Научная статья на тему 'Транстемпоральный принцип успешности психологической практики'

Транстемпоральный принцип успешности психологической практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
500
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транстемпоральный принцип успешности психологической практики»

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

© 2006 г. О.В. Лукьянов

ТРАНСТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП УСПЕШНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Как утверждалось многими философами еще в начале XX в., психологические явления существуют не столько в форме пространства, сколько в форме времени [1]. Поэтому принципы достижения успешности психологического исследования как одного из самых радикальных видов психологической практики должны выражаться не в форме предметной, как это принято сейчас, а в соответствии временных горизонтов, сфер, планов, масштабов [2]. Это не означает, что душевную реальность необходимо представлять лишь динамически и игнорировать точность и ясность содержания, но из этого следует важность методологического принципа, связывающего временные соответствия прежде, чем будет осуществляться последующая цепь действий, принципа, соответствующего структуре временных форм, принципа мышления, открывающего характер временных отношений в событии коэкзистирования, принципа, который требует понять исполненность смысла жизни, прежде чем будет решаться конкретная проблема - принципа транстемпоральности. Пространственные формы душевных явлений представляют собой конечную, итоговую, умирающую форму. Начальным, инициирующим основанием психологической практики являются формы времени [3-5].

Сегодня, работая в определенных временных горизонтах, современная психология, не фиксируясь на этом моменте специально, использует научные категории, отвечающие утверждаемому времени, например, язык, кроме смыслов и содержаний, выражает форму времени [6, 7].

В современном языке перед нами движутся сами времена, а не только предметы или практикующий субъект [8, 9]. Как известно, в Талмуде говорилось, что время стоит, а движется сам человек. Но имеет ли сегодня смысл представление о стоящем, неподвижном времени? Нет, сегодня мы имеем дело с движением времен (с революцией). Открывшаяся в прогрессе современной науки возможность увидеть статику времени (абсолютную его форму) только подтверждает его движение, ведь стоять - это лишь частная форма движения, согласно современным представлениям физики и диалектики. При этом в движении времен меняется смысл и уместность применения соответствующих научных категорий. Бывает, что разработанная и проверенная другими методика не обеспечивает действенной достоверности исследователю, так как она и ее авторы принадлежат иной эпохе. Успех исследования, как и многих других психологических практик, бывает, не транслируется и не повторяется. Для реального успеха в психологической практике метод приходится каждый раз изобретать. Существующий и ут-

вержденный метод нельзя механически применить, но и метод, и существующий категориальный аппарат можно прочитать в согласованности времен. Подобным образом великие произведения искусства созданы однажды, но для многократного прочтения и длительного использования [10]. Величие произведений, кроме всего прочего, состоит в их направленности на концептуализацию времени, они оформляют время, и мы можем говорить, понимая, что говорим: время В. Высоцкого, время А. Пушкина, время В. Шекспира.

Симфонизация временных периодов как способ концептуализировать время

Абстрактно взятое время, только исчисляемое, но не переживаемое, ведет к игнорированию его живой действительности, полноты и сложности временных отношений. Время, понимаемое как метрика бытия, определяемое как условие последнего, условие изучения энергии, свойство напряжения, пространство ритма, позиционирования, интенсивности, скорости и т.д., действительно ощутимо, оно специфично и действенно, но на самом деле время постоянно изменяется, это мы стараемся его конституировать, определить и упорядочить, а значит, исчисляемое абстрактное время есть виртуальность, изначально ощутимо что-то другое [11]. Его нельзя учитывать только механически, только логически, только интуитивно или только сенсорно, необходимо согласование всех порядков и смыслов учета времени подобно необходимости симфонизации пауз, высот, длительностей, интервалов и прочего в исполнении музыкального произведения. Искусство и литература в своей бесконечной творческой муке подчас гораздо ярче отражают фронт психологической реальности, чем завершенные по внешней форме продукты научного труда. Например, полифоническая структура современного художественного романа показывает нам будущее научной методологии проще и точнее целых монографий, и научная методология осознается по критериям симфонизации [12].

Временные периоды активного действия, века систематической деятельности, эпохи осмысленного деяния, вечности мудрого пребывания, все, согласовывающие нашу жизнь, времена практик должны быть приведены конкретным живым человеком в соответствие с историческими, теоретическими, эмпирическими, нравственными и духовными последовательностями. Исследование должно входить в историю. Например, изучение личного опыта должно входить в историю личности, исследование личности - в историю социума, изучение социума - в историю этноса и т.д., насколько позволяет масштаб исследования.

