Научная статья на тему 'Транспортное укачивание'

Транспортное укачивание Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
577
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Трудный пациент
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортное укачивание»

Транспортное укачивание

М.В. Замерград Отделение неврологии медицинского центра

«Гута-Клиник», Москва

Транспортное укачивание (болезнь движения) -совокупность симптомов, возникающих у человека при перемещении на транспорте. Укачивание может возникать при поездках на автомобиле, самолете или поезде. Но чаще всего и сильнее всего укачивание выражено при плавании на корабле. Расстройства, напоминающие укачивание, могут возникать при качании на качелях, на различных аттракционах, каруселях, при подъеме и спуске в лифте.

Распространенность транспортного укачивания чрезвычайно высока. Исследования показали, что у детей младше 10-летнего возраста укачивание встречается более чем в 60 % случаев. В возрасте от 10 до 20 лет укачивание отмечают 45 % опрошенных. В среднем от систематического транспортного укачивания страдают 5-10 % людей. Пожилые люди значительно реже жалуются на укачивание. Особую проблему представляет укачивание при космических полетах. По разным данным, болезнь движения испытывают от 30 до 70 % космонавтов и астронавтов. Укачивание в космическом полете называется синдромом космической адаптации; этиологическим фактором служит невесомость. Этот синдром нарушает работоспособность космонавта, но в течение нескольких дней человек адаптируется.

От укачивания страдают не только люди. Доказано, что болезнь движения в не меньшей степени свойственна многим животным: собакам, кошкам, коровам, лошадям и даже рыбам. В то же время кролики и морские свинки очень устойчивы к укачиванию или вовсе не чувствительны к нему.

Этиология и патогенез

Считается, что укачивание может быть обусловлено двумя причинами: чрезмерным раздражением вестибулярного аппарата при значительных непривычных ускорениях или несоответствием между вестибулярными, зрительными и сома-тосенсорными стимулами. На сегодняшний день наибольшее предпочтение отдают последней теории, т. е. так называемой теории сенсорного несоответствия или сенсорного конфликта. При этом очевидно, что укачивание наблюдается только при сохранности лабиринта, вестибулокохлеарного нерва и вестибуло-мозжечковых трактов. Значение зрительного анализатора с точки зрения развития укачивания не столь велико. Известно, например, что слепые также подвержены укачиванию, как и зрячие, хотя и страдают от этого расстройства несколько реже.

Выделяют две категории рассогласования информации о движении. В первом случае возникает несоответствие между информацией, поступающей через зрительный анализатор и получаемой от вестибулярных аппаратов. Так, у человека, находящегося в закрытой каюте корабля или на заднем сиденье движущегося автомобиля, вестибулярная афферентация создает ощущение ускорения, в то

время как зрительная свидетельствует об относительной неподвижности окружающих предметов. Интенсивность тошноты и головокружения прямо пропорциональна степени сенсорного рассогласования. Во втором случае несоответствие возникает между сигналами от полукружных каналов и ото-литовых органов, которые передают в центральную нервную систему противоречивую информацию.

В обычных условиях центральная нервная система может точно определять, какие сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Эта способность вырабатывается как в процессе эволюции, так и в ходе индивидуального развития человека. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе сравнивается поступающая информация с информацией ожидаемой. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то запускается ряд нейровегетативных реакций, которые и характеризуют синдром укачивания.

Хотя болезнь движения и может развиться у любого человека, индивидуальная чувствительность к укачиванию сильно варьирует. Дети младше двух лет почти не используют зрительную систему для пространственной ориентации, поэтому меньше подвержены укачиванию. Интересно, что больные с синдромом Туретта реже страдают болезнью движения, что, возможно, обусловлено изменением содержания различных медиаторов в головном мозге.

Клинические проявления укачивания

Симптомы укачивания, как правило, развиваются постепенно. Продромальными признаками служит зевота, гипервентиляция, слюнотечение, бледность, обильный холодный пот, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Больной чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться.

Продолжительная болезнь движения с сильной рвотой может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.

