результате его применения откроются двери для всех авиакомпаний и производителей (среди стран-участников), что приведет к появлению новых авиамаршрутов, а также увеличению числа пассажиров и объемов торговли [1].

Сам проект Транстихоокеанского партнерства был подготовлен 5 октября 2015 года. После продолжительного периода переговоров 12 стран подписали соглашение - Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США и Вьетнам [2]. Как и большинство договоров о свободной торговле, ТТП нацелено на увеличение объёмов торговли между странами-участниками путем снижения тарифных и нетарифных барьеров при установлении объективных и последовательных основных правил для многонациональной торговли. Но у него есть и свои отличительные особенности.

Соглашение уникально из-за своего размера. Совокупный годовой валовой внутренний продукт участвующих в ТТП стран равен почти 28 триллионов долларов США, или 40 процентов от мирового ВВП. По словам торгового представителя США, остальные страны ТТП в совокупности являются крупнейшим рынком экспорта товаров и услуг США.

Соглашение также примечательно из-за содержания. ТТП устанавливает самые высокие стандарты для торговых соглашений за всю историю США, опережая основанные на правилах обязательства Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, Соглашение нацелено на либерализацию торговли почти всеми товарами и услугами, становясь одной из наиболее всеобъемлющих торговых сделок на сегодняшний день.

Среди положений ТТП, относящихся к авиации и воздушным перевозкам, главным является глава 10 «Трансграничная торговля услугами» [3], правила которой направлены на обеспечение иностранным поставщикам услуг доступа к странам-участницам ТТП, и одинакового и справедливого отношения к ним при работе в этих государствах. Глава включает в себя меры защиты для поставщиков услуг, включая национальный режим (статья 10.3), режим наибольшего благоприятствования (статья 10.4), открытый доступ к рынкам (статья 10.5), справедливое применение внутренних правил (статья 10.8), правила, касающиеся стандартов лицензирования и авторизации (Статья 10.9), а также положения, касающиеся трансграничных переводов средств (статья 10.12). Поскольку воздушные перевозки являются коммерческим обслуживанием, глава 10, по-видимому, будет наиболее применима к авиакомпаниям.

В соответствии с пунктом 5 со статьи 10.2, связанные с авиацией услуги, регулируемые в рамках ТТП, включают в себя только авиационные вспомогательные услуги, такие как обслуживание инфраструктуры аэропортов (услуги по эксплуатации аэропортов), услуги по обработке багажа и заправку воздушных судов (и прочее наземное обслуживание), а также воздушное пожаротушение, распыление и картографирование.

В пункте 6 статьи 10.2 говорится, что «в случае любого несоответствия между настоящей главой и двусторонним или многосторонним соглашением о воздушных перевозках, участником которого являются две или более сторон, соглашение об авиационных услугах имеет преимущественную силу при определении Права и обязанности тех Сторон, которые являются участниками этого соглашения об авиационных услугах» [3]. Далее в пункте 7 статьи 10.2 говорится: «Если две или более Стороны имеют одинаковые обязательства по настоящему Соглашению и двусторонние или многосторонние соглашение о воздушных перевозках, эти Стороны могут ссылаться на процедуры урегулирования споров настоящего Соглашения ТТП только после того, как были исчерпаны все процедуры урегулирования споров других соглашений» [3].

Таким образом, авторы Транстихоокеанского партнёрства не отменяют условия существующих соглашений об авиационных услугах. Соответственно, составители явно намерены от-

ложить выполнение существующих соглашений об авиационных услугах с целью регулирования международных авиаперевозок. Это согласуется с другими договорами, поскольку авиационные услуги обычно исключается из торговых соглашений США.

Хотя ТТП не может непосредственно регулировать работу воздушных служб, составители, тем не менее, указали, что они поддерживают либерализацию воздушных перевозок. Статья 10.13 (прочие вопросы) Соглашения гласит: «[Стороны] признают важность воздушных перевозок в содействии расширению торговли и ускорению экономического роста. Каждая Сторона может рассматривать возможность работы с другими Сторонами на соответствующих форумах в целях либерализации воздушных перевозок, например, посредством соглашений, позволяющих авиаперевозчикам иметь гибкость в выборе маршрута и частот» [3]. Поэтому дальнейшая либерализация воздушных служб вполне может быть результатом внедрения ТТП и сотрудничества между государствами Соглашения.

На данный момент Россия не рассматривает варианты присоединения к ТТП из-за отсутствия видимых глобальных экономических усовершенствований в ТТП для нашего государства, а также из-за отдельных геополитических причин. Но стоит заметить, что перспективы для развития отечественной авиационной индустрии при вступлении в ТТП значительны - улучшение инфраструктуры аэропортов, тесное сотрудничество с зарубежными авиакомпаниями, а также формирование опыта для улучшения собственных правовых норм воздушных перевозок. Самой главной перспективой для российских авиакомпаний является дополнительный капитал с увеличения общего объема клиентов у всех авиакомпаний стран-участниц ТТП, который может стабилизировать финансовую составляющую отечественных авиакомпаний в условиях кризиса. Таким образом, при устранении преград, которые сейчас мешают России вступить в Транстихоокеанское партнёрство, мы можем получить значительный прогресс в сфере гражданской авиации при вступлении России в Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве.

Библиографические ссылки

1. Информационно-аналитическое агентство «Восток России». Транстихоокеанское партнерство и его значение для мира и России [Электронный ресурс]. URL: http://www.eastrussia.ru/ material/vef-14/ (дата обращения: 15.3.2017).

2. Wikipedia. Trans-Pacific Partnership [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/Trans-Pacific_Partnership (дата обращения: 17.3.2017).

3. Trans Pacific Partnership Agreement [Электронный ресурс]. URL: http://tpp.mfat.govt.nz/ text (дата обращения: 18.3.2017).

© Полубелов Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.