Различные «сюжетные» линии событий должны служить открытию временной целостности анализируемого явления или феномена. Исследование призвано творить симфонию времен, которая будучи вербализирован-ной и артикулированной речью живого человека, создает важнейшее в современной гуманитарной науке время «между», являющееся еще и време-

нем «транс», и тогда мы видим смысл жизни и жизнь, исполненную смысла. Не только свой или чужой смысл, но смысл жизни в отношениях «И-И», в потрясающей динамике вечности.

«- Я вышла замуж очень молодой, лишь для того, чтобы избавиться от матери. Но именно по этой причине решение было вынужденным, не подлинно свободным. Более того: чтобы избавиться от матери, я вышла замуж за человека, который был ее давним другом. Ибо я знала только людей ее круга. Стало быть, даже замужем я оставалась под ее присмотром.

- Сколько тебе было лет?

- Около двадцати. И с тех пор все предрешено раз и навсегда. Это тогда я совершила ошибку, ошибку трудно объяснимую, неощутимую, однако она стала отправной точкой всей моей дальнейшей жизни, и я так и не сумела исправить ее.

- Непоправимая ошибка, совершенная в возрасте неведения. - Да.

- В этом возрасте выходят замуж, рожают первенца, выбирают профессию. И наступает день, когда узнаешь и постигаешь множество вещей, но уже слишком поздно, ибо вся жизнь была определена в ту пору, когда ни о чем не имеешь понятия.

- Да, да, как и я в своей эмиграции! Она тоже была лишь следствием моих прежних решений. Я эмигрировала потому, что тайная полиция не оставляла Мартина в покое. Он не мог больше жить здесь. А я могла. Но я была заодно с мужем и не жалею об этом. Пусть даже моя эмиграция и не была моим делом, моим решением, моей свободой, моей судьбой. Мать толкнула меня к Мартину, Мартин увез меня заграницу.

- Да, я помню. Все было решено без тебя.

- Мать и та не возражала.

- Напротив, это ее устраивало.

- Что ты хочешь этим сказать? Вилла?

- Все дело в собственности.

- Ты опять становишься марксисткой, - говорит Ирена с легкой улыбкой. Ты же видела, как буржуазия после сорока лет коммунизма встала на ноги за считанные дни? Они выжили тысячью способами. Одни за решеткой, другие изгнанные со своих должностей, а кто, ловко выкрутившись, сделал блестящую карьеру: послы, профессора. И нынче уже их дети и внуки вновь одно целое, нечто вроде тайного братства, они заправляют банками, газетами, парламентом, правительством.

- Да, ты и впрямь всегда оставалась коммунисткой.

- Это слово больше ничего не значит. Но и то правда, что я всегда оставалась девочкой из бедной семьи.

Она умолкает, и перед ее глазами проносятся образы: девочка из бедной семьи, влюбленная в мальчика из богатой; молодая женщина, ищущая в коммунизме смысл жизни; после 1968 года зрелая женщина, примкнувшая к диссиденству и сразу открывшая для себя мир, куда более широкий, чем прежний: не только коммунистов, восставших портив партии, но так же

священников, бывших политических заключенных, крупных деклассированных буржуа. А затем, после 1989 года, словно очнувшись от сна, она вновь становится той, кем была прежде: состарившейся девушкой из бедной семьи» [12, с. 153-455].

В этом отрывке из романа М. Кундеры, как и во всем романе, остро звучит необходимость согласования и соответствия времен, времен разных людей, возрастов, эпох и разных событий, согласования, которое часто осуществляется психологически не практично, во времени неведения.

Сила, служащая нам для постижения смысла жизни, рождается из симфонии начал, окончаний, ритмов, возвращений, линий, переплетающихся в направленности говорящего и слушающего. Личностные переживания, судьба, выборы, состояния, отношения, социальные планы, классовость, политические пристрастия, собственность и многое другое входит в историю и время события, во время события понимания, наследования случившейся жизни.

