Научная статья на тему 'Транстихоокеанское партнерство: риски и возможности'

Транстихоокеанское партнерство: риски и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1928
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / КИТАЙ / США / СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / CHINA / USA / COUNTRIES PARTICIPATING IN THE TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / TRADE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жань Цзэхуа, Ли Яньцзе

В статье анализируется Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве с точки зрения влияния его на крупнейшие экономики мира: Китай и США. Рассмотрены преимущества и недостатки Транстихоокеанского партнерства для стран участниц данного соглашения, определены причины выхода из него США. Особое внимание уделяется определению степени влияния ТТП на экономику Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trans-Pacific Partnership: risks and opportunities

The article analyzes the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement in terms of its influence on the world’s largest economies: China and the USA. The authors consider the advantages and disadvantages of the Trans-Pacific Partnership for its participating countries and the reasons for the US withdrawal from the TPP. Special attention is paid to the analysis of the TPP’s influence on the Chinese economy.

Текст научной работы на тему «Транстихоокеанское партнерство: риски и возможности»

УДК 339.923:061.1(510+73)

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.4.17

Жань Цзэхуа

аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Ли Яньцзе

аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ

ПАРТНЕРСТВО:

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Zhang Zehua

PhD student, World Economy and International Economic Relations Department, Saint-Petersburg State University of Economics

Li Yanjie

PhD student, Logistics and Supply Chain Management Department, Saint-Petersburg State University of Economics

TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP: RISKS AND OPPORTUNITIES

Аннотация:

В статье анализируется Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве с точки зрения влияния его на крупнейшие экономики мира: Китай и США. Рассмотрены преимущества и недостатки Транстихоокеанского партнерства для стран - участниц данного соглашения, определены причины выхода из него США. Особое внимание уделяется определению степени влияния ТТП на экономику Китая.

Ключевые слова:

Транстихоокеанское партнерство, Китай, США, страны - участницы Транстихоокеанского партнерства, торговля, экономика.

Summary:

The article analyzes the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement in terms of its influence on the world's largest economies: China and the USA. The authors consider the advantages and disadvantages of the Trans-Pacific Partnership for its participating countries and the reasons for the US withdrawal from the TPP. Special attention is paid to the analysis of the TPP's influence on the Chinese economy.

Keywords:

Trans-Pacific Partnership, China, USA, countries participating in the Trans-Pacific Partnership, trade, economy.

23 января 2017 г. американский президент Д. Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП).

Переговоры по ТТП велись с 2009 г., однако на настоящий момент это соглашение не ратифицировано. За последние более чем 20 лет это самое крупное соглашение о свободной торговле в мире после Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). По инициативе США 12 государств Тихоокеанского кольца в результате сложных переговоров, длившихся 10 лет, подписали указанное соглашение. В число этих 12 стран вошли США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу.

Соглашение нацелено на углубление торгово-экономических связей между государствами тихоокеанского побережья, на максимальное устранение внутренних торговых барьеров, стимулирование экономического роста указанных государств. Страны-участницы также рассчитывают на укрепление взаимодействия в области экономической политики, законодательного регулирования и т. п. Совокупное население означенных 12 стран составляет 800 млн человек, что вдвое больше численности отдельно взятого европейского рынка. Кроме того, очень многие считают соглашение ТТП новой, усовершенствованной версией регламента Всемирной торговой организации (ВТО), его стратегическое значение очень велико. Но почему США вышли из соглашения? В чем его сильные и слабые стороны? Чтобы разобраться и ответить на эти вопросы, рассмотрим ТТП с нескольких точек зрения.

1. Содержание и особенности ТТП.

Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве инициировано членами организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Идея такого многостороннего соглашения о свободной торговле, призванного способствовать либерализации торговли, появилась еще в 2002 г. ТТП - это первое соглашение, связавшее воедино региональные торговые механизмы Тихоокеанского региона. Его экономический масштаб достиг 28 трлн долл. США. По данным Международного валютного фонда (МВФ) в 2014 г. ВВП 12 стран - участников соглашения составил 36 % всего мирового ВВП. По данным ВТО общий

объем торговли стран-участниц составил 26 % объема мировой торговли и превысил соответствующий показатель Европейского союза. Это самый значительный показатель региональной экономической интеграции в АТР.

Основные положения соглашения касаются постепенной отмены ввозных таможенных пошлин и квот на многие товары и услуги, усиления координации в области критериев охраны окружающей среды, рабочей силы и интеллектуальной собственности, обеспечения свободного трансграничного обмена данными, отмены многих ограничений в сфере услуг и т. п. Соглашение состоит из 30 разделов [1]:

1. Начальные положения и основные формулировки.