Иногда болезнь движения протекает с преобладанием определенных симптомов. Так, условно выделяют четыре основных формы болезни движения: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.

При нервной форме основными симптомами бывают головокружение, тяжесть в голове, головная боль, слабость, сонливость. Иногда некоторые из этих симптомов появляются уже накануне поездки.

Желудочно-кишечная форма проявляется искажением вкусовых ощущений (например, во рту может появиться мыльный привкус), снижением аппетита, тошнотой и рвотой. Рвота приносит кратковременное облегчение. Характерна непереносимость запахов табачного дыма, выхлопных газов.

При сердечно-сосудистой форме наблюдается тахикардия, повышается артериальное давление, возникает аритмия. По мере нарастания симптомов укачивания пульс урежается, дыхание становится поверхностным, артериальное давление падает.

Смешанная форма болезни движения - самая частая. Она характеризуется сочетанием различных симптомов дисфункции сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и нервной систем.

Течение болезни движения зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и инди-

£

видуальнои чувствительности человека к укачиванию. У некоторых людеИ до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания. У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Клиническая картина укачивания обычно развивается медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся тошнотоИ и рво-тоИ. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов болезни движения может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько днеИ. Усугубляет болезнь движения плохо проветриваемое помещение (дым, в т. ч. табачныИ, угарныИ газ), высокая температура окружающего воздуха и некоторые эмоциональные факторы, такие как страх, тревога.

В зависимости от провоцирующего фактора выделяют морскую, воздушную, космическую болезнь, укачивание в автомобиле, поезде, на качелях.

Морское путешествие чаще всего вызывает укачивание, что объясняется более длительным и более выраженным воздеИствием провоцирующих болезнь движения факторов. Первое упоминание морскоИ болезни встречается в работах Гиппократа. Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовоИ (боковоИ), поперечноИ, килевоИ, продольноИ или вертикальноИ. Даже спокоИное море у многих людеИ вызывает укачивание.

Воздушная болезнь по частоте стоит на втором месте после морскоИ болезни. Чем ниже летит самолет и чем меньше его размеры, тем выше вероятность развития воздушноИ болезни. Так, укачивание наблюдается у 12-13 % пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3 % пассажиров при полетах на самолетах с газотурбинными двигателями. Воздушная болезнь развивается, когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», при качании относительно продольноИ оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Современные большие самолеты гражданскоИ авиации обычно летают на больших высотах в спокоИных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи болезни движения на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах.

Космическая болезнь представляет большую проблему в астронавтике, поскольку может лишить космонавта работоспособности на достаточно длительныИ срок. Этиологическим фактором космическоИ болезни служит невесомость (нулевая гравитация). В обычных условиях, на земле, энергичные движения головоИ не вызывают укачивания, тогда как в условиях невесомости такие движения могут привести к укачиванию. Полагают, что космическая болезнь может развиваться из-за внутривестибулярного несоответствия, т. е. рассогласования информации, поступающеИ от отолитовых органов и полукружных каналов, или вследствие рассогласования информации, поступающеИ от вестибулярного и зрительного анализаторов.

Реже всего болезнь движения возникает при поездках на поезде - лишь у 0,13 % людеИ. Тем не менее, с распространением скоростных поездов частота болезни движения у пассажиров может существенно возрасти, что объясняется значительными ускорениями, возникающими при поворотах поездов, движущихся со скоростью более 200 км/ч.

КОККУЛИН

Для лечения и профилактики укачивания в транспорте и состояний, сопровождающихся:

• тошнотой

• рвотой

• головокружением

• вазомоторными реакциями

Коккулин

• Гомеопатический препарат

• Эффективность клинически доказана

• Не имеет противопоказаний к применению

• Не имеет лекарственного взаимодействия

• Не обладает седативным эффектом

• Не имеет побочных эффектов

«&8Г

.......