Транстемпоральный уровень социально-психологического анализа

Предметом социальной психологии являются отношения. Определяя предмет социально-психологического исследования или другой социально-психологической практики, мы обязаны определить смысловой горизонт, задающий тенденцию относительности. Отношения имеют различную природу в зависимости от того, в каком временном смысле они определяются. Отношения в одном времени - сугубо количественный вопрос, отношения в ортогональной системе временных координат - вопрос геометрический, пространственный, отношения в континууме вложенных времен — вопрос судьбы и так далее, все ближе к религиозному опыту или к ко все более живой реальности. Контекст отношений, доступный и необходимый к пониманию в жизни современного человека, представляется чрезвычайно сложным и все усложняющимся по мере развития структур согласованности сознания. Таким образом, изучение предмета социальной психологии традиционными способами приводит нас к постановке все более сложных вопросов и не всегда к возможностям ответов.

Опосредованность отношений Я-Другой социальным контекстом - это по сути своей характеристика качества времени. Учитывая время, мы тем самым констатируем и отношения, опосредованные контекстом, т.е. получаем доступ к предмету социальной психологии.

Начальным уровнем понимания отношений Я-Другой, опосредованных социальным контекстом, является уровень количественных соответствий. Для достижения согласия, без которого невозможна коммуникация, а значит, невозможна и какая-либо социальная практика, мы достигаем согласия в количественном соответствии времен.

«Допустим, человеческая жизнь длится восемьдесят лет. Примерно на этот срок рассчитывает и строит свою жизнь каждый. То, что я сказал, знают все, но редко кто отдает себе отчет, что число отпущенных нам лет не

простая количественная величина, некая внешняя характеристика (как длина носа или цвет глаз), а составная часть самого определения человека. Тот, кому довелось бы прожить в полную силу в два раза дольше, то есть, допустим, лет сто шестьдесят, не принадлежал бы к тому же виду, что и мы. Ничего похожего в его жизни не было бы, ни любви, ни амбиций, ни чувств, ни ностальгии, ничего. Если бы эмигрант, после двадцати лет на чужбине, вернулся бы на родную землю, имея еще сто лет жизни впереди, он вовсе не испытал бы трепета Великого Возвращения, для него скорее всего это было бы не возвращение, а один из многочисленных поворотов на долгом пути его существования.

Ибо само понятие „отечества", в благородном и сентиментальном смысле этого слова, связано с относительной краткостью нашей жизни, предоставляющей нам слишком мало времени, чтобы привязаться к другой стране, к другим странам, к другим языкам.

Эротические отношения могут наполнить всю взрослую жизнь. Но если бы эта жизнь была гораздо длиннее, то разве пресыщение не задушило бы способность возбуждаться задолго до того, как иссякнут физические силы? Ибо между первым, десятым, сотым, тысячным или десятитысячным соитием огромная разница. Где предел, после которого повторение станет стереотипным, если не комическим, а то и невозможным? Но когда этот предел преодолен, что станется с любовными отношениями между мужчиной и женщиной? Исчезнут ли они? Или, напротив, любящие будут рассматривать сексуальную фазу своей жизни как варварскую предысторию подлинной любви? Ответить на эти вопросы столь же легко, сколь представить психологию жителей неведомой планеты» [12. с. 115-116].

На элементарном уровне понимающего взаимодействия мы интуитивно соглашаемся с идеей о количественном отношении времени. Это событие настолько элементарное, что оно часто не рефлексируется, а практикуется автоматически, по принципам работы здравого смысла. Как и все остальные формы отношений, это отношение может быть неаутентичным. Когда мы не спрашиваем «где предел, после которого повторение станет стереотипным, если не комичным и невозможным?», а считаем, что «нам всем известно, в каких пределах мы существуем и в каком отношении находимся». Именно от неаутентичных отношений предостерегают нас великие писатели.

Как от исследователей и практиков, от нас требуется принять действительность в ее обновляющейся неопределенности, сделать возможным оживляющее, подлинное принятие действительности. В вопросе определения предмета социально-психологического исследования и социально-психологических практик это означает принятие реальной неопределенности того, что мы называем социальными отношениями, принятия смысловой неопределенности взаимодействий, обусловленных и опосредованных социальным контекстом.