2. Торговля товарами.

3. Текстильные изделия и одежда.

4. Принципы места происхождения.

5. Таможенный контроль и упрощение процедур торговли.

6. Санитарные и фитосанитарные меры.

7. Технические барьеры в торговле.

8. Меры защиты торговли.

9. Инвестиции.

10. Трансграничная торговля услугами.

11. Финансовые услуги.

12. Временный въезд коммерсантов на территорию страны.

13. Телекоммуникации.

14. Электронная коммерция.

15. Правительственные закупки.

16. Политика в области конкуренции.

17. Государственные предприятия и установленные монополии.

18. Интеллектуальная собственность.

19. Рабочая сила.

20. Окружающая среда.

21. Сотрудничество и развитие потенциала.

22. Конкурентоспособность и создание благоприятных условий для бизнеса.

23. Развитие.

24. Средние и малые предприятия.

25. Единообразие контроля.

26. Открытость и борьба с коррупцией.

27. Положения об управлении и механизмах.

28. Урегулирование споров.

29. Исключения.

30. Заключительные положения.

ТТП требует 100 %-й отмены таможенных пошлин. Его содержание охватывает больше направлений, чем Соглашение о свободной торговле, степень либерализации также выше. Помимо устранения таможенных и иных помех для развития торговли предусматриваются предоставление большей свободы для движения людских и финансовых потоков, защита прав интеллектуальной собственности, улучшение условий для ведения бизнеса и т. д. Каждое государство может, исходя из фактической внутриполитической ситуации, добиться в процессе согласования послаблений на определенный период, чтобы защитить слабую национальную промышленность. Например, Чили добилась 10-летнего льготного периода в отношении пшеницы и сахарного песка собственного производства. В четырех странах, где соглашение ТТП уже вступило в силу, таможенные пошлины на более чем 80 % товаров уже отменены, пошлины на остальные товары должны быть отменены в течение 10 лет после вступления соглашения в силу [2].

ТТП - это трансрегиональное соглашение о свободной торговле, которое по сравнению с прежними соглашениями о свободной торговле имеет три характерные особенности:

1. Между государствами-участниками существуют огромные различия и сложности в отношениях.

2. По ширине и глубине охвата содержания соглашение превосходит любое из прежних соглашений о свободной торговле.

3. Содержание и критерии соглашения гораздо сильнее отражают американскую идею свободной торговли и имеют явный посыл в защиту собственных стратегических интересов.

2. Преимущества и недостатки ТТП.

ТТП напоминает рынок с натуральным обменом: участники здесь присутствуют с товаром, который им надо продать, чтобы выменять на что-то. Например, Вьетнам хочет продать другим

странам одежду, Австралия и Новая Зеландия - молочные продукты, Япония - автомобили, а США стараются сбыть свою свинину, рис и патентованные медицинские средства [3, с. 24]. Чтобы сделки состоялись, каждый должен идти на уступки. Однако успешность переговоров зависит в основном от того, на какие именно уступки готовы пойти их участники. Какие же преимущества есть у ТТП, благодаря которым к этому соглашению удалось привлечь так много стран, более десяти лет ведущих совместные переговоры?

Итак, к преимуществам участия в ТТП можно отнести следующее:

1. Экономические рынки стран-участниц становятся более открытыми друг для друга.

2. Торговые правила корректируются в сторону единообразия. Например, совершенствуются критерии проверки и карантинного надзора, упрощаются таможенные процедуры, ускоряется прохождение товара через таможню, устраняются препятствия, унифицируется система налогообложения и т. п.

3. Устраняются препятствия для финансового сотрудничества, создается более благоприятный климат для финансовых инвестиций стран-участниц.

4. Появляется больше возможностей для создания бизнеса и трудоустройства. Малым и средним предприятиям становится легче выйти на рынок и вести бизнес с крупными предприятиями всего мира. К примеру, создается информационно-консультационный пункт, который помогает малым и средним предприятиям решить проблему недостатка информации, укрепить практические связи между малыми и средними предприятиями разных стран, благодаря чему малые и средние предприятия получают право наравне с крупными предприятиями и компаниями участвовать в честной конкурентной борьбе и сотрудничестве.

5. Стимулируется устойчивое развитие политики и мероприятий по охране окружающей среды, особо подчеркивается недопустимость развития торговли и инвестиций в ущерб окружающей среде.