¡КОККУЛ ин

БУДРОН -

115114, г.Москва,

ул. Дербеневская, д.1, стр.1

Е-таП: info@boiron.ru

Ж

ЛАБОРАТОРИЯ

БУАРОН*

Адаптация

Когда воздействие провоцирующего болезнь движения фактора продолжается длительное время, у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение проявлений укачивания. Скорость адаптации очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей человека. В большинстве случаев адаптация происходит через 2-3-е суток. При этом к 4-м суткам все симптомы болезни движения обычно полностью проходят. Сущность адаптации заключается в установлении нового контроля двигательных актов в изменившихся условиях. После возвращения в нормальные условия центральная нервная система должна вновь перестраиваться, что может сопровождаться симптомами болезни движения, правда, выраженными в меньшей степени. Такая реадаптация наблюдается, например, у моряков, вернувшихся из длительного плавания.

Лечение

Укачивание легче предотвратить, чем лечить. Существует ряд общих рекомендаций, которые позволяют снизить риск развития болезни движения. Так, перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы лучше принять успокоительное или снотворное средство. В день поездки следует избегать спиртных напитков и ограничить курение. Как голод, так и переедание могут провоцировать болезнь движения. Необходимо избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков. Предпочтительнее напитки с легким кислым вкусом. Во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.

Во время поездки профилактика укачивания включает использование физических, зрительных и медикаментозных факторов.

Физические факторы

Лицам, подверженным укачиванию, во время поездок на транспорте рекомендуют находиться в месте наименьшей амплитуды движения, например в средней части корабля или в той части самолета, которая расположена между крыльями. Необходимо до минимума ограничить движения головой. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору. Советуют лежать на спине или находиться полулежа с валиком под головой.

Во время поездок на наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу движения. Не следует активно двигать головой и следить за мельканием предметов за окном. Предпочтительно располагаться на переднем сидении и смотреть вперед. Можно также закрыть глаза и занять удобную позу, откинув кресло максимально назад.

Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения. Температура в салоне транспортного средства должна быть комфортной. Вероятность укачивания можно снизить, если отвлечься от окружающей обстановки и заняться интересным делом, полностью сконцентрировавшись на нем. Благоприятно влияет прослушивание легкой мелодичной музыки.

Зрительные факторы

Во время поездок на транспорте не следует читать. Взгляд нужно фиксировать на уровне 45° над горизонтом: это снижает чувствительность к укачиванию. Не надо смотреть на волны или другие движущиеся объекты. В каюте корабля или в самолете при первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта. В автомобиле целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не следует читать книги или газеты во время движения.

Медикаментозные факторы

С целью медикаментозной профилактики укачивания традиционно в основном применяют ан-тигистаминные и антихолинергические средства. Кроме того, иногда используют нейролептики (производные фенотиазина) и психостимуляторы (амфетамины). Последние применяют в основном для профилактики укачивания у космонавтов.

Антигистаминные средства (Н1-блокаторы). Укачивание уменьшают лишь те Н1-блокаторы, которые обладают центральным антихолинерги-ческим действием. К таким препаратам относятся дименгидринат, дифенгидрамин, прометазин, меклозин, циклизин. Возможно, антихолинерги-ческое действие и объясняет эффект Н1-блокато-ров при укачивании. Людям, которые подвержены кинетозам, рекомендуют за один час до поездки принять дифенгидрамин или циклизин, 50 мг внутрь; меклозин или прометазин, 25 мг внутрь. Основной побочный эффект этих препаратов - се-дативное или снотворное действие. Он более выражен у дименгидрината и дифенгидрамина. Кроме того, Н1-блокаторы могут вызывать сухость во рту и нарушение аккомодации.

Антихолинергические средства тормозят активность центральных вестибулярных структур. В настоящее время выпускаются пластыри со ско-поламином, высвобождающие в кровь 0,5 мг ско-поламина в течение 72 часов. Побочные эффекты скополамина обусловлены главным образом блокадой М-холинорецепторов и включают сухость во рту и сонливость. Кроме того, возможна амнезия и галлюцинации. С большой осторожностью скополамин назначают пожилым из-за опасности развития психоза или острой задержки мочи.