Транстемпоральное представление опыта человеческого взаимодействия во времяобразующих событиях

Попытка описать психологические феномены так, чтобы эти описания и объяснения имели общечеловеческий характер (а именно такое требование предъявляется к научному описанию), обречена на редукцию психологической реальности, если описание бытия во времени сводится к определению содержания. Содержание действительно и необходимо, но содержание временно. Между значением и смыслом существа лежит совместность человеческого активного взаимодействия. Осуществление редукции, даже феноменологической, - лишь добывание материала для вхождения в форму, для приведения социальной системы в желаемое состояние. Вхождение в форму происходит через предъявление опыта во времени. Фундаментальность и важность предъявления опыта для смысложизненного благополучия всегда остро переживали поэты, ясно понимая недуги наступающего времени, когда эта сторона человеческого взаимодействия переставала осуществляться.

Все те же разговоры, почем и что иметь.

Из моды вышли «М», что были с Бони.

Теперь никто не хочет, хотя бы, умереть,

Лишь для того, что б вышел первый сборник.

Ю. Визбор

В чем действительная важность слова, высказанного с риском, со сложностью и дорогой ценой? То есть стоящего слова? В том, что это необходимо и вовремя. В том, что такое слово подтверждает готовность быть, делает нас соответствующими временам жизни, значит живыми. Необходимо предъявление опыта во времени, т.е. необходимо переживать не только «как есть», «как бывает», но и «как становится». Практика транстемпорального подхода - это предъявление непосредственного опыта пребывания во временах жизни. В самом спокойном варианте форма транстемпоральной практики - описание.

Такие описания сочетают в себе характеристики феноменологического и экзистенциального анализа с результатами и условиями действенного исследования. В этих описаниях, представляющих собой прояснение таких аспектов жизни, как упорядочивание и определение событий в смысложиз-ненных горизонтах, выделенные через переживания, идентифицированные количества жизни согласуются в своих временных пределах, в точках начал, концов и середин. От взаимодействия, конституирующегося количественным соответствием времен, транстемпоральное описание, опирающееся на интуицию (интуицию, понимаемую как «имение действительности в подлиннике» по определению Н.О. Лосского [1]) приводит в условиях недостаточности воплощенных форм к возможности полноценного взаимодействия в смысложизненном горизонте.

Так, в транстемпоральной практике выражается главная возможность, открывающаяся нам в полноте времен: исходя из принятия частичности

нашего понимания структуры события, незавершенности, неопределенности и недостаточности существующего, иметь в подлиннике действительную исполненность смысла, быть определенными, благополучными и целостными в смысложизненном масштабе. Преодолеть накапливающуюся отчужденность и свести опыт к качеству жизни.

Практическое применение транстемпорального подхода

Практическое применение метода обусловливается временными горизонтами, которые доступны исследователю. Временной горизонт, определяемый в социально-психологической практике, становится формой временного соответствия. Практикующий субъект получает основания чувствовать и выражать тело времени, так как именно от сил времени он получает подтверждение своего существования.

Попытки понять и описать всеобщность социальной или душевной реальности не соотносятся с перспективой смысложизненной полноты, хотя некоторые абстрактные соответствия различных по своей природе времен или уровней жизненности могут быть установлены и зафиксированы, в смысложизненном отношении они есть не что иное, как очередное подтверждение исходного временного порядка.

Имеет смысл воспитание причастности к совместности, к полноте и гармонии жизни во временах. Это - не догма, а положение, определяющее направленность практики. Транстемпоральная практика направлена не на удовлетворение (питание) в согласии некоторыми соответствующими и определенными целями, стремлениями или проектами, а на воспитание причастности к смысложизненным соответствиям.

Для удобства усвоения практических положений транстемпорального подхода, которое требует некоторого времени, представим таблицу, выражающую сравнительные особенности транстемпорального подхода с ближайшими к нему методологическими и методическими подходами. Время знакомства с содержанием таблицы как раз и может являться условием, времяобразующей формой и поводом возможности понимания относительного положения акцентов транстемпорального подхода [13].

Собрав в такую таблицу основные аспекты построения концепции социально-психологической практики, мы можем заключить, что транстемпоральный подход имеет свой горизонт соответствия смыслов и может быть использован для продвижения в направлении расширения научной компетентности смыс-ложизненной проблематики. Примененным подход может считаться тогда, когда выработана процедура или хотя бы обозначен смысл форм организации процедуры исследования и других практик. Процедура исследования или другой творческой социально-психологической практики в транстемпоральном подходе должна создаваться как трансценденция существующих методов в направлении транстемпоральных аспектов человеческого взаимодействия. Содержание процедур при этом не может быть заранее предписано, оно определяется ситуацией и ответственностью практикующих. Предписаны должны

быть горизонты смысложизненной проблематики, необходимые к принятию и создающие базовое соответствие времен. Затем применение всех уместных методов и полученных результатов должно приводиться к соответствию через определение порядка временных периодов, временных интервалов, временных масштабов и тенденций. В конце концов, должен быть получен специфический результат открытости нового уровня социально-психологического благополучия, подтвержденный полноценной исполненностью смысла.