6. Поддерживается развитие новых отраслей промышленности, поощряется новаторство. Например, сотрудничество в области электронной коммерции, в том числе касающееся музыкальных произведений, фильмов, игр в сети Интернет и прочих сетевых продуктов, не облагается таможенными пошлинами, вследствие чего у молодых предпринимателей появляется возможность для создания интернет-бизнеса.

Концепция ТТП претворяется в жизнь уже пять лет. Так почему же при наличии такого большого количества плюсов 12 стран-участниц упорно продолжают вести переговоры, но существенных подвижек не происходит? Ранее, в ходе более десяти раундов переговоров, у каждой из стран-участниц имелось свое мнение, в особенности по вопросам сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, автомобильной промышленности и пр., по которым соглашение так и не было достигнуто. Многие страны, соразмеряя выгоды, которые они получат от участия в ТТП, с его негативными последствиями, приходят к выводу, что минусы перевешивают плюсы.

Негативные последствия от участия в ТТП:

1. В местной розничной торговле будет наблюдаться серьезный спад.

2. Окажутся затронутыми традиционные производственные отрасли.

3. На смену диверсифицированной рыночной экономике придет монокультурное хозяйство.

4. Выход основных экономических отраслей за пределы одного государства легко может привести к тому, что на рынке какой-либо страны будет главенствовать иностранный капитал.

Именно по этим причинам страны - участницы ТТП не могут достичь консенсуса. Например, Япония надеется, что США отменят таможенные пошлины на автомобили, а США хотят продавать в Австралию патентованные медицинские средства. Австралия хочет поставлять молочные продукты в Мексику, Мексика же в свою очередь намеревается экспортировать в США автомобили. США хотели бы в рамках меновой торговли поставлять в Японию продукцию сельского хозяйства. Каждая из стран стоит на страже интересов отечественной промышленности, поэтому некоторые не хотят идти ни на какие уступки, а у других есть определенные ограничения по количеству. Япония ежегодно покупает 360 т американского риса, но ей нужно защитить своих крестьян, смягчить негативные последствия, поэтому она может лишь накапливать и хранить этот рис в течение нескольких лет, а затем перерабатывать его в корма и продавать по низкой цене. При этом все убытки ложатся на правительство [4, с. 34].

Рассмотрим проблему с точки зрения США, чтобы понять, почему они вышли из ТТП. Приведенные ниже данные позволяют определить одну из причин выхода США из ТТП (табл. 1).

В таблице представлены 10 марок автомобилей, которые в 2016 г. были в США лидерами продаж. Из них 7 марок - автомобили иностранного производства, в том числе 4 японских марки, доля которых на автомобильном рынке США в 2016 г. составила 31,9 % от всего объема продаж. Для США - крупнейшего производителя автомобилей и техники - такие цифры неприемлемы. Если США, присоединившись к ТТП, освободят японские автомобили от части таможенных пошлин либо вообще отменят их, «Форд» вряд ли поднимется на первое место в списке.

Таблица 1 - Рейтинг продаж американских автомобилей в 2016 г. [5

№ п/п Автопроизводитель Август 2016 г. Изменение, % C начала 2016 г. Изменение, % Доля на рынке, август 2016 г., % Доля на рынке, с начала 2016 г., %

1 Ford 204 168 -9,4 1 702 211 1,4 13,5 14,6

2 Toyota 176 560 -5,6 1 364 996 -3,7 11,7 11,7

3 Chevrolet 175 965 -3,9 1 361 675 -4,5 11,6 11,7

4 Honda 135 325 -3,5 987 811 5,4 9,0 8,5

5 Nissan 114 199 -6,9 969 865 6,0 7,6 8,3

6 Jeep 86 468 11,9 630 182 13,9 5,7 5,4

7 Hyundai 70 518 -2,1 519 581 1,1 4,7 4,5

8 Subaru 60 418 14,7 391 969 4,4 4,0 3,4

9 Kia 54 248 -7,9 442 544 3,8 3,6 3,8

10 Ram 44 426 1,6 346 508 8,7 2,9 3,0

3. ТТП и Китай: новые возможности или дополнительные проблемы?

Едва ли не подавляющее большинство экспертов считают ТТП ударом по китайской внешней торговле и фактором, сдерживающим развитие китайской экономики. Подтвердить или опровергнуть данное утверждение можно в результате анализа данных, представленных в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 - Доля торговли Китая и стран ТТП в общем объеме мировой торговли [6]

Категория Доля торговли Китая со странами ТТП в общем объеме мировой торговли, %

Общий объем двусторонней торговли 12 стран - участниц ТТП 7

Общий объем экспортно-импортной торговли Китая 11,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млрд долл.