Информация о препарате

СОСТАВ

Cocculus indicus, Nux vomica, Tabacum nicotiana, Petroleum. ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Содержит основные гомеопатические компоненты, направленные на коррекцию вестибулярных расстройств и вазомоторных реакций.

ПОКАЗАНИЯ

Тошнота, головокружение, бледность, ощущение пустоты в желудке. Все симптомы ухудшаются от качки. Тошнота беременных. Отвращение к пище, запаху табака. Тошнота, рвота, общая гиперчувствительность (к запахам и звукам). Головная боль. Холодный пот, головокружение, ухудшение от движения. Тошнота, головокружение, уменьшающиеся при закрывании глаз. Тошнота от запаха бензина.

КОККУЛИН (Laboratoires Boiron, Франция) Таблетки для рассасывания, № 30

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Коккулин, являясь гомеопатическим препаратом, не имеет побочных эффектов, не вызывает сонливости, не влияет на концентрацию внимания, не вызывает привыкания.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВЗАМОДЕЙСТВИЯ

Не имеет лекарственного взаимодействия

СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ И ДОЗИРОВКА

Профилактика

Рассасывать по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. ЛЕЧЕНИЕ

Рассасывать по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.

Фенотиазины. В основном для профилактики укачивания используют прометазин. Препарат обладает антигистаминной активностью и по действию на укачивание не уступает другим Н1-бло-каторам. Принимают его внутрь в дозе 25 мг. Прометазин часто вызывает сонливость, зато гораздо реже, чем другие фенотиазины, - экстрапирамидные нарушения.

Комбинированные препараты. Высокой эффективностью обладают комбинированные средства, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп. Выпускаются, например, препараты, содержащие скополамин (0,33 мг) и дифенгидрамин (25 мг) или скополамин (0,2 мг), дименгидринат (50 мг) и кофеин (20 мг).

Эффективность антигистаминных, антихоли-нергических средств и фенотиазинов достаточно высока. Однако в терапевтических дозах все они вызывают побочные эффекты, что существенно ограничивает их использование, прежде всего у детей и пожилых. Этих недостатков лишены гомеопатические средства, которые, сочетая высокую эффективность и отсутствие побочных эффектов, в ряде случаев становятся препаратами выбора для лечения и профилактики укачивания в транспорте.

Препарат Коккулин, выпускаемый во Франции с 1969 г., зарекомендовал себя в качестве высокоэффективного средства против болезни движения. Препарат содержит несколько гомеопатических компонентов: Cocculus Indicus, Nux Vomica, Tabacum Nicotiana и Petroleum. Будучи исключительно гомеопатическим средством, Коккулин не обладает седативной активностью: не вызывает дневной сонливости, не снижает активность и работоспособность. Коккулин не имеет противопоказаний, поэтому его могут принимать взрослые, дети, беременные женщины, пожилые люди. Препарат совместим с любыми другими лекарственными средствами. В частности, Коккулин не усиливает действие снотворных и седативных препаратов, а также алкоголя.

Эффективность Коккулина подтверждена клиническими испытаниями, в частности плацебо-контролируемым исследованием, проведенным во Франции с участием 150 служащих военно-морского флота Франции. Эффективность Коккулина сравнивали с эффективностью дименгидрина-та в дозе 25 мг. Результаты исследования показали, что Коккулин обладал сравнимой с дименгид-ринатом эффективностью в отношении тошноты, беспокойства и головокружения. Причем по воздействию на беспокойство и головокружение Коккулин был даже более эффективен, чем дименгидринат. При этом побочные эффекты у Коккулина отсутствовали, тогда как дименгидринат во многих случаях вызывал сонливость и нарушения зрения, а также снижал быстроту реакции и память.

Таким образом, эффективность гомеопатического препарата Коккулин не уступает эффективности дименгидрината. При этом его переносимость значительно выше ввиду отсутствия побочных эффектов. Коккулин принимают по 2 таблетки 3 раза в день накануне и в день поездки. Таблетки нужно рассасывать. Для купирования укачивания препарат принимают по 2 таблетки каждый час до улучшения состояния.