Методологические аспекты и акценты в тенденции утверждения транстемпорального подхода в психологическом исследовании

Аспект Качественно-количественный подход (эмпирический) Феноменологический подход Действенное исследование Транстемпоральный подход

1. Язык Язык операций Язык коммуникации (акцент на рефлексию) Язык коммуникации (акцент на трансценденцию) Язык коммуникации (акцент на аутентичную постановку вопроса)

2. Материал Коррелирующие между собой процессы, факты Содержимое сознания и структуры сознания Опыт совместного выражения состояний Форма воспроизводства смысла

3. Характер входа в ситуацию Принятие системы измерения, метрики Принятие субъективности и возможности пересечения субъективного опыта Принятие существующих динамических границ Принятие актуальной неполноты временного соответствия

4. Способ исследования Логическое построение Интуитивное усилие в понимании самого главного Выяснение смысловых перспектив (точек зрения) Согласование временных горизонтов

5. Цель исследования Установить причинно- следственную связь Увидеть и понять смысл связи и интенции ответов Изменить ситуацию самим процессом исследования и понимания Обеспечить условия для выполнения временных обязанностей, прежде всего обязанности определять порядок времени-бытия

6. Позиция исследователя Сторонний наблюдатель, манипулятор Включенный переживающий соучастник, протагонист Терапевт, помогающий лидер Пребывающий в срединной позиции, связывающий различные, до этого отчужденные друг от друга времена

7. Критерий точности Точность инструмента измерения (тщательность, аккуратность) Точность уникальности (точность хода в шахматах, убедительность, честность, чувствительность) Точность применения множества ключей к одному замку, множества решений одной задачи (действенность, расширение горизонтов свободы и ответственности) Соответствие полноте временного соответствия, сим-фонизация времен (жизненная мудрость, свершение «раз и навсегда»)

Продолжение таблицы

Аспект Качественно-количественный подход (эмпирический) Феноменологический подход Действенное исследование Транстемпоральный подход

8. Требование к практике Аккуратность повторяемости и процедуры Чувствительность и сензитивность, личная важность проблемы, неограниченность во времени Компетентность в понимании динамических аспектов события, наличие развитой формы коммуникации Готовность быть в желаемом состоянии, соответствие желаемого и действительного, принятие временных обязанностей

9. Рациональность Абстрактная цель Интенциональ-ность Целесообразнос-ноть Смысл целесообразности

10. Достоверность Повторяемость и способность к прогнозированию, обеспечиваемому инструментально Убедительная выраженность прошлого, будущего и настоящего в актуальном контексте Консенсус в оценке пользы, достигаемый в прямой коммуникации Рост благополучия в единицах времени, исполненность смысла жизни

11. Тенденция временного порядка Ретроспективность Интраспектив-ность Интерспектив-ность Трансспективность

12. Данные Репрезентативная выборка Случай, описание случая, репрезентация смысла Событие творческого решения, реформация смысла Поэтика языка, перманентная революция смысла

13. Масштаб относительности времени (метрика бытия) Период восприимчивости, активности, деятельности Человеческая жизнь и человек как центр переживаний, целостность человеческой жизни Преемственность поколений и времен человеческой жизни, этическая ответственность Соответствие вечности и временности, связь и соответствие времен

14. Предельный смысл практики Производство отвлеченной силы, отчуждение времени жизни в пользу меньшей жизненности Производство описаний живых целостностей, производство пониманий Производство социальных систем более живого уровня Воспроизводство смыслов жизни, воспроизводство смысловых соответствий

Собрав в такую таблицу основные аспекты построения концепции социально-психологической практики, мы можем заключить, что транстемпоральный подход имеет свой горизонт соответствия смыслов и может быть использован для продвижения в направлении расширения научной компетентности смыс-ложизненной проблематики. Примененным подход может считаться тогда, когда выработана процедура или хотя бы обозначен смысл форм организации процедуры исследования и других практик. Процедура исследования или другой творческой социально-психологической практики в транстемпоральном подходе должна создаваться как трансценденция существующих методов в направлении транстемпоральных аспектов человеческого взаимодействия. Содержание процедур, при этом, не может быть заранее предписано, оно определяется ситуацией и ответственностью практикующих. Предписаны должны