700 -

590,7

600 500

400 307,5

300 200 0 0

1128 2

, 95,9 83,6 72,2 70,6 63 5

■ ■ ■ ■ ZÍ

100 ■ —■-■- 83,6 72,2 70,6 63,5 31,3 15,9 15,5 3 9

^ У У У У У У У S S У

Г У У * * # ✓ У *

■ Крупнейшие торговые государства ■ Вторые по величине торговые государства Рисунок 1 - Объемы торговли Китая с основными странами-партнерами в 2014 г. [7]

Из вышеприведенных данных видно, что Китай - это государство, доля которого в общем объеме мировой торговли составляет 11,4 %, тогда как совокупная доля 12 стран - участниц ТТП составляет всего 7 %. Для трех из этих 12 стран Китай является вторым по величине торговым партнером, а для остальных 9 стран - первым. То есть все 12 стран имеют тесные партнерские торговые отношения с Китаем. Так каким же образом ТТП может тормозить экспортно-импортную торговлю Китая? Рассмотрим влияние ТТП на ВВП стран, состоящих и не состоящих в ТТП (рис. 2).

Как показывают данные рисунка 2, влияние ТТП на внутренний валовой продукт его участников является положительным. К примеру, для Вьетнама это влияние составляет 5,93 %, для США является самым незначительным и составляет 0,37 %, а для Китая оно практически равно нулю. То есть можно сказать, что ТТП не является сдерживающим фактором в развитии экспортно-импортной торговли Китая.

%

7 5,93 6 5 4

2 1 0

3,45

2,87

I2,19

1,14 0,8 0,76 0,7 0 6 lililí.

0,8 0,76 0,7 0,61 04 0 37 "0,27 -0,09

' - - -0,14 i I -0,34 -0,17

У/SS// * */S * *////

■ Страны - участницы ТТП ■ Страны, не являющиеся участниками ТТП

Г - ^ и ■

Рисунок 2 - Влияние ТТП на внутренний валовой продукт стран, %

Создание ТТП играет для Китая и других азиатских стран определенную положительную роль. Так, ТТП помогает им яснее почувствовать реальное отличие своих торговых правил от правил глобальной торговли, способствует более целенаправленному проведению реформ и ускоряет их ход. Многие правила ТТП олицетворяют собой основные направления будущего развития мировой экономики. Эти правила затрагивают именно те области, которые в Китае нуждаются в безотлагательном реформировании. На состоявшемся в 2013 г. третьем пленуме ЦК КПК XVIII созыва были приняты «Некоторые решения о всестороннем углублении реформ», определившие цели реформ в Китае до 2020 г. Если судить по содержанию этих реформ, изложенному в «Решениях», видно, что многие цели совпадают с целями ТТП.

Следовательно, в темпах роста китайской экономики не может произойти существенного спада, как предрекают некоторые аналитики. Наоборот, темпы экономического развития Китая будут расти. Направление развития ТТП, ориентированное на коммерциализацию и либерализацию, совпадает с общим направлением основной государственной политики реформ и открытости в Китае, однако отличается по своей динамике. Основными принципами политики реформ и открытости в Китае являются последовательность и непрерывность. Это означает, что необходимо сдерживать темпы, учитывать способность экономики и общества приспосабливаться к реформам, но в то же время непрерывно «повышать ставки» и не останавливаться, поддерживать определенное давление на экономику стран - участниц Транстихоокеанского партнерства.

Ссылки:

1. Чжань Ханьмин. Цель и процесс Транстихоокеанского партнерства // Новая волна: финансы и экономика. 2016. № 41. С. 116-121. На кит. яз.

2. Ван Цинь. Транстихоокеанское партнерство и его значение для мира и КНР // Вопросы международной торговли. 2016. № 4. С. 71-76. На кит. яз.

3. Чэнь Яньсэнь. Преимущества и практические проблемы ТТП // Комментарии к текущим событиям. 2016. № 11. С. 2425. На кит. яз.

4. Ли Цзяньшен. Влияние Транстихоокеанского партнерства на экономику Китая // Концепции развития Китая. 2016. № 13. С. 34-35. На кит. яз.

5. Cain T. U.S. auto sales brand rankings - August 2016 YTD [Электронный ресурс]. URL: http://www.good-carbadcar.net/2016/09/usa-august-2016-auto-brand-sales-results.html (дата обращения: 15.02.2017).

6. Официальный сайт Государственного управления статистики КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ (дата обращения: 15.02.2017).

7. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.