Нелекарственные методы профилактики

укачивания

Помимо медикаментозной профилактики болезни движения в настоящее время большое значение уделяют нефармакологическим методам. К ним относят психотерапию и тренировку самоконтроля вегетативных реакций с использованием биологической обратной связи.

Разработаны программы тренировки вестибулярной системы, целью которых может быть приобретение защитной адаптации человека к провоцирующим укачивание движениям. Адаптация достигается путем постепенного наращивания интенсивности провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, занятия теннисом, волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте. К пассивным - вращение на вращательных креслах, укачивание на качелях. Индивидуальный выбор наиболее эффективного средства профилактики укачивания осуществляют на основе специальных вестибулярных исследований, проводимых в специализированных центрах.

Литература

1. ВейсГ. Головокружение // Неврология / под ред. М. Самуэльса. М., 1997. С. 94-120.

2. Головокружение / под ред. М.Р. Дикса, Д.Д. Худа. М., 1989.

3. Зарицкий В.В., Мельников О.А. Еще раз о проблеме транспортного укачивания // Доктор.ру. 2004. № 1. С. 26-29.

4. Мацнев Э.И. Болезнь движения // Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 15-20.

5. Руководство по медицине под ред. Р. Беркоу. М., 1997. Т 2. С. 675-676.

6. BacalK., Billica R., Bishop S. Neurovestibular symptoms following space flight // J Vestib Res. 2003. V. 13. № 2-3. P. 93-102.

7. Bles W., Bos J., Kruit H. Motion sickness // Current Opinion in Neurology. 2000. V. 13. № 1. P. 19-25.

8. Brandt T. Vertigo. Its Multicensory Syndromes. 2nd Ed. London, 2000. P 482-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dieterich M. Dizziness // Neurologist. 2004. V. 10. № 3. P. 154-164.

10. Dornhoffer J, Chelonis JJ, Blake D. Stimulation of the semicircular canals via the rotary chair as a means to test pharmacologic countermeasures for space motion sickness // Otol Neurol. 2004. V. 25. P. 740-745.

11. Golding JF, Gresty MA. Motion sickness // Curr Opin Neurol. 2005. V. 18. № 1. P. 29-34.

12. Gordon CR, Spitzer O, Doweck I, ShupakA, Gadoth N. The vestibulo-ocular reflex and seasickness susceptibility // J Vestibular Res. 1996. № 6. P 229-233.

13. Hain TC, Oman CM. Why does reading in a moving car cause motion sickness? // Scientific American. 2003. № 7. P. 93.

14. Hoffer ME, Gottshall K. Vestibular testing abnormalities in individuals with motion sickness // Otol Neurotol. 2003. V. 24. № 4. P. 633-636.

15. Paul MA, MacLellan M., Gray G. Motion-sickness medications for aircrew: impact on psychomotor performance // Aviat Space Environ Med. 2005. V76. № 6. P 560-565.

16. Renner UD, Oertel R, Kirch W. Pharmacokinetics and pharmacodynamics in clinical use of scopolamine // Ther Drug Monit. 2005. V. 27. № 5. P 655-665.

17. Sakata E, Ohtsu K, Sakata H. Motion sickness: its pathophysiology and treatment // Int Tinnitus J. 2004. № 2. P. 132-136.

18. Sherman CR. Motion sickness: review of causes and preventive strategies // J Travel Med. 2002. V. 9. № 5. P. 251-256.

19. Turner M, Griffin MJ. Motion sickness incidence during a round-the-world yacht race // Aviat Space Environ Med. 1995. V. 66. P. 849-56.

20. Zajonc TP, Roland PS. Vertigo and motion sickness. Part I: vestibular anatomy and physiology // Ear Nose Throat J. 2005. № 9. P. 581-584.

21. Zajonc TP, Roland PS Vertigo and motion sickness. Part II: Pharmacologic treatment // Ear Nose Throat J. 2006. V. 85. № 1. P. 25-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.