быть горизонты смысложизненной проблематики, необходимые к принятию и создающие базовое соответствие времен. Затем применение всех уместных методов и полученных результатов должно приводиться к соответствию через определение порядка временных периодов, временных интервалов, временных масштабов и тенденций. В конце концов, должен быть получен специфический результат открытости нового уровня социально-психологического благополучия, подтвержденный полноценной исполненностью смысла.

Как любая концепция, концепция транстемпорального подхода, призвана способствовать расширению области применения метода, что, в свою очередь, требует соответствующего расширения временных горизонтов. Основным механизмом как самого транстемпорального метода, так и его развития является движение во временах, динамика смысложизненных соответствий, использование потенциалов человеческого сознания, как поля упорядочивания временных отношений, отношений смыслов периодов и тенденций жизни.

Заключение

Мы должны практиковать принцип соответствия времен, чтобы иметь место для достижения действительного успеха в социальных практиках.

Для внедрения научного метода в широкий контекст повседневной жизни необходимо создать временную структуру, которая реализует сущностный характер метода (создать пространство, место). Самым действенным и наглядно убедительным в своей действенности видом временной структуры, отвечающей требованиям транстемпорального подхода, является смысловая структура образовательных практик.

Концептуально образовательные практики существуют в сложном взаимодействии времен. Нам это видится как различие смысловых горизонтов. В общем виде различия смысловых горизонтов выражаются сферами опыта науки, искусства и религий. Например: есть смысл жизни, определяющий науку психологию, есть смысл жизни, выражающийся искусством быть ученым - психологом, и есть претензии и достоинство исполненности смысла жизни как некоторого достижения духовного уровня.

Смысловые горизонты этих трех временных сфер различны по природе переживаний, они не заменимы и не сводимы одна к другой, они требуют согласованности. Неаутентичность какого-либо одного смыслового горизонта устраняет смысл жизни и всех остальных сфер времени. Так, без реальной науки претензии на духовное развитие превратятся со временем в фикцию, наука без искусства быть ученым станет мертвым набором экспонатов и т.д.

Концепция образовательной практики соответствует смысложизненной проблематике тогда, когда обеспечивает связь времен, вмещает, а точнее совмещает времена науки, искусства и религиозного опыта. Теоретически это невозможно. Такое совмещение или есть или его нет, теоретические предположения возможностей полезны, но не являются достаточными, переживания необходимы, но тоже не достаточны сами по себе.

Понять концептуальную основу практики совмещения времен позволяет феномен готовности быть - феномен не состояний, т.е. бытия во времени, а феномен коэкзистирования - бытия во временах, в гармонии времен.

Наука - готовность смотреть. Искусство - готовность видеть. Религия -готовность ведать (говорить, отвечать). Творчество в науке, искусстве, религии имеют разные критерии и формы, так как существуют в разных временных горизонтах. Но социально-психологические практики, особенно практики образовательные, представляют собой жизнь и смысл жизни тогда, когда совмещают в себе времена, реализуют способность готовности быть смотрящим, видящим, ведающим и т.д.

Необходимость связывать и согласовывать различные времена в социально-психологических практиках видна не только в отношении науки, искусства и религии. Экономика, социология и производство требуют своего согласования в структуре бизнеса, воля правительства, закон и правовые институты, свобода граждан выявляют необходимость согласованности времен в политике. Думается, что современная цивилизация все больше и больше будет требовать практического согласования временных сфер и смысловых горизонтов в самых различных областях деятельности и социального развития.

Литература

1. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

2. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психол. журн. 1998. № 8-9. С. 7-14.

3. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии. 1997. № 1. http://www.philosophy.ru/library

4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135.

5. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

6. ДелезЖ. Логика смысла. М.; Екатеринбург, 1998.

7. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. М., 1996.

8. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

10. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.

11. Деннет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.

12. КундераМ. Неведение: Роман / Пер. с фр. Н. Шульгиной. СПб., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Обуховский К Галактика потребностей. Психология влечений человек. СПб., 2003.

Томский государственный университет 12 мая